Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Затулин просил, чтобы экзамены для мигрантов принимали вузы. Госдума отклонила

Депутат считает проведение экзаменов всеми «организациями, которые осуществляют образовательные функции», а не вузами, может привести к коррупции


Госдума одобрила в целом Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 151 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В ходе обсуждения проекта депутат Константин Затулин дважды пытался доказать коллегам необходимость проведения экзаменов для получения сертификата иностранцами на знание русского языка, истории России и основ законодательства на базе именно университетов и институтов. По его мнению, организации, которые имеют в своём уставе положение об осуществлении образовательных функций, зачастую не являются профильными, что может повлечь за собой коррупционную составляющую. В своей аргументации он опирался на письмо ректора Санкт-Петербургского университета, где детально раскрывалась суть проблемы.

Приводим стенограмму обсуждения законопроекта и письмо ректора Санкт-Петербургского университета:

Пункт 28. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 151 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Доклад Артёма Викторовича Турова.

Туров А. В., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Добрый день, Александр Дмитриевич!

Коллеги, напоминаю, что проектом федерального закона предлагается внести изменения, направленные на совершенствование правового регулирования подтверждения иностранными гражданами владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Соответствующий сертификат устанавливает необходимые требования на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешение на работу или патента.

Кроме того, законопроект закрепляет полномочие Правительства Российской Федерации относительно перечня организаций, осуществляющих образовательную деятельность проводящих соответствующий экзамен, методики расчёта, стоимость услуги по проведению экзамена и сроков действия сертификата.

Сегодня мы рассматриваем настоящий закон во втором чтении. Прошу отметить, что в процессе работы над ним изменилось название. При этом на голосование выносятся две таблицы поправок: на принятие и на отклонение.

Данный закон нами в комитете и с привлечением различных экспертных сообществ рассматривался практически, обсуждался в течение последнего года. Принятие законопроекта позволит обеспечить единые подходы к процедуре проведения комплексного экзамена на территории России и за её пределами, повысить эффективность осуществления контроля и надзора за деятельностью образовательных организаций и при проведении комплексного экзамена, а также качество его проведения, исключить риски возможной фальсификации и сертификатов.

Поправки согласованы с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и Аппаратом Правительства Российской Федерации.

Законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации замечаний и предложений по данному законопроекту не имеют.

Юридико-технические, лингвистические и стилистические замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы редакционно учтены при подготовке текста законопроекта ко второму чтению.

Кроме того, обращаю внимание, что, учитывая выполнение задач, поставленных ещё 31 марта 2016 года Президентом Российской Федерации, по правовому регулированию проведения обязательного комплексного экзамена для иностранных граждан, включая трудящихся мигрантов, принятие законопроекта наконец вводит прозрачную процедуру сдачи экзаменов мигрантами, тем самым решая этот необоснованно затянувшийся вопрос.

Прошу поддержать.

Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо.

Есть ли вопросы по таблице поправок номер 1?

Включите запись на вопросы.

Покажите список.

Затулин Константин Фёдорович, пожалуйста.

Затулин К. Ф., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ”.

Уважаемый Артём Викторович, вы рассказали о работе над законопроектом в течение года. И вы прекрасно знаете, что законопроект был одобрен вначале комитетом в одном виде, а потом, после возражений Государственно-правового управления представлен в этом виде. Однако ключевым вопросом является вопрос о том, надо ли предоставлять право проводить экзамены по русскому языку всем, кто записал в своём уставе, что он осуществляет образовательные функции, или же образовательным организациям.

Хочу обратить ваше внимание на документ, который распространён в зале, — письмо ректора Санкт-Петербургского университета. Что нам предлагают? Нам предлагают, вместо того чтобы экзамены проводили университеты и институты, чтобы проводил кто? Кому не лень, у кого записали в перечне длинном, может быть, бесконечном, что они тоже осуществляют образовательные функции. И это называется укреплением…

Председательствующий.

Константин Фёдорович, поправку какую-то на голосование отдельное вы хотите вынести?

Затулин К. Ф. Я хочу обратить внимание на то, что в таблице отклонённых поправок была прежде принятая поправка, поправка номер 2. Это моя поправка. Её комитет вначале принял, а потом отверг, причём опросным путём, без обсуждения.

Я считаю, что мы сделаем сейчас серьёзнейшую ошибку. Мы просто кому не лень предоставим право принимать экзамен по русскому языку вместо того, чтобы это делали институты и университеты, которые называются образовательными организациями. В этом ключевое значение законопроекта — вместо образовательных организаций организации, осуществляющие образовательные функции. Это значит все кому угодно практически.

Председательствующий. Константин Федорович, понятно. Но эта поправка из второй таблицы будет.

По первой таблице нет больше ни у кого вопросов?

Ставится на голосование таблица поправок номер 1.

Включите режим голосования.

Покажите результаты.

Проголосовало за……………………. 335 чел………………. 74,4 %

Проголосовало против……………….. 0  чел………………… 0,0 %

Воздержалось……………………………. 0 чел………………… 0,0 %

Голосовало…………………………….. 335 чел.

Не голосовало…………………………. 115 чел………………. 25,6 %

Результат: принято

Принимается таблица поправок номер 1.

Теперь, я правильно понимаю, Константин Федорович, вы хотите 2-ую поправку из таблицы поправок номер 2 на отдельное голосование вынести? 2-ую, да, и всё? Хороню.

Ставится на голосование таблица поправок номер 2, за исключением поправки номер 2.

Включите режим голосования.

Покажите результаты.

Результаты голосования (14 час. 04 мин. 10 сек.)

Проголосовало за…………………….. 303 чел……………… 67,3 %

Проголосовало против……………….. 0 чел…………………. 0,0 %

Воздержалось…………………………….. 1 чел……………….. 0,2 %

Голосовало…………………………….. 304 чел.

Не голосовало………………………….. 146 чел……………… 32,4 %

 

Принимается.

Теперь, Константин Федорович, уже прозвучала аргументация, да? Или дополнительно хотите…

Затулину включите микрофон.

Затулин К. Ф. Уважаемые коллеги, я понимаю, как мы голосуем и к чему мы придем, но мы делаем ошибку.

Обратите внимание, в нашем компьютере масса документов по 28-у вопросу, в том числе и заключение нашего ответственного комитета, в котором сказано, что принятие вот этого решения, отказ от образовательных в пользу организаций, осуществляющих образовательные функции, приведет к усилению коррупционной составляющей.

Речь идет о том, что фактически экзамены по русскому языку будут принимать организации, которые могут совершенно не быть профильными по этому вопросу, а просто решили принять в этом участие. Так же как у нас в тендерах принимают участие и выигрывают их организации, которые не имеют никакого отношения, но дают меньшую цену, и всё, в результате они после этого занимаются несвойственным им делом.

Есть мнение учёных, которое высказано, ну вот последний раз, пожалуйста, вот ректор Санкт-Петербургского университета. Что же мы с вами делаем здесь?

Спасибо.

Председательствующий. Пожалуйста, центральная трибуна, комитет.

Туров А. В. Уважаемые коллеги, хочу обратить внимание, что в комитет, в том числе, поступала информация от профильных органов исполнительной власти о том, что было неоднократно замечено то, что ряд учебных заведений непосредственно сами не занимались этой работой, а передавали на аутсорсинг проведение данных работ.

Мы на самом деле сейчас приняли поправку в таблице поправок номер 1, как раз закрепляет на законодательном уровне за Правительством Российской Федерации полномочие, которое, отнесённое в законопроекте, принято в первом чтении, к полномочиям уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, которое обеспечит подведомственность и прямую подконтрольность организаций, проводящих экзамен на правительственном уровне. Как раз будет сформирован тот список, и правительство будет определять уже непосредственно как раз тот перечень и те необходимые той или иной организации условия для участия в работе в рамках реализации данного закона. Спасибо.

Председательствующий. Ставится на голосование поправка номер 2 из таблицы поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению. Кто за то, чтобы принять данную поправку?

Включите режим голосования.

Покажите результаты.

Проголосовало за……………………….. 86 чел………….. 19,1 %

Проголосовало против…………………. 0 чел….. ……… 0,0 %

Воздержалось……………………………… 0 чел……………….. 0,0 %

Голосовало………………………………… 86 чел.

Не голосовало…………………………… 364 чел……………… 80,9 %

Результат: не принято Не принимается.

Коллеги, ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона «О внесении изменений в статью 151 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (пункт 28).

Включите режим голосования.

Покажите результаты.

Результаты голосования (14 час. 07 мин. 31 сек.)

Проголосовало за……………………… 385 чел……………… 85,6 %

Проголосовало против…………………. 0 чел……………….. 0,0 %

Воздержалось……………………………… 0 чел……………….. 0,0 %

Голосовало……………………………… 3 85 чел.

Не голосовало…………………………….. 65 чел……………… 14,4 %

Результат: принято Принимается во втором чтении.

 

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.