Глава 3
Расширение НАТО - этап нового европейского порядка



 Глава 3
РАСШИРЕНИЕ НАТО -
ЭТАП НОВОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ПОРЯДКА


 «Партнерство ради мира» —
программа подготовки новых членов НАТО

        После окончания "холодной войны" перед победителями встал вопрос о создании нового миропорядка, характер которого, возможно, на многие десятилетия предопределит судьбу человечества, всех стран и народов в еще складывающемся, во многом неустоявшемся геополитическом балансе интересов и сил.

        В этой связи в стратегической концепции 1991 года была особо подчеркнута необходимость глобального подхода к проблеме безопасности. Североатлантическим союзом был взят курс на установление широких контактов и активное развитие взаимодействия со странами, не входящими в НАТО:

  • в 1991 году создан Совет Североатлантического сотрудничества (ССАС) - консультативный форум, в состав которого, наряду с государствами НАТО, вошли бывшие социалистические страны, а затем и государства, возникшие на постсоветской территории;
  • в 1994 году инициирована программа "Партнерство ради мира" (ПРМ), пригласившая все страны ОБСЕ к сотрудничеству с НАТО на основе индивидуальных проектов по таким вопросам, как обеспечение транспарентности военного планирования и военных расходов; введение гражданского контроля над вооруженными силами; осуществление совместного планирования, обучение и боевая подготовка воинских формирований для проведения миротворческих, спасательных и гуманитарных операций; урегулирование кризисных ситуаций; ПВО, связь, материально-техническое обеспечение (рис. 8).

Рис. 8. Структура программы ПРМ

        Инициатива разработки программы "Партнерство ради мира" принадлежала США и была одобрена странами НАТО. Основное её направление - укрепление влияния стран альянса в постсоциалистическом пространстве и контроль за дальнейшей "демократизацией" восточноевропейских государств и стран СНГ.

        На встрече в Брюсселе (январь 1994 г.) руководители делегаций стран НАТО заявили: "Мы приняли решение немедленно приступить к выполнению практической программы, которая приведет к изменению отношений между НАТО и государствами-участниками. Эта новая программа выходит за рамки диалога и сотрудничества и преследует цель установления подлинного партнерства - Партнерства ради мира"1.

        Задачи, решаемые в рамках ПРМ:

        Первая - это расширение и развитие партнерами отношений сотрудничества с НАТО в военной области для планирования, подготовки и проведения учений, направленных на расширение потенциальных возможностей при выполнении миссий по поддержанию и проведению поисково-спасательных и гуманитарных операций.

        Вторая - создание и укрепление партнерами на долгосрочной основе сил, обладающих способностью к проведению операций совместно с силами стран-членов НАТО.

        Обе эти задачи тесно связаны с проблемами обеспечения оперативной совместимости.

        Если расшифровать задачи ПРМ, то из подтекста станет ясно, что все мероприятия связаны с подготовкой новых членов к вступлению в блок по достаточно "жесткой" схеме. Все направлено на достижение поставленной руководством НАТО цели - обеспечение расширения на Восток при минимальных затратах Запада (в основном только руководящие указания) и максимальных финансовых затратах стран-кандидатов, что связанно с подведением всех процедур под стандарты НАТО.

        ПРМ не гарантирует безопасность его участников. Документ лишь предусматривает, что в случае, когда "партнер" ощутит непосредственную угрозу своей территориальной целостности, политической независимости или безопасности, НАТО обязуется консультироваться со всеми активными участниками партнерства.

        Государства, входящие в ССАС, и другие страны ОБСЕ, способные и готовые внести свой вклад в программу, получили приглашение2 присоединиться к странам-членам НАТО в рамках ПРМ. Североатлантический совет предложил государствам-партнерам принять участие в проводимой в штаб-квартире НАТО работе политических и военных органов, относящейся к партнерской деятельности. ПРМ, как декларировалось, призвано расширить и активизировать политическое и военное сотрудничество во всей Европе; повысить стабильность; уменьшить масштабы опасностей, угрожающих миру, и построить более прочные отношения, утвердив дух практического сотрудничества и приверженности принципам, лежащим в основе деятельности Североатлантического союза.

        При соблюдении темпов и масштабов, определяемых возможностями и желанием принимающих участие в программе государств, НАТО предложила вести работу с партнерами в тех сферах, которые определены ПРМ (достижение транспарентности при выделении средств на оборону, содействие демократическому контролю над министерствами обороны, организация совместного планирования и проведения военных учений, как это имеет место с Францией, формально не участвующей в военной организации блока). То есть документ обосновывал возможность и необходимость для партнеров наращивания политического и военного взаимодействия, в том числе при разработке военных доктрин и концепций.

        Следовательно, программа, безусловно, играет важную роль в процессе расширения НАТО. Правительства стран Североатлантического союза сразу же заявили, что "ожидают и будут приветствовать его (расширение НАТО - Авт.) как часть эволюционного процесса, учитывающего развитие событий в области политики и безопасности на всей территории Европы". В ст. 10 Вашингтонского договора3 в свое время была предусмотрена возможность подобного расширения. Для оформления своего участия в программе ПРМ государства обязаны:

  • подписать Рамочный документ4;
  • согласиться защищать существующие демократические общества, соблюдая принципы международного права;
  • добросовестно выполнять обязательства, вытекающие из Устава ООН;
  • соблюдать положения Всеобщей декларации прав человека, включая отказ от применения силы или угрозы ее применения в отношении территориальной целостности или политической независимости любого государства, а также уважать существующие границы и мирное решение споров.

        Кроме того, государства, официально оформившие свое участие в программе "Партнерство ради мира", подтвердили взятое на себя обязательство соблюдать положения Хельсинкского заключительного акта и всех последующих документов СБСЕ, а также обязательства в области разоружения и контроля над вооружениями.

        В соответствии с достигнутыми договоренностями каждый партнер представил руководству НАТО Презентационный документ5, в котором определялись масштабы, темпы и уровень участия в мероприятиях блока по сотрудничеству. Кроме того, в Презентационном документе указывались меры, намеченные каждым партнером для достижения политических целей ПРМ, а также военные и другие силы и средства партнера, которые могут быть представлены им для деятельности по программе. Такой документ служит основой для разработки Индивидуальной программы партнерства, подлежащей согласованию между НАТО и партнером. Согласно принятым НАТО правилам, партнеры должны сами финансировать свое участие в мероприятиях, проводящихся в рамках ПРМ, и частично финансировать постоянно растущие расходы на проведение военных учений, в которых они участвуют.

        Военно-политический руководящий комитет, выполняющий функции рабочего органа программы "Партнерство ради мира", обычно заседает под председательством заместителя генерального секретаря НАТО. Заседания могут иметь различную форму и представлять собой встречи союзников по НАТО с отдельными партнерами для изучения соответствующих вопросов, относящихся к Индивидуальной программе партнерства конкретной страны. Кроме того, проводятся заседания с участием всех партнеров по ССАС/ПРМ с обсуждением общих вопросов.

        Для содействия мероприятиям по сотрудничеству странам ССАС и другим государствам, участвующим в программе ПРМ, была создана Группа по координации партнерства (ГКП), работающая под руководством Североатлантического совета. Эта группа находится в Монсе (Бельгия), где дислоцируется и Штаб Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе. Международный штат ГКП состоит из персонала НАТО, а с начала 1998 года - и офицеров стран-партнеров по ПРМ, которые в полном объеме участвуют в работе ГКП.

        ГКП координирует совместную военную деятельность в рамках ПРМ во взаимодействии со штабами, командованиями и учреждениями НАТО. Кроме того, эта группа занимается военным планированием, необходимым для выполнения военных аспектов Рабочей программы партнерства и участвует в оценке уже проведенных военных мероприятий.

        ГКП возглавляет директор, в обязанности которого входит проведение консультаций и согласование действий с руководящими военными органами НАТО по вопросам, имеющим непосредственное отношение к мероприятиям в рамках программы ПРМ. Оперативное планирование военных учений относится к сфере компетенции проводящего учения военного командования.

        К декабрю 1994 года министры иностранных дел стран-членов НАТО уже могли констатировать, что программа "Партнерство ради мира" стала важным компонентом европейской безопасности, позволяющим НАТО и ее партнерам наладить между собой связи и заложить основу для совместных действий в решении общих проблем безопасности.

        К тому времени многие страны, присоединившиеся к программе ПРМ, уже согласовали с НАТО свои индивидуальные программы. Группа по координации партнерства самую интенсивную работу вела в сфере практического планирования военных учений, намеченных на 1995 год. Три учения, проведенные осенью 1994 года, положили начало реальному военному сотрудничеству, обеспечивающему повышение общего потенциала участников программы. Наряду с этим увеличилось число военных учений, проводимых в духе программы "Партнерство ради мира" при поддержке национальных правительств.

        На декабрьской встрече 1994 года министры иностранных дел поручили постоянной сессии Североатлантического совета, военному руководству НАТО и ГКП ускорить выполнение индивидуальных программ партнерства и вновь подтвердили свои обязательства по предоставлению необходимых ресурсов. Министры также утвердили порядок планирования и анализа в рамках программы ПРМ, в основу которого был положен двухгодичный цикл планирования, начиная с января 1995 года6, что должно было улучшить оперативную совместимость и повысить уровень транспарентности стран-членов Североатлантического союза и стран-партнеров по сотрудничеству. Министры обороны государств НАТО подтвердили (декабрь 1994 г.), что программа "Партнерство ради мира" обеспечивает эффективный механизм развития значительного военного потенциала, необходимого для эффективного взаимодействия с НАТО и улучшения оперативной совместимости между НАТО и партнерами по сотрудничеству. Оба этих компонента представляют собой одинаковую ценность для всех стран-партнеров независимо от их стремления - вступать в НАТО или нет.

        Постоянной сессии Североатлантического совета было поручено изучить вопрос, как наилучшим образом распределить ресурсы в рамках бюджета НАТО. Для обеспечения максимальной эффективности министры договорились об обмене информацией о двустороннем сотрудничестве по организации планирования, необходимого для финансирования участия стран в реализации программы "Партнерство ради мира".

        В 1994-1995 годах присоединение к программе ПРМ шло очень активно и быстрыми темпами.

        Так, Украина присоединилась к программе "Партнерство ради мира" в феврале 1994 года. 25 мая того же года она передала в НАТО свой Презентационный документ. В коммюнике, опубликованном после состоявшегося 1 декабря заседания Североатлантического совета, министры иностранных дел стран НАТО отметили, что придают большое значение развитию отношений между НАТО и Украиной, и выразили надежду на скорейшее завершение разработки Индивидуальной программы партнерства Украины в рамках ПРМ.

        Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Венгрия, Грузия, Казахстан, Киргизстан, Латвия, Литва, Молдавия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Туркменистан, Узбекистан, Финляндия, Чехия, Швеция, Эстония, Белоруссия, Австрия и Мальта присоединились к программе "Партнерство ради мира" в январе, феврале и апреле 1995 года, доведя общее число партнеров до 26.

        Наиболее сложно складывались отношения России с НАТО. Программа ПРМ сначала была позитивно воспринята российским руководством, видевшим в ней выход из сложного положения, когда Россия не может запретить другим государствам присоединение к альянсу, но не может и согласиться с расширением НАТО. В марте 1994 года российским руководством было принято решение о присоединении к ПРМ, которое во многом воспринималось как наименьшее зло. Однако в условиях публичной критики как идеи расширения НАТО, так и ПРМ приоритет в России был отдан оформлению "особых" отношений с НАТО. Предлагалось подписать не только Рамочный документ партнерства, но и более солидную программу сотрудничества Россия - НАТО, включая проведение консультаций по широкому кругу проблем европейской безопасности.

        Компромиссное решение было найдено на сессии Совета НАТО на уровне министров иностранных дел в Стамбуле (9 июня 1994 г.). На его основе Россия подписала Рамочный документ ПРМ (22 июня 1994 г.). В протоколе по итогам обсуждения между министром иностранных дел России и Советом НАТО говорится, что Россия и НАТО:

  • выразили намерение подготовить широкую Индивидуальную программу партнерства, "отвечающую размерам, значимости и возможностям России";
  • договорились наладить далеко идущие отношения сотрудничества "как в рамках, так и вне рамок" ПРМ;
  • договорились углублять диалог и сотрудничество путем обмена информацией по проблемам политики безопасности, имеющим европейское измерение; проводить, по мере необходимости, политические консультации по вопросам, представляющим взаимный интерес; осуществлять сотрудничество по всему кругу вопросов безопасности, в том числе в сфере поддержания мира.

        В ходе последующих переговоров были подготовлены еще два документа: Индивидуальная программа сотрудничества России с НАТО в рамках ПРМ и документ о более широком сотрудничестве, предусматривающий диалог между Россией и НАТО по широкому кругу политических вопросов и проблем безопасности. Однако 1 декабря 1994 года министр иностранных дел России А.Козырев отказался подписать эти документы, ссылаясь на неприемлемость для России перспективы расширения НАТО. Лишь в мае 1995 года Россия сняла оговорки в отношении своего участия в ПРМ во время пребывания в Москве президента США Б.Клинтона. 31 мая 1995 года в Нордвейке (Нидерланды) Россия подписала Индивидуальную программу партнерства и договоренность о механизме расширенного политического диалога с НАТО, выходящего за военно-политические рамки ПРМ.

        Индивидуальная программа партнерства вплоть до 1998 года, по существу, была формальной и не наполнена реальным содержанием. Занимая крайне отрицательную позицию в отношении расширения НАТО, Россия отказывалась вести официальный диалог о совершенствовании механизма политических консультаций, хотя соответствующие предложения от НАТО получала неоднократно.

        В декабре 1996 года Россией и НАТО было согласовано начало (с января 1997 г.) консультаций о взаимных отношениях, перешедших в переговоры, которые завершились подписанием 27 мая 1997 года в Париже Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО7. В этом документе зафиксированы принципы сотрудничества, механизм регулярных консультаций в рамках Совместного Постоянного Совета (СПС) Россия-НАТО, собирающегося дважды в год на уровне министров и ежемесячно - на уровне послов; сформулированы области консультаций и сотрудничества.

        В этой связи Генеральный секретарь НАТО Дж. Робертсон заявил: "Подписание в мае 1997 года Основополагающего акта и создание Совместного постоянного совета стали поворотным моментом в истории европейской безопасности. Отныне мы не будем рассматривать друг друга как противников, станем советоваться по основным вопросам, затрагивающим нашу безопасность. Теперь обеспечение безопасности не будет той игрой с нулевым результатом, когда выигрыш одной стороны означает проигрыш другой"8.

        Вместе с тем процесс институционализации механизма политического диалога оказался затяжным.

        Первое заседание СПС на уровне министров иностранных дел 17 государств и генерального секретаря НАТО состоялось в Нью-Йорке 26 сентября 1997 года. Первый визит начальника российского Генерального штаба в НАТО, назначение Россией в конце 1997 года главного военного представителя в альянсе и создание в Брюсселе военной миссии связи с НАТО явились важными шагами по созданию условий для взаимодействия с альянсом. На заседании СПС на уровне послов (24 октября 1997 г.) было принято решение о создании первых рабочих групп, в том числе по вопросам миротворчества, по ядерным вопросам, по военно-техническому и другим аспектам сотрудничества.

        Безусловно, все перечисленные выше формы участия России не должны противоречить интересам ее национальной безопасности. Однако уже в то время существовал риск, что по мере расширения НАТО на Восток дальнейшее участие в программе ПРМ ряда стран, прежде всего России, могло оказаться под вопросом. Так оно впоследствии и случилось. Ведь совершенно нелепо говорить о каком-то равенстве или равноправном партнерстве России и НАТО при многократном превосходстве военной и экономической мощи альянса и при отсутствии у России права "вето" при решении вопросов, касающихся расширения НАТО, в том числе за счет республик, ранее входивших в состав Советского Союза.

        Сейчас США и НАТО решают свою основную стратегическую задачу - никогда в будущем не допустить появления в лице России соперника, подобного Советскому Союзу. Не допустить, чтобы бывшие советские республики, в том числе Россия, могли создать мощный военный потенциал и обрести экономическую независимость. Они пытаются максимально усилить военный потенциал Североатлантического союза, лишить Россию влияния в восточноевропейском регионе и взять его под свой контроль.

        Кроме того, поставлена цель закрепить военное превосходство по обычным вооруженным силам в Европе (сейчас оно составляет 3:1, при "расширении" будет 4:1 в пользу НАТО, а на некоторых направлениях - 12:1), захватить европейский рынок вооружений, резко ослабить геополитические позиции Российской Федерации. Поставленных целей Запад добивается весьма последовательно.

        США и НАТО уверенно и форсированно продвигаются к российским границам, продвигаются любой ценой, несмотря на огромные финансовые затраты (хотя большая часть их приходится на долю новых стран альянса), прикрываясь внешне вполне безобидными целями и задачами "Партнерства ради мира", если бы под ними не скрывались четко реализуемые планы "мирной" оккупации постсоветских территорий, и вопреки ранее взятым собственным обязательствам не расширять зону ответственности блока НАТО.

        Все подчинено главной цели - овладеть Восточной Европой, закрепить претензии США на неограниченное мировое лидерство, перестроить мир по своему образу и подобию.

        То, что не удалось сделать США в период ядерной монополии (сразу после второй мировой войны) и в период "холодной войны", вновь замаячило на горизонте.

        Процесс пошел. Вопреки России и без России. Вместо "Единой большой Европы" мы получаем реальную опасность военно-политической изоляции России, покушение на ее коренные национальные интересы. Теперь США делают политику и объявляют зоной своих интересов любые регионы мира: Кавказ и Прибалтику, Среднюю Азию и Каспий, зону Персидского залива и Афганистан, беспрепятственно реализуют свои представления об устройстве мира, подчиняют себе развивающиеся страны и советское "наследство". Под их руководством перекраиваются карты Европы и мира. Идет становление однополюсного мира.

        Логика действий НАТО в рамках программы "Партнерство ради мира" и интенсивное расширение блока, полностью соответствующее обновленной геостратегии, которая осуществляется Западом под эгидой США, привели к следующим решениям (май 1997 г., Синтро, Португалия) министров обороны и иностранных дел стран НАТО9:

  • модифицировать и расширить программу "Партнерство ради мира" под названием "Расширенная программа партнерства ради мира";
  • создать вместо Совета Североатлантического сотрудничества (ССАС) Совет Евроатлантического партнерства (СЕАП) в качестве структуры для проведения консультаций и сотрудничества по вопросам безопасности и обороны (рис. 9).

Рис. 9. Совет Евроатлантического партнерства (СЕАП)

        Решение о расширении программы ПРМ преследовало целый ряд целей:

            во-первых, глубже вовлечь партнеров в планирование и проведение учений в рамках ПРМ, придав партнерству более оперативный характер;

            во-вторых, расширить диапазон сотрудничества с тем, чтобы в нем более отчетливо отражалась новая задача НАТО - задача поддержания мира и урегулирования кризисов;

            в-третьих, развитие опыта, накопленного союзниками и партнерами при стабилизации положения в Боснии и Герцеговине (СФОР).

        На основании данного решения страны-участницы ПРМ приводили свои индивидуальные программы партнерства в соответствие с изменившимися условиями и принимали участие в организации становящихся все более сложными учений ПРМ, особенно, проводящихся в странах-партнерах. Кроме того, более открытыми для партнеров стали военные структуры Североатлантического союза. Начиная с лета 1998 года, 38 офицеров из стран-партнеров наряду со своими коллегами из НАТО несут службу на первых двух уровнях - Главных командованиях НАТО и Основных подчиненных командованиях - объединенной военной структуры альянса. Для партнеров были созданы также семь дополнительных должностей в Группе по координации партнерства. Впервые офицеры вооруженных сил государств-партнеров стали работать в международном качестве, то есть на партнерство в целом, а не просто как представители отдельных стран.

        При модернизации программы ПРМ был расширен и соответствующим образом адаптирован процесс планирования и анализа (ППА) в рамках ПРМ. Участие в ППА не является обязательным. Его цель - содействовать повышению уровня транспарентности национального военного планирования и подготовки вооруженных сил стран-партнеров к сотрудничеству с вооруженными силами Североатлантического союза. Участие в ППА должно способствовать более высокой оперативной совместимости вооруженных сил партнеров и вооруженных сил союзников по всему спектру проводящихся в рамках ПРМ операций и связанных с ними подготовкой и учениями.

        Для укрепления связей между НАТО и государствами-партнерами в общих рамках программы "Партнерство ради мира", и в частности в ППА, был предложен странам-партнерам широкий круг видов военной деятельности и инициатив: это не только участие партнеров в военных учениях, но к примеру, возможность обучения на курсах в Оборонном колледже НАТО в Риме и в Школе НАТО (при штабе ВГК ОВС НАТО в Европе) в Обераммергау. Странам-партнерам было также предложено выдвигать кандидатуры на посты в структурах штабных элементов по программе ПРМ при различных штабах НАТО, принимающих полномасштабное участие в планировании и проведении мероприятий по программе. Кроме того, как уже указывалось выше, офицеры из государств-партнеров также выполняют международные функции в международном военном штабе НАТО в рамках ГКП. В настоящее время рассматриваются возможности участия военнослужащих из государств-партнеров в планировании учений МООТГ, разработке концепций и принципов применения войск (сил) в операциях, а также в деятельности штабов МООТГ.

        Анализ документов НАТО и периодических изданий, посвященных изучаемой тематике, показывает, что темпы втягивания партнеров по ПРМ в орбиту разносторонней деятельности НАТО постоянно нарастают.

        В учениях по отработке действий по урегулированию кризисов, проведенных НАТО с 12 по 18 февраля 1998 года, участвовало около 20 государств-партнеров. Эти командно-штабные учения (т.е. учения без фактического развертывания войск) были направлены на проверку и отработку действий НАТО во взаимодействии с государствами-партнерами при проведении операций по поддержанию мира по мандату ООН в условиях гипотетической кризисной ситуации. Другая часть учений была посвящена отработке действий НАТО и государств-партнеров при реагировании на стихийные бедствия и катастрофы.

        При проведении учений и иной совместной деятельности в рамках, определенных ПРМ, особое внимание уделяется повышению степени "прозрачности" в военной области и углублению "процесса консультаций и сотрудничества".

        При учениях НАТО/ПРМ, например, по отработке действий при выполнении задач поиска и спасения, гуманитарных операций или операций по поддержанию мира акцент делается на повышение возможностей и готовности стран-участниц проводить такие операции. Одновременно с этим стремятся к тому, чтобы и расширялось взаимное понимание различных военных систем и процедур.

        В штабах, а также и в войсках, участвующих в учениях, уделяют особое внимание фактору многонациональности, что облегчает переход к более сложным формам учений НАТО/ПРМ с участием бґольших по численности воинских частей и подразделений. Именно эти тренировочные штабные и полевые учения, сотрудничество в других областях дало странам НАТО и государствам-партнерам ценный практический опыт.

        Следует особенно отметить вопросы финансирования, масштабы которого из общего бюджета программы развития инфраструктуры - Программы инвестиций НАТО в сферу безопасности - расширены с тем, чтобы включить в нее проекты партнерства. Все это помогает укрепить оперативную совместимость союзников и партнеров в "пунктах взаимодействия", таких как коммуникации, порты и аэродромы.

        Партнерство было главной темой на всех заседаниях вашингтонского саммита 1999 года. Главы государств и правительств одобрили планы углубления партнерства и повышения его оперативности, что дополнительно усиливает роль Североатлантического союза в обеспечении евроатлантической безопасности. Решения саммита способствовали осуществлению ряда важных мер по развитию программы "Партнерство ради мира", предложения о которых были сделаны еще на мадридской встрече (1997 г.), а именно:

        oповышение оперативности ПРМ;

        oусиление роли партнеров при планировании и принятии решений в рамках ПРМ.

        Кроме того, стратегическая концепция-99 определила задачи урегулирования кризисов и партнерства как одни из первостепенных для Североатлантического союза в области обеспечения безопасности. Укрепление партнерства будет также содействовать выполнению двух других инициатив саммита:

  • Инициативы об оборонном потенциале;
  • Плана действий по подготовке к членству в НАТО.

        В дополнение к этому ПРМ, как и ожидалось, должна была играть главную роль в обеспечении безопасности и стабильности в балканском регионе после кризиса в Косово.

        Таким образом, если рассматривать вашингтонские решения в целом, то они в еще большей степени возлагают на ПРМ ответственность в обеспечении евроатлантической безопасности в XXI столетии.

        Документом "Военно-политические рамки операций под руководством НАТО" (ВПР)10 предусматривается участие партнеров в политических консультациях и процессе принятия решений, планировании операций и договоренностях о командовании при проведении операций ПРМ под руководством НАТО. В нем рассматриваются четыре фазы:

  • бескризисная фаза;
  • фаза консультаций до начала военного планирования;
  • фаза планирования и консультаций в период от начала военного планирования до проведения операции;
  • фаза проведения операции.

        По степени участия страны-партнеры подразделяются на "потенциальные страны-участницы", "выделенные потенциальные страны-участницы" и "страны-участницы". С лета 1999 года началась реализация принципов и директив ВПР, например, в связи с участием государств-партнеров в силах для Косово (СДК), созданных в июне 1999 года.

        ВПР дополняют и поддерживают концепцию многонациональных объединенных оперативно-тактических групп (МООТГ) Североатлантического союза.

        Разработанный в штабах НАТО процесс планирования и анализа в рамках ПРМ рассчитан на то, чтобы больше соответствовать планированию строительства вооруженных сил самого блока. В ППА будут формулироваться цели и устанавливаться необходимые для их достижения силы и средства партнеров по программе ПРМ, а министерские директивы определят требования к формированию этих сил и средств.

        Как показывает исследование, руководство НАТО стремится развивать ПРМ на основе углубленного сотрудничества в оборонной и военной областях, что позволяет значительно расширить участие партнеров в работе комитетов НАТО, повысить число офицеров из государств-партнеров в военных структурах НАТО, а также увеличить масштабы и сложность учений НАТО/ПРМ.

        Для повышения способности НАТО и вооруженных сил партнеров к взаимодействию в будущих операциях ПРМ под руководством НАТО была разработана Концепция оперативного потенциала (КОП)11 в рамках ПРМ. Ею также предусматривается повышение гибкости при объединении специально созданных группировок сил для проведения будущих операций ПРМ под руководством НАТО. Главное внимание в КОП уделяется силам и средствам, которые могут потенциально быть предоставлены для проведения таких операций. Расширение рабочих контактов в мирное время, которые постепенно развиваются между штабами и их личным составом, а также между формированиями союзников по НАТО и партнеров, облегчает интеграцию этих формирований в силы под руководством НАТО.

        КОП - это новый и более интегрированный подход к военному сотрудничеству, объединяющий различные элементы программы "Партнерство ради мира". Создаваемые в соответствии с КОП формы более тесного и целенаправленного военного сотрудничества, по мнению руководства НАТО, да и на самом деле, повышают уровень сотрудничества в мирное время, направлены на усиление военной эффективности стран-партнеров и подготавливают их действовать совместно с войсками Североатлантического союза. Это должно помочь государствам-партнерам готовить формирования для ротации Сил стабилизации в Боснии и Герцоговине (СФОР) и Сил для Косово (СДК), а также для других операций под руководством НАТО, которые могут проводиться в будущем.

        Как видно из рассмотрения основных положений Концепции оперативного потенциала, она устанавливает связь между обычным сотрудничеством в рамках ПРМ и формированием сил, которые могут вводиться в действие во время кризиса. Со временем КОП поможет сформировать силы и средства, соответствующие требованиям операций по урегулированию кризисов под руководством НАТО, и повысить эффективность взаимодействия сил в ходе операций. Совершенствование потенциала, утверждают руководители ПРМ, будет также иметь значительное влияние на соотношение затрат и выгод при участии стран в программе "Партнерство ради мира" и принесет дополнительную пользу Партнерству в целом.

        Концепция оперативного потенциала и меры ее осуществления были одобрены на осенних министерских сессиях 1999 года. Ее главные элементы реализуются постепенно, при этом основное внимание уделяется созданию базы данных по фонду сил и средств, заявленных партнерами для участия в учениях и операциях ПРМ, а также связанным с этим механизмам оценки и обратной связи.

        Практическое сотрудничество в рамках ПРМ содействовало подготовке воинских формирований НАТО и стран-партнеров к совместным операциям. Достигнутая благодаря ПРМ оперативная совместимость сил и средств, помогла интегрировать формирования партнеров в ИФОР/СФОР и затем в СДК и, таким образом, внесла конкретный вклад в деятельность НАТО.

        Созданный вместо Совета Североатлантического сотрудничества (ССАС) по инициативе стран НАТО Совет Евроатлантического партнерства (СЕАП) должен обеспечивать всеобъемлющую политическую основу всех видов деятельности по укреплению связей и сотрудничества между союзниками и партнерами и дополнять ставшее более масштабным взаимодействие по расширенной программе ПРМ. Эта межправительственная организация осуществляет контроль за деятельностью по программе "Партнерство ради мира" и разрабатывает План действий на определенный период с определением сфер деятельности, в которых члены СЕАП проводили бы широкие консультации и развивали бы крупномасштабное сотрудничество.

        Так, в плане СЕАП на 2000-2002 годы12 на основе краткосрочного и долгосрочного планирования были определены перспективы партнерства и сотрудничества.

        Изучение документов показывает, насколько "плотно" контролируются страны-партнеры. В качестве примеров можно указать мероприятия на ближайший период и на перспективу, которые практически лишают страны-партнеры элементарной свободы действий и альтернативы выбора. Так, в краткосрочной перспективе запланированы консультации по текущим вопросам политики и безопасности, а также по конкретным направлениям деятельности и проблемам, с которыми сталкиваются государства-партнеры. К ним относятся:

  • урегулирование кризисов и региональные вопросы;
  • контроль над вооружениями и распространение оружия массового поражения;
  • вопросы обороны, в том числе планирование, формирование бюджета, политика и стратегия;
  • международный терроризм;
  • воздействие проблем обеспечения безопасности на экономические тенденции;
  • гражданские чрезвычайные ситуации и их предупреждение;
  • военно-техническое сотрудничество;
  • ядерная безопасность;
  • экологические вопросы;
  • координация управления воздушным движением военно-гражданскими органами;
  • научное сотрудничество;
  • операции по поддержанию мира.

        После террористических актов в США (сентябрь 2001 г.) особое внимание уделяется мерам борьбы с международным терроризмом.

        В долгосрочной программе подробно рассмотрены тематические направления деятельности с выделением конкретных мер по ее осуществлению и указанием конкретных проблем, с которыми придется столкнуться при работе по многим из этих направлений. Например:

        oпри консультациях и сотрудничестве в области политики обеспечения безопасности и региональных вопросов особое внимание должно уделяться Юго-Восточной Европе и Кавказу;

        oрассмотрние проблемы распространения стрелкового оружия и легкого вооружения, а также проведение глобальной гуманитарной акции по разминированию.

        Важными элементами сотрудничества на долгосрочную перспективу являются такие вопросы, как переход от армии, комплектуемой по призыву, к профессиональной армии, эксплуатация бывших военных объектов и структурная перестройка оборонной промышленности.

        Во всех этих областях особое внимание должно, как утверждается в документах, уделяться реальной практической поддержке мер, направленных на сотрудничество, с учетом имеющегося опыта.

        Не осталась без внимания ПРМ и на пражском саммите 2002 года. Руководители НАТО в своей декларации13 констатировали, что СЕАП и программа "Партнерства ради мира" существенно упрочили безопасность и стабильность во всем евроатлантическом регионе. Кроме того, были приняты решения:

  • о повышении сотрудничества блока со странами СЕАП/ПРМ с введением в действие "новых практических механизмов";
  • о необходимости специализированного и дифференцированного подхода к Партнерству, позволяющего оказывать поддержку партнерам в области реформ;
  • о дальнейшем продолжении работы по повышению оперативной совместимости сил и средств и углублении деятельности, связанной с обороной, которые образуют основу партнерства.

        В декларации также содержалось обращение к партнерам, включая страны стратегически важных регионов Кавказа и Центральной Азии, воспользоваться предложенными механизмами и предпринять любые усилия по борьбе с терроризмом, в том числе в рамках Плана действий партнерства против терроризма.

        Анализ самой программы ПРМ и всего круга мероприятий, так или иначе соотносящихся с ней, показывает:

        1.Программа "Партнерство ради мира", представлявшая в начале достаточно расплывчатое образование, постепенно превратилась в динамично развивающуюся плановую систему с постоянным увеличением жестко регламентированных установок.

        2.По мере развития и расширения программы ПРМ партнеры все сильнее привязываются к системе военно-политического блока НАТО, особенно в части военной составляющей. Причем, если члены НАТО имеют вполне определенные права, то партнеры - лишь иллюзорные, но их обязанности установлены очень четко.

        Руководство НАТО последовательно превращает участников ПРМ из аморфной структуры в механизм стандартизованной подготовки к членству в НАТО с отсечением всякого волюнтаризма в трактовке целей и задач ПРМ и самого альянса. Для этого разрабатываются все новые и новые документы, конкретизирующие, расширяющие и уточняющие отдельные положения программы, и соответствующие управляющие структуры. Именно поэтому такое большое значение придается учениям с участием многонациональных контингентов войск. Это позволяет отработать методику контактов и привести систему управления к единому пониманию задач, применяемых методов и средств.

        Акцент делается на то, что когда партнеры в полной мере проникнутся идеологией НАТО, овладеют её методами и в системе управления не будут инородными образованиями, то тогда участникам ПРМ будет доверено самим проводить операции, то есть страны-партнеры будут поставлять армейские контингенты, а члены НАТО, и особенно США, сохранят за собой ключевую роль в планировании и руководстве операций. Участие в военных операциях для "старых" членов НАТО, как следует из подтекста документов, в основном сведется к роли военных советников.

        3.Отрабатывая оперативность действий членов ПРМ, повышая их эффективность, руководство НАТО тем самым усиливает роль альянса в обеспечении европейской безопасности. При этом тотальный контроль за военными бюджетами участников программы ПРМ, достижение прозрачности и транспарентности, оценка со стороны блока принимаемых решений не только в военной, но и в социально-экономической сфере свидетельствуют о том, что национальные правительства стран ПРМ передают часть своих суверенных функций наднациональным структурам.

        4.Совершенно очевидна и позиция России по отношению к ПРМ. Так просто решить проблему с Россией через программу ПРМ Западу не удается и он это понимает, но прибрать к рукам российские природные ресурсы для западных стран жизненно необходимо. Поэтому принимаются предварительные решения, позволяющие приблизиться к цели. Это - и особые отношения в виде Индивидуальной программы для России, и диалог, и консультации и т.п.

        5.Руководство НАТО, безусловно, может записать идею ПРМ и ее осуществление в свой актив. Это способствует, в частности, втягиванию в орбиту альянса не только стран Центральной и Восточной Европы, но и стран на постсоветской территории.

        Дополнительные военно-политические и экономические меры Запада во главе с США направлены на то, чтобы решить свою основную стратегическую задачу - никогда в будущем не допустить появления в лице России соперника, подобного Советскому Союзу, не допустить создания на постсоциалистической территории, включая бывшие страны ОВД, неподконтрольного Западу военно-экономического потенциала.

Примечания

       1 NATO Communiques 1994 (Texts of Statements, Declarations and Communiques). NATO Office of Information and Press. Brussels, 1994.
       2 Текст приглашения. NATO Handbook, 1995. P. 265, 266.
       3 The North Atlantic Treaty. Washington D.C. April 4. 1949. Текст Договора с протоколами. Справочник НАТО. Брюссель, 1998—1999. С. 405.
       4 NATO Handbook. NATO Office of Information and Press. Brussels, 1995. P. 266— 268.
       5 Юбилейный справочник НАТО. Отдел информации и прессы НАТО. Брюссель, 1999. С. 95.
       6 NATO Communiques 1994 (Texts of Statements, Declarations and Communiques during 1994). NATO Office of Information and Press. Brussels. P. 5—6.
       7 NATO Press Service. Moscow. 27.05.97. Release № 268.
       8 Независимое военное обозрение. 1999. 5 ноября.
       9 Юбилейный справочник НАТО. Отдел информации и прессы НАТО. Брюссель, 1999. С. 90.
       10 Справочник НАТО. 2001. Отдел информации и прессы НАТО. Брюссель, 2001. С. 88.
       11 Справочник НАТО. 2001. Бюро информации и прессы НАТО. Брюссель, 2001. С. 89—90.
       12 Партнерство в действии. Отдел информации и прессы НАТО. Брюссель, 2001. С. 23.
       13 Пражский саммит и преобразование НАТО. Справочник-путеводитель. NATO Public Diplomacy Division. Brussels, 2003. P. 13.


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]