Противостояние двух систем.
В 60—80 годах. Политика разрядки
Раздел II



 Глава 4

 От политики разрядки к противоборству

        На рубеже 70-х-80-х годов политика разрядки, приведшая к определенным изменениям на международной арене, способствовала росту противоречий внутри НАТО. Усилились выступления против размещения американских военных баз на территории других государств. Но США и ряд государств НАТО продолжали курс, явно враждебный процессу разрядки, поставив под сомнение принцип военно-стратегического равновесия. Они всячески стремились возродить обстановку военного психоза, создавали конфликтные ситуации, форсировали гонку вооружений, что нашло отражение в решениях, принятых Советом НАТО в 1977-1979 годах, которые предполагали реализацию долгосрочной программы увеличения вооружений в следующем десятилетии.

        Таким образом, стремление добиться военного превосходства НАТО сохранила и в 80-х годах. Руководящие круги НАТО перешли от согласованной в 1975 году в Хельсинки политики безопасности и сотрудничества к курсу на конфронтацию и отказу от разрядки. Следствием этого явилось значительное ухудшение обстановки и возрастание угрозы миру на Европейском континенте на рубеже 70-х-80-х годов.

        Под предлогами "советской военной угрозы", "проникновения СССР в страны третьего мира" Запад предпринял наступление на то положительное, что было достигнуто за годы разрядки. Администрация США объявила действия СССР "самой большой угрозой миру" со времен Второй мировой войны. Советскому Союзу приписывались экспансионистские замыслы в отношении Пакистана, Ирана, стремление выйти к теплым морям.

        Одновременно во внешней политике США возобладал курс на срыв переговоров по ряду вопросов ограничения гонки вооружений. США предприняли попытки организовать экономическую блокаду СССР, усилили подрывные действия против стран социалистического содружества, в первую очередь Польши; расширили необъявленную войну против Афганистана; обострили кризисные ситуации на Ближнем Востоке, в районе Персидского залива, а позднее - в районе Карибского бассейна; активно помогали подавлять национально-освободительное движение в различных районах мира; расширяли идеологические диверсии и "психологическую войну" против стран социализма и национально-освободительных движений.

        Стремясь к достижению военного превосходства над СССР, Организацией Варшавского Договора, США и НАТО практически блокировали уже достигнутые соглашения и переговоры об ограничении гонки вооружений. При этом президент Р.Рейган, выступая в Европейском парламенте 8 мая 1985 года, следующим образом обосновал свою позицию: "В начале 70-х годов Соединенные Штаты утратили свое превосходство над Советским Союзом в стратегических ядерных вооружениях, что было характерной особенностью послевоенной эпохи. Последствия этой утраты были замечены в Европе не сразу. Результаты сказались на международной арене, где Советы опасно изменили свой курс. Сперва это проявилось в 1975 году в Анголе, затем, когда Запад не сумел должным образом отреагировать на события в Эфиопии, Южном Йемене, Камбодже и, наконец, в Афганистане, Советский Союз начал более рискованную игру, распространяя свое влияние посредством косвенного и прямого применения военной силы. Сегодня мы видим, как Советы, прилагая те же усилия, пытаются извлечь для себя пользу из региональных конфликтов в Центральной Америке, и даже стимулируют эти конфликты.

        Если в ранние послевоенные годы решения Советского Союза принимались на фоне решительного превосходства американской стратегической мощи, то решения, принимавшиеся в Москве, Вашингтоне и европейских столицах в конце 70-х годов, обусловливались одновременным ростом советской и застоем западной ядерной мощи" 1.

        На ликвидацию этого "застоя" и была направлена политика администрации Р.Рейгана, сделавшей ставку на военную силу как главное средство достижения своих целей на мировой арене, что явилось причиной резкого обострения напряженности и роста военной угрозы. Подрыв политики разрядки в отношениях Запада с социалистическими странами стал одной из главных задач американского внешнеполитического курса. По инициативе США началась активизация военных приготовлений в рамках НАТО. Запад фактически приступил к полному перевооружению, охватывающему все виды вооруженных сил. Параллельно стали уточняться, конкретизироваться и обновляться концепции, составлявшие основу военной доктрины НАТО, пересматриваться стратегические и оперативные планы.

        Начал реализовываться одобренный декабрьской (1979 г.) сессией Совета НАТО проект размещения на Европейском континенте 108 пусковых установок баллистических ракет "Першинг-2" и 464 крылатых ракет наземного базирования. С 1983 года эти ракеты стали размещаться в Англии, Италии (Сицилия), ФРГ, Бельгии и Нидерландах.

        На заседании специальной консультативной группы НАТО в августе 1981 года США вновь оказали давление на своих европейских партнеров. В Вашингтоне не без оснований считали, что так называемую "независимую западноевропейскую оборону", представленную вооруженными силами Франции, Англии и ФРГ и подчиненную в конечном счете штаб-квартире НАТО, можно бы активно использовать в интересах Америки. Укрепление "европейского крыла" НАТО давало возможность Соединенным Штатам свободно действовать за географическими рамками "зоны ответственности" блока.

        В свою очередь западногерманские правящие круги усматривали в укреплении военного союза между Францией, Англией и ФРГ возможность упрочить собственные позиции в НАТО, добиться пересмотра итогов второй мировой войны. Размещение в Западной Германии нового американского ядерного оружия средней дальности создавало благоприятную почву для милитаризации Западной Германии.

        Смена руководства в Вашингтоне (январь 1981 г.) ознаменовалась принятием беспрецедентной по размаху программы военных приготовлений, быстрым ростом практически всех видов вооружений, расширением сети американских баз за рубежом, созданием "сил быстрого развертывания". В США возобладали доктрины и концепции, усилившие угрозу возникновения ядерной войны. Большинство союзников США по НАТО, а также Япония поддержали, хотя и не без оговорок, новый курс, что привело к ускорению гонки вооружений; усилению недоверия между государствами с различным общественным строем. В мире возросла военная опасность.

        Разрядка была объявлена противоречащей интересам США, преданы забвению многолетние обоюдные усилия стран по созданию необходимого минимума доверия в отношениях СССР и США, разорваны почти все нити двустороннего сотрудничества.

        Развитие событий в мире достигло той черты, когда требовались особо ответственные решения, новые подходы к мировым проблемам, ибо вопросы войны и мира, вопросы выживания человеческой цивилизации были поставлены на повестку дня.

        К этому же периоду относится и принятие США новой военной стратегии, которую министр обороны США К.Уайнбергер охарактеризовал как стратегию "прямого противоборства" 2 между Соединенными Штатами и Советским Союзом в глобальном и региональном масштабе. Стратегия "прямого противоборства" предусматривала резкое возрастание военной мощи США и решительное использование ее в качестве средства утверждения американской гегемонии на международной арене; защиты их "жизненных интересов" в различных регионах мира, включая захват источников стратегического сырья и энергетических ресурсов. В новой стратегии основная ставка, как и в стратегии "реалистического сдерживания", делалась на подготовку к ядерной войне и многовариантное использование в ней стратегических наступательных сил США - от так называемых "ограниченных" ядерных ударов до массированного применения их по всему комплексу целей на территории СССР и других государств социалистического содружества.

        В это же время на вооружение американской армии была принята новая концепция "Эйрлэнд бэттл" ("воздушно-наземная операция"), предусматривающая готовность США к проведению широких воздушно-наземных наступательных операций во всех "ключевых районах" земного шара для защиты "жизненно важных" интересов Соединенных Штатов. В течение двух лет Пентагон пытался убедить страны-участницы Североатлантического блока принять эту концепцию. Поэтому следует остановиться подробнее на сессиях Совета НАТО в 80-е годы, чтобы яснее понять позицию блока того времени, так как основные современные тенденции в его политике наметились именно тогда.

        В июне 1983 года состоялась очередная сессия Совета НАТО. В коммюнике наряду с заверениями о "стремлении к сохранению мира" была выражена поддержка планов США, направленных на дальнейшее форсирование гонки вооружений и достижение военного превосходства над СССР и странами Варшавского Договора. Там же было заявлено, что развертывание в Западной Европе новых американских крылатых ракет наземного базирования и ракет "Першинг-2" начнется в конце 1983 года в соответствии с графиком, предусмотренным решением 1979 года.

        29-31 мая 1984 года в Вашингтоне состоялась юбилейная сессия Совета НАТО на уровне министров иностранных дел, посвященная 35-летию создания Североатлантического союза и задуманная как демонстрация единства и сплоченности НАТО под руководством США 3. Анализ документов сессии, заявлений принимавших в ней участие министров иностранных дел стран НАТО показывает, что США удалось в основном навязать союзникам свои выводы из создавшейся обстановки в мире и планы по усилению военной мощи Североатлантического блока.

        В заключительном коммюнике 4 и в "Вашингтонской декларации об отношениях между Востоком и Западом" не было недостатка в утверждениях об "оборонительном" характере блока, о мирных намерениях его участников, об их стремлении к сотрудничеству, диалогу между Востоком и Западом, к стабильности в мире. Но дальше этого дело не шло. США и другие ядерные государства-члены Североатлантического блока отказались принять обязательство по примеру Советского Союза (1982 г.) не применять первыми ядерное оружие. НАТО не откликнулась на предложение стран Варшавского Договора заключить договор о неприменении военной силы и поддержании отношений мира.

        Заключительное коммюнике 5 сессии изобилует ссылками на "советскую военную угрозу" и призывами к дальнейшему наращиванию "оборонной мощи НАТО". Вашингтон добился включения в текст коммюнике практически всех тезисов, сформулированных американской администрацией, в частности, ссылки на "ситуацию в Польше", "действия в отношении мирного населения в Афганистане", "ситуацию вокруг Берлина", "расширение советской военной мощи за пределы разумных оборонных потребностей" и т. д.

        Союзники США по НАТО согласились с утверждениями Вашингтона о том, что ответственность за срыв советско-американских переговоров об ограничении ядерных вооружений и общее ухудшение отношений между СССР и США несет только Советский Союз. В коммюнике говорилось об "оборонительном характере" НАТО, подчеркивалось, что этот блок "является важным фактором мира и стабильности" в Европе, рекламировались "гибкие предложения" США о запрещении химического оружия на конференции по разоружению в Женеве и на Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия, безопасности и разоружению в Европе и на венских переговорах о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе, которые подавались чуть ли не как единственно возможная основа для достижения "реального прогресса".

        Страны НАТО подтвердили намерение "сохранять обычные и ядерные вооружения" для "сдерживания агрессии и защиты от нее". В частности, в заключительном коммюнике констатировалось, что союзники "уже начали развертывание ракет средней дальности". Сессия НАТО, по признанию западных обозревателей, "подтвердила возврат к доктрине 1967 года, согласно которой проблемы обороны ставятся впереди проблем диалога". По заявлениям представителей американской администрации, они рассматривали этот факт как одно из самых главных достижений сессии.

        В заключительном коммюнике сессии вопрос о дальнейшем развитии торговли стран Западной Европы с СССР был увязан с общим курсом Запада. Было сказано, что "двусторонние экономические отношения" стран НАТО с "Советским Союзом и со странами Восточной Европы должны по-прежнему учитывать широкие интересы безопасности союзников". Союзникам США рекомендовалось избегать "зависимости от Советского Союза" в экономической области, поощрять "освоение энергетических ресурсов Запада".

        Один из пунктов коммюнике непосредственно связан с вопросом о возможных акциях стран - членов НАТО в районах, выходящих за "сферу ответственности" блока. Указывая, что "события за пределами района, на который распространяется действие Североатлантического договора, могут затрагивать их общие интересы как членов союза", участники сессии Совета НАТО заявили о намерении "проводить своевременные консультации по поводу таких событий". Они также подчеркнули, что в "районе, на который распространяется действие договора, необходимо обеспечить достаточный военный потенциал для поддержания надлежащей обороноспособности". Имеется в виду укрепление военного потенциала НАТО в Европе на случай, если одна из стран-членов альянса решит использовать свои войска, входящие в структуру блока в Европе, в "горячих точках" планеты за пределами континента. При этом участники сессии заявили, что "союз с уважением относится к суверенитету и независимости государств повсюду".

        В документах сессии НАТО содержались рассуждения о некоем "расколе в Европе" и о поддержке культивируемых в ФРГ устремлений на поглощение ГДР; была сделана попытка поставить под сомнение весь комплекс договоренностей и соглашений, направленных на обеспечение мирного и стабильного развития на Европейском континенте.

        "Советский Союз, социалистические страны, все, кому дорого дело мира, решительно осуждают любые проявления политики, направленной на подрыв устоев послевоенного устройства в Европе. Они не допустят повторения трагического прошлого. К этому прошлому возврата нет и не будет. В этом должны отдавать себе отчет те, кто сейчас демонстрирует безответственный подход к столь важному вопросу", - говорится в Заявлении ТАСС от 3 июня 1984 года 6.

        В заключительном коммюнике сессии вопрос о повышении военных расходов стран - членов блока конкретно не оговаривался, равно как и проблема модернизации неядерных вооруженных сил НАТО. Между тем накануне открытия сессии американские официальные лица заявили, что следующим этапом программы наращивания военного потенциала блока после развертывания ядерных ракет средней дальности должны стать увеличение и обновление арсенала обычных вооружений.

        После окончания сессии была опубликована "Вашингтонская декларация об отношениях между Востоком и Запа-дом" 7, 8. В ней главный упор был сделан на продолжение политики силы в отношении СССР, рекламу "инициатив" и "предложений" администрации США, обвинения в адрес Советского Союза. В заявлении ТАСС указывалось, что в "Советском Союзе рассматривают итоги сессии Совета НАТО в Вашингтоне как свидетельство намерений этого блока продолжать милитаристский курс" 9.

        Декабрьская (1984 г.) сессия Совета НАТО проходила под знаком подхлестывания гонки ядерных и обычных вооружений, усиления напряженности в международных отношениях. Страны НАТО вновь отказались взять на себя обязательство не применять первыми ядерное оружие. В тексте коммюнике указывалось на необходимость, наряду с размещением в Западной Европе американских ракет первого удара, дальнейшего наращивания блоком военного потенциала. Атлантисты предприняли новую попытку вмешательства в дела суверенных государств - Польши и Афганистана, диктуя им свои "принципы" и линию поведения.

        С целью дипломатического прикрытия решений в военной области, разработанных на заседаниях руководящих военных органов, текст итогового документа включал заверения о намерении Запада "бороться за предотвращение опасности войны", о его "готовности" внести свой вклад в дело ограничения вооружений.

        Но при этом сессия выявила ряд серьезных разногласий между США и их западноевропейскими партнерами. Так, Греция и Дания заявили о своей оппозиции ядерной стратегии Вашингтона, Испания отказалась подписать совместное коммюнике 10.

        С начала 80-х годов НАТО стала развивать концепцию приемлемости для Европы войны с применением обычных сил, которые, по мнению руководства альянса, способны стать орудием победы без нанесения чрезмерного ущерба Европейскому континенту и с "ограниченными" потерями в людях. Однако для этого вновь требовалась модернизация обычных сил, направленная на повышение их уровня и возможностей. Эта модернизация стирала грань между ядерными и обычными вооружениями. В итоге должен был получиться качественно новый сплав ядерного потенциала и околоядерных систем оружия.

        Активным сторонником идеи модернизации обычных вооружений и рационализации тактических ядерных сил являлся главнокомандующий войсками НАТО в Европе генерал Б.Роджерс, который призвал (январь 1982 г.) европейских участников НАТО предусмотреть на 1983-1988 годы ежегодное увеличение военных расходов на 4,5% в реальном исчислении 11. В соответствии со специальным исследованием, подготовленным в секретариате НАТО для майской сессии 1982 года, необходимость укрепления обычных вооружений связывалась со следующим:

  • "превосходством ОВД в этой категории вооружений;
  • возможностью сокращения ядерных вооружений средней дальности;
  • необходимостью компенсировать включение части американских войск, ранее предназначавшихся служить резервом НАТО, в состав сил "быстрого реагирования" 12.

        К концу 1982 года расплывчатая концепция "интегрированной обороны" начала конкретизироваться в так называемом "плане Роджерса" (натовский вариант американской концепции "Эйрленд бэттл"). План ориентировался на использование новейших видов обычного оружия для нанесения удара по второму эшелону противника с тем, чтобы серьезно подорвать его боевые возможности и создать благоприятные условия для наступления войск НАТО. Пентагону понадобилось около двух лет, чтобы план был одобрен Комитетом военного планирования НАТО (ноябрь 1984 г.) 13, 14, 15.

        Укладываясь в рамки стратегии "гибкого реагирования", новая концепция модернизировала ее, особенно в области подготовки и ведения военных действий с применением обычных средств поражения. Генерал Б.Роджерс следующим образом определил главные задачи плана:

        o интенсивно наращивать неядерные виды оружия;

        o усилить подготовку армий стран НАТО к войне с применением ультрасовременных электронных средств разведки и новых ракет с обычными неядерными боеголовками, но обладающими исключительно высокими тактико-техническими характеристиками 16.

        В этой связи новейшие виды обычного оружия должны поражать одновременно группировки войск противника на всю глубину их расположения еще до того, как они выдвинутся к линии фронта. Речь шла о создании в странах НАТО оружия на базе новейших технологий: самонаводящихся ракет и высокоточных разведывательно-ударных комплексов большой разрушительной силы.

        "План Роджерса" предусматривал "упредительный характер акций". Это означало усиление наступательных тенденций в стратегии НАТО, поскольку концепция применения ядерного оружия первыми не только сохранялась, но и дополнялась новой концепцией "упредительных глубоких неядерных ударов" по стратегически важным целям в глубине территорий стран Варшавского Договора (ракеты средней дальности в пунктах их дислокации, пункты управления, аэродромы, узлы коммуникаций), в том числе по ядерным средствам СССР, которые, по оценке натовских стратегов, могут вести борьбу с потенциалом первого удара НАТО.

        При этом данная доктрина вовсе не имела в виду подготовку неядерной войны вместо ядерной, а рассматривала первую лишь как средство повышения эффективности боевых возможностей блока за счет слияния ядерных и неядерных элементов в единую систему оперативных планов.

        Для создания потенциала ведения длительной неядерной войны, согласно "плану Роджерса", западноевропейским странам НАТО предстояло в течение 10 лет увеличивать расходы на силы общего назначения. Для широкого внедрения в НАТО новой концепции Главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал Б.Роджерс стал добиваться дальнейшего увеличения военных расходов. По его словам, эти расходы ежегодно (до 1990 г.) должны возрастать в реальном выражении на 4%, а не на 3% согласно прежнему обязательству стран-членов НАТО. Вашингтон пообещал союзникам, что часть заказов этой невероятно дорогостоящей программы будет передана западноевропейским военно-промышленным монополиям.

        Новая установка НАТО, в частности, предусматривала производство примерно 7 тыс. неядерных баллистических ракет средней дальности, предназначенных для поражения так называемых целей "большой ценности" в странах ОВД. Был поставлен вопрос о приближении боевой мощи обычных средств поражения (по одновременному поражению противника на всю глубину его построения) к возможностям тактического ядерного оружия и о возложении на них задач, которые до сих пор отводились лишь этому оружию. Кроме того, в соответствии с "планом Роджерса" НАТО должна была прежде всего повысить эффективность использования того, что она имела в области обычных вооружений.

        Так, например, Б.Рождерс утверждал, что страны-члены НАТО достигли (если применять употребляемый в НАТО термин) своего "планируемого уровня вооруженных сил" всего на 70%. Под этим термином понимался целый ряд различных военных задач и целей, включая подготовку личного состава, а также модернизацию снаряжения и техники. Эти задачи и цели ставятся в столицах стран-членов НАТО и каждые два года подвергаются подробному рассмотрению и согласованию.

        Комитет военного планирования НАТО на своих заседаниях в Брюсселе в начале июня 1983 года принял новую программу наращивания вооружений, рассчитанную до 1990 года, подтвердив верность "плану Роджерса" и одобрив выводы, сделанные в докладе генерального секретаря НАТО Й.Лунса об основных направлениях развития электронных средств ведения войны. Новые неядерные виды оружия, которые намечалось принять на вооружение, уже создавались: одни проходили серии испытаний, другие - готовились к ним.

        Чтобы представить, какой силой обладает новое обычное оружие, достаточно привести следующие расчеты НАТО. В условиях оружия предыдущего поколения для уничтожения, по натовской терминологии, "группы прорыва" войск Варшавского Договора (расчетный состав: 600 танков, 500 бронемашин, 50 артбатарей и т. д.) требовалось 5500 самолето-вылетов с 33 тыс. т неуправляемых авиабомб. Количество обычного оружия нового поколения, создаваемого в США и ФРГ для аналогичных целей, должно было уменьшиться до 500 т и 50-100 самолето-вылетов 17.

        Так, например, концепция "выстрел-поражение" предусматривала разработку высокоточного обычного оружия, которое позволило бы с вероятностью не менее 0,5 м поражать цели с первого выстрела в любое время суток при любых метеорологических условиях и сильном противодействии противника. Принципиально новым явилось создание разведывательно-ударных комплексов (РУК) "Ассолт брейкер", способных наносить удар обычным оружием по вторым эшелонам и резервам войск стран Варшавского Договора до 300-400 км в глубину и с большой точностью.

        В стадии разработки находился и новый высокоточный разведывательно-ударный автоматизированный комплекс ПЛСС для вскрытия систем ПВО, узлов связи и нанесения по ним ударов 18.

        Строительство сухопутных войск (СВ) осуществлялось в соответствии с принятой программой "Армия-90". Основная цель была сформулирована так: массовое переоснащение СВ новой военной техникой, широкое внедрение высокоточного оружия, перевод соединений и частей на новую организационно-штатную структуру. Реализация плана предполагала:

  • К началу 90-х годов танковый парк СВ США увеличить почти в 1,3 раза (с 11870 до 15300 ед.), БМП и БРД до 10800 ед. Только в 1986 г. в войска европейских стран НАТО было поставлено 500 танков "Леопард-2" и "Челленджер", 177 танков "Абрамс", а также 100 тяжелых артиллерийских орудий, свыше 260 боевых самолетов F-16 и "Торнадо" 19.
  • К середине 90-х годов боевые возможности тактической авиации США с применением высокоточного управляемого оружия должны были возрасти в 3 раза, возможности по поражению точечных подвижных целей, прежде всего бронированных, - в среднем в 8 раз, стационарных наземных объектов - в 3-4 раза, по решению задач борьбы с воздушными целями противника - в 2 раза. Состав регулярных вооруженных сил НАТО, включая Францию и Испанию, представлен в табл. 2.2.

Таблица 2.2.

        Модернизируя обычные вооружения и технику, Запад не забывал и о ядерном оружии, а именно:

  • в силах МБР в 1986-1988 годах было развернуто 100 МБР "МХ" в шахтных пусковых установках "Минитмен", а в 1993 году - приступили к развертыванию новой легкой ракеты "Миджитмен" с моноблочной головной частью (500-1000 ракет в мобильном варианте);
  • в подводных ракетно-ядерных силах до 1988 года было завершено строительство и развертывание 8 ПЛАРБ типа "Огайо" с ракетами "Трайдент-1", а с 1989 года начался ввод в строй лодок этого типа, вооруженных ракетами "Трайдент-2". Всего ракетами "Трайдент-2" в 1988 года вооружено 20 ПЛАРБ типа "Огайо" (480 ПУ);
  • в стратегической авиации к 1989 году завершалось переоснащение 219 бомбардировщиков В-52 на крылатые ракеты "АЛСМ-В". В 1986-1988 годах было введено в состав стратегической авиации 100 бомбардировщиков В-1В, а в первой половине 90-х годов развернуто 130 новых стратегических бомбардировщиков АТВ ("Стелт"). К середине 90-х годов было до 2300 баллистических и крылатых ракет наземного и морского базирования в ядерном оснащении 20.

        Устанавливая связи и взаимодействие между обычными и ядерными силами, новая концепция требовала нанесения комбинированных ударов этими средствами по тем войскам стран Варшавского Договора, "которые еще не имеют контакта" с войсками НАТО.

        Иными словами, предусматривался комбинированный удар по всей территории стран Варшавского Договора, чтобы уничтожить всю структуру расположенных здесь войск. Требование "взорвать планы противника, затруднить управление и контроль", уничтожить находящиеся во втором эшелоне соединения, должно было способствовать изоляции этого района от резервов и последующих эшелонов.

        Таким образом, США и их союзники по НАТО существенно увеличили свои военные расходы, ускорили размещение в Западной Европе американских ракетно-ядерных средств средней дальности, нарастили арсеналы как ядерного, так и обычного вооружения. В вооруженных силах натовских государств шло непрерывное перевооружение во все увеличивающихся масштабах.

        Все нарастающая гонка вооружений, создание новых видов оружия и военной техники требовали, в свою очередь, пересмотра военным руководством США и НАТО доктринальных положений и военно-стратегических концепций относительно видов и характера войн, способов их развязывания и ведения.

        Это было необходимо для того, чтобы придать вооруженным силам способность успешно вести любую войну: как с применением ядерного, так и обычного оружия, всеобщую или ограниченную, относительно скоротечную или продолжительную. Главный акцент при этом делался на внезапность начала войны, на упреждающие действия, на ведение с самого начала крупномасштабных операций с решительными целями за счет неограниченного применения ядерного оружия и массированного использования высокоточных обычных средств поражения на большую глубину.

        Коалиционная военная стратегия НАТО "гибкого реагирования" (рис. 2.1) предусматривала ведение как всеобщей, так и ограниченной войны. При этом до конца 80-х годов считалось, что всеобщая война может быть только ядерной, а ограниченная - с применением как ядерного оружия, так и обычных средств с последующим перерастанием в ядерную. В 90-е годы было сделано уточнение, что всеобщая война может быть как ядерной, так и обычной.

        Приняв в 1984 году "План Роджерса", содержащий в своей основе американскую концепцию "воздушно-наземная операция (сражение)" ("Эйрлэнд бэттл"), руководство НАТО внесло изменения в концепцию "передовой обороны". В частности, была принята, так называемая, концепция "глубокого удара" по вторым эшелонам группировок войск противника.

        Итак: на первый план выдвигалась идея не удержания войсками блока передового оборонительного рубежа (как было ранее), а переноса боевых действий на территорию стран Варшавского Договора с самого начала войны и разгрома в короткие сроки противостоящей группировки противника, то есть предусматривалось возможно более раннее начало наступательных действий и захват инициативы в использовании наземных и воздушных сил, чтобы ввод сил был "достаточно эффективным". Такая постановка задачи ориентировала все страны НАТО на нанесение упреждающего удара по войскам Варшавского Договора.

        Из этой задачи вытекало, что европейские страны НАТО должны :

        во-первых, располагать мощью обычных сил, приближающейся к ядерной;

        во-вторых, иметь военную структуру, позволяющую использовать эту мощь первыми по принципам применения ядерного оружия, разработанным в НАТО.

        Таким образом, европейская концепция применения обычных сил концептуально объединялась, "сливалась" с американской и общенатовской ядерной концепцией.

        Новая концепция предполагала установку "одержать победу" вместо прежней -"воспретить победу другой стороны".

        В 1981 году была принята и новая стратегическая концепция "географической эскалации", по которой начавшиеся на каком-либо театре военные действия не должны ограничиваться только этим районом, а должны создаваться возможности пространственного развития войны и распространения ее на другие районы, где интересам Советского Союза может быть нанесен существенный ущерб.

        Для осуществления этой концепции и вмешательства в дела государств и регионов мира в США в 1980 году был создан специальный высокомобильный контингент вооруженных сил - Силы быстрого развертывания, которым в январе 1983 года был придан статус Объединенного центрального командования (СЕНТКОМ).

        Принятая НАТО установка на массовое производство и внедрение новейшего обычного оружия поставила по-новому многие проблемы. Обладание этими вооружениями такими странами, как, например, ФРГ и Италия по сути изменило их военный статус, и они получили возможность наносить в первом ударе колоссальный ущерб государствам ОВД, не применяя ядерного оружия, но заменяя его почти эквивалентными "неядерными средствами".

        По сути, речь шла об использовании с самого начала максимальных сил обычного типа для наступления и о готовности к вводу на последующих этапах ядерного, химического и других видов оружия массового поражения. Подобное развитие военных действий предопределялось самой логикой новой концепции. Намерение одержать победу требует безусловного превосходства сил. А оно может быть достигнуто лишь упреждающим вводом в действие все новых и все более мощных средств. Конечно, речь шла отнюдь не только об оружии американской армии, но и всех европейских стран НАТО. Отсюда следовало, что европейские страны НАТО должны будут так или иначе участвовать и в ядерной войне, так как отказ от ядерного оружия и установка на обычные вооружения в новой концепции носили по существу фиктивный характер. И, таким образом, все европейские страны НАТО, независимо от их статуса, втягивались в единую стратегию, в рамках которой стираются грани между ядерными и неядерными странами НАТО.

        Программа массового использования первыми новейших средств ведения войны, приближающихся по своим свойствам к ядерному оружию, против государств Варшавского Договора давала основание считать, что если когда-либо указанные концепции были бы приведены в действие, то не было бы никаких гарантий, что со стороны НАТО не последовало бы ядерной атаки.

        Таким образом, из анализа военно-стратегической концепции "гибкого реагирования" следует, что ее развитие в период с 1967 по 1990 год проходило в условиях действия двух тенденций в политике НАТО. С одной стороны - это стремление к реализму, диалогу, к разрядке в отношениях с ОВД, а с другой - новые витки гонки вооружений, стремление использовать разрядку для создания военного превосходства над странами Варшавского Договора. Все это в итоге привело к переходу к стратегии "прямого противоборства", к стимулированию дальнейшей гонки вооружений с намерением измотать экономически Советский Союз. И этот расчет практически оправдался.

Примечания

       1 Рейган Р. В поисках мира дорогой свободы // Избранные речи о США и о мире. Вашингтон, 1988. С. 257.;
       2 Гонка вооружений: причины, тенденции, пути прекращения. М., 1986. С. 61-62.
       3 Красная звезда. 1984. 2 июня.
       4 New York Times. 1984. 30-31 May.
       5 NATO Final Communiques. Vol. 3. 1981-1989. NATO Information Service. Brussels. P. 115-121.
       6 Правда. 1984. 4 июня.
       7 Красная звезда. 1984. 2 июня.
       8 NATO Final Communiques. Vol. 3. 1981-1985. NATO Information Service. Brussels. P. 134-137.
       9 Правда. 1984. 3 июня.
       10 NATO Final Communiques. Vol. 3. 1981-1985. NATO Information Service. Brussels. P. 129-133.
       11 Лихоталь А.А.. Атлантический альянс: дефицит ответственности в условиях ядерного противостояния. М., 1987. С. 82.
       12 North Atlantic Assembly. Military Committee. General Report on Alliance Security. L., 1982. P. 27.
       13 NATO Review. 1984. December. P. 1-9.
       14 Красная звезда. 1984. 11 ноября.
       15 Лихоталь А.А. Указ. соч. С. 83.
       16 Гонка вооружений: причины, тенденции, пути прекращения. М., 1986. С. 124.
       17 Гонка вооружений: причины, тенденции, пути прекращения. М., 1986. С. 147.
       18 Из докладов МО США конгрессу от 4 февраля 1985 г. и Комитета начальников штабов (КНШ) ВС США о военном положении Соединенных Штатов на 1985 г.
       19 Красная звезда. 1986. 7 января.
       20 Из докладов МО США конгрессу от 4 февраля 1985 г. и КНШ ВС США о военном положении Соединенных Штатов на 1985 г.


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]