Расстановка сил в послевоенной Европе
Раздел I



 Глава 3

 Усиление противостояния.
Угроза возникновения ядерного конфликта

        Правительства государств НАТО постарались использовать войну в Корее как предлог для резкого увеличения военных расходов, расширения гонки вооружений, обострения конфронтации.

        На нью-йоркской сессии Совета НАТО в сентябре 1950 года было принято решение об организации Объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО в Европе под единым командованием.

        Вслед за этим на сессии в Риме (ноябрь 1951 г.) на основе "анализа" европейской ситуации была обсуждена стратегия альянса с целью укрепления его оборонных возможностей и дана директива на развертывание ОВС НАТО в Европе.

        Эти решения означали создание в мирное время в Западной Европе мощной военной группировки и вели к обострению международной напряженности.

        В результате всех предпринятых мер общая сумма военных расходов стран-участниц НАТО увеличилась с 20,4 млрд. долл. в 1950 году до 64 млрд. долл. в 1953 году, или на 214%.

        Одновременно увеличивалась общая численность вооруженных сил государств НАТО:

      1950 год - 4-4,2 млн. чел., 1951 год - 5,8-5,9 млн., 1952 год - 6,5-6,6 млн., 1953 год - 6,7-6,8 млн. чел.

        Численность регулярных вооруженных сил США только за 2 года возросла в 2,5 раза: с 1,46 млн. чел. в июне 1950 года до 3,64 млн. чел. в июне 1952 года (табл. 1.1) 1 2.

Таблица 1.1.

        К 1960 году вооруженные силы блока насчитывали уже свыше 5 млн. чел., а с учетом численности территориальных войск, национальной гвардии и других резервных формирований они составляли более 9,5 млн. чел.; 440 пусковых установок оперативно-тактических и тактических ракет; более 25 тыс. танков; 8 тыс. боевых самолетов (в том числе 2 тыс. носителей ядерного оружия); около 2 тыс. боевых кораблей.

        Главные силы военной группировки стран блока были сконцентрированы в Европе, где насчитывалось более 3 млн. чел., свыше 3 тыс. единиц средств доставки ядерных боеприпасов, более 4 тыс. боевых самолетов, 17 тыс. танков в войсках и 8 тыс. - на складах, включая до 3 тыс. американских 3 (табл. 1.2).

Таблица 1.2.

        В ОВС НАТО были переданы объединения, соединения и части ПВО, сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил США, Великобритании, ФРГ, Италии, Бельгии, Канады, Нидерландов и Турции, а также ВВС Дании и Норвегии, которые ранее находились в оперативном подчинении военных командований НАТО. Вооруженные силы, находившиеся в национальном подчинении, включали территориальные войска стран НАТО, резервные соединения и части, которые также могли быть переданы в НАТО или выполнять задачи в тесном взаимодействии с ОВС блока.

        Состав вооруженных сил, переданных в НАТО и находящихся в национальном подчинении, представлен на рис. 1.1.

        В вооруженных силах стран НАТО преобладающее развитие получили средства массового уничтожения людей (ядерное, химическое оружие), а также те виды обычного оружия, которые наиболее эффективно могут быть использованы для ведения наступательных действий (вакуумные бомбы, кассетные боеприпасы).

        Вся военная система НАТО уже в мирное время была приведена в готовность к действию. Для этого были созданы объединенные военные командования, развернуты системы управления, организовано снабжение (созданы 3-х месячные запасы материальных средств), спланированы операции, войскам поставлены боевые задачи, то есть подготовлено все необходимое для развертывания военных действий. Различные сценарии войны блок НАТО отрабатывал на крупномасштабных учениях (например, "Отм Фордж"), которые по своему размаху фактически были репетицией военных действий.

        Непосредственное руководство вооруженными силами в зоне ответственности НАТО, разделенной на театры военных действий (ТВД), осуществлялось Объединенными военными командованиями, включающими:

  • Верховное Главное Командование ОВС НАТО в Европе;
  • Верховное Главное Командование ОВС НАТО на Атлантике;
  • Верховное Главное Командование ОВС НАТО в зоне пролива Ла-Манш.

        Кроме того, имелась Региональная группа стратегического планирования США - Канада.

        Верховное Главное Командование НАТО в Европе и Верховное Главное Командование НАТО на Атлантике должны были участвовать в работе Объединенной системы стратегического планирования (штаб-квартира в г. Омаха, штат Небраска, США), так как организационной структурой НАТО не предусматривалось специальное командование стратегическими ядерными силами.

        Верховное Главное Командование в Европе (ВГКЕ) со штаб-квартирой в Касто (Бельгия) и зоной ответственности, которая охватывала территории европейских стран-членов НАТО (исключая Великобританию, Францию, Исландию и Португалию) и Турции. ВГКЕ несло также ответственность за организацию и обеспечение противовоздушной обороны Великобритании. Верховным главнокомандующим являлся представитель вооруженных сил США. Он же одновременно был главнокомандующим вооруженными силами США в Европе (рис. 1.2).

        В распоряжении ВГКЕ находилось свыше 90 дивизий (с учетом Франции и Испании), свыше 3 тыс. средств доставки ядерного оружия (самолеты, ракеты, артиллерия), для которых на американских складах в Европе (главным образом в ФРГ) было сосредоточено 7 тыс. ядерных боеприпасов.

        Верховному Главнокомандующему Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе были подчинены Главные Командования НАТО на европейских ТВД - Центральном, Северном и Южном, а также командование мобильных сухопутных войск НАТО и командование английских ВВС в Великобритании.

        Штаб-квартира Главного Командования ОВС НАТО на Центральноевропейском ТВД находилась в Нидерландах (г. Брюнсум). Главнокомандующий - генерал бундесвера (ФРГ). Зона ответственности - территория и прибрежные воды ФРГ (кроме земли Шлезвиг-Гольштейн), Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Натовская группировка включала свыше 40 дивизий из Бельгии, Нидерландов, Великобритании, Канады, ФРГ и США, а также стратегические резервы (Испания, Португалия, Франция). Основу группировки натовских войск на этом ТВД составляли 2 группы армий - северная и центральная.

        Северная группа армий (СГА) имела зону ответственности, охватывающую сектор к северу от оси Геттинген - Льеж. СГА состояла из 4 дивизий ФРГ, дивизий из Бельгии, Великобритании и Дании, а также авиационных частей, из состава ВВС ФРГ, Бельгии, Великобритании и Дании, подчинявшихся Второму объединенному тактическому авиационному командованию. В этой зоне также были дислоцированы сухопутные войска США.

        Центральная группа армий (ЦГА) включала войска США, семь дивизий ФРГ, армейскую группу из Канады, а также авиационные соединения из состава ВВС США, ФРГ и Канады, подчинявшиеся четвертому объединенному тактическому авиационному командованию, и командование ПВО сухопутных войск США.

        Штаб-квартира Главного Командования НАТО на Североевропейском ТВД находилась в г. Колсос (район Осло, Норвегия). Главнокомандующий - генерал британской армии. Зона ответственности - территории Дании, Норвегии, ФРГ (земля Шлезвиг-Гольштейн) и прибрежные воды названных стран в Балтийском море. Вооруженные силы включали основную часть сухопутных войск, ВМС, ВВС и резервов Дании и Норвегии, одну дивизию сухопутных войск, два подразделения ВВС и балтийский флот ФРГ.

        Штаб-квартира Главного Командования НАТО на Южноевропейском ТВД находилась в г. Неаполь (Италия). Главнокомандующий - адмирал США. Зона ответственности - акватории Средиземного и южной части Черного морей, территории Греции, Италии и Турции. Данная натовская группировка включала 18 дивизий сухопутных войск Турции, 13 - Греции, 4 - Италии, тактическую авиацию ВВС названных стран. ВМС Турции и Греции также должны были оказывать содействие выполнению планов НАТО в регионе.

        Акватория Средиземного моря должна была постоянно контролироваться самолетами ВВС стран НАТО данного региона, а из состава ВМС этих стран, Великобритании и США, было создано специальное соединение, готовое немедленно приступить к боевым действиям.

        Мобильные силы НАТО со штаб-квартирой в г. Гейдельберг (ФРГ) - это специально созданное войсковое соединение для действий на северном и юго-восточном флангах зоны ответственности НАТО. Соединение включало 7 пехотных батальонных групп, танковый разведывательный батальон, 6 артиллерийских батарей, вертолетное подразделение, эскадрильи истребительной авиации для поддержки наземных войск.

        Верховное Главное Командование ОВС НАТО на Атлантике. Штаб-квартира - в г. Норфолк (штат Вирджиния, США). Верховный Главнокомандующий - адмирал США. Зона ответственности - акватория Северной Атлантики от Норд-Пол (Канада) до Северного тропика, включая прибрежные воды Португалии. Ему подчинялись главные командования НАТО в Западной, Восточной и Иберийской Атлантике, а также ударный флот НАТО и постоянное соединение ВМС НАТО на Атлантике.

        Одновременно с созданием военной группировки началось развертывание в Западной Европе сети военных баз. Их строительство велось на основе разработанных руководящими органами НАТО "программ инфраструктуры", а также двусторонних соглашений между США и некоторыми их союзниками по блоку. Общая сумма расходов государств НАТО на "инфраструктуру" к 1956 г. достигла почти 2 млрд. долл. 4

        На эти средства были построены:

  • 150 военных аэродромов;
  • 26 военно-морских баз;
  • свыше 8 тыс. км наземных линий связи;
  • около 1,5 тыс. км подводных кабелей;
  • около 8 тыс. км нефтепроводов;
  • резервуары горючего общей емкостью почти 2 млн. куб. м;
  • учебные лагеря, полигоны, штабные здания с соответствующим оборудованием и другие военные объекты.

        Война в Корее, таким образом, явилась для государств НАТО предлогом, чтобы в самые короткие сроки покрыть всю территорию Западной Европы - от Норвегии до Греции и от Франции до Турции - густой сетью военных сооружений 5.

        Таким образом, блок НАТО стал первым и наиболее крупным военно-политическим союзом западных государств, который существенно отличался от всех предшествовавших ему блоков и союзов:

        Во-первых, в нем объединились все основные западные державы.

        Во-вторых, он уже в мирное время создал постоянную военную организацию, объединенное командование и штабы, объединенные вооруженные силы, в то время как в прежних блоках к формированию объединенных органов управления и объединенных вооруженных сил приступали только с началом войны.

        Кроме того, Корейская война была использована правительством США для вовлечения Западной Германии в систему НАТО. Впервые США поставили этот вопрос перед другими государствами НАТО на совещании министров иностранных дел США, Англии и Франции (Нью-Йорк 12-14 сентября 1950 г.). "Еще со времени войны в Корее, точнее, с сентября 1950 года, - отмечал американский исследователь Р.Осгуд, - Соединенные Штаты настойчиво добивались вклада Германии в систему обороны НАТО" 6. В целом в Нью-Йорке была достигнута принципиальная договоренность о том, что Западная Германия должна внести свой вклад в создание обороны Западной Европы.

        На сессии Совета НАТО в Брюсселе в декабре 1950 года США добились согласия своих союзников на вооружение Западной Германии и постепенное вовлечение ее в Североатлантический союз. Сессия, по сообщению западной прессы, достигла "единодушного соглашения относительно роли, которую должна взять на себя Германия в совместной обороне" 7. К маю 1955 года дипломатическая подготовка перевооружения Западной Германии была завершена, и Германия стала пятнадцатым членом блока НАТО.

        После ратификации Североатлантического договора (1949 г.) на Западе была произведена оценка советской "военной угрозы" как основы для разработки военной стратегии и структуры НАТО. Рассчитывая, что СССР может выставить против Западной Европы 175 дивизий, военные специалисты НАТО пришли к выводу, что союзу для успешной обороны понадобится 96 собственных, более полных по составу дивизий, чем советские. Это оценка была принята министрами НАТО в феврале 1952 года на ежегодном заседании в Лиссабоне 8.

        Вскоре, однако, стало ясно, что страны-члены альянса вовсе не желали следовать "лиссабонским" ориентирам. Они сосредоточили свое внимание на ядерных вооружениях, считая, что ядерное оружие обойдется дешевле системы обороны с обычным оружием, требующей немалых финансовых и трудовых затрат.

        То, что именно финансовые соображения были ключевым фактором натовского решения опираться на ядерные вооружения, следует из заявления государственного секретаря США Дж.Ф.Даллеса: "Общие затраты наших усилий в области безопасности (а также наших союзников)... не могут поддерживаться долгое время без серьезных последствий для бюджета, экономики и социальной сферы. Но прежде чем что-либо изменить в военном планировании, необходимо было, чтобы президент и его советники... приняли некоторые основополагающие политические решения. Это было сделано. Главное решение состояло в том, что мы должны полагаться прежде всего на нашу увеличивающуюся ядерную способность незамедлительного возмездия с помощью тех средств и в тех местах, которые мы сами избираем. В результате теперь мы можем достичь и пользоваться более надежной безопасностью с меньшими затратами" 9.

        Такой поворот вовсе не был риторикой. Президентская директива СНБ-162/2 предписывала Комитету начальников штабов США учитывать при планировании использование ядерного оружия в любом случае, когда это будет выгодно Соединенным Штатам. В организационную структуру и в планы американской армии были внесены соответствующие изменения по ведению военных действий с применением ядерного оружия.

        В конце 1953 года в Европе началось размещение значительного числа тактического ядерного оружия - артиллерийских снарядов, бомб, ракет малой дальности, мин и других видов. Наращивание тактических ядерных вооружений НАТО продолжалось стабильно, достигнув к середине 60-х годов около 7 тыс. единиц. Хотя на континенте сохранялось большое количество обычных вооружений, их единственным предназначением до начала 60-х годов было "сдерживание" наступления противника до момента нанесения сокрушающего ядерного удара. Ядерное оружие рассматривалось как средство "реального сдерживания". Многие из ядерных систем имели малую дальность и размещались вблизи границы между странами НАТО и Варшавского Договора. Установив эти системы таким образом, НАТО давала ясно понять, что любое нападение с использованием обычных вооружений моментально вовлечет в конфликт ядерные силы НАТО.

        Если и были какие-то сомнения в отношении серьезности ядерных угроз НАТО в 50-х годах, их совершенно рассеяло следующее заявление генерала Бернарда Монтгомери, заместителя Верховного главнокомандующего союзными войсками в Европе, сделанное им в конце 1954 года: "Я хотел бы, чтобы было абсолютно ясно, что мы в штабе Верховного главнокомандующего Объединенными силами НАТО в Европе основываем все наше оперативное планирование на использовании в целях обороны ядерных и термоядерных вооружений. Для нас больше не существует "возможно они будут использованы", совершенно определенно, что они будут использованы, если на нас нападут" 10.

        К декабрю 1954 года министры НАТО могли чувствовать полное удовлетворение в связи с тем, что ядерная стратегия позволяла им сократить вооруженные силы с 96 до 30 действующих дивизий.

        Два года спустя, в марте 1957 года, НАТО формально приняла доктрину "массированного возмездия" в документе, известном как МС 14/2 11.

        Главным требованием этой стратегии было незамедлительное и тотальное применение ядерного оружия в случае возникновения любого вооруженного конфликта за исключением лишь незначительных пограничных инцидентов. Основные объекты атомных ударов - вооруженные силы и крупные населенные пункты противника. Совет НАТО предоставил командованию блока полномочия на применение ядерного оружия независимо от средств ведения боевых действий противником, что было чревато угрозой перерастания любого вооруженного конфликта в Европе в ядерное столкновение держав, обладающих стратегическим ядерным оружием.

        В дальнейшем США взяли курс на атомное вооружение своих партнеров по Североатлантическому блоку. Накануне открытия сессии Совета НАТО в Бонне (2-3 мая 1957 г.) на пресс-конференции генеральный секретарь НАТО лорд Исмэй объявил о решении Соединенных Штатов предоставить союзникам по НАТО атомное оружие. Западноевропейские участники НАТО, согласившиеся разместить на своих территориях американское атомное оружие, получали средства для его доставки (атомную артиллерию, ракеты различных типов, самолеты). Атомные боеголовки, однако, остались под контролем американского командования: союзники США могли получить их лишь по указанию президента США после начала военного конфликта.

        В декабре 1957 года в Париже состоялась очередная сессия Совета НАТО. В коммюнике сессии, опубликованном 19 декабря, говорилось: "НАТО решила создать запасы ядерных боевых снарядов, которые могут быть использованы в любой момент... Совет также решил отдать в распоряжение Верховного главнокомандующего вооруженными силами союзников в Европе баллистические снаряды средней дальности действия" 12.

        Используя то, что США на определенное время вырвались вперед в производстве ядерного оружия, руководство стран НАТО приняло в рамках доктрины "массированного возмездия" курс "балансирования на грани войны".

        Характеристику этому курсу дал его автор - государственный секретарь США Дж.Ф.Даллес, который писал: "Способность подойти к грани войны, но не оказаться вовлеченным в нее является необходимым искусством. Если вы попытаетесь обходиться без него, если вы побоитесь проводить такую политику, то вы пропали"38.

        "Балансирование на грани войны" проявилось, прежде всего, в размещении на западноевропейской территории систем оружия, которые повышали риск возникновения термоядерной войны. Угрозу европейской безопасности представляло, например, решение НАТО о размещении на территориях некоторых западноевропейских государств ракет средней дальности (2400 км). В соответствии с англо-американским соглашением, заключенным в феврале 1958 года, США разместили на английской территории 60 ракет "Тор", 30 ракет "Юпитер" были установлены в Италии и 15 - в Турции.

        Все это вызывало серьезное беспокойство в кругах общественности западных стран. "Каждый объективно мыслящий человек обязан согласиться с тем, что размещение неприятельских ракет средней дальности действия, так сказать, на пороге чужого дома (Турция) психологически должно восприниматься великой державой как провокация, - указывал видный деятель социал-демократической партии Германии Г.Шмидт, - ...американские ракеты средней дальности действия пригодны исключительно для внезапного или для упреждающего, но не для ответного удара" 13.

        Как признавал французский исследователь Р. Арон, ракеты "Тор" и "Юпитер", установленные в Европе, представляют собой "оружие первого удара" и они "бесполезны, и даже опасны, в рамках глобальной стратегии Соединенных Штатов" 14.

        Политика руководства НАТО и США поставила мир в начале 60-х годов на грань ядерной катастрофы.

        Следует отметить, что против СССР и его союзников активно действовали и западные спецслужбы, цели и задачи которых еще в середине 40-х годов сформулировал Аллен Даллес: "Окончится война, все кое-как утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем... все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей.

        Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников... своих союзников и помощников в самой России.

        Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства мы, например, постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием, что ли, тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино - все будут изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху...

        Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель... Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не будут нужны, превратятся в пережиток прошлого... Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом...

        И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит... Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни большевизма, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением, выветривать этот ленинский фатализм. Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них шпионов, космополитов. Вот так мы это и сделаем" 15.

        Эта работа в конце 80-х годов завершалась распадом СССР и Варшавского Договора.

Примечания

       1 Международные отношения после второй мировой войны. Т.2 М., 1963. С. 360, 365.
       2 The Statistical History of the United States: From Colonial Times to the Present. N.Y., 1976. P. 1114.
       3 Милитаризм США: военная машина, блоки, базы и акты агрессии. М., 1985. С. 111.
       4 Международные отношения после второй мировой войны. Т. 2. М., 1963. С. 361-371.
       5 Там же.
       6 Осгуд Р.Э. Ограниченная война. М., 1960. С.347.
       7 The Manchester Guardian. 1950. 20 December.
       8 Макнамара Р. Путем ошибок - к катастрофе. Опыт выживания в первом веке ядерной эры. М., 1988. С.30.
       9 Макнамара Р. Путем ошибок - к катастрофе. Опыт выживания в первом веке ядерной эры. М., 1988. С.31.
       10 Макнамара Р. Путем ошибок - к катастрофе. Опыт выживания в первом веке ядерной эры. М., 1988. С. 31-32.
       11 Engel F.-W. Handbuch der NATO. Frankfurt a. M., 1957. S. 806.
       12 The State Department Bulletin. 6.1.1958. P. 12-15.
       13 Life. 1956. 16 January P. 78.
       14 Schmidt H. Verteidigung oder Vergeltung. Stuttgart, 1961. S. 40.
       15 Aron R. Le grand debat. Initiation a la strategie atomique. Paris, 1963. P. 98.
       16 Цит. по: Митрополит Иоанн. Одоление смуты. СПб., 1995. С. 72-73.


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]