Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Владимир Путин в центральной азии: сверка часов перед войной?


Визит Владимира Путина в Казахстан, Таджикистан и Киргизию как-то не удостоился пристойного освещения даже в официальной прессе. Сообщала, разумеется, но так, без ажитации. И сразу после окончания поездки дружно про неё забыла — ни комментариев обозревателей, ни обсуждений со стороны политологов.

Отчего? Ведь всё же президент, всё же в две страны визит носил важное в дипломатии звание официального…

Не уровень президента

Может быть, оттого, что рассказывать, с точки зрения прессы, было и нечего? В самом деле: вот в разговоре с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, согласно официальному коммюнике, «обсуждались актуальные вопросы двустороннего сотрудничества и ключевые темы международной повестки дня». Дальше следовала вообще предельно информативная фраза: «Президенты отметили необходимость разработки дополнительных проектов в области совместной кооперации. Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев также подробно остановились на проблематике Евразийского экономического союза. Кроме того, глава Российского государства поблагодарил Президента Казахстана за организацию межсирийских переговоров в Астане».

Понятно, что это — не более чем коммюнике, и большего от него требовать и не стоит. Но согласимся: заворачивать по пути на официальные визиты к лидеру Казахстана, чтобы обсудить с ним некие «дополнительные проекты» и поблагодарить за организацию переговоров — это как-то мелковато для деятеля масштаба Владимира Путина. И от того, что позднее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал переговоры «весьма конструктивными» и повторил, что «главным образом президенты концентрировались на тематике двусторонних отношений», — вопрос этот никуда не ушёл.

А уж когда мы читаем, что, в частности, «по итогам встречи Алмазбека Атамбаева с Владимиром Путиным» был принят и подписан «Меморандум о сотрудничестве в области борьбы с инфекционными болезнями между Министерством здравоохранения Киргизии и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека России», — то понимаем, что президент зачем-то взял на себя работу главного государственного санитарного врача Анны Поповой. Как-то не по рангу, нет? Как-то напоминает прикрытие чего-то гораздо более важного.

«Понятно, что подписывать соглашения по экологии, корректировать списки гастарбайтеров и так далее — это, в общем, не уровень президента. Для этого можно было отправить соответствующих министров», — соглашается в разговоре с Царьградом известный российский политолог, признанный специалист по центральноазиатскому региону, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. Соглашается эксперт и с тем, что «необходимости поездки президента в Казахстан» из обнародованных заявлений не следует. «Он вёл долгие разговоры с Назарбаевым, а вот об их содержании, естественно, ничего не рассказывается. И поэтому появляются самые разнообразные версии, — констатирует Грозин. — Вплоть до того, что Назарбаев теперь станет мирить Владимира Владимировича с Александром Григорьевичем».

«Всё это, конечно, очень сомнительно, — размышляет политолог. — Но и в самом деле, если всё, что подавалось официально, явно не уровень президента, то, значит, есть за кулисами визита что-то более важное. Что-то, что нельзя делегировать людям рангом ниже».

Намёки и иносказания

Однако кое-что, по мнению наблюдателей, становится ясно из намёков и иносказаний, прорывающихся в официальных заявлениях. Так, если Дмитрий Песков говорит, что Путин и Назарбаев подробно остановились на проблематике ЕАЭС и комментирует это словами «процессы сложные, но тем не менее общая логика говорит в пользу безальтернативности интеграционных процессов», — то сразу вспоминается жёсткая «заруба» последних недель между Россией и Белоруссией. Она не нова, конечно, Александр Лукашенко всегда страдал истеричностью, когда Москва пыталась поприжать безудержный поток льгот и преференций в отношении своего ершистого союзника. Но, пожалуй, впервые дело дошло до угроз Лукашенко выйти из всех интеграционных объединений, которые с таким тщанием выстраивала Россия. И вообще — до явственного обращения белорусского лидера к националистическому ресурсу. Он даже дал отмашку на переписывание истории в националистическом ключе, не смутившись примером соседней Украины, где национализм при первой же возможности сделал воробьиный, на самом деле, скок в махровый, глубинный и звериный нацизм.

Так что вопрос о «мирить» двух президентов руками третьего, миротворца уже не в первом измерении, не так уж и сомнителен. Более того — ряд наблюдателей склонны в ту же «корзину» занести и слова киргизского лидера Алмазбека Атамбаева: «Мы обсуждали и экономику, и вопросы безопасности, и военно-техническое сотрудничество, и, конечно же, интеграционные процессы в Евразийском экономическом союзе». А также и фразы о подобных разговорах в Таджикистане, хотя он стоит и не в первом интеграционном круге.

И получается, по мнению политологов, что по меньшей мере одной из задач уровня Владимира Путина было как раз прощупывание позиций других участников ЕврАзЭС на предмет жёсткой разборки с Минском. Потому что другой, кроме жёсткой, уже не получается: Лукашенко, что называется, закусил удила, откровенно уже солидаризируется с Киевом, грозит всяческими разрывами — но и России уступать далее просто некуда. Безвозвратные траты на поддержание экономики Белоруссии составляют миллиарды долларов, при этом она открыто и с этаким детским селюкским нахальством переваливает через свою территорию подсанкционные товары с Запада. Это само по себе создание криминального эксклава внутри ЕАЭС, но есть ещё и пример Украины. В её поддержку Россия вложила сотни миллиардов — ну а в благодарность получила известно что.

Кстати, на это, похоже, и намекнул президент Путин, когда в ответ на дежурный, в общем, вопрос журналиста, дал развёрнутую справку такового содержания: «Должен сказать, что Белоруссии мы, конечно, оказываем помощь несопоставимо большую, чем Кыргызстану. Если я сказал, что мы с обустройством границы Кыргызстану помогли (там 225 миллионов), 200 миллионов долларов дали в виде грантовой поддержки, 500 миллионов — это Фонд для развития (из которых 200 с лишним миллионов уже в работе), это почти 1 миллиард долларов, — то одних кредитов, выданных на Белоруссию, свыше 6 миллиардов долларов».

Весьма уместное замечание в доме одного получателя помощи о слишком зарвавшемся в своих аппетитах другом получателе помощи…

Но ведь показана была ещё и альтернатива! «Мы заинтересованы в товарах, поступающих из Таджикистана (это прежде всего плодоовощная продукция), так же как заинтересованы и в товарах из Кыргызстана. И это дешевле, это даже качественнее, чем мы получали раньше из многих стран, в отношении которых ввели определённые ограничения на поставку на наш рынок», — намекнул Путин на последствия в случае продолжения белорусского реэкспорта польских яблок.

И пряник был продемонстрирован в комплексе: «На фоне очень скромной позитивной динамики российской экономики в Кыргызстане уже 3,8 процента — рост ВВП и 4,1 процента — рост промышленного производства. Очевидные преимущества. Такие же преимущества и для нас. Поэтому я считаю, что это абсолютно естественный процесс. Было бы глупо всем этим не воспользоваться».

В воздухе пахнет грозой?

Однако Путин не был бы Путиным, если бы комплексность не была его коньком. Вопросы экономики и даже усмирения «батьки» не были, естественно, единственными, не были, по мнению Андрея Грозина, и главными.

А что же было главным?

В этой связи учёный обратил внимание на телефонный разговор, который Владимир Путин и президент Таджикистана Эмомали Рахмон совместно провели с президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухамедовым. По официальному сообщению, «глава Российского государства выразил сожаление, что из-за напряжённого графика его нынешней поездки в Центральную Азию он не смог посетить Туркменистан» и заверил, «что обязательно воспользуется приглашением посетить республику в обозримой перспективе».

«Три страны, которые посещает Путин, относятся к странам-союзникам России, — отметил в этой связи Андрей Грозин. — И ещё состоялся телефонный разговор с лидером Туркмении и, насколько можно судить, весьма дружелюбный с обеих сторон. Если добавить к этому сообщения о переговорах по поводу военных баз, то можно считать определённым, что в первую очередь обсуждались вопросы безопасности».

Собственно, Путин говорил о том же: «Мы уделили особое внимание теме совместного противодействия вызовам и угрозам сегодняшнего дня в Центральной Азии, борьбе с терроризмом, наркотрафиком, трансграничной оргпреступностью. В этом контексте договорились активнее укреплять двустороннее военное и военно-техническое сотрудничество. Подтвердили общее понимание, что присутствие российской военной базы в Киргизии является важным фактором, обеспечивающим стабильность и безопасность в центральноазиатском регионе».

Но что же такое может назревать в регионе, что понадобилось не только подробно согласовать вопросы о базах, о довооружении киргизской армии, об усилении российской 201-й базы в Таджикистане, но и даже о чём-то важном переговорить с сидящем на своём золотом газовом троне президентом Туркмении, с которой сотрудничества ни по одной линии у России практически нет? А по дипломатическим каналам и согласовывать скорейший визит нового узбекского лидера Шавката Мирзиёева?

«Я думаю, то, что навязло в зубах — ожидание изменений в американской политике, — полагает Андрей Грозин. — Если у нас в России тема Трампа муссируется постоянно, то для стран Средней Азии она ещё более болезненна. Они ведь гораздо меньше защищены от любых возможных вариаций политики Вашингтона. С одной стороны, там опасаются, что новой администрации проблемы Центральной Азии будут совершенно неинтересны. С другой же — опасаются и противоположного: того, что США могут попытаться поджечь Центральную Азию для того, чтобы создать проблемы её соседям».

А ведь действительно! Среди этих соседей ведь сразу все три геополитических соперника Америки — Китай, Россия и Иран. И по отношению к ним политика США находится сейчас в стадии выстраивания стратегии. «Условно говоря — с кем дружить, а кого разваливать», — сформулировал Грозин.

И если будет принято решение разваливать — ах, какой славный, с точки зрения Вашингтона, костерок мог бы загореться под всеми тремя неудобными — а кое-кого Трамп уже поспешил объявить угрозой — контрагентами США! Или вон хоть той же Саудовской Аравии, которая терпит жесточайшее, с угрозой собственному сохранению, поражение в Сирии и Йемене! Перебросить уцелевшие банды запрещённого в России ИГ в Афганистан — и готово дело!

Не на эту ли тему и был обнародован сегодня то ли вброс, то ли явь с высказываниями главаря ИГ (запрещена на территории РФ) Абу Бакра аль-Багдади о том, что его речь — прощальная, что ИГ терпит поражение, и что надо переходить от прямой войны к партизанской борьбе в горах?

«Возможно, что Путин что-то знает по этому поводу, и это что-то такое, что можно передать только лично», — соглашается Андрей Грозин.

Можно ли вычислить, что именно?

«Ведь страны Центральной Азии являются не просто союзниками России в разных организациях, но и государствами, которые в определённом смысле являются зонами риска, — предлагает свои вычисления по этому поводу учёный.

Что Таджикистан, что Киргизия являются бедными странами, из которых определённая часть населения уехала воевать за разные «халифаты» и в любой момент способны вернуться обратно, привнеся хаос и террор. Большое количество различных исламистских «интернационалистов», которые базируются на афганской территории, являются постоянно присутствующим фактором опасности».

«Есть основания думать, что весной на севере Афганистана начнётся бурление», — предостерёг аналитик.

Цыганов Александр

Источник

Источник
Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.