По информации «НГ», правозащитники предложат властям объявить специальную амнистию для российских соотечественников. Под нее должны попасть те граждане, которые уже, возможно, десятилетиями проживали в стране, но оказались нелегалами в силу бюрократических казусов и несовершенства законодательства.
Теме амнистии для соотечественников будет посвящена научно-практическая конференция, которая состоится 9 декабря. Мероприятие пройдет в рамках проекта форума переселенческих организаций «Право на Родину!», который реализуется совместно с Институтом стран СНГ и Институтом демографических исследований (ИДИ) ФНИСЦ РАН. В конференции должны принять участие представители Главного управления по вопросам миграции (ГУВМ) МВД РФ. Ведомство прорабатывает вопрос о введении понятия миграционной амнистии в законодательство. Тема обсуждалась на заседании Экспертно-консультативного совета по вопросам миграции при ГУВМ МВД РФ. Но процесс может затянуться, а многие переселенцы уже многие годы живут в РФ без правового статуса. Среди соотечественников и лиц без гражданства есть те, кто стал нелегалом не по своей вине, а, допустим, из-за ошибок чиновников.
Конечно, в основном «нелегалами» оказались приехавшие в Россию в период изменения миграционного законодательства в начале 2000-х годов. Но потом к ним добавлялись и добавляются новые, в том числе участники госпрограммы «Соотечественники», носители русского языка, а также беженцы из Украины. Они не могут вернуться в страну исхода и при этом сильно поражены в правах: им недоступны медицинская помощь и официальное трудоустройство. Правозащитники подчеркивают: необходимо решать вопросы легализации не только соотечественников, но и иностранных граждан, избравших Россию страной проживания или прибывших в поисках убежища, и особенно помочь лицам без гражданства.
В планах общественников обратиться к президенту через омбудсмена или Совет по правам человека с просьбой издать указ о проведении амнистии для «переселенцев, бывших граждан СССР и их потомков, проживших в России в течение трех лет, ставших «нелегалами поневоле» из-за несовершенства законодательства вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств». Эксперты видят это так: нужно выдать разрешение на временное проживание без квот или вид на жительство в упрощенном порядке без штрафных санкций за имеющиеся нарушения миграционного законодательства. Отдельным категориям предоставить право сразу на приобретение гражданства РФ, не заставлять проходить тестирование по русскому языку и не требовать от них справок об источнике дохода. Другое предложение – амнистировать тех мигрантов, которые были депортированы из России с последующим запретом на въезд, если в РФ у них остались прямые родственники – россияне, особенно дети, и если они не совершали серьезных правонарушений.
Напомним, согласно майскому распоряжению замминистра внутренних дел Александра Горового, приезжие с просроченными из-за коронавирусных ограничений документами могут встать на миграционный учет, не опасаясь административного наказания. Но на практике это применимо скорее к тем, у кого есть основания для получения статуса. И де-факто из-под его действия выпало огромное количество мигрантов без действующего удостоверения личности или с неустановленной гражданской принадлежностью. А также те, кто совершал административные правонарушения.
Восстановить им документы бывает зачастую непросто. Людей систематически не допускают к процедуре установления личности: чиновники под различными предлогами не хотят принимать от них заявления. «Недостаточная регламентированность процедуры установления личности оставляет сотрудникам ОВМ (отдел по вопросам миграции. – «НГ») широкое поле для произвола», – отмечают правозащитники. К тому же на местах придумываются собственные правила. В результате к заявителям на установление личности предъявляются диаметрально противоположные требования по представлению документов и свидетелей. Допустим, если в одном регионе в опознании человека участвовать могут только его родственники, то в другом это категорически запрещено.
Правозащитники рассказывают, что далеко не все заявители готовы сообщить сотрудникам ОВМ адрес своего фактического проживания. Среди таких людей много вообще бездомных. А есть те, кто живет у знакомых и родственников, которых могут наказать «за предоставление услуг нелегалам». В результате многие оказываются перед тяжелым выбором: лишиться жилья или отказаться от установления личности и дальнейшей легализации.
Нет и проработанного механизма доступа к процедуре установления личности у лиц, содержащихся в центрах временного содержания (ЦВСИГах). Ситуация усугубляется еще и тем, что в законопроекте об удостоверении лица без гражданства, который уже прошел первое чтение в Госдуме, появилась норма – барьер для тех, кто обращается за установлением личности. В проект включили «право прорабатывать вопрос о возможности передачи гражданина иностранному государству», что приведет к отказу от легализации многих граждан, которые побоятся сразу же после документирования быть выдворенными властями.
Общественники напоминают, что проходить процедуру установления личности сегодня должны как лица без единого документа, так и те, у кого срок действия паспорта истек буквально вчера. Для таких случаев, убеждены эксперты, способы и сроки установления личности должны отличаться: зачем проводить полноценную трехмесячную процедуру установления личности с опознанием свидетелями в отношении тех, у кого есть просроченное удостоверение личности? Также они уверены, что в законе не хватает еще и указаний, как именно устанавливать личность в сложных случаях, когда нет документов, нет дактилоскопической информации, нет свидетелей. Правозащитники рассказали «НГ» о случаях, когда в заключении говорилось «о невозможности установления личности». Такая формулировка обрекает людей на пожизненное существование вне закона.
Претензии есть и к процедуре определения гражданской принадлежности. Допустим, если раньше миграционные органы сами направляли в компетентные органы других стран, то теперь «все чаще в низовых звеньях нелегалов посылают в консульские учреждения». Порой приходят ответы, что определить гражданскую принадлежность не удалось. Ранее хотя бы действовал крайний срок ожидания ответа из-за границы – три-шесть месяцев, но в настоящее время соотечественникам порой приходится ждать годами хоть какой-то определенности.
Екатерина Трифонова