НАТО динамика эволюции |
Приложения
|
Приложение 9 1. В Вашингтоне главы государств и правительств стран НАТО выдвинули инициативу об оборонном потенциале. Целью этой инициативы является улучшение оборонного потенциала в целях обеспечения эффективности многонациональных операций в будущем по всему спектру миссий Североатлантического союза в современных условиях и в обозримом будущем с особым акцентом на повышение оперативной совместимости между силами Североатлантического союза и, где это применимо, между силами Североатлантического союза и государств-партнеров. Задача: адаптация сил и средств к новой обстановке в сфере безопасности 2. В соответствии с новой Стратегической концепцией Североатлантического союза НАТО должна продолжать поддерживать силы и средства для отражения агрессии против одного или многих членов союза, хотя вероятность такой агрессии в обозримом будущем мала. Сроки оповещения о возможном возникновении подобной угрозы скорее всего будут оставаться продолжительными. Более вероятно, что потенциальные угрозы безопасности Североатлантического союза будут возникать в результате региональных конфликтов, межэтнической розни или других кризисных ситуаций за пределами территорий стран Североатлантического союза, а также в связи с распространением оружия массового поражения и средств их доставки. 3. Будущие военные операции Североатлантического союза, включая операции кризисного реагирования за рамками статьи 5, вероятно, будут меньшими по масштабу, чем те, которые брались за основу при подготовке планов союза во времена "холодной войны". Они могут быть также более продолжительными, международное сотрудничество при таких операциях может охватывать более низкие уровни, и они могут проводиться одновременно с другими операциями союза. Во многих случаях в операции за рамками статьи 5 будут включаться воинские континенты государств-партнеров и, возможно, других стран, не входящих в НАТО. Операции за пределами территорий Североатлантического союза могут, при необходимости, проводиться при отсутствии доступа или ограниченном доступе к имеющейся инфраструктуре НАТО. Может не быть возможностей для применения существующего чрезвычайного законодательства для предоставления гражданских транспортных средств при развертывании сил или для мобилизации резервов. Такие события могут предъявлять новые требования к потенциалу, ожидаемому от сил Североатлантического союза, в частности в области оперативной совместимости. Важно, чтобы все государства могли вносить свой вклад на справедливой основе в выполнение всех миссий Североатлантического союза, независимо от различий в структуре национальной обороны. 4. В последние годы достигнут значительный прогресс в адаптации сил Североатлантического союза к требованиям новой обстановки в области безопасности. Однако многие союзники обладают лишь относительно ограниченным потенциалом для быстрого развертывания значительных сил за пределами национальной территории или для продолжительного обеспечения операций и защиты сил, находящихся вдали от своих мест базирования. Системы руководства, управления и информации должны в большей степени соответствовать требованиям, предъявляемым к будущим военным операциям Североатлантического союза, которые потребуют обмена большими объемами информации и охвата более низких уровней, чем в прошлом. Для поддержания эффективности многонациональных операций необходимо будет уделять больше внимания проблемам оперативной совместимости. В этой связи потребуется уделять повышенное внимание человеческим факторам (таким как общие подходы к доктрине, боевой подготовке и оперативным процедурам) и стандартизации, а также проблемам, вызванным ускоренным темпом технологических изменений и различиями в скорости внедрения союзниками передовой техники. Совершенствование оперативной совместимости и модернизации важнейшей техники должны также укрепить европейскую опору НАТО. 5. С учетом этого Североатлантический союз проанализировал области, в которых модернизация сил и средств внесет значительный вклад в решение задач будущего. Целью этого было разработка общей оценки требований для круга миссий Североатлантического союза. При определении важнейших областей модернизации с особым акцентом на оперативную совместимость, основное внимание уделялось способности к развертыванию и мобильности сил Североатлантического союз, обеспечению способности к длительным действиям и тыловому обеспечению, их живучести и возможностям эффективного применения силы, а также системам руководства, управления и информации. В некоторых случаях уже на этой ранней стадии оказалось возможным определить меры, необходимые для совершенствования некоторых средств. В других случаях потребуется дополнительная работа по рассмотрению различных вариантов и подготовке окончательных рекомендаций относительно требуемой модернизации. В инициативе подчеркивается важность ресурсного аспекта этой работы, а также требования улучшения координации между дисциплинами военного планирования; принимается в учет способность европейских союзников проводить операции под руководством ЗЕС; рассматриваются пути улучшения потенциала многонациональных формирований; а также анализируются такие вопросы, как боевая подготовка, доктрина, человеческие факторы, концептуальная разработка и экспериментирование, стандартизация. 6. В качестве элемента Инициативы об оборонном потенциале (ИОП) главами государств и правительств была учреждена временная Руководящая группа высокого уровня (РГВУ) по наблюдению за выполнением ИОП и удовлетворению требования координации и гармонизации соответствующих дисциплин планирования, включая планирование строительства вооруженных сил заинтересованными союзниками, а также за процессом стандартизации в НАТО с целью долгосрочного воздействия на модернизацию сил и средств и оперативную совместимость. |
|