Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Владимир Новиков: Грузия, так же как и Армения, является страной, через которую могут осуществляться торговые пути между Россией и Ираном

Стенограмма выступления заведующего отделом Кавказа Института стран СНГ Владимира Новикова на «Российско-иранской конференции об укреплении регионального сотрудничества», 20 июля 2023 года, Институт стран СНГ


Тема моего доклада обозначена как грузинский фактор на Южном Кавказе и его влияние на российско-иранские отношения. Если мы сразу берем ее в оборот, то Грузия из всех стран Южного Кавказа является для нас наиболее проблемной страной.

У нас отсутствуют дипломатические отношения с 2008 года, у нас существует конфликт, который почему-то описывают как территориальный, а на самом деле он не является территориальным. Это конфликт вокруг различного понимания международного правового статуса Абхазии и Южной Осетии. Но тем не менее с момента начала российской специальной военной операции на Украине, между Россией и Грузией начался некий этап потепления.

Я сейчас не буду касаться тех внутренних причин, которые заставили нынешнее грузинское руководство пойти на это потепление, это было бы темой отдельного разговора. Но тем не менее, приведу здесь лишь то, что можно обозначить как некие новые вехи в российско-грузинских отношениях.

Первое – это отказ официального Тбилиси от поддержки Украины в ее конфликте с Москвой.

Более того, это фактический разрыв между Киевом и Тбилиси.

Третье – это отказ увязывать собственные проблемы с Россией, абхазской и югоосетинской, с украинским кризисом.

И четвертое – это, скажем так, некие экономические меры. Во-первых, рост товарооборота. Растет российский экспорт нефти в Грузию. За прошлый год он вырос на 348%. Я подчеркиваю – это данные грузинского статистического ведомства – 348%. Это рост грузинского импорта типа автомобилей в Российскую Федерацию. Это некоторые другие товары. Из этого можно сделать вывод, что Грузия является в данном случае тем, что называется каналом параллельного импорта.

Открытие авиасообщения и открытие виз, снятие визового режима с граждан Грузии, который был введен в начале 2000-х годов.

Третье – это открывающаяся перспектива для Грузии быть хабом между Россией и Европой, в частности, открытие авиасообщения. Авиасообщение ведет к тому, что появляются некие параллельные маршруты в Европу.

То есть, грубо говоря, вы летите до Тбилиси или Кутаиси российской авиакомпанией «Азимут», дальше вы пересаживаетесь в Тбилиси или Кутаиси на самолеты грузинской авиакомпании, и летите в Европу.

И судя по некоторым планам грузинского правительства, они понимают, что санкции – это надолго, и есть планы превращения Грузии в такой транспортный хаб на многие годы.

В частности, недавно премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил, что бывшая российская авиабаза «Вазиани» под Тбилиси будет переделана под международный аэропорт. Совершенно очевидно, что этот международный аэропорт нужен только для стыковочных рейсов, потому что вот этих двух аэропортов, Кутаиси и Тбилиси, для собственных грузинских нужд очень много.

Если мы говорим о российско-иранском сотрудничестве – совершенно очевидно, что здесь есть один момент: Грузия, так же как и Армения, является страной, через которую могут осуществляться торговые пути между Россией и Ираном. Это транспортная артерия. Здесь мы можем говорить о том, что есть как минимум четыре транспортных коммуникаций между Россией и Ираном через территорию Грузии.

Первый путь – это Верхний Ларс, это российско-грузинская граница в Северной Осетии. Есть военно-грузинская дорога.

Второй возможный путь – это транскавказская магистраль, которая проходит через Россию, бывшую грузинскую автономию Южную Осетию, которую Россия признает в качестве суверенного государства, и далее Грузия.

Третье – это дорога через бывшую грузинскую автономию, Абхазию, которую Россия также признает независимым государством.

Здесь говорится о перспективах железнодорожного сообщения. Сразу говорю, что железнодорожное сообщение грузовое там невозможно, даже если железную дорогу восстановить, потому что она и в советские годы использовалась чисто как транспортное сообщение. То есть возили пассажиров, грузы не возили.

Четвертое – это постройка нового туннеля, так называемая Аваро-Кахетинская дорога, туннель в Дагестан и далее туннель между Дагестаном и Грузией.

Если говорить о перспективах всех четырех этих артерий, мы можем говорить, что наиболее перспективный пока только Верхний Ларс, где ведутся работы по его расширению.

Что касается транзита через Абхазию, то здесь мы наблюдаем заинтересованность Абхазской стороны. В Абхазии создана правительственная комиссия по возможности открытия не железнодорожного, а автомобильного транзита. Но здесь есть одна очень интересная вещь, что грузинское правительство из всех четырех артерий, о которых я говорил, заинтересовано только в двух.

Первое – это Верхний Ларс, второе – это Аваро-Кахетинская дорога. Когда генсека правящей партии «Грузинская мечта» Ираклия Кобахидзе спросили про автомобильное сообщение через Абхазию и Южную Осетию, возможность железнодорожного сообщения через Абхазию, он сказал, что «с интересом нашей страны в нынешнем моменте это не совпадает». Таким образом, мы можем говорить только о двух – о Верхнем Ларсе и Аваро-Кахетинской дороге.

Еще один возможный аспект российско-иранского сотрудничества с приближением грузинской стороны, это начатый в апреле 2016 года проект энергомоста Россия-Грузия-Армения-Иран. Напомню, что тогда министры энергетики Армении, России и Ирана и замминистра энергетики Грузии в Ереване подписали дорожную карту. Если такой мост будет создан энергетический, то общая пропускная способность будет его – 1,2 гигаватт. Понятно, что мы имеем синхронизацию армянской и иранской энергосистем, что уже является большим подспорьем для этого. Дальше мы, конечно же, понимаем заинтересованность иранской стороны в этом проекте. Наверное, иранские гости намного лучше меня осведомлены о том, что север Ирана энергодефицитен, и что Исламской Республике выгодней не строить генерирующие мощности, а получать на основе импорта из России, Грузии и Армении.

Таковы основные моменты возможности участия Грузии в российско-иранском сотрудничестве.

Если тот же проект энергомоста будет реализован, то этот проект приведет к тому, что Иран вложит свою лепту в политическое урегулирование российско-грузинских отношений.

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.