Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

В поисках выхода из «Минского тупика»


 Возвращаясь к истории вопроса, хочется напомнить, что чуть более года назад, а именно, 9 декабря 2019 года в Париже прошла очередная встреча лидеров стран Нормандской четверки. Прошедшие к тому времени на Украине, выборы нового президента Владимира Зеленского, подтверждавшего свое стремление к миру на Донбассе, создавало почву для надежд на результативность саммита. Самым главным итогом встречи, стал перезапуск «Минска-2» с участием новоизбранного президента Украины, поскольку он и его команда пытались откреститься от Минских соглашений,  подписанных его предшественником Порошенко.

Во время саммита, Зеленский проявляя завидную находчивость, предлагал перетасовать очередность статей минских соглашений, по принципу, от перестановки мест, суть не меняется,  но эта хитрость, не увенчалась успехом. Участники саммита дали ему понять, что данная встреча принципиально отличается от встреч «Клуба веселых и находчивых» и Минские договоренности, как они есть, продолжат служить основой работы Нормандского формата.

На этой основе четверкой было принято Коммюнике, в котором  зафиксировано ряд договоренностей: 

о полной и всеобъемлющей имплементации режима прекращения огня,  до конца 2019 года;

— разработке и осуществлении обновленного плана по разминированию на основе решения Трехсторонней контактной группы о противоминной деятельности от 3 марта 2016 года;

— о  трех дополнительных участках с целью разведения сил и средств к концу марта 2020 года;

— об освобождении и обмену удерживаемых лиц, связанных с конфликтом, до конца года на основе принципа «всех на всех»;

— о новых пунктах пропуска через линию разграничения;

2 Политические меры. Участники считают необходимым инкорпорировать «формулу Штайнмайера» в украинское законодательство согласно версии, согласованной Н4 и трехсторонней контактной группой.

Прошло уже более года после Парижской встречи, что в результате?

В зоне конфликта было установлено прекращение огня, которое периодически нарушается, а последнее время нарушается все чаще, но все же!  Был произведен обмен пленными, правда далеко не «всех на всех», как зафиксировано в коммюнике.

При этом, Киев продолжает игнорировать политическую часть договоренностей. Формула предполагает, предоставление Донбассу особого статуса — сначала на временной основе в день выборов, а на постоянную основу такое положение будет переведено после того, как ОБСЕ подтвердит соответствие этих выборов международным стандартам.

Киев, тем временем, настаивает, что выборы будут проведены на неподконтрольных территориях только после передачи Украине контроля над российско-украинской границей, а это вступает в противоречие с минскими соглашениями, которые подразумевают, что контроль над границей будет передан Киеву на следующий день после проведения выборов в Донбассе.

В конце 2020 года Верховная рада в очередной раз продлила действие закона Украины об особом порядке местного самоуправления в Донбассе до конца 2021 года, изменив всего лишь дату применения. И опять это чисто украинское лукавство. Закон как и прежде не фиксирует особый статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей на постоянной основе (что требуют минские соглашения), нет там и «формулы Штайнмайера», на которой настаивают  участники «Нормандского саммита». При этом, Киев имитирует бурную деятельность. Меняет переговорщиков в контактной группе, разрабатывает свой план разрешения конфликта и реинтеграции ДНР и ЛНР, в котором от минских соглашений не осталось и следа. И вот президент Зеленский уже рапортует, что Киев «выполнил все договоренности лидеров «нормандской четверки» и предлагает очередную встречу.

Несмотря на то, что ДНР и ЛНР действительно являются стороной украинского конфликта и переговоры с их представителями подразумеваются минскими соглашениями, Киев во всех своих обращениях в международные структуры упорно настаивает, что стороной конфликта является Россия. Это стало уже позицией многих европейских стран, объединенного запада, о США и говорить нечего, где эта хитрая формула «вечной вины России» и была придумана.

С 2021 года председателем ОБСЕ стала глава шведского МИД Анн Линде. Первым ее зарубежным визитом на этом посту стала поездка на Украину – 20 января она посещает линию соприкосновения на Донбассе. И вот она уже вторит Зеленскому: «Украина выполнила все условия. Россия – к сожалению, еще нет».

В связи с этим хотелось бы отметить странную роль стран гарантов, отвечающих за украинскую строну, Германию и Францию, которые понимая, что Россия не является стороной конфликта, ни разу не осадили Киев в его нападках на Россию и требованиях от неё выполнения Минских соглашений. Все это казалось странным, но   вот наступил момент истины. В декабре Россия провела в Совете Безопасности ООН  обсуждение темы: «Реализация Минского Комплекса мер 2015 года по урегулированию ситуации на Украине: год после Парижского саммита в Нормандском формате». Речь шла именно о саммите 9 декабря 2019 года. Обсуждение проводилось по «формуле Арриа», когда любой член Совбеза ООН организует обсуждения и может пригласить для участия в них, любых представителей. 

Россия в лице своего постпреда Василия Небензи, помимо представителей «ДНР» и «ЛНР» Натальи Никоноровой и Владислава Дейнего, пригласила представителей Нормандского формата: Украину, Францию, Германию, а также другие страны.

Из-за пандемии это была видеоконференция.

Но вот казус, Париж и Берлин не только сами не участвовали в конференции, но отговаривали от участия другие государства. Постпред России в Совбезе ООН выступал как модератор и начал свое выступление с заявления об отношении коллег к мероприятию. Его не удивило, сказал Небензя, что встречу пыталась блокировать Украина, чего нельзя сказать о Германии и Франции. Такое поведение этих государств в ООН, поднимает вопросы о целесообразности новых саммитов Нормандского формата. Это «компрометирует роль Берлина и Парижа как посредников в решении украинского кризиса. Они больше заботятся о том, как покрывать украинские власти» — сказал Небензя.  «Мы шокированы попытками наших французских и германских коллег, участников Нормандского формата, бойкотировать данную встречу под смешным предлогом, что ее формат не соответствует Нормандскому формату» —  продолжил Василий Небензя.

Конференция все же состоялась, целый ряд государств проявили интерес к ситуации на Донбассе. Они услышали наконец не только позицию Киева, но и другую сторону конфликта, представителей «ДНР» и «ЛНР».  Министр иностранных дел ДНР Наталья Никонорова и Министр иностранных дел ЛНР Владислав Дейнего, они же представляют республики в минской ТКГ, изложили историю отторжения их территорий от Украины и причины конфликта, проведения референдумов и их итоги. Они представили историю расправы Украины над мирным населением республик с датами, цифрами и подробный отчет о постоянных нарушениях Украиной перемирия. Невольно напрашивается вопрос, может ли так государство поступать со своими гражданами?  А дальше, исходя из представленной ситуации: нужен ли Донбасс Украине и нужна ли Украина Донбассу?

 Но позицию и аргументы независимых республик, не услышали представители Франции и Германии, просто не захотели ее услышать, разумеется ожидать понимания и поддержки воюющему Донбассу со стороны европейских гарантов, не приходится. Что до России, то видимо пришло понимание, что она не только, как гарант, как государство продолжатель прав СССР, ответственный за судьбы миллионов соотечественников, вынуждена будет искать выход и принимать решения, которые могут не понравиться Киеву и его сторонникам.

В ходе большой пресс-конференции по итогам 2020 года, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров фактически обвинил в  «неспособности или нежелании Берлина и Парижа заставить  подопечных в Киеве прекратить подрывать Минские договоренности». Более того, Лавров дал понять, что мы понимаем, почему они так трепетно оберегают и защищают руководство Украины, «с которой связана одна из надежд на сдерживание России». И как итог, «тогда мы будем уже по-другому выстраивать свои действия на этом направлении». Стало явным, о чем многие и ранее догадывались.  Германия и Франция не понуждали Украину к миру и выполнению Минских соглашений, а выполняли совершенно иную роль.  Они выступали сдерживающим фактором и не давали Украине пойти на разумные уступки в вопросах разрешения кризиса на Донбассе, то есть стояли на стороне войны, а не мира, фактически заводя Минский процесс в тупик.

Похоже, всю ложность ситуации понимают и в Народных республиках Донбасса. Ожидание разрешения конфликта мирным путем затянулось. Война длится по времени уже дольше, чем шла Великая Отечественная, а Киев и не собирается выполнять Минские соглашения.

 28 января 2021 года в Донецке в Центре славянской культуры состоялся интеграционный форум «Русский Донбасс», который возглавили лидеры ДНР Денис Пушилин и ЛНР Леонид Пасечник, с участием депутатов Государственной Думы РФ, общественных деятелей, журналистов, ученых и широкой общественности республик. На форуме  обсуждалась, и была принята  доктрина «Русский Донбасс». которая стала платформой идеологического устройства Республик, основой  их государственной политики.  Это был серьезный разговор о будущем Донбасса, который не согласился с государственным переворотом в 2014 году на Украине и начал свой путь с борьбы за особый статус в составе Украины, а теперь пришел к выводу, что  ни какой особый статус, в таком государстве, их уже не устроит. Они выстрадали право на выбор своего цивилизационного пути, выбор русской национальной идентичности, и для такого выбора, есть исторические и правовые предпосылки. За прошедшие годы, Донбасс, даже при своей территориальной неполноте, научился жить без Украины, осталось Украине научиться жить без Донбасса.

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.