Расстановка сил в послевоенной Европе
Раздел I



 Глава 4

 ОВД как система противодействия НАТО

        В 1954 году Лондон, Париж и Вашингтон получили ноты Советского правительства, в которых Западу предлагалось рассмотреть вопрос о принятии Советского Союза в НАТО. Правительства западных стран не отвечали на это предложение три месяца. А когда, наконец, дали ответ, он был отрицательным и гласил, что членами НАТО могут быть только единомышленники. Комментируя этот факт, В.М. Молотов констатировал: "Таким образом, стало предельно ясно, что НАТО имеет антисоветскую направленность".

        В этих условиях совместные меры по обеспечению безопасности и обороны, основанные на двусторонних договорах 1943-1949 годов между СССР и странами народной демократии были признаны недостаточными. В целях повышения своей обороноспособности и в ответ на создание военно-политического блока НАТО Советский Союз и другие социалистические страны заключили Варшавский Договор (ВД), результатом которого было создание 14 мая 1955 года Организации Варшавского Договора (ОВД).

        Считалось, что заключением Варшавского Договора была создана договорная основа коллективного взаимодействия в таких жизненно важных сферах деятельности, как внешняя политика и оборона.

        Цели заключения Варшавского Договора сформулированы в его преамбуле. В ней говорится, что договаривающиеся стороны, вновь подтверждая свое стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе, основанной на участии в ней всех европейских государств независимо от их общественного и государственного строя, и будучи убеждены в необходимости принятия соответствующих мер для обеспечения своей безопасности и в интересах поддержания мира в Европе, руководствуясь целями и принципами Устава ООН, решили заключить настоящий Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В преамбуле указывалось, что участники Варшавского Договора будут уважать независимость и целостность союзных государств, не вмешиваться в их внутренние дела.

        Декларировался сугубо оборонительный характер Варшавского Договора.

        В Статье 1 отмечалось, что договаривающиеся стороны в соответствии с Уставом ООН взяли на себя обязательства "воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения и разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность".

        В Статье 2 Договора выражалась готовность его участников сотрудничать с другими государствами в принятии эффективных мер к всеобщему сокращению вооружений и запрещению атомного, водородного и других видов оружия массового уничтожения.

        В Статье 4 предусматривалась возможность индивидуального или совместного применения вооруженных сил государств-участников Варшавского Договора только в случае вооруженного нападения на них со стороны какого-либо государства или группы государств. Тем самым применение вооруженных сил со стороны государств-участников Варшавского Договора оговаривалось единственным условием - осуществлением права на индивидуальную или коллективную самооборону, которое исключает возможность использования этих сил в случаях, не связанных с необходимостью защиты государств-участников Варшавского Договора от агрессии.

        Варшавский Договор провозглашал стремление союзных государств к развитию всестороннего сотрудничества между собою и координации действий в области их внешней политики.

        Участники ВД обязались принимать "согласованные меры, необходимые для укрепления их обороноспособности с тем, чтобы оградить мирный труд их народов, гарантировать неприкосновенность их границ и территорий и обеспечить защиту от возможной агрессии" (Ст. 5); "действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между ними..." (Ст. 8); "консультироваться между собой по всем важным международным вопросам, затрагивающим их общие интересы, руководствуясь интересами укрепления мира и безопасности" (Ст. 3).

        Для реализации целей и задач Варшавского Договора в нем было предусмотрено создание соответствующих политических и военных органов, в том числе Политического консультативного комитета, Объединенного командования ВС и Штаба объединенных вооруженных сил государств-участников ОВД.

        Варшавский Договор выступал как союз, открытый для присоединения к нему "других государств, независимо от их общественного и государственного строя, которые выразят готовность путем участия в настоящем договоре способствовать объединению усилий миролюбивых государств в целях обеспечения мира и безопасности народов" (Ст. 9).

        Время показало положительное влияние Варшавского Договора на международную обстановку. Участники ВД много раз выступали с инициативами, направленными на развитие европейского сотрудничества, на разрядку и разоружение, вели поиск новых форм обеспечения региональной и международной безопасности. Варшавский Договор в течение нескольких десятилетий обеспечивал нерушимость границ и социального строя стран-участниц. Именно последнее вызывало неоднократно всплеск западной пропаганды, хотя и Вашингтонский Договор служил тем же целям.

        Первым испытанием прочности Организации Варшавского Договора, ее способности противостоять внешним и внутренним провокациям были события в Венгрии (осень 1956 г.). Это было первое крупное столкновение после Второй мировой войны двух миров, двух идеологий.

        Важным этапом в деятельности Варшавского Договора явилась защита государственного строя ГДР (осень 1961 г.), когда страны НАТО попытались превратить Западный Берлин в центр подрывной деятельности против социалистических стран. В ответ на предложения стран Варшавского Договора о мирном урегулировании германской проблемы страны НАТО, прежде всего США и ФРГ, усилили военные приготовления.

        Тогда 13 августа 1961 года в соответствии с обращением правительств государств-участников Варшавского Договора Народная палата и правительство ГДР приняли постановление, содержащее конкретные меры по пресечению подрывной деятельности против ГДР и других стран народной демократии. Части Национальной народной армии, пограничные войска, народная полиция и боевые группы рабочих установили на границе ГДР с Западным Берлином такой контроль, который существует на границах каждого суверенного государства.

        Военно-политическая помощь, оказанная ГДР странами Варшавского Договора, способствовала успешному проведению этой операции: когда американские танки подошли к рубежу, разделявшему Берлин, они встретили по другую сторону границы советские танки и танки ГДР в полном боевом оснащении.

        Натолкнувшись на решительное противодействие объединенных сил стран-участниц ОВД, западные державы вынуждены были пойти на урегулирование разногласий за столом переговоров. При этом Советский Союз дал им возможность почетно отступить, чем они и воспользовались.

        Важное значение в деятельности стран-участниц Варшавского Договора имело пресечение американской агрессии против Республики Куба. 17 апреля 1961 года Куба подверглась в районе Плайя-Хирон вооружен ому нападению кубинских контрреволюционеров под прикрытием американских военных кораблей и авиации. Войска и народная милиция Кубы дали отпор и полностью разгромили интервентов. Основную роль в этом сыграли советское оружие и боевая техника. На следующий год (летом 1962 г.) в США развернулась широкая антикубинская кампания, нависла реальная угроза новой американской военной интервенции.

        Для защиты Кубы Советский Союз предоставил ей вооружение, предназначенное для оборонительных целей, а также разместил на ее территории ракеты средней дальности. В ответ 22 октября 1962 года президент США Дж. Ф.Кеннеди отдал приказ военно-морским силам об установлении морской блокады Кубы. Блокада была снята 21 ноября после переговоров между СССР и США, а Советский Союз вывез свои ракеты с Кубы.

        Карибский кризис, равного которому по остроте не было за все послевоенные годы, подвел человечество вплотную к всемирной термоядерной катастрофе. Так он оценивался современниками, и так он воспринимается и 40 с лишним лет спустя.

        Эффективность взаимопомощи социалистических государств проявилась и в борьбе против контрреволюции в Чехословакии (лето и осень 1968 г.).

        В августе 1968 года в результате активизации контрреволюционных сил в ЧССР крайне обострилась обстановка, и страна оказалась на грани гражданской войны. Советское правительство и правительства НРБ, ВНР, ГДР, ПНР приняли решение о вводе своих войск на территорию Чехословакии. Эта своевременная акция воспрепятствовала изменению конституционного строя в стране.

        Значение ОВД состоит и в том, что союзные государства содействовали независимому экономическому и национальному развитию народов, освободившихся от колониальной зависимости после второй мировой войны, укрепляли всестороннее сотрудничество с новыми независимыми государствами. ОВД - это было не только оружие обороны социалистических стран, но и опора для тех, кто вел вооруженную борьбу за национальную независимость.

        Важной стороной деятельности стран ВД в обеспечении международной безопасности была их борьба за всеобщее и полное разоружение, за запрещение оружия массового поражения. Социалистические государства выступали инициаторами подписания договоров о запрещении испытаний ядерного оружия и его нераспространении.

        Значительное место в деятельности ОВД занимала также борьба против планов создания блоком НАТО многосторонних ядерных сил, а также допуска ФРГ к ядерному оружию.


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]