С 2013 года фонд «Миграция XXI век» при поддержке правительства Москвы реализует проект «Услышать друг друга — значит понять», направленный на гармонизацию межнациональных отношений в обществе. Одна из основных целей проекта — консолидация усилий неправительственных организаций столицы, направленных на нормализацию межнациональных и межконфессиональных отношений в Москве. Для Москвы такая задача в силу все возрастающего притока трудовых мигрантов из различных зарубежных государств имеет особую значимость. Столица привлекает представителей различных национальностей, этносов, вероисповеданий, взглядов. И не все они могут и готовы принимать культуру, образ жизни, воззрения других.
17 декабря 2014 г. прошла, организованная фондом «Миграция XXI век», очередная Конференция участников проекта, в ходе которой были рассмотрена политика в сфере межнациональных отношений и её реализация, опыт органов государственной власти и гражданского общества в предотвращении межнациональных и межрелигиозных конфликтов, а также роль СМИ в освещении межнациональной проблематики.
В работе конференции принял участие старший научный сотрудник отдела диаспоры и миграции Института стран СНГ В.П. Михайлов. Ниже мы публикуем тезисы его выступления.
Некоторые моменты регулирования межнациональных отношений
Подъём национализма и национальных движений стал одним из наиболее заметных явлений в современном мире. А мы живём все еще старыми догмами социалистической идеологии, в основе которой лежало «братство народов», теория слияния культур и создание новой формации – советский народ. Намерения были прекрасны, но как всегда, мы торопились. Нам хотелось сделать все как можно скорее. И казалось, как просто можно построить социализм, минуя целые формационные циклы (феодализм, капитализм).
Но время и история смеются последними. Эволюционный путь цивилизации нельзя нарушать. Ибо трудно и больно народам, чей менталитет находится на уровне родоплеменных отношений средневековья, входить в демократическое общество. И они не могут понять, почему должны строить демократическое, правовое государство для всех, когда они ещё не жили в мононациональном – для себя. Они не могут понять, что в полиэтническом пространстве нельзя построить моноэтническое государство, с учётом интересов только одной нации.
Новый статус прежних союзных республик диктуют и новые отношения «братских народов» и внутри самих государств. С обретением суверенитета бывших союзных республик народы этих государств поделились на «коренных» и «некоренных». Под личиной роста национального самосознания порой скрывается национализм, появляются перекосы в национальной, кадровой, иммиграционной политике, в сфере образования, в развитии языков. Всё это вызывает у «некоренных» недоумение, тревогу и неуверенность в будущем. Они оказались в новой ситуации и порей не знают, как вести себя, как относиться к новому государству, к «коренной» нации.
Между тем подобные проблемы находят свое решение в других странах. Есть многовековой опыт других народов, опыт решения проблемы разных этносов, проживающих в одном государстве. Его надо изучать. И, прежде всего надо твёрдо усвоить — межнациональные отношения должны регулироваться законами.
Уже не секрет, что процессы дезинтеграции в бывших государствах Советского союза сыграли роль катализатора не только бурных миграционных процессов, но и сепаратистских настроений.
Несомненное влияние на национальные отношения оказывает то, насколько адекватно и оперативно органы государства реагируют на потребности этнических групп. Недостаточно гибкая политика центральных и местных властей может привести к возникновению очага напряженности на территории того иди иного государства, осложнить двусторонние отношения между соседними странами. Яркий пример тому – события на Украине.
Важную роль в урегулировании межнациональных отношений в странах постсоветского пространства призваны играть реформы, связанные с созданием в аппарате государства органов и организаций, занимающихся делами этнических групп.
Главная цель всех государственных мероприятий состоит в том, чтобы достичь определённого равновесия между центробежными и центростремительными тенденциями в развитии межнациональных отношений, создать определенный баланс в соотношении действующих в разных направлениях сил. Приверженность правительства к подобной стратегии и тактике может стать эффективным средством достижение стабильности в межэтнических отношениях.
Подводя итоги сказанному, можно констатировать, что для решения проблем межнациональных отношений в демократическом государстве «нужно сосредоточить свое внимание на изучении трёх основных групп правовых проблем.
В первую входят те, которые касаются формы и структуры государства. Национальный состав населения должен находить отражение и в его структуре. В свою очередь, тот или иной способ организации государственной власти не может не воздействовать на состояние и развитие межэтнических отношений.
Вторая группа охватывает круг вопросов, связанных с положением национальных меньшинств, определением их статуса, с охраной и защитой их культуры, языка, традиций.
Третья группа: межнациональные отношения затрагивают не только те стороны государственно-правовой практики, которая состоит в защите и охране групповых или индивидуальных интересов представителей национальных меньшинств, но и те, которые преследуют своей целью предупреждение и разрешение возникающих в этой области споров и конфликтов». [1]
К сожалению, проблемы межэтнических отношений пока глубоко не исследованы, не разработаны. В каждой стране они решаются по-своему, но принцип один: все этносы имеют равные права и они должны быть реализованы. Только тогда мир и спокойствие могут быть гарантированы.
Сегодняшнее состояние межнациональных отношений в мире и в нашей стране, в частности, настоятельно требует постоянного и систематического исследования названных проблем. А международный опыт межнациональных отношений, несомненно, поможет в решении проблем межнациональных отношений не только в нашей стране, но и в странах постсоветского пространства.
[1] «Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии», М., 1993, Институт государства и права РАН