НАТО в постконфронтационную эпоху
Раздел III



 Глава 3

 Программа "Партнерство ради мира"

        После окончания "холодной войны" перед победителями встал вопрос о создании нового миропорядка, характер которого, возможно, на многие десятилетия предопределит судьбу человечества, всех стран и народов в еще складывающемся, во многом неустоявшемся геополитическом балансе интересов и сил.

        В этой связи в стратегической концепции 1991 года была особо подчеркнута необходимость глобального подхода к безопасности Североатлантического союза. Был взят курс на установление широких контактов и активное развитие кооперативного взаимодействия со странами, не входящими в НАТО:

  • в 1991 году создан Совет Североатлантического сотрудничества (ССАС), - консультативный форум, включивший в свой состав наряду с государствами НАТО бывшие социалистические страны, а затем и государства, возникшие на постсоветской территории;
  • в 1994 году инициирована программа "Партнерство ради мира" (ПРМ), пригласившая все страны ОБСЕ к сотрудничеству с НАТО на основе индивидуальных проектов по таким вопросам, как обеспечение транспарентности военного планирования и военных расходов, введение гражданского контроля над вооруженными силами, осуществление совместного планирования, обучения и боевой подготовки воинских формирований для использования в целях миротворчества, спасательных и гуманитарных операций.

        Инициатива разработки программы "Партнерство ради мира" принадлежала США и была одобрена странами НАТО. Основное направление Программы - укрепление влияния стран альянса в постсоциалистическом пространстве и контроль за дальнейшей "демократизацией" восточноевропейских государств и стран СНГ.

        На встрече в Брюсселе (январь 1994 г.) руководители делегаций стран НАТО заявили: "Мы приняли решение немедленно приступить к выполнению практической программы, которая приведет к изменению отношений между НАТО и государствами-участниками. Эта новая программа выходит за рамки диалога и сотрудничества и преследует цель установления подлинного партнерства - Партнерства ради мира"1.

        "Партнерство ради мира" не гарантирует безопасность его участников. Документ лишь предусматривает, что в случае, когда "партнер" ощутит непосредственную угрозу своей территориальной целостности, политической независимости или безопасности, НАТО обязуется только консультироваться со всеми активными участниками партнерства.

        Государства, входящие в ССАС, и другие страны СБСЕ, способные и готовые внести свой вклад в эту программу, получили приглашение2 присоединиться к странам-членам НАТО в рамках "Партнерства…" (Приложение 5а). Североатлантический совет предложил государствам-партнерам принять участие в проводимой в штаб-квартире НАТО работе политических и военных органов, относящейся к партнерской деятельности. "Партнерство…", как декларировалось, призвано расширить и активизировать политическое и военное сотрудничество во всей Европе, повысить стабильность, уменьшить масштабы опасностей, угрожающих миру, и построить более прочные отношения, утвердив дух практического сотрудничества и приверженности принципам, лежащим в основе деятельности Североатлантического союза.

        При соблюдении темпов и масштабов, определяемых возможностями и желанием принимающих участие в программе государств, НАТО выразила также намерение вести конкретную работу с партнерами для достижения транспарентности при выделении средств на оборону, содействовать демократическому контролю над министерствами обороны, совместному планированию и проведению военных учений для приобретения навыков взаимодействия с войсками НАТО в операциях по поддержанию мира, при проведении поисково-спасательных и гуманитарных операций и т.д., как это имеет место с Францией, формально не участвующей в военной организации блока. Таким образом, документ провозглашал принцип наращивания политического и военного взаимодействия, в том числе при разработке военных доктрин и концепций.

        Новая программа играет важную роль в процессе расширения НАТО. Правительства стран Североатлантического союза сразу же заявили, что "ожидают и будут приветствовать его (расширение НАТО - Авт.) как часть эволюционного процесса, учитывающего развитие событий в области политики и безопасности на всей территории Европы". В статье 10 Вашингтонского договора не случайно еще в 40-е годы предусматривалось подобное расширение с включением в Североатлантический союз других европейских государств, готовых развивать принципы этого договора и вносить свой вклад в обеспечение безопасности Северной Атлантики.

        Для оформления своего участия в программе ПРМ государства обязаны были подписать Рамочный документ (Приложение 5б) ; согласиться защищать существующие демократические общества, соблюдая принципы международного права; добросовестно выполнять обязательства, вытекающие из Устава ООН; соблюдать положения Всеобщей декларации прав человека, включая отказ от применения силы или угрозы ее применения в отношении территориальной целостности или политической независимости любого государства, а также уважать существующие границы и мирное решение споров. Кроме того, государства, официально оформившие свое участие в программе "Партнерство ради мира", подтвердили взятое на себя обязательство соблюдать положения Хельсинкского заключительного акта и всех последующих документов СБСЕ, а также выполнять взятые на себя обязательства в области разоружения и контроля над вооружениями.

        В соответствии с достигнутыми договоренностями каждый партнер представил руководству НАТО Презентационный документ, в котором определялись масштабы, темпы и уровень участия в мероприятиях НАТО по сотрудничеству, включая совместное планирование, боевую подготовку, учения и пр. Кроме того, в Презентационном документе указывались меры, намеченные каждым партнером для достижения политических целей "Партнерства…", а также военные и другие силы и средства партнера, которые могут быть представлены им для деятельности по программе "Партнерства…". Такой документ служит основой для разработки Индивидуальной программы партнерства, подлежащей согласованию между НАТО и партнером. Согласно принятым НАТО правилам, партнеры должны сами финансировать свое участие в мероприятиях, проводящихся в рамках "Партнерства…", и брать на себя часть постоянно растущих расходов на проведение военных учений, участниками которых они являются.

        Военно-политический руководящий комитет, выполняющий функции рабочего органа программы "Партнерство ради мира", обычно заседает под председательством заместителя генерального секретаря НАТО. Заседания могут иметь различную форму и представлять собой встречи союзников по НАТО с отдельными партнерами для изучения соответствующих вопросов, относящихся к Индивидуальной программе партнерства конкретной страны. Кроме того, проводятся заседания с участием всех партнеров по ССАС/ПРМ с целью обсуждения общих вопросов.

        В целях содействия мероприятиям по сотрудничеству странам ССАС и другим государствам, участвующим в программе ПРМ, предлагается постоянно направлять офицеров связи в штаб-квартиру НАТО и в отдельную Группу по координации партнерства в Монсе (Бельгия), где располагается также штаб Верховного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе. Находясь в подчинении Североатлантического совета, Группа по координации партнерства несет ответственность за координацию совместной военной деятельности по программе "Партнерство ради мира" и за военное планирование, необходимое для реализации программ партнерства.

        Группу по координации партнерства возглавляет директор, в обязанности которого входит проведение консультаций и согласование действий с руководящими военными органами НАТО по вопросам, имеющим непосредственное отношение к мероприятиям в рамках программы ПРМ.

        Подробное оперативное планирование военных учений относится к сфере компетенции проводящего учения военного командования.

        К декабрю 1994 года министры иностранных дел стран-членов НАТО уже могли констатировать, что программа "Партнерство ради мира" стала важным компонентом европейской безопасности, позволяющим НАТО и ее партнерам наладить между собой связи и заложить основу для совместных действий в решении общих проблем безопасности.

        К тому времени к программе ПРМ присоединились 23 страны, многие из которых уже согласовали с НАТО свои Индивидуальные программы партнерства. Группа по координации выполнения программы "Партнерство ради мира" в Монсе была полностью готова к работе, и началось осуществление практического планирования. Самая интенсивная работа велась в сфере подготовки военных учений, намеченных на 1995 год. Три учения, проведенных осенью 1994 года, положили начало практическому военному сотрудничеству, призванному повысить общий потенциал участников программы. Наряду с этим увеличилось число военных учений, проводимых в духе программы "Партнерство ради мира" при поддержке национальных правительств.

        На декабрьской встрече 1994 года министры иностранных дел поручили постоянной сессии Североатлантического совета, военному руководству НАТО и Группе по координации выполнения программы "Партнерство ради мира" ускорить выполнение индивидуальных программ партнерства и вновь подтвердили свои обязательства по предоставлению необходимых ресурсов3. Министры также утвердили порядок планирования и анализа в рамках программы ПРМ, в основу которого был положен двухгодичный цикл планирования, начинавшийся с января 1995 года, что было призвано улучшить оперативную совместимость и повысить уровень транспарентности стран-членов Североатлантического союза и стран-партнеров по сотрудничеству. Министры обороны государств НАТО (декабрь 1994 г.) подчеркнули особое значение этого процесса как средства достижения двух из главных целей программы "Партнерство ради мира" - более тесного сотрудничества и большей транспарентности в национальном военном планировании и бюджетном финансировании расходов на оборону. Министры подтвердили, что программа "Партнерство ради мира" обеспечивает эффективный механизм развития значительного военного потенциала, необходимого для эффективного взаимодействия с НАТО и улучшения оперативной совместимости между НАТО и партнерами по сотрудничеству. Оба этих компонента представляют собой одинаковую ценность для всех стран-партнеров независимо от стремления - вступать в НАТО или нет.

        Постоянной сессии Североатлантического совета было поручено изучить вопрос, как наилучшим образом распределить ресурсы в рамках бюджета НАТО. Для обеспечения максимальной эффективности министры договорились об обмене информацией о двустороннем сотрудничестве по организации планирования, необходимого для финансирования участия стран в реализации программы "Партнерство ради мира".

        Украина присоединилась к программе "Партнерство ради мира" в феврале 1994 года. 25 мая того же года она передала в НАТО свой Презентационный документ. В коммюнике, опубликованном после состоявшегося 1 декабря заседания Североатлантического союза, министры иностранных дел стран НАТО отметили, что придают большое значение развитию отношений между НАТО и Украиной, и выразили надежду на скорейшее завершение разработки Индивидуальной программы партнерства Украины в рамках ПРМ.

        Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Венгрия, Грузия, Казахстан, Киргизстан, Латвия, Литва, Молдавия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Туркменистан, Узбекистан, Финляндия, Чешская Республика, Швеция, Эстония, Белоруссия, Австрия и Мальта присоединились к программе "Партнерство ради мира" в январе, феврале и апреле 1995 года, доведя общее число партнеров до 26.

        Наиболее сложно складывались отношения России с НАТО. Принятие программы ПРМ поначалу было позитивно воспринято российским руководством, видевшим в ней выход из затруднительного положения, когда Россия не может запретить другим государствам присоединение к НАТО, но не может и согласиться с расширением НАТО без участия России. В марте 1994 года российским руководством было принято решение о присоединении к ПРМ, которая во многом воспринималась как наименьшее зло. Однако уже тогда (1994 г.) дискуссия в России пошла по другому руслу. В условиях публичной критики как идеи расширения НАТО, так и ПРМ приоритетное значение в России было отдано оформлению "особых" отношений с НАТО. Предлагалось подписать не только Рамочный документ партнерства, но и более солидную программу сотрудничества Россия - НАТО, включая проведение консультаций по широкому кругу проблем европейской безопасности.

        Компромиссное решение было найдено на сессии Совета НАТО на уровне министров иностранных дел в Стамбуле (9 июня 1994 г.). На его основе 22 июня 1994 года Россия подписала Рамочный документ ПРМ. На пресс-конференции после подписания был оглашен протокол по итогам обсуждения между министром иностранных дел России и Советом НАТО. Россия и НАТО выразили намерение подготовить широкую Индивидуальную программу партнерства, "отвечающую размерам, значимости и возможностям России"; договорились наладить далеко идущие отношения сотрудничества "как в рамках, так и вне рамок" ПРМ. Россия и НАТО договорились углублять диалог и сотрудничество, обменялись информацией по проблемам политики безопасности, имеющим европейское измерение; проводить по мере необходимости политические консультации по вопросам, представляющим взаимный интерес; осуществлять сотрудничество по всему кругу вопросов безопасности, в том числе в сфере поддержания мира.

        В ходе последующих переговоров были подготовлены два документа, подписание которых ожидалось 1 декабря 1994 года: Индивидуальная программа сотрудничества России с НАТО в рамках ПРМ и документ о более широком сотрудничестве, предусматривающий диалог между Россией и НАТО по широкому кругу политических вопросов и проблем безопасности.

        Однако 1 декабря 1994 года бывший в то время министром иностранных дел России А.Козырев отказался подписать эти документы, ссылаясь на неприемлемость для России перспективы расширения НАТО, о проработке которой шла речь в коммюнике сессии Совета НАТО, завершившейся накануне. Россия сняла оговорки в отношении своего участия в ПРМ лишь в мае 1995 года во время пребывания в Москве президента США Б.Клинтона. 31 мая 1995 года в Нордвейке (Нидерланды) Россия подписала оба документа - Индивидуальную программу партнерства с НАТО и договоренность о механизме расширенного политического диалога с НАТО, выходящего за военно-политические рамки ПРМ.

        С этого времени Россия явно отдает предпочтение более широкому политическому диалогу с НАТО. Индивидуальная программа партнерства вплоть до 1998 года, по существу, была формальной и не наполнена реальным содержанием. Занимая крайне отрицательную позицию в отношении расширения НАТО, Россия отказывалась вести официальный диалог о совершенствовании механизма политических консультаций, хотя соответствующие предложения от НАТО неоднократно поступали.

        Лишь в декабре 1996 года Россией и НАТО было согласовано начало (с января 1997 г.) консультаций о взаимных отношениях, перешедших в переговоры, которые завершились подписанием 27 мая 1997 г. в Париже Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО (Приложение 6). В этом документе зафиксированы принципы сотрудничества, механизм регулярных консультаций в рамках Совместного Постоянного Совета (СПС) Россия - НАТО, собирающегося дважды в год на уровне министров и ежемесячно - на уровне послов; сформулированы области консультаций и сотрудничества.

        Процесс институционализации механизма политического диалога оказался затяжным. Первое заседание СПС на уровне министров иностранных дел 17 государств и генерального секретаря НАТО состоялось в Нью-Йорке 26 сентября 1997 года. Первый визит начальника российского Генерального штаба в НАТО и назначение Россией в конце 1997 года главного военного представителя в альянсе с созданием в Брюсселе военной миссии связи с НАТО явились важными шагами по созданию условий для взаимодействия с альянсом. На заседании СПС на уровне послов 24 октября 1997 года было принято решение о формировании первых рабочих групп, в том числе по вопросам миротворчества, по ядерным вопросам, по военно-техническому и другим аспектам сотрудничества.

        Безусловно, все перечисленные выше формы участия России не должны были противоречить интересам ее национальной безопасности. Однако уже в то время существовал риск, что по мере расширения НАТО, дальнейшее участие ряда стран, прежде всего России, могло оказаться под вопросом. Так оно впоследствии и случилось. Ведь совершенно нелепо говорить о каком-то равенстве или равноправном партнерстве России и НАТО при многократном превосходстве военной и экономической мощи альянса и при отсутствии у России права "вето" при решении вопросов, касающихся расширения НАТО, в том числе за счет республик, ранее входивших в состав Советского Союза.

        В то же время США и НАТО решают сейчас свою основную стратегическую задачу - никогда в будущем не допустить появления в лице России соперника, подобного Советскому Союзу. Не допустить, чтобы бывшие советские республики, в том числе Россия, могли создать мощный военный потенциал и обрести экономическую независимость. Они пытаются максимально усилить военный потенциал Североатлантического союза, лишить Россию влияния в восточноевропейском регионе и взять его под свой контроль.

        Кроме того, поставлена цель закрепить военное превосходство по обычным вооруженным силам в Европе (сейчас оно составляет 3:1, при "расширении" будет 4:1 в пользу НАТО, а на некоторых направлениях - 12:1), захватить европейский рынок вооружений, резко ослабить геополитические позиции Российской Федерации. Поставленных целей Запад добивается, как всегда, весьма последовательно.

        Теперь США и НАТО с нашего благословения будут уверенно и форсированно продвигаться к российским границам. Продвигаться любой ценой, несмотря на огромные финансовые затраты (хотя большая часть их приходится на долю новых стран альянса), словесную риторику "Партнерство ради мира", вопреки ранее взятым собственным обязательствам не расширять зону ответственности блока НАТО. Все подчинено главной цели - овладеть Восточной Европой, закрепить претензии США на неограниченное лидерство, перестроить мир по своему образу и подобию. То, что не удалось сделать США в период ядерной монополии (сразу после второй мировой войны), вновь замаячило на горизонте.

        Процесс пошел. Вопреки России и без России. Вместо "Единой большой Европы" мы получаем реальную опасность военно-политической изоляции России, покушения на ее коренные национальные интересы. США теперь делают политику. Объявляют зоной своих интересов любые регионы, например Кавказ, Прибалтику, Среднюю Азию; беспрепятственно реализуют свои представления об устройстве мира; подчиняют себе развивающиеся страны и советское "наследство". Под их руководством перекраивается карта Европы. Идет становление однополюсного мира.

        Логика действий НАТО в рамках Программы "Партнерство ради мира" и расширение НАТО полностью соответствуют обновленной геостратегии, которая осуществляется Западом под эгидой США.

        Весной 1997 года министры обороны и иностранных дел стран НАТО приняли решение о модификации ПРМ, получившей название "Расширенная программа партнерства ради мира". Речь идет о:

  • расширении практики многосторонних и индивидуальных политических консультаций между НАТО и государствами-партнерами;
  • большей ориентации индивидуальных программ партнерства на отработку возможностей оперативного взаимодействия вооруженных сил различных стран;
  • расширении возможностей участия государств-партнеров в процессе принятия решений НАТО и планирования мероприятий в рамках ПРМ.

        Отсюда следует вывод о двух важных задачах, решаемых в рамках ПРМ:

        Первая - это расширение и развитие партнерами отношений сотрудничества с НАТО в военной области для планирования, подготовки и проведения учений, направленных на расширение потенциальных возможностей при выполнении миссий по поддержанию и проведению поисково-спасательных и гуманитарных операций.

        Вторая задача состоит в создании и укреплении партнерами на долгосрочной основе сил, обладающих способностью к проведению операций совместно с силами стран-членов НАТО. Обе эти задачи тесно связаны с проблемами обеспечения оперативной совместимости.

        Анализ мероприятий программы "Партнерство ради мира" свидетельствует, что они способствуют выработке руководством блока более действенных мер по подготовке стран Восточной Европы и Прибалтики к интеграции в Североатлантический союз.

Примечания

       1 НАТО. Справочник. Брюссель. Бюро информации и печати НАТО. 1996. С. 49.
       2 NATO Communiques 1994 (Texts of Statements, Declarations and Communiques during 1994). Office of Information and Press. NATO. Brussels. P. 5-6.
       3 NATO Communiques 1994 (Texts of Statements, Declarations and Communiques during 1994). Office of Information and Press. NATO. Brussels. P. 5-6.


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]