Расстановка сил в послевоенной Европе
Раздел I



 Глава 2

 Создание НАТО. Стратегия "сдерживания"

        Объединение пяти западноевропейских стран ориентировалось на активную поддержку и военную помощь со стороны США. Именно поэтому образование Западного союза означало "признание протекционистской роли Соединенных Штатов" 1, что позволило приступить к формированию более широкого военно-политического союза во главе с США.

        В Североатлантический союз планировалось включить не только все страны, расположенные на побережье Атлантического океана, но и другие государства, вплоть до Ирана. Предполагалось также унифицировать армии и стандартизировать по американскому образцу их вооружения. В период формирования блока США требовали, чтобы непременным условием его создания было предоставление Вашингтону широких возможностей для строительства военных, военно-воздушных и военно-морских баз на территориях стран-участниц блока.

        В работе по составлению договора участвовали пять стран ЗС, США и Канада. 18 марта 1949 года был опубликован проект Североатлантического договора (Приложение 1).

        В его тексте прежде всего говорится о приверженности Уставу ООН, международному миру и справедливости, коллективной безопасности, а также содержится обязательство государств-участников воздерживаться от любого применения силы или угрозы ее применения, если это противоречит целям ООН (ст. 1) 2. Однако в дальнейшем практика показала, что это далеко не так. Рассмотрим статьи договора.

        Статья 2 обязывает участвующие стороны сотрудничать с целью укрепления "свободных институтов" и "внутреннего положения" в государстве, а также содействовать созданию условий стабильности и благосостояния.

        Статья 4 предусматривает консультации государств-участников, если, "по мнению одного из них", под угрозой оказывается "территориальная целостность, политическая независимость или безопасность одной из сторон".

            Эти две статьи предполагают, что страны-участницы даже без согласия какого-либо государства могут не только обсуждать его внутренние дела, но и вмешиваться в них.

        Статья 3 устанавливает обязательство сторон взаимно поддерживать друг друга и наращивать военную мощь.

            На практике это вело к дальнейшим поставкам вооружений в Западную Европу и всемерному развитию военно-промышленного комплекса.

        Статья 5 предусматривает предоставление военной помощи, включая применение вооруженной силы, каждой стране-участнице НАТО, если она подвергнется вооруженному нападению какой-либо другой державы.

        Статья 6 дает чрезвычайно широкое толкование понятия "вооруженное нападение".

            Любой инцидент, согласно этой статье, с самолетом или кораблем государства-участника блока в Североатлантическом регионе может быть истолкован как вооруженное нападение и использован как предлог для совместного вооруженного выступления.

        Следует особо подчеркнуть, что к Североатлантическому региону были отнесены, помимо национальных территорий и территориальных вод стран-участниц, Турция и обширные акватории Атлантики к северу от Тропика Рака.

        Статья 8 содержит заявление, что положения договора не противоречат международным обязательствам государств-участников в отношении стран, не входящих в этот блок.

        В действительности, пакт прямо противоречил англо-советскому (1942 г.) и франко-советскому (1944 г.) договорам, обязавшим Англию и Францию не принимать участия в коалициях, направленных против Советского Союза.

        Статья 9 предусматривала создание постоянных политических и военных органов блока.

        Высший политический орган - Совет НАТО, состоящий из глав государств или правительств всех участников блока и собирающийся на сессии два-три раза в год.

        В перерывах между сессиями действует Постоянный совет из специально выделенных ответственных лиц.

        Главный исполнительный орган Совета НАТО и его Постоянного совета - Генеральный секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем НАТО.

        Высший военный орган - Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов. Комитет разрабатывает военные планы блока и руководит боевой подготовкой войск. Военный комитет собирается не реже двух раз в год. В промежутках между его заседаниями действует Комитет военных представителей.

        В этой же статье предусмотрена возможность учреждения различных дополнительных органов и тем самым заложена основа очень разветвленной военно-бюрократической машины Североатлантического блока.

        Время действия договора было установлено в 20 лет (ст. 13). Однако в связи с предусмотренным его автоматическим продлением можно считать, что срок не был ограничен.

        4 апреля того же года договор был подписан в Вашингтоне министрами иностранных дел 12 государств: США, Англии, Франции, Канады, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Италии, Норвегии, Дании, Исландии и Португалии. В августе 1949 года пакт вступил в силу.

        В феврале 1952 года в НАТО вошли Турция и Греция, а в мае 1955 года после вступления в силу парижских соглашений (1954 г.) о создании на базе ЗС более широкого Западноевропейского союза (ЗЕС) 3 с включением в него Западной Германии, членом блока стала ФРГ. В мае 1982 года 16-м членом НАТО стала Испания.

        Специфический характер носит участие в НАТО Исландии, которая входит в военную организацию блока. Это означает, что Исландия не несет расходов на содержание вооруженных сил НАТО, но участвует в обсуждении и решении военных вопросов. Ее вклад - предоставление своей территории под военные базы НАТО.

        Как подчеркивалось в меморандуме правительства СССР от 31 марта 1949 года, Североатлантический договор не только не содействует укреплению мира и международной безопасности, что является обязанностью всех членов Организации Объединенных Наций, но находится в прямом противоречии с принципами и целями Устава ООН. Он "не имеет ничего общего с целями самообороны государств-участников договора, которым никто не угрожает и на которые никто не собирается нападать. Наоборот, этот договор имеет явно агрессивный характер и направлен против СССР..." 4.

        По признанию Дж. Ф.Даллеса, государственного секретаря США, руководители США и стран Западной Европы, создавая НАТО, вовсе не верили в опасность какой-то "агрессии" со стороны СССР.

        "Советский коммунизм, - писал Даллес, - избегает всего того, что похоже на войну одного народа против другого... Некоторые из наиболее высокопоставленных и компетентных людей в Европе говорили мне недавно, что они не верят, чтобы коммунистическая партия осмелилась приказать русским армиям двинуться на Западную Европу в качестве армий вторжения, если только Россия сама не подвергнется нападению и русскому народу будет ясно, что эти действия необходимы для самозащиты... Большинство осведомленных людей склонны считать, что не существует непосредственной угрозы вторжения Красной Армии из России в Западную Европу или в Азию для ведения агрессивной войны" 5.

        Отсюда следует, что военный блок НАТО должен был служить орудием военного и политического нажима на социалистические страны и подавления национально-освободительного движения в колониальных странах.

        США прежде всего стремились добиться изоляции СССР в послевоенном мире, не допустить дальнейшего укрепления его международных позиций. Характеризуя задачи политики "сдерживания" СССР, один из ее главных творцов Дж.Кеннан писал, что он "постоянно повторял мысль о существовании в мире пяти регионов - США, Великобритании, долины Рейна с прилегающими к ней индустриальными районами, СССР и Японии, - в которых только и возможно образование военной мощи внушительных масштабов. Я напоминал при этом, что только один из этих районов находится под контролем коммунистов и соответственно видел главную цель политики сдерживания в том, чтобы оставшиеся районы не очутились под таким же контролем" 6.

        США поставили своей конечной задачей изменение социального строя в СССР, ликвидацию советской власти. Обосновывая стратегию "сдерживания", тот же Кеннан отмечал: "Полностью в пределах Соединенных Штатов повлиять своими действиями на внутреннее развитие как самой России, так и всего международного коммунистического движения". Речь идет о том, продолжал он, чтобы "увеличить в колоссальный степени ту напряженность, под воздействием которой должна осуществляться советская политика... и поощрять тенденции, которые должны в конце концов привести либо к распаду, либо к постепенному размягчению советской власти" 7.

        Такие устремления американского руководства дополнительно стимулировались обладанием США в первые послевоенные годы монополией на атомное оружие, уверенностью в своих экономических и научно-технических возможностях. Наличие атомного оружия создавало у лидеров США иллюзию беспредельного могущества. Они посчитали, что обрели эффективный военный инструмент, одна лишь угроза использования которого может заставить СССР подчиниться американскому диктату.

        Достаточно определенное представление об антисоветской направленности политики "сдерживания" дает ключевой документ послевоенной политики США "Цели Соединенных Штатов и программы в области национальной безопасности", подготовленный в апреле 1950 года специальной исследовательской группой Госдепартамента и министерства обороны США под руководством П.Нитце, сменившего Дж.Кеннана на посту председателя группы планирования политики при Госдепартаменте США.

        Обращает на себя внимание тот факт, что в этом документе отношения с Советским Союзом рассматривались исключительно сквозь призму бесконечных кризисов и конфронтаций. Советский Союз представлялся источником "самой серьезной угрозы" для Соединенных Штатов поскольку, как утверждалось, в его намерения входило "разрушение правительственного механизма и социальной структуры стран несоветского мира и замена их на аппарат и структуру, которые бы подчинялись и находились под полным контролем Кремля; установление господства над евроазиатским материком" 8 8 и т. п.

        Из документа следует: общая цель американской внешней политики - "ускорение разрушения советской системы", что должно, по мнению авторов, привести к "изменению поведения" СССР на мировой арене, а в более отдаленной перспективе - "фундаментальному изменению" характера этой системы, то есть к уничтожению социального строя в СССР. В документе также утверждалось, что цели американской внешней политики могут быть достигнуты лишь в условиях "холодной войны", и выдвигалась комплексная программа наращивания превосходящей военной, политической и экономической мощи США и Запада в целом. При этом определяющее, ключевое значение придавалось военной силе. "Суть, сердцевина политики "сдерживания", - говорилось в документе, - состоит и должна состоять и дальше в том, чтобы Соединенные Штаты либо сами, либо в надежном сочетании с другими близкими им по духу странами обладали общим перевесом сил. Военная сила - один из самых важных ингредиентов мощи. Согласно концепции "сдерживания" поддержание военной мощи рассматривается как существенно необходимое (выд. - Авт.). Без превосходящей совокупной силы, находящейся в состоянии боевой готовности и быстро мобилизуемой, политика "сдерживания", которая в действительности представляет собой политику спланированного и постепенного принуждения, будет не более чем блеф" 10 11.

        Предлагаемая составителями документа "программа действий" начиналась с рекомендации значительно увеличить военные расходы США в целях интенсивного наращивания американского военного потенциала. Большое внимание уделялось:

  • расширению экономической и военной помощи другим государствам с тем, чтобы привязать их к американской внешней политике;
  • установлению торговой блокады СССР и других социалистических стран;
  • проведению против социалистических стран разного рода подрывных операций. В частности, прямо говорилось о необходимости "интенсификации своевременных мер и операций тайными средствами" в экономической, политической и идеологической сферах с целью "вызвать и поддержать недовольство и восстания" в социалистических странах 12.

        Создатели НАТО ориентировались главным образом на могущество США и на американскую военную помощь Западной Европе. Первоначальная доктрина НАТО в значительной мере основывалась на возможности сохранения Соединенными Штатами ядерной гегемонии. Она базировалась на стратегической концепции "щита и меча", одобренной Советом НАТО в декабре 1949 года 13 14.

        Суть ее сводилась к следующему:

        1. На США, учитывая их технические возможности по доставке атомной бомбы к цели, возлагалась задача по осуществлению стратегических бомбардировок;

        2. ВМС США и союзников должны выполнять важнейшие морские операции, включая обеспечение морских коммуникаций;

        3. Основа мощи сухопутных войск должна обеспечиваться странами Европы с помощью других государств по мере осуществления ими мобилизации;

        4. Англия, Франция и соседние страны должны выделить основные силы бомбардировочной авиации ближнего действия и ПВО;

        5. Другие страны-члены НАТО, в зависимости от их удаленности от возможного района конфликта, должны главные усилия сосредоточить на выполнении особых задач.

        Существо стратегии "щита и меча" заключалось в готовности НАТО вести глобальную атомную войну. При этом роль "щита" отводилась сухопутным войскам на Европейском театре войны. На них при поддержке тактической авиации и ВМС возлагалось ведение операций до вступления в действие "меча" - стратегических бомбардировщиков США - носителей атомного оружия.

        При этом следует отметить, что военные доктрины и стратегические концепции НАТО предполагали ведение боевых действий главным образом в зоне ответственности Североатлантического союза, в то время как национальные военные стратегии стран-участниц альянса, прежде всего таких, как США, Великобритания, Франция, предусматривали действия национальных вооруженных сил, как правило, за пределами этой зоны, подготавливая таким образом общую тенденцию к расширению сферы действия вооруженных сил блока.

        Создав блок НАТО, западные страны посчитали, что линия обороны Запада в Европе более или менее консолидировалась.

        Но 25 июня 1950 года северокорейские войска вторглись в пределы Южной Кореи, захватив спустя три дня Сеул. 19 июля президент Г.Трумэн в послании Конгрессу призвал к резкому увеличению военного бюджета. 26 сентября Совет НАТО на нью-йоркской сессии одобрил решение о принятии стратегии "передовой обороны" ("передовых рубежей"), ставшей развитием концепции "щита и меча" и исходившей из необходимости увеличения мощи "щита" (обычных вооруженных сил) и переноса военных действий уже на самом раннем этапе войны как можно дальше на Восток. Было также принято решение об интегрировании объединенных вооруженных сил альянса 15 16.

        Таким образом, создание НАТО ознаменовало отказ США, Англии и других западных государств от сложившегося в годы войны сотрудничества стран антигитлеровской коалиции, от совместно выработанных принципов послевоенного устройства мира и означало переход к политике "холодной войны", политике отношений с Советским Союзом с "позиции силы". Это проявилось, прежде всего, в первых военно-стратегических концепциях блока, базовые установки которых формировали представление о Советском Союзе как враге "номер один" и основывались на уверенности в превосходстве американского ядерного оружия, способного сокрушить СССР.

Примечания

       1 Myrdal A. The Game of Disarmament.N.Y.,1974.P.31.
       2 НАТО. Справочник. Юбилейное издание к 50-й годовщине НАТО. Брюссель. Отдел информации и прессы. 1998-1999. С. 405-408.
       3 Дипломатический словарь. Т. 1. М., 1984. С. 377.
       4 Внешняя политика Советского Союза. 1949 год. Документы и материалы. М., 1953. С. 57.
       5 Даллес Дж. Ф. Война или мир. М., 1959. С. 11-13.
       6 Kennan G. Memoirs. 1925-1950. Vol. 1. Boston-Toronto. 1967. P. 594.
       7 Kennan G. American Diplomacy. 1900-1950. Chicago, 1952. P. 119-120.
       8 Foreign Relations of the United States (FRUS). Vol. 1. 1950.
       9 National Security and Foreign Economic Policy. Wash., 1977. P. 240-253.
       10 Foreign Relations of the United States (FRUS), Vol. 1. 1950.
       11 National Security and Foreign Economic Policy. Wash., 1977. P. 304-306.
       12 National Security and Foreign Economic Policy. Wash., 1977. P. 304-306.
       13 NATO. Die Verteidigungsdoktrin und ihre Entwicklung. Osterreichische Militarishe Zeitschrift. Wien, 1974. H. 1. S. 72.
       14 Strategy of Sword and Shield. Signal. XII. 1958. N 8 (April). P. 5.
       15 Российская Федерация: безопасность и военное сотрудничество. М., Обозреватель. 1995. С. 85.
       16 NATO Final Communiques. Vol. 1. 1949-1974. NATO Information Service. Brussels. P. 39-46, 58.


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]