Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

«Услышать друг друга — значит понять»

17:17 , 18 Декабрь 2014
16
0


С 2013 года фонд «Миграция XXI век» при поддержке правительства Москвы реализует проект «Услышать друг друга — значит понять», направленный на гармонизацию межнациональных отношений в обществе. Одна из основных целей проекта — консолидация усилий неправительственных организаций столицы, направленных на нормализацию межнациональных и межконфессиональных отношений в Москве. Для Москвы такая задача в силу все возрастающего притока трудовых мигрантов из различных зарубежных государств имеет особую значимость. Столица привлекает представителей различных национальностей, этносов, вероисповеданий, взглядов. И не все они могут и готовы принимать культуру, образ жизни, воззрения других.

17 декабря 2014 г. прошла, организованная фондом «Миграция XXI век», очередная Конференция участников проекта, в ходе которой были рассмотрена политика в сфере межнациональных отношений и её реализация, опыт органов государственной власти и гражданского общества в предотвращении межнациональных и межрелигиозных конфликтов, а также роль СМИ в освещении межнациональной проблематики.

В работе конференции принял участие старший научный сотрудник отдела диаспоры и миграции Института стран СНГ В.П. Михайлов. Ниже мы публикуем тезисы его выступления.


Некоторые моменты регулирования межнациональных отношений

Подъём наци­онализма и национальных движений стал одним из наиболее заметных явлений в современном мире. А мы живём все еще старыми догмами социалистической идеологии, в основе которой лежало «братство народов», теория слияния культур и создание новой формации – советский народ. Намерения были прекрасны, но как всегда, мы торопились. Нам хотелось сделать все как можно скорее. И казалось, как просто можно построить социализм, минуя целые формационные циклы (феодализм, капитализм).

Но время и история смеются последними. Эволюционный путь цивилизации нельзя нарушать. Ибо трудно и больно народам, чей менталитет находится на уровне родоплеменных отношений средневековья, входить в демократи­ческое общество. И они не могут понять, почему должны строить демократи­ческое, правовое государство для всех, когда они ещё не жили в мононацио­нальном – для себя. Они не могут понять, что в полиэтническом пространстве нельзя построить моноэтническое государство, с учётом интересов только од­ной нации.

Новый статус прежних союзных республик диктуют и новые отношения «братских народов» и внутри самих государств. С обретением суверенитета бывших союзных республик народы этих государств поделились на «коренных» и «неко­ренных». Под личиной роста национального самосознания порой скрывается национализм, появляются перекосы в национальной, кадровой, иммиграци­онной политике, в сфере образования, в развитии языков. Всё это вызывает у «некоренных» недоумение, тревогу и неуверенность в будущем. Они оказались в новой ситуации и порей не знают, как вести себя, как относиться к новому государству, к «коренной» нации.

Между тем подобные проблемы находят свое решение в других странах. Есть многовековой опыт других народов, опыт решения пробле­мы разных этносов, проживающих в одном государстве. Его надо изучать. И, прежде всего надо твёрдо усвоить — межнациональные отношения должны регу­лироваться законами.

Уже не секрет, что процессы дезинтеграции в бывших государствах Советского союза сыграли роль катализатора не только бурных миграционных процессов, но и сепаратистских настроений.

Несомненное влияние на национальные отношения оказывает то, насколько адекватно и оперативно органы государства реагируют на потребно­сти этнических групп. Недостаточно гибкая политика центральных и местных властей может привести к возникновению очага напряженности на террито­рии того иди иного государства, осложнить двусторонние отношения между соседними странами. Яркий пример тому – события на Украине.

Важную роль в урегулировании межнациональных отношений в странах постсоветского пространства призваны играть реформы, связанные с созданием в аппарате государства органов и организаций, зани­мающихся делами этнических групп.

Главная цель всех государственных мероприятий состоит в том, чтобы достичь определённого равновесия между центробежными и центрост­ремительными тенденциями в развитии межнациональных отношений, создать определенный баланс в соотношении действующих в разных направлениях сил. Приверженность правительства к подобной стратегии и тактике может стать эффективным средством достижение стабильности в межэтнических отношениях.

Подводя итоги сказанному, можно констатировать, что для решения проблем межнациональных отношений в демократичес­ком государстве «нужно сосредоточить свое внимание на изучении трёх ос­новных групп правовых проблем.

В первую входят те, которые касаются фор­мы и структуры государства. Национальный состав населения должен находить отра­жение и в его структуре. В свою очередь, тот или иной способ организации государственной власти не может не воздействовать на состояние и развитие межэтнических отношений.

Вторая группа охватывает круг вопросов, связанных с положением национальных меньшинств, определением их статуса, с охраной и защитой их куль­туры, языка, традиций.

Третья группа: межнациональные отношения затрагивают не только те стороны государственно-правовой практики, которая состоит в защите и охране групповых или индивидуальных ин­тересов представителей национальных меньшинств, но и те, которые пре­следуют своей целью предупреждение и разрешение возникающих в этой области споров и конфликтов». [1]

К сожалению, проблемы межэтнических отношений пока глубоко не исследованы, не разработаны. В каждой стране они решаются по-своему, но принцип один: все этносы имеют равные права и они должны быть реализованы. Только тогда мир и спокойствие могут быть гарантированы.

Сегодняшнее состояние межнациональных отношений в мире и в на­шей стране, в частности, настоятельно требует постоянного и систематичес­кого исследования названных проблем. А международный опыт межнацио­нальных отношений, несомненно, поможет в решении проблем межнациональных отношений не только в нашей стране, но и в странах постсоветского пространства.



[1] «Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии», М., 1993, Институт государства и права РАН 


Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.