Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Законопроект о гражданстве – совсем не то, на что мы надеялись


Я внимательно ознакомился с той статьёй законопроекта «О гражданстве Российской Федерации», которая меня больше всего интересует. Это статья об условиях получения гражданства, приёма в гражданство и следующая за ней статья – о приёме в гражданство Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства. И очень разочарован.

Нет бюджета – нет гражданства

Все наши усилия в последние годы направлены были именно на то, чтобы облегчить доступ к российскому гражданству наших соотечественников. Первое мое разочарование, к сожалению, связано с тем, что самим словом «соотечественник» этот закон не оперирует вообще – за исключением ссылки на то, что на упрощённое получение гражданства имеют право участники государственной программы по добровольному переселению соотечественников в Россию.

К этой государственной программе много претензий. Прежде всего претензии связаны с тем, что она выродилась в программу профнабора, а не репатриации соотечественников.

Сама государственная программа в настоящем виде буксует из-за того, что отдана на осуществление регионам Российской Федерации. И они, будь ты хоть трижды соотечественник, не предоставят тебе возможность стать участником, ведь она квотируется, участником этой программы, переселиться в Россию, если в этом регионе твоя профессия не востребована. Этот вопрос решается в регионах. Именно они тратят деньги на эту программу, им дано право решать. А у них денег и так мало.

Не указом, а законом

Именно поэтому мы и внесли в Государственную думу законопроект о репатриации соотечественников, который, к сожалению, на данный момент получил отрицательный отзыв правительства.

Всё, что в законопроекте по этому поводу сказано, и то намёком, – это то, что президент, это и раньше было в законе, имеет право определять категории иностранных граждан, которым может предоставляться гражданство в упрощённом порядке. То есть можно подозревать, что речь идёт о случаях, подобных тем, как, например, два года назад президент издал два указа, которыми разрешил вступать в гражданство России гражданам ДНР и ЛНР без выхода из их текущего гражданства. Но этого мало. Мы должны прямо сказать о том, что предоставляем нашим соотечественникам возможность переезда в Россию и получения в упрощённом порядке гражданства.

РСФСР – это не вся Россия

В документе прописаны различного рода электронные формы, которые применяются в процессе предоставления гражданства – указаны технические вещи, но не содержательные. Давно пора выделить категорию соотечественников, а не оговаривать её окольными путями.

Главное – не надо всё время привязывать слово «соотечественник» к границе современной Российской Федерации. Ведь в прошлом Советском Союзе, бывшей Российской Империи русские, украинцы, белорусы, да и многие другие народы, которые могут считаться нашими соотечественниками, жили на территории всей страны. И очень часто сегодня конкретные люди, русские люди, не могут предъявить справку о том, что они сами, а тем более предыдущие поколения когда-либо проживали в границах современной Российской Федерации. Зачем мы это пишем? Историческая география России гораздо шире.

Иностранцы поневоле

Кроме того, в законе о гражданстве повторяются всё те же запреты, что есть и сейчас. Скажем, если смешанная семья живёт в России, то для получения гражданства ребёнком достаточно заявления родителя – гражданина Российской Федерации. Если они живут по ту сторону границы – нужно согласие иностранца. То есть устанавливается неравноправие граждан России в отношении своих детей в зависимости от места жительства. Это вообще недопустимо – по нашей Конституции граждане России, где бы они ни жили, обладают одинаковыми правами.

Более того, министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров на Конгрессе соотечественников, на заседании образованной в «Единой России» комиссии по работе с соотечественниками говорил о том, что необходимо снять это мертвящее условие, которое делает иностранца вершителем судеб ребёнка, родившегося у него в семье с гражданином или гражданкой России.

Но этот проект четыре раза вносился – и так и остался без рассмотрения. Министр иностранных дел, которому лично президент поручил заниматься соотечественниками, настаивает на этом, а в нынешнем законопроекте – всё то же самое, что было.

Те люди, которые готовили законопроект – а среди них ни одного депутата, – они просто проигнорировали все эти разговоры, проигнорировали все эти требования. И, как мне кажется, такой редакцией закона просто подставляют президента.

Источник
Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.