Спорный маршрут
Проблеме изоляции Нахичевани уже много лет, но решения найти пока так и не удалось.
Решить проблему стороны пытались сами и при участии заграничных партнеров. К примеру, с подачи США была выдвинута «формула двойного коридора», отметил политолог, кавказовед, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Владимир Новиков.
По его словам, позднее был выдвинут еще один вариант, который предполагал передачу Армении части Нахичеванской АР, граничащей с Ираном, в обмен на статус для Карабаха и дорогу через Мегри, которую получал Азербайджан. Стороны всерьез обсуждали этот план, однако договориться так и не смогли.
Кому на самом деле выгоден проект?
Актуальность и насущная необходимость Зангезурского коридора для Азербайджана не вызывает никакого сомнения. По мнению политолога Назарова, железнодорожное сообщение через Зангезур (Сюник) позволило бы не только связать две части Азербайджана, но и обеспечить выходы на транспортные магистрали России, Турции и Ирана. В Баку проект называют национальным, историческим и будущим интересом. Более того, еще в 2021 году лидер Азербайджана Ильхам Алиев обещал воплотить его в жизнь, «хочет того Армения или нет». Ситуация, однако, до сих пор остается в подвешенном состоянии.
Назаров полагает, что коридор на самом деле в интересах не только Баку, но и Армении, которая получила бы выходы на рынки Ирана и России. Последняя регулярно выступает с посредническими усилиями. Официальная позиция РФ обозначена четко — Баку должен иметь неограниченный доступ в Нахичевань через этот коридор. Ереван проект отвергает, считая, что он может привести к изменению региональных границ.
Источник фото: Пресс-служба президента России
Иранский фактор
Открытие Зангезурского коридора беспокоит и Иран, добавляет Новиков.
Политолог Назаров добавил, что если проект будет реализован, Тегеран понесет определенные потери.
Он уверен, что запуск коридора лишит Иран возможности быть единственным монополистом во внешних связях Армении.
Есть ли у проекта шанс?
Открытие Зангезурского коридора в перспективе вполне вероятно, считают эксперты. Тем более что нормативная база уже наработана — так, в трехстороннем (Азербайджан, Армения, Россия) Заявлении от 9 ноября 2020 г. Армения гарантировала безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Через год, в 2021-м, сторонами была подписана совместная декларация, в которой Баку и Ереван подчеркивали взаимную заинтересованность в Зангезурском коридоре. В том же году была достигнута договоренность о строительстве железной дороги Ерасх — Джульфа — Ордубад — Мегри — Горадиз, а в 2022-м Армения создала рабочую группу по восстановлению железной дороги на участках Ерасха и Мегри.
Поскольку в реализации проекта Зангезурского коридора заинтересованы такие серьезные геополитические игроки как Россия и Турция, возможно, что дело сдвинется с мертвой точки, считает политолог Назаров. Он не исключает, что РФ, имея достаточно большой авторитет в Иране, все же сможет убедить руководство Исламской Республики не препятствовать открытию коридора.