Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Традиционное понимание Ислама и сотрудничество между мусульманскими и немусульманскими государствами

13:13 , 9 Апрель 2021
12
0

Послесловие к пакистано-белорусскому вебинару


8 апреля состоялся вебинар по теме «Пакистано-белорусские отношения: возможности для сотрудничества», организованный исламабадским Институтом изучения проблем мира и дипломатии, на который его директор Мухаммад Асиф Нур пригласил меня, Ильдара Сафаргалеева, заведующего отделом исламских исследований Института стран СНГ.

Целью мероприятия было заявлено – содействие взаимопониманию, диалогу и сотрудничеству в бизнесе, образовании и туризме между Пакистаном и Беларусью.

Участниками вебинара стали послы: Исламской Республики Пакистан в Беларуси Саджад Хайдер Хан и Республики Беларусь в Пакистане Андрей Метелица, а также представители научных кругов обеих стран.

Модерировала мероприятие президент Института изучения проблем мира и дипломатии Фархат Асиф.

Данный вебинар натолкнул меня на следующие довольно грустные мысли, которые актуальны как для Беларуси, так и для ее партнера по Союзному Государству – России.

А именно, на проблему традиционного понимания ислама и сотрудничества между мусульманскими и немусульманскими государствами, которую, как мне видится, старательно пытаются всячески обойти организаторы подобного рода дежурных, почти протокольных, мероприятий.

Безусловно, это очень похвально, что поступательно развиваются в основном экономические, кстати, как и в случае с Россией, отношения Пакистана и Беларуси. Однако, как показал печальный наш опыт с Украиной, да и не только, наверное с ней, оказалось, что «не газом единым» проблемы решаются.

Гораздо важнее нащупать духовные скрепы и планомерно их развивать. Без этого Пакистану с Беларусью, да и не только с ней, но и с Россией, в первую очередь, тоже вряд ли удастся добиться ощутимых прорывов в отношениях. Общая историческая память, хотя бы той же Афганской войны всегда будет подсознательным отрицательным фоном двусторонних отношений.

И самое основное – Пакистан, далеко не такая светская страна, как Беларусь или Россия.  Даже официальное название Пакистана – Исламская Республика Пакистан. Уровень религиозности там весьма значительный.

И для поиска смыслов общности в этих непростых реалиях помимо послов официальных, наверное, не мешало бы поискать пути решения через других, менее может быть протокольных, но более в этой ситуации эффективных представителей, которые имеют место быть как в Белоруссии так и в России. А именно в мусульманских сообществах этих государств.

А то, что таких потуг на примере России, по крайней мере, предпринято не было говорит тот факт, что в структурах отечественных духовных управлений мусульман и их учебных заведений самого различного уровня от медресе до Болгарской         Исламской Академии, представителей каких-только мусульманских стран не встретишь. Есть и арабы из Египта – алимы Университета «Аль-Азгар», и экс-муфтий Палестины, профессора из Турции, Иордании, Марокко и Эмиратов.

Однако из Пакистана очень редко случайно встретишь кого. Хотя, это не шиитский Иран, в Пакистане ислам суннитский, нашего самого распространенного, особенно в Поволжье ханафитского в основном мазхаба. Да и суфизм, возрождающийся у нас, и как основная опора и лакмусовая бумажка лояльности государству, тоже в этом мусульманском государстве очень глубокие имеет корни.

Вот, пожалуй, я и набросал мазками те общие знаменатели, на которых Беларусь, через своих мусульман во главе с их уважаемым муфтием могла бы поискать общие духовные зацепки в дополнение к успешно развивающемуся экономическому сотрудничеству. Но и нам в России, наверное, стоило бы об этом не в последнюю очередь задуматься.

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.