Георгий Бовт
В Москву приехала новый американский посол — Линн Трейси. Она уже успела побывать на Смоленской площади и вручить там копии верительных грамот. При этом никаких публичных комментариев она не давала. Принесет ли смена посла потепление и что-то хорошее в отношения между нашими странами и возможны ли сейчас серьезные изменения в этих отношениях — в материале «Вечерней Москвы».
В российском дипведомстве госпожа посол переговорила с заместителем министра иностранных дел Сергеем Рябковым, сделала совместную фотографию и ему же вручила копии верительных грамот. Тем самым формально приступив к своим обязанностям. Вообще-то, вручение таких документов на уровне всего лишь замминистра — это, конечно, по протокольным меркам довольно унизительно. По протоколу положено, чтобы оригиналы принял в ходе специальной церемонии (обычно это коллективное действие, грамоты вручают зарубежные послы одной большой группой, по очереди) президент страны. Когда это произойдет, остается гадать. В России обязанность президента принимать верительные грамоты от аккредитуемых при нем послов закреплена в Конституции, но сроков не оговорено.
Перед аудиенцией в МИД Линн Трейси вынуждена была пройти (вернее, проехать на лимузине к дверям мидовской высотки) сквозь небольшую группу протестующих с антиамериканскими плакатами, которые скандировали: «Зачем вы приехали?», «Война — бизнес США», «Тигры» и «Абрамсы» горят одинаково», «Америка — страна-террорист». Дали понять, что она тут not welcome. Да еще в Думе в качестве «приветственного подарка» Трейси призвали заблокировать сайт посольства США в Москве. Некоторые надежды можно возлагать лишь на то, что Трейси — первая женщина на посту посла США в России. Она — кадровый дипломат. До недавнего времени возглавляла посольство США в Армении (самое крупное в СНГ). В Москве госпожа посол тоже успела поработать — вторым дипломатом, с 2014 по 2017 год. Уже тогда она прекрасно говорила по-русски.
Начало ее новой службы с американской стороны ознаменовалось «недружественным жестом »: президент Байден объявил о поставке Украине 31 танка «Абрамс». Также Вашингтон планирует включить в новый пакет военной помощи Украине ракеты Ground Launched Small Diameter Bomb (GLSDB) дальностью до 150 километров. Их можно запускать с установок HIMARS и M270 MLRS, которые ВСУ уже имеют. Сейчас Украина получает ракеты для HIMARS дальностью не более 80 км. Ранее поставки дальнобойных ракет (они позволят доставать, в частности, до северной части Крыма) Москва называла «красной линией» в отношениях с Западом. Теперь же Белый дом, если верить утечкам в американскую прессу, не только смягчает позицию по вопросу предоставления Украине наступательного оружия, которое позволит наносить удары по целям в Крыму, но и более не запрещает однозначно такие удары наносить в принципе. Впрочем, проблемы такого уровня на уровне послов не «разгребают».
Трудно представить, когда отношения двух держав были хуже. Разве что в конце 1940-х — начале 1950-х годов, и то не факт. Тогда они были наиболее полно охарактеризованы написанной в 1946 году советником посольства США в Москве Джорджем Кеннаном «длинной телеграммой », где он на 8 тысяч слов изложил основы политики «сдерживания СССР», признав невозможность с ним сотрудничества и заявив, что советское руководство, хотя и демонстрирует гибкость и прагматичность, уважает только силу и воспринимает Запад как главного врага, и всемерно пытается посеять недоверие между западными странами. Вряд ли сотрудникам Линн Трейси придется писать подобные пространные тексты. Во времена Кеннана после союзничества во Второй мировой войне все надо было объяснять с самого начала. Теперь же в Вашингтоне прочно воцарился антироссийский консенсус, и никаких обнадеживающих сигналов там пока не просматривается.
Впрочем, в ходе слушаний в Сенате по поводу своего утверждения в должности Трейси обещала направить усилия для укрепления связей между народами США и России. Позже делала акцент на текущем приоритете — добиться новых обменов заключенными. Также новый посол говорила, что будет добиваться возобновления выдачи американских виз россиянам.
В Москве их не выдают с 2021 года, когда Россия запретила посольству США нанимать местный техперсонал. Так прописано в законе о «недружественных государствах». Ранее таких сотрудников было около 200, в том числе они помогали обрабатывать заявки на визы. Теперь граждане РФ приписаны к консульству США в Варшаве, куда мало кто может попасть даже с шенгенской визой. Там выдают не более 10 процентов прежнего, до 2016 года, числа неиммиграционных виз, когда оно достигало 250 тысяч штук в год. Отказов много — порядка 25 процентов (мало утешает, что для граждан Украины отказов более 40 процентов). Притом что основной контингент претендентов на визы — так называемые релоканты. В контексте скверных отношений двух стран и учиненного взаимного разгрома дипломатических служб и консульств от «намерения добиваться» до реального решения вопроса пройдет в политическом плане вечность.
Для начала нормального взаимодействия России и США, в идеале, надо прекратить дипломатические войны и восстановить нормальный уровень диппредставительства. Но после взаимного закрытия консульств и высылки десятков дипломатов ситуация печальна.
В консульстве США в Москве вместо 60 человек в лучшие времена осталось не больше пяти, они обслуживают только граждан США в экстренных случаях. Общее число сотрудников посольства США вместо 1200 человек шесть лет назад сокращено до 120. Американцы жалуются, что МИД РФ не выдает визы их дипломатам, которые должны приехать на смену уезжающим, месяцами. Закрыты консульства во Владивостоке, Екатеринбурге и Петербурге.
Однако и российские дипломаты жалуются на то же со стороны американцев и на слежку за ними. Консульства России тоже закрыты, отобрана дипсобственность в Мэриленде и СанФранциско, срок пребывания российских дипломатов ограничен тремя годами без права продления, сменщикам также месяцами не дают виз. Получить таковые даже для делегации на Генассамблею ООН — и то проблема. А если и дают визы дипломатам, американцы часто отказывают членам семьи или даже отзывают визы у тех, у кого они есть.
В начале прошлого года посол России в США Анатолий Антонов говорил, что в посольстве оставались 185 сотрудников, из которых три группы примерно по 30 человек должны были покинуть США, не имея согласованных американцами сменщиков. В начале нынешнего года замминистра Рябков тоже жаловался, что очередной группе российских дипломатов предписано покинуть Америку, а американцы отказались тут что-либо обсуждать. Рябков обещал «зеркальные меры». Большая группа российских дипломатов должна уехать из Америки до лета.
Рябков холоден и в оценках перспектив нормализации отношений. Он признал, что диалог по стратегическим вооружениям практически прекращен. Госдеп США обвинил Москву в нарушении подписанного в 2011 году СНВ-3, что произошло впервые за время его действия. России вменяют в вину отказ в проведении инспекций и невыполнении обязательства по созыву сессии Двусторонней консультативной комиссии в установленные договором сроки.
Однако в Москве считают, что переговоры по разоруженческой тематике бессмысленны, пока, как выразился посол РФ в США Анатолий Антонов, «США держат линию на нанесение России стратегического поражения». После начала военного конфликта на Украине США прервали диалог по стратегической стабильности. А сейчас, настаивая на инспекциях на российской территории, американцы, указывает МИД РФ на свою версию, фактически лишают Россию права на осуществление инспекций на американской территории», поскольку воздушное пространство США и их союзников закрыто для российских самолетов, которые могли бы доставить такие инспекционные группы. Исторически именно переговоры по стратегическим вооружениям и по разоруженческой тематике были основой для конструктивных контактов по многим другим вопросам России и США. Поскольку стратегические ядерные вооружения были той сферой, где мы могли говорить с Америкой совершенно на равных.
Теперь такая логика разрушена. А с логикой Вашингтона, согласно которой с русскими имеет смысл говорить только по узкой тематике ядерного оружия, Москва не согласна. К тому же, объективно говоря, для США действительно нет никакой проблемы в том, чтобы сделать исключение из санкций для хотя бы одного самолета с российской командой инспекторов.
Согласно недавнему докладу Госдепа Конгрессу США, без проведения инспекций трудно проверить точное количество боеголовок, развернутых Россией в соответствии с соглашением. СНВ-3 ограничивает количество развернутых ядерных боеголовок и бомб числом 1550 у каждой из сторон. В сентябре 2022 года Россия уведомила о наличии у нее в снаряженном состоянии 1549 боезарядов. США тогда же отчитались о наличии 1420 снаряженных ядерных зарядов. Взаимные инспекции приостановлены в марте 2020 на фоне пандемии COVID-19. В августе 2022 года США пытались возобновить инспекции, но Россия отказалась. Была сорвана и встреча консультационной группы в Египте в конце ноября: Москва отказалась участвовать в последний момент без согласования новой даты, сославшись на ситуацию вокруг Украины и враждебные действия американцев. Это Госдеп тоже называет «несоблюдением» договора.
В свою очередь Москва обвиняет Вашингтон в том, что тот не дает ей возможность убедиться, что некоторые американские бомбардировщики были переоборудованы в неядерные, как уверяют американцы. Ранее Москва и Вашингтон выражали взаимное желание использовать период продления СНВ-3 до 2026 года, чтобы подготовить новый договор. Но эти переговоры толком не начинались. И в такой обстановке невозможно представить, чтобы они начались. Диалог по обмену заключенными закулисно, насколько можно судить, продолжается. Однако по принципу «всех на всех» вряд ли возможен. Поскольку, по словам Рябкова, граждан США арестовывают по обвинению в шпионаже, контрабанде наркотиков, а россиян — по политическим мотивам. Так что если Линн Трейси сдвинет все это с мертвой точки, то войдет в историю дипломатии. Впрочем, отношения таких стран, как Россия и США, зависят, конечно, не от личности посла. А в сегодняшнем контексте непонятно, что их вообще может вывести из глубочайшего кризиса. Ответ на этот вопрос следует искать на Украине.
Владимир Жарихин, заместитель директора института стран СНГ:
— Причина назначения Линн Трейси очевидна. Отношения России и США коренным образом изменились, они практически заморожены. На работу в этих новых реалиях нужны новые люди. Почему именно Трейси? Во-первых, конечно, женщины «при должностях» в США сейчас в моде.
Особенно у демократов. Вице-президент США сейчас — Камала Харрис. Назначили по половому признаку. А на кого Байден обменял нашего Виктора Бута? На наркоманку и лесбиянку Бриттни Грайнер, хотя были и другие кандидатуры — реальные американские шпионы. Так что тренд налицо. Вторая причина назначения Трейси — ее эффективная работа в Армении.
В этой маленькой стране в посольстве трудились больше двух тысяч человек. Результат — абсолютно проамериканское руководство. Сейчас главная задача американского посла — возглавить нашу пятую колонну. Ведь основные ее герои уехали на Запад, и теперь с ними работает не ЦРУ, а ФБР: присматривает, нет ли среди них «засланных казачков». Трейси нужно найти новых «иноагентов» взамен выбывших. Желательно — среди российских элит. Чем она, я уверен, сейчас активно и занимается: это ее главная задача.
Источник