Выступление члена Совета Лазаревского клуба, директора Института Черноморско-Каспийского региона им. В.Б. Арцруни, с.н.с. ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, Виктора Надеина-Раевского на Круглом столе организованном Институтом стран СНГ совместно с филиалом института в г. Ереване и Международным Лазаревским клубом.
Вопрос «Зангезурского» (Сюникского) коридора, который еще называют пантуранским, достаточно старый и хорошо известный. Этот транспортный маршрут должен проходить через территорию Республики Армении – через армянский Сюник или как его называют в Турции и Азербайджане, «Зангезур».
Насколько критична сама постановка вопроса. Для Турции это старая мечта создания «Великого Турана» – тюркского государства или как минимум государственного объединения тюркских народов. Этот транспортный коридор рассматривается как путь сообщения со всем тюркским миром. Для Азербайджана — это установление более тесной связи со своей автономией Нахичеванью. Как известно, в этой армянской автономии уже давно нет армян. Зато есть полное засилье турок. Авиационные, железнодорожные рейсы осуществляются по турецким внутренним расписаниям. Не говоря уже о военном присутствии. Как осуществляется сейчас связь между Нахичеванью и Азербайджаном? Фактически она идет через иранскую территорию, как и было все эти предыдущие годы.
Постановка вопроса о Сюникском (Зангезурском) коридоре обострилась после Арцахской войны и была зафиксирована в трехстороннем соглашении от 9 ноября 2020 года, о прекращении огня. Впрочем, в самом тексте нет никакого упоминания о «Зангезурском» коридоре. Говорится лишь об открытии транспортных коридоров. Действует ли эта декларация по сей день? Все пункты этого соглашения Азербайджан давно нарушил. Единственный коридор о котором шла речь это Лачинский, который соединял Республику Армения с Арцахом, был вопреки договоренностям заблокирован азербайджанцами. Появились некие «борцы за чистоту природы», которые нашим миротворцам показывали знак ультраправых «серых волков» — «боз курт». Наши блокированные миротворцы не имели права применить оружие, к сожалению. Пара очередей над головами таких демонстрантов, охладила бы их пыл. Однако с нашей стороны ничего подобного сделано не было.
Затем Азербайджан блокировал Лачинский коридор и поставил блокпост, не пропуская гуманитарные грузы в Карабах (Арцах). Все пункты, которые были внесены в Шушинскую декларацию, азербайджанская сторона нарушила. Поэтому и у нас есть все основания отказывать в просьбах о Зангезурском коридоре. Это одна сторона вопроса.
Армения, конечно, ничего не будет делать. Армянская власть готова отдать не только эту территорию, но и вообще все, что потребуется. По их мнению, наконец-то страна начала развиваться, потому что «сдали Карабах».
Но с пантуранским коридором не все так просто, как хотелось бы турецко-азербайджанской стороне. Есть еще интересы Республики Иран. Для Ирана никакой Зангезурский (Сюникский) коридор не нужен. Иран знает, как активно работают турецкие спецслужбы последние 25-30 лет в иранских северных провинциях, где и проживает значительная часть этнических азербайджанцев. Разговоры о том, что там живет 40 миллионов азербайджанцев, это пропагандистская болтовня.
По оценкам профессора Гарника Асатряна (ИВ РАУ), на самом деле, тюркофоны северо-западного Ирана насчитывают не более 5% населения Ирана, имеют подчеркнуто иранское самосознание. Весь ареал потенциального обитания тюркоязычного Ирана (провинции Казвин, Зенджан, Западный Азербайджан, Ардебиль) по последним переписям населения насчитывает немногим более 10 миллионов человек. Учитывая, что около 70 % населения провинции Западный Азербайджан составляют курды (не менее 2 миллионов), более половины жителей Казвина говорят на персидском и южно-татском диалектах (Такестан и группа сельских поселений, известная как Болук-э-Захра) (приблизительно 1 миллион), а определенный процент населения в остальных провинциях составляют талыши, таты, ассирийцы, вновь курды, армяне и т.д. (приблизительно 500 тысяч человек), мы получаем объективную картину численности тюркофонов Ирана – 5-6 миллионов человек. Собственно тюркское население Ирана – туркмены, населяющие провинцию Горган-Голестан (0,5-1 млн.), и племенная федерация кашкайцев в провинции Фарс (порядка 300 тыс).Так что разместить там виртуальные 30-40 миллионов тюркофонов на карте Ирана, будь они «азербайджанцами» или кем-то еще никак не получится.
Националистические карты там разыгрывались турками постоянно. В последние годы Турция эти амбиции стала активно воплощать наряду с работой в Средней Азии, в частности, в Казахстане, проводя работу с тюркскими народами на территории РФ. В иранском Азербайджане самосознание другое. Они себя ощущают иранцами. Потому что тюркские династии очень часто правили в этой стране. Последние – Каджары правили до шаха Реза Пехдеви.
Эта территория вожделенная для турок и это иранцы прекрасно понимают. Кроме этих этнических групп там живут и туркмены. Всего было три волны тюркского нашествия на этот регион, они оставили остатки своего населения. У Ирана, таким образом, есть серьезные основания для опасений.
Поэтому он выстроил свою доктрину безопасности, основываясь на неприятии пантуранского коридора. Так, Иран предложил проект постройки железной дороги из Еревана на Нахичевань, далее вдоль армянской границы по территории Ирана до границы Азербайджана. Планировалось и строительство шоссейной дороги. Железная дорога от Нахичевани есть и в настоящее время, и она частично электрифицирована. Это конечно не устраивает Турцию и Азербайджан.
По азербайджанской версии дорога (армянский участок) должна охраняться российскими погранвойсками – ФСБ РФ. Это должно было обеспечить безопасность провоза пассажиров и груза. Может быть, это и обеспечивало бы суверенитет и безопасность грузов и пассажиров из Армении на одним участке дороги – через Сюник, но проезд армянского пассажира до России, и через Сюник, и через Нахичевань, и вдоль иранской границы, а тем более через территорию Азербайджана до границы с Россией с точки зрения безопасности невозможен. Такая возможность у граждан Советской Армении была, и они могли ездить через Нахичевань до Баку и далее до Москвы. Но на закате существования СССР безопасность уже никто не гарантировал. Так, Азербайджан блокировал даже гуманитарные грузы, которые отправлялись в Армению после землетрясения.
Учредитель Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона, который ныне носит его имя, Варткез Багратович Арцруни был свидетелем этих событий, так как возглавлял строительную отрасль Армении. Он описал, как грабили азербайджанцы составы, выводили из строя строительную технику, которую отправлял в Армению весь СССР, загоняли вагоны с продовольствием в тупики и держали там пока груз не испортится. Не говоря уже о том, что на вагонах писали «Поздравляем с землетрясением». Все это мы давно знаем, а о том, какие силы там стоят у власти и во что превратилось общественное самосознание населения за тридцать лет оголтелой антиармянской пропаганды можно судить по азербайджанским СМИ.
Таким образом, Армения от реализации подобной идеи ничего полезного не получит.
А что получит Россия? Почему министр иностранных дел Сергей Лавров выступает с обвинениями в адрес Армении, что она с 2020 года ничего не делает в реализации идеи «Зангезурского коридора»? Что Россия может получить от дороги, которая будет проходить в обход ее территории?
Ведь подобный проект уже реализован. Это железнодорожная магистраль из Турции через грузинскую территорию в обход Армении. Армения, кстати, предлагала предоставить свои железные дороги и обещала не брать плату за транзит. Но, как мы знаем, турки отказались от такой возможности, так же, как и азербайджанцы. Поэтому дорога идет через Грузию, через армянонаселенный Джавахк, через территорию Грузии на Каспий, а там на азербайджанском побережье построены грузовые терминалы, включая контейнерные, где происходит перевалка грузов и откуда морем они следуют в порты Казахстана и Туркмении. То есть такой маршрут уж есть.
Если уж речь идет о «Зангезурском коридоре», то получается, что это еще один, дополнительный маршрут, именно потому и получивший характерное название в прессе и у политиков как «Пантуранский коридор», что носит политический, а не хозяйственный характер.
Иран предложил свой вариант, основываясь на тех маршрутах, что уже работают. Он предложил усовершенствовать эти пути-дороги, и модернизировав их, пройти вдоль всей иранской границы, минуя территорию Армении, до Баку.
Но это не устроило турок, потому что тогда Иран будет контролировать переброску крупной военной техники по своей территории. Так что получается – «нашла коса на камень».
Почему у России, на мой взгляд, политика не соответствует ее реальным интересам. Да, Россия заинтересована в разблокировке транспортных путей в регионе. Но не всех. Она заинтересована в строительстве коридора Север – Юг. Уже идет модернизация дороги, ведущей от иранского Казвина на Решт и предположительно до азербайджанской Астары. Эту часть должен был строить Иран, но в эту работу включились российские железнодорожники. Довелось увидеть эту дорогу на пути от Казвина до Каспийского побережья в 2012 году. Уже тогда была проведена отсыпка откосов на части маршрута уложены рельсы, построены тоннели.
Отметим, что железные дороги Ирана представляют немалую сложность в эксплуатации. В Иране три варианта ширины железнодорожной колеи. На севере страны, у границы с Азербайджаном, где в свое время дислоцировался русский казачий корпус дорога была построена в соответствии с российскими стандартами.
Далее на юг идет европейская колея и доходит до Персидского залива. Именно по ней в годы Великой Отечественной войны доставлялись грузы по ленд-лизу. Мой преподаватель профессор Милоградов в молодости как раз занимался обеспечением безопасности на этой дороге и вел переговоры с местными феодалами.
Это давно функционирующая дорога, но у нее другая колея – европейская.
Третий вариант колеи на Востоке страны. То есть через Иран невозможно проехать на железнодорожном транспорте из конца в конец без смены колесных пар. Большая часть дорог не электрифицирована. В настоящее время РЖД проводит электрификацию части иранских дорог. Таким образом, Россия взяла на себя определенные обязательства по модернизации дороги до Персидского залива используя нашу колею.
В этом проекте Россия действительно заинтересована. Кроме того, это соответствует и интересам китайской модели «Один пояс – один путь» и индийским интересам, как и интересам Юго-Восточной Азии. Дорога пройдет через Россию, а далее в Европу. Но для реализации этого проекта необходимо желание самого Ирана, реализовать этот маршрут. У Ирана было много сомнений, по поводу самого проекта Север–Юг и он не так просто на это решился. В Иране помнят и про казачий корпус, и то, что войска Красной Армии занимали Север Ирана, а английские войска – Юг Ирана перед проведением встречи глав государств антигитлеровской коалиции в 1943 году в Тегеране. Поэтому малый отрезок пути в 8 километров от иранской Астары до азербайджанской Иран не стремился строить, чтобы, не дай бог, СССР или Россия не отправили по этому пути тяжелую военную технику. Исторический фактор тоже играл свою роль.
России очень важно выстраивание партнерских отношений с Ираном. И если Иран выступает против Зангезурского коридора, наша поддержка этого проекта, как важного шага в процессе пантюркистской экспансии пусть и в угоду Турции и Азербайджану, не представляется оправданной, тем более что Россия от реализации этого проекта никакой пользы не получит.
Что же касается Армении, то для нее, это совершенно проигрышный вариант. Другое дело, если дорога пойдет через армянскую территорию до Ирана. Но сейчас до Капана дорога разобрана, по решению армянской дочерней компании РЖД, потому что многие годы она не использовалась. Но в случае необходимости этот путь можно восстановить.
В свое время Варткез Багратович Арцруни, опытный строитель, душой болевший за преодоление блокады Армении, предлагал построить железную дорогу через Сюник до границы с Ираном. При этом через горный массив, разделяющий эти два государства пришлось бы пробивать тоннель в 26 километров. Это трудно и дорого. Такая дорога не скоро окупилась бы ввиду недостаточного объема перевозимых грузов. Обсуждая этот проект, я привел В.Б. Арцруни пример самого длинного в мире Сен-Готардского тоннеля в Альпах длиной 57 км, который строили 17 лет и который соединил Италию и Швейцарию. У этих стран совершенно другие возможности, чем у Армении и 12 млрд стоимости строительства этого двухпутного тоннеля потребовали соответствующих кредитов.
Однако суть такого проекта для Армении в его полной независимости от враждебных Армении государств и эффективном прорыве блокады республики. Именно поэтому В.Б. Арцруни и считал необходимым реализовать именно такой маршрут. Впрочем, при нынешней власти в Армении никто не будет заниматься таким проектом.
Отметим, что для реализации проекта строительства Зангезурского коридора, в турецко-азербайджанском варианте придется выстроить несколько десятков тоннелей и мостов. То есть это дорогостоящий проект, на который готов пойти Азербайджан несмотря на то, что его экономическая отдача будет невысока. То есть, когда речь идет о великой «пантюркистской идее» интересы реального бизнеса не столь важны.
Проект, же дороги из Армении в Иран рассматривался давно и оценки стоимости проекта варьировались начинался с 1 миллиарда долларов до 3,5 миллиардов.
Таким образом к «Зангезурскому коридору» и вообще к прохождению торговых путей сохраняется много вопросов. При этом позиция России должна учитывать в первую очередь стратегические интересы нашей страны, а не азербайджанские и турецкие. Учитывая подписанный с Ираном 17 января 2025 года «Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран» Россия должна уделять особое внимание озабоченностям Ирана в связи с реализацией проекта «Зангезурского коридора».