Возрождение традиционного ислама — лучшая альтернатива религиозному экстремизму
В статье автор рассматривает возможность использования отдельных традиционных для постсоветского пространства суфиийских течений в исламе в качестве действенной альтернативы религиозному экстремизму.
Ключевые слова: традиционный ислам, тасаввуф, суфизм, тарикатисты, салафиты (ваххабиты), «Накшбадийя-муджадидийя», Шейх Маулана Зульфикар Ахмад Накшбанди-Муджаддеди, деобандийская школа, исламский университет Дар-уль-улум Деобанд.
В настоящее время среди российских исламоведов не всегда есть единство относительно понятия «традиционный ислам», как в широком смысле, так и применительно к российским реалиям и постсоветскому пространству в целом. Некоторые эксперты отвергают это понятие, мотивируя некорректностью использования определения «традиционный» по отношению к исламу. Они считают это разделение субъективным и лишенным оснований. Однако, на мой взгляд, за этим стоит скрытая попытка «легитимизировать», используя неосведомленность широких слоев общественности, распространение на территории постсоветского пространства зарубежных исламских течений, исторически несвойственных для населяющих ее мусульманских этносов. Закономерным последствием этого является рост конфликтности в обществе и экстремизм.
Негативные проявления такого рода «бурно» протекали в 90-х годах прошлого века и в начале нынешнего на российском Северном Кавказе. Они имеют место и в настоящее время, расширив свой ареал и включив в него Поволжье, Урал и Среднюю Азию. При этом, как показал опыт, одних силовых мер борьбы с ними оказывается недостаточно. На мой взгляд, необходимы системные широкамасштабные усилия всего постсоветского социума, и прежде всего мусульманского, с использованием положительного потенциала, заложенного в самом исламском вероучении, а именно в том легитимном разделе мусульманских богословских знаний, называемом арабским термином тасаввуф или определяемым как в просторечье, так и некоторыми «исламоведами» как суфизм. В связи с этим хочу подчеркнуть, что не следует соотносить тасаввуф с так называемым «суфизмом», для которого характерны противоречия с мусульманской догматикой, чего нет и быть не может в тасаввуфе.
«Единый комплекс исламских богословских наук состоит из трех категорий, а именно:
— ильм-уль-калям или акида, наука, занимающаяся объяснением деталей вероучения, в соответствии с тем, что сказано в Коране и Сунне,
— ильм-уль-фикх или шариат, наука, занимающаяся объяснением деталей внешних деяний (амаль заахира) в соответствии с тем, что сказано в Коране и Сунне;
— ильм-уль-ихсан, ильм-уль-ахлак, ильми-тасаввуф или суфизм, наука, занимающаяся объяснением деталей деяний невидимых, сокрытых (амали-баатина) в соответствии с тем, что сказано в Коране и Сунне;
Исходя из этой классификации, тасаввуф – это наука о познании сокровенного, это методы и практика очищения души и духовного самосовершенствования индивида, и это комплекс практических рекомендаций по совершенствованию этики (адаб) своих последователей. Можно сказать, что это практика, использующая индивидуальный подход и при этом социально ориентированная, направленная на духовное совершенствование людей, на воспитание гармоничной личности и улучшение нравственного климата в обществе в целом, на устранение причин появления радикализма и эстремизма в поведении людей. В Коране (26:89) обращается внимание на особое положение в Судный День тех, кто предстанет перед Всевышним «с непорочным сердцем». Тасаввуф – это обширный раздел мусульманских знаний именно о том, как достичь такого состояния и затем сохранить его, чтобы в Судный День предстать перед Всевышним с непорчным сердцем. Изъятие тасаввуфа из числа легитимных богословских дисциплин – а это именно то, чем занимались в обозримом прошлом вышеупомянутые деструктивные силы и чуждые нашим традициям зарубежные исламские течения — подобно отделению души от тела и превращает Ислам из религии в свод формальных обрядов и догм, а мусульман из людей, покорных Всевышнему в послушное орудие всевозможных деструктивных сил. В мусульманских регионах постсоветского пространства тасаввуф является частью многовековой традиции и потенциал этой богословской науки в прошлом обычно использовался в воспитательных целях» [1].
Успешные примеры использования традиционного ислама в борьбе с экстремизмом на территории СНГ имеются, в т.ч. на российском Северном Кавказе, а именно в Чеченской Республике, где задействование руководством этого субъекта, Российской Федерации в лице Рамзана Кадырова мощного мобилизующего потенциала традиционного для данного региона ислама суфийского направления позволило, несмотря на некоторые издержки, фактически свести на нет мусульманский радикализм и вытеснить чуждые экстремистские течения с территории республики.
В то же время ситуация в большинстве других «мусульманских анклавов» постсоветского пространства, в т.ч. и России, далеко не безоблачная. Тревожная обстановка в Таджикистане, Узбекистане и Киргизии. Наибольшие опасения вызывает «кровавое» противостояние так называемых тарикатистов [4] и салафитов [2] в Дагестане, а также распространение экстремистской идеологии среди мусульманской элиты Татарстана.
Одной из основных причин этой «напасти» на постсоветском пространстве помимо активной работы зарубежных миссионеров в 90-х годах прошлого века, по моему мнению, явилось отсутствие должной поддержки на всех уровнях возрождению традиционного ислама, а именно тасаввуфа, который является наиважнейшей составной его частью. Именно суфийские тарикаты с их многовековой духовной традицией, сильной аргументационной теологической базой, жесткой иерархической структурой и интеллектуальной привлекательностью для элиты в случае их возрождения могли бы стать действенным заслоном на пути экстремизма. К сожалению этого не произошло по ряду причин. В качестве главной я вижу вину научного и экспертного сообщества, которое не только не донесло до широких общественных кругов и власть придержащих необходимость использования этого мощного мобилизующего антирадикалистского фактора, но до сих пор в подавляющей массе не определилось с его объективной оценкой. Другой причиной явилось нарастание исламофобии в мировом масштабе, как естественной реакции на рост террористической активности исламских радикалов, и как результат противодействия любым возможным проявлениям мусульманского возрождения. В странах Центральной Азии в результате все большей авторитаризации власти на волне борьбы с проявлениями религиозного экстремизма вместе с экстремистами «под раздачу» попали «все без разбору» и так называемые салафиты и суфии. Это особенно характерно для Узбекистана, а также Таджикистана. Сходная тенденция присутствует и в других среднеазиатских республиках. Эта «болезнь» не обошла в ряде регионов и Россию.
В этой связи для постсоветских стран на современном этапе в контексте создания действенной альтернативы экстремизму весьма актуален вопрос выбора, «селекции» тех суфийских тарикатов, которые бы гармонично вписались в постсоветский социум того или иного региона, и последующей выработки согласованных мер по их поддержке.
Это архиважно поскольку существует немалое количество псевдосуфийских течений, которые никоим образом не могут способствовать гармонии в любом обществе.
Кроме того, и внутри суфийского ислама не все однозначно со знаком «плюс». Существуют «тарикаты», которые не в ладу с шариатом, и инфильтрация их в постсоветское общество также не может способствовать гармонии.
Разборчиво, на мой взгляд, следует подходить и к тем суфийским течениям, у которых с шариатом все в порядке, но их излишняя политизация вряд ли послужит на пользу постсоветским государствам.
То есть нужен взвешенный комплексный и скрупулезный подход. В его реализации, по моему мнению, эффективно могли бы участвовать прежде всего духовные управления в тесном взаимодействии и контакте как с экспертным сообществом, так и правоохранительными органами. Суфийские тарикаты чрезвычайно закрытые иерархические структуры, что создает немалые трудности в их изучении.
На сегодняший день Институт стран СНГ такую исследовательскую работу провел, изучив одно из направлений (турук) суфийского такриката «Накшбандийя-Муджадидийя» [3], возглавляемого Шейхом Мауланой Зульфикаром Ахмадом Накшбади-Муджаддеди из Пакистана. Накопленные данные по самому широкому спектру деятельности данной структуры уже в настоящее время позволяют приступить к использованию его позитивного потенциала в качестве действенной альтернативы религиозному экстремизму. Этому способствует такая отличительна черта этого тариката как «жесткое» следование исламским канонам в соответствии с известной во всем мире деобандийской исламской школой (по названию всемирно известного университета Дар-уль-улум Деобанд в Индии). Ведь даже так называемые салафиты (ваххабиты) не могут предъявить последователям деобандийской школы «обоснованных» претензий по большинству считающхся дискуссионными вопросов исламского вероучения. В то же время «деобанди» решительно отвергают терроризм. [5]. Это создает объективные предпосылки для возможной «положительной» идеологической трансформации потенциальных экстремистов и перехода их в «лоно» традиционного ислама. Многочисленные практические примеры такого рода трансформаций имели и имеют место как в России, так и за рубежом. В связи с этим, возможно, имеет смысл в ближайшем будущем более развернуто ознакомить мусульман с опытом и деятельностью Шейха Мауланы Зульфикара Ахмада Накшбанди-Муджаддеди и методом духовного сомоочищения, который он практикует.
ILDAR SAFARGALEEV
TASAWWUF INSTEAD OF SUFIZM: RANAISSANCE OF TRADITIONAL ISLAM – THE BEST ALTERNATIVE AGAINST RELIGIOUS EXTREMISM
SUMMARY
In this article the author scrutinizes the possibility of using some of the traditional islamic sufi currents as an effective alternative against religious extremism.
Keywords: traditional islam, tasawwuf, sufizm, tariqat, salafi (wahhabi), Naqshbandi Mujaddedi, Shaikh Maulana Zulfiqar Ahmad Naqshbandi Mujaddedi, Deobandi, Dar-ul-ulum Deoband.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
1. Резолюция научно-практического семинара «Возрождение традиционного ислама – лучшая альтернатива религиозному экстремизму» (14 июля 2011 года, Москва, Россия) – http://www.i-sng.ru/rubric/detail.php?ID=13488.
2. Салафиты (или ваххабиты) — поборники «очищения» ислама от «нововведений» и возврата к т. н. «чистому исламу» времени его зарождения (от араб. салафун — «предки, предшественники»), и по имени идеолога учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792), являющегося последователем Ибн Таймийа (1263—1328).
3. Сафаргалеев И.Ф. Возвращение традиции и личность Гулама Хабиба – http://www.i-sng.ru/rubric/detail.php?ID=11745.
4. Тарикатисты — приверженцы тариката — конкретного направления, школы, «пути к Богу» внутри тасаввуфа (от араб. тарика — путь, дорога).
5. Фетва главы Дар уль-Улюь Деобанд, осуждающая терроризм – http://askimam.ru/publ/o_terrorizme/37-1-0-341 (http://www.jamiatulamaihind.in/JAMIAT_files/2008-05-31-1439-11.jpg, http://www.jamiatulamaihind.in/JAMIAT_files/2008-05-31-1439-55.jpg).
Сафаргалеев Ильдар Фаатович (Москва, Россия) – заместитель директора Института стран СНГ. E-mail: isafargaleev@mail.ru.