Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

За Донбасс ответите

15:01 , 14 Ноябрь 2016
19
0


Следственный комитет Российской Федерации продолжает вести расследование преступлений украинских военных в ходе так называемой антитеррористической операции на территории Донбасса. К списку обвиненных военнослужащих ВСУ, которые причастны к обстрелу мирного населения, добавилось еще четыре лица.

По информации и.о. руководителя управления взаимодействия со СМИ СК РФ Светланы Петренко, в рамках расследования СК РФ заочно предъявил обвинение по статье об организации применения запрещенных средств и методов ведения войны полковникам 72-й и 92-й отдельных механизированных бригад Андрею Соколову и Виктору Николюку. Аналогичное обвинение заочно получили командир 44-й отдельной артиллерийской бригады ВСУ полковник Олег Лисовой и командующий оперативным командованием «Юг» Сухопутных войск Вооруженных сил Украины Андрей Грищенко.

Сообщения, подобные этому, с завидной регулярностью появляются в информационном поле. Помимо скандальных дел с Надеждой Савченко, Карпюком, Клыхом и другими, в общем-то, реальных подвижек по этим делам нет. Даже если учесть тяжесть совершенных преступлений, все эти граждане имеют относительно малый политический вес и значимость. Конечно же, даже новые фигуранты уголовных дел в лице командиров ВСУ не идут ни в какое сравнение с медийностью того же министра обороны Полторака, главы генштаба Муженко, одиозным Ярошем и прочих, кем заинтересовался Следственный комитет РФ. Но это только на первый взгляд.

За последние два года по совокупности открытых СКР уголовных дел складывается цельное производство, которое в будущем можно вывести в отдельный трибунал. Как заявлял бывший глава пресс-службы СКР Владимир Маркин, основной трудностью в расследовании открытых дел является отсутствие желания сотрудничать самой украинской стороны, что в общем то не удивляет. И, тем не менее, сбор ценных материалов по доказательной базе ведется постоянно, и несомненно, в будущем это должно пригодиться.

Главный вопрос во всей череде возбуждений этих дел — это правомочность Российской Федерации вести уголовные производства по событиям, произошедшим формально на территории другого суверенного государства. Дела подобного рода лежат в юрисдикции Международного уголовного суда. Однако, как известно, ни Россия, ни Украина, подписав так называемый Римский статут, который дает правовую основу для создания постоянного международного уголовного суда, так до сих пор и не ратифицировали его.

На Украине открыто признают опасения, что в случае ратификации Римского статута возможно уголовное преследование украинских военных в Международном уголовном суде, и проводят параллели с грузинской ситуацией, где Международный суд ООН после многолетних трений признал отсутствие у себя юрисдикций по решению подобного дела. Тем не менее, фракция Верховной Рады «Самопомич» еще в январе 2015 года зарегистрировала законопроект о признании положений этого статута в парламенте. Но, осознавая то, чем это реально может грозить Украине, принимать подобный законопроект было признано нецелесообразным. Более того, будущий генпрокурор Луценко открытым текстом заявил, что после ратификации Римского статута первыми в Гааге окажутся командиры добровольческих батальонов. Таким образом, официально власти Украины расписались в том, что им есть что скрывать.

И если Украину, готовую менять положения своей конституции по первому звонку от кредиторов из МВФ, больше беспокоит именно страх о своей ответственности, то в случае же с Россией ситуация по ратификации упирается в противоречия устава Римского статута с Конституцией РФ по части иммунитета лиц предусмотренных основным законом страны, передачи под юрисдикцию международного права граждан РФ, по вопросам амнистии и помилования и ряду других вопросов.

По сути, для ратификации Римского статута России нужно менять добрую часть основополагающих пунктов Конституции, поскольку согласно уставу Международного уголовного суда «никакие оговорки к настоящему Статуту делаться не могут». Тем не менее, расследования дел возбужденных СКР идут в соответствии с международными конвенциями. По обыкновению юристы квалифицируют эти дела как преступления против человечности.

Может ли Россия в одностороннем порядке, не привлекая международные инстанции, расследовать такие дела? На мой взгляд, может. И более того, подобный прецедент уже есть. Например, Минюст Испании имеет право расследовать любые преступления против человечества, в том числе геноцид, и привлекать к ответственности подозреваемых. Он может это делать безотносительно того, являлись ли жертвы или преступники испанцами. Ничего не мешает установить подобную норму и в России. Впрочем, на примере той же Савченко и прочих она уже вполне себе успешно применяется.

Можно, конечно, долго рассуждать о неотвратимости наказания для военных преступников, но, как показывает история, для реализации приговоров международное право иногда не требуется и вовсе. Яркий тому пример — работа разведки Израиля. Отечественным спецслужбам так же есть, что вспомнить, особенно по части ликвидации заграничного бандеровского подполья. Однако, проводя собственное расследование, ничего не мешает параллельно передавать дела и в международные инстанции. Уверен, что работа в этом направлении так же ведется.

Подойдут ли эти дела к своему логическому правовому завершению? Это покажет время, но то, что уже сейчас военным преступникам дают понять, что за каждым из них вне зависимости от ранга ведут тщательное наблюдение, говорит о том, что беспроблемное будущее им вряд ли светит. И на каждый пост на сайте «Миротворец» у нас должен найтись вполне себе реальный трибунал!

Источник

Источник
Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.