Глава 3 |
Расширение НАТО - этап нового европейского порядка
|
РАСШИРЕНИЕ НАТО - ЭТАП НОВОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ПОРЯДКА программа подготовки новых членов НАТО После окончания "холодной войны" перед победителями встал вопрос о создании нового миропорядка, характер которого, возможно, на многие десятилетия предопределит судьбу человечества, всех стран и народов в еще складывающемся, во многом неустоявшемся геополитическом балансе интересов и сил. В этой связи в стратегической концепции 1991 года была особо подчеркнута необходимость глобального подхода к проблеме безопасности. Североатлантическим союзом был взят курс на установление широких контактов и активное развитие взаимодействия со странами, не входящими в НАТО:
Рис. 8. Структура программы ПРМ
Инициатива разработки программы "Партнерство ради мира" принадлежала США и была одобрена странами НАТО. Основное её направление - укрепление влияния стран альянса в постсоциалистическом пространстве и контроль за дальнейшей "демократизацией" восточноевропейских государств и стран СНГ. На встрече в Брюсселе (январь 1994 г.) руководители делегаций стран НАТО заявили: "Мы приняли решение немедленно приступить к выполнению практической программы, которая приведет к изменению отношений между НАТО и государствами-участниками. Эта новая программа выходит за рамки диалога и сотрудничества и преследует цель установления подлинного партнерства - Партнерства ради мира"1. Задачи, решаемые в рамках ПРМ: Первая - это расширение и развитие партнерами отношений сотрудничества с НАТО в военной области для планирования, подготовки и проведения учений, направленных на расширение потенциальных возможностей при выполнении миссий по поддержанию и проведению поисково-спасательных и гуманитарных операций. Вторая - создание и укрепление партнерами на долгосрочной основе сил, обладающих способностью к проведению операций совместно с силами стран-членов НАТО. Обе эти задачи тесно связаны с проблемами обеспечения оперативной совместимости. Если расшифровать задачи ПРМ, то из подтекста станет ясно, что все мероприятия связаны с подготовкой новых членов к вступлению в блок по достаточно "жесткой" схеме. Все направлено на достижение поставленной руководством НАТО цели - обеспечение расширения на Восток при минимальных затратах Запада (в основном только руководящие указания) и максимальных финансовых затратах стран-кандидатов, что связанно с подведением всех процедур под стандарты НАТО. ПРМ не гарантирует безопасность его участников. Документ лишь предусматривает, что в случае, когда "партнер" ощутит непосредственную угрозу своей территориальной целостности, политической независимости или безопасности, НАТО обязуется консультироваться со всеми активными участниками партнерства. Государства, входящие в ССАС, и другие страны ОБСЕ, способные и готовые внести свой вклад в программу, получили приглашение2 присоединиться к странам-членам НАТО в рамках ПРМ. Североатлантический совет предложил государствам-партнерам принять участие в проводимой в штаб-квартире НАТО работе политических и военных органов, относящейся к партнерской деятельности. ПРМ, как декларировалось, призвано расширить и активизировать политическое и военное сотрудничество во всей Европе; повысить стабильность; уменьшить масштабы опасностей, угрожающих миру, и построить более прочные отношения, утвердив дух практического сотрудничества и приверженности принципам, лежащим в основе деятельности Североатлантического союза. При соблюдении темпов и масштабов, определяемых возможностями и желанием принимающих участие в программе государств, НАТО предложила вести работу с партнерами в тех сферах, которые определены ПРМ (достижение транспарентности при выделении средств на оборону, содействие демократическому контролю над министерствами обороны, организация совместного планирования и проведения военных учений, как это имеет место с Францией, формально не участвующей в военной организации блока). То есть документ обосновывал возможность и необходимость для партнеров наращивания политического и военного взаимодействия, в том числе при разработке военных доктрин и концепций. Следовательно, программа, безусловно, играет важную роль в процессе расширения НАТО. Правительства стран Североатлантического союза сразу же заявили, что "ожидают и будут приветствовать его (расширение НАТО - Авт.) как часть эволюционного процесса, учитывающего развитие событий в области политики и безопасности на всей территории Европы". В ст. 10 Вашингтонского договора3 в свое время была предусмотрена возможность подобного расширения. Для оформления своего участия в программе ПРМ государства обязаны:
Кроме того, государства, официально оформившие свое участие в программе "Партнерство ради мира", подтвердили взятое на себя обязательство соблюдать положения Хельсинкского заключительного акта и всех последующих документов СБСЕ, а также обязательства в области разоружения и контроля над вооружениями. В соответствии с достигнутыми договоренностями каждый партнер представил руководству НАТО Презентационный документ5, в котором определялись масштабы, темпы и уровень участия в мероприятиях блока по сотрудничеству. Кроме того, в Презентационном документе указывались меры, намеченные каждым партнером для достижения политических целей ПРМ, а также военные и другие силы и средства партнера, которые могут быть представлены им для деятельности по программе. Такой документ служит основой для разработки Индивидуальной программы партнерства, подлежащей согласованию между НАТО и партнером. Согласно принятым НАТО правилам, партнеры должны сами финансировать свое участие в мероприятиях, проводящихся в рамках ПРМ, и частично финансировать постоянно растущие расходы на проведение военных учений, в которых они участвуют. Военно-политический руководящий комитет, выполняющий функции рабочего органа программы "Партнерство ради мира", обычно заседает под председательством заместителя генерального секретаря НАТО. Заседания могут иметь различную форму и представлять собой встречи союзников по НАТО с отдельными партнерами для изучения соответствующих вопросов, относящихся к Индивидуальной программе партнерства конкретной страны. Кроме того, проводятся заседания с участием всех партнеров по ССАС/ПРМ с обсуждением общих вопросов. Для содействия мероприятиям по сотрудничеству странам ССАС и другим государствам, участвующим в программе ПРМ, была создана Группа по координации партнерства (ГКП), работающая под руководством Североатлантического совета. Эта группа находится в Монсе (Бельгия), где дислоцируется и Штаб Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе. Международный штат ГКП состоит из персонала НАТО, а с начала 1998 года - и офицеров стран-партнеров по ПРМ, которые в полном объеме участвуют в работе ГКП. ГКП координирует совместную военную деятельность в рамках ПРМ во взаимодействии со штабами, командованиями и учреждениями НАТО. Кроме того, эта группа занимается военным планированием, необходимым для выполнения военных аспектов Рабочей программы партнерства и участвует в оценке уже проведенных военных мероприятий. ГКП возглавляет директор, в обязанности которого входит проведение консультаций и согласование действий с руководящими военными органами НАТО по вопросам, имеющим непосредственное отношение к мероприятиям в рамках программы ПРМ. Оперативное планирование военных учений относится к сфере компетенции проводящего учения военного командования. К декабрю 1994 года министры иностранных дел стран-членов НАТО уже могли констатировать, что программа "Партнерство ради мира" стала важным компонентом европейской безопасности, позволяющим НАТО и ее партнерам наладить между собой связи и заложить основу для совместных действий в решении общих проблем безопасности. К тому времени многие страны, присоединившиеся к программе ПРМ, уже согласовали с НАТО свои индивидуальные программы. Группа по координации партнерства самую интенсивную работу вела в сфере практического планирования военных учений, намеченных на 1995 год. Три учения, проведенные осенью 1994 года, положили начало реальному военному сотрудничеству, обеспечивающему повышение общего потенциала участников программы. Наряду с этим увеличилось число военных учений, проводимых в духе программы "Партнерство ради мира" при поддержке национальных правительств. На декабрьской встрече 1994 года министры иностранных дел поручили постоянной сессии Североатлантического совета, военному руководству НАТО и ГКП ускорить выполнение индивидуальных программ партнерства и вновь подтвердили свои обязательства по предоставлению необходимых ресурсов. Министры также утвердили порядок планирования и анализа в рамках программы ПРМ, в основу которого был положен двухгодичный цикл планирования, начиная с января 1995 года6, что должно было улучшить оперативную совместимость и повысить уровень транспарентности стран-членов Североатлантического союза и стран-партнеров по сотрудничеству. Министры обороны государств НАТО подтвердили (декабрь 1994 г.), что программа "Партнерство ради мира" обеспечивает эффективный механизм развития значительного военного потенциала, необходимого для эффективного взаимодействия с НАТО и улучшения оперативной совместимости между НАТО и партнерами по сотрудничеству. Оба этих компонента представляют собой одинаковую ценность для всех стран-партнеров независимо от их стремления - вступать в НАТО или нет. Постоянной сессии Североатлантического совета было поручено изучить вопрос, как наилучшим образом распределить ресурсы в рамках бюджета НАТО. Для обеспечения максимальной эффективности министры договорились об обмене информацией о двустороннем сотрудничестве по организации планирования, необходимого для финансирования участия стран в реализации программы "Партнерство ради мира". В 1994-1995 годах присоединение к программе ПРМ шло очень активно и быстрыми темпами. Так, Украина присоединилась к программе "Партнерство ради мира" в феврале 1994 года. 25 мая того же года она передала в НАТО свой Презентационный документ. В коммюнике, опубликованном после состоявшегося 1 декабря заседания Североатлантического совета, министры иностранных дел стран НАТО отметили, что придают большое значение развитию отношений между НАТО и Украиной, и выразили надежду на скорейшее завершение разработки Индивидуальной программы партнерства Украины в рамках ПРМ. Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Венгрия, Грузия, Казахстан, Киргизстан, Латвия, Литва, Молдавия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Туркменистан, Узбекистан, Финляндия, Чехия, Швеция, Эстония, Белоруссия, Австрия и Мальта присоединились к программе "Партнерство ради мира" в январе, феврале и апреле 1995 года, доведя общее число партнеров до 26. Наиболее сложно складывались отношения России с НАТО. Программа ПРМ сначала была позитивно воспринята российским руководством, видевшим в ней выход из сложного положения, когда Россия не может запретить другим государствам присоединение к альянсу, но не может и согласиться с расширением НАТО. В марте 1994 года российским руководством было принято решение о присоединении к ПРМ, которое во многом воспринималось как наименьшее зло. Однако в условиях публичной критики как идеи расширения НАТО, так и ПРМ приоритет в России был отдан оформлению "особых" отношений с НАТО. Предлагалось подписать не только Рамочный документ партнерства, но и более солидную программу сотрудничества Россия - НАТО, включая проведение консультаций по широкому кругу проблем европейской безопасности. Компромиссное решение было найдено на сессии Совета НАТО на уровне министров иностранных дел в Стамбуле (9 июня 1994 г.). На его основе Россия подписала Рамочный документ ПРМ (22 июня 1994 г.). В протоколе по итогам обсуждения между министром иностранных дел России и Советом НАТО говорится, что Россия и НАТО:
В ходе последующих переговоров были подготовлены еще два документа: Индивидуальная программа сотрудничества России с НАТО в рамках ПРМ и документ о более широком сотрудничестве, предусматривающий диалог между Россией и НАТО по широкому кругу политических вопросов и проблем безопасности. Однако 1 декабря 1994 года министр иностранных дел России А.Козырев отказался подписать эти документы, ссылаясь на неприемлемость для России перспективы расширения НАТО. Лишь в мае 1995 года Россия сняла оговорки в отношении своего участия в ПРМ во время пребывания в Москве президента США Б.Клинтона. 31 мая 1995 года в Нордвейке (Нидерланды) Россия подписала Индивидуальную программу партнерства и договоренность о механизме расширенного политического диалога с НАТО, выходящего за военно-политические рамки ПРМ. Индивидуальная программа партнерства вплоть до 1998 года, по существу, была формальной и не наполнена реальным содержанием. Занимая крайне отрицательную позицию в отношении расширения НАТО, Россия отказывалась вести официальный диалог о совершенствовании механизма политических консультаций, хотя соответствующие предложения от НАТО получала неоднократно. В декабре 1996 года Россией и НАТО было согласовано начало (с января 1997 г.) консультаций о взаимных отношениях, перешедших в переговоры, которые завершились подписанием 27 мая 1997 года в Париже Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО7. В этом документе зафиксированы принципы сотрудничества, механизм регулярных консультаций в рамках Совместного Постоянного Совета (СПС) Россия-НАТО, собирающегося дважды в год на уровне министров и ежемесячно - на уровне послов; сформулированы области консультаций и сотрудничества. В этой связи Генеральный секретарь НАТО Дж. Робертсон заявил: "Подписание в мае 1997 года Основополагающего акта и создание Совместного постоянного совета стали поворотным моментом в истории европейской безопасности. Отныне мы не будем рассматривать друг друга как противников, станем советоваться по основным вопросам, затрагивающим нашу безопасность. Теперь обеспечение безопасности не будет той игрой с нулевым результатом, когда выигрыш одной стороны означает проигрыш другой"8. Вместе с тем процесс институционализации механизма политического диалога оказался затяжным. Первое заседание СПС на уровне министров иностранных дел 17 государств и генерального секретаря НАТО состоялось в Нью-Йорке 26 сентября 1997 года. Первый визит начальника российского Генерального штаба в НАТО, назначение Россией в конце 1997 года главного военного представителя в альянсе и создание в Брюсселе военной миссии связи с НАТО явились важными шагами по созданию условий для взаимодействия с альянсом. На заседании СПС на уровне послов (24 октября 1997 г.) было принято решение о создании первых рабочих групп, в том числе по вопросам миротворчества, по ядерным вопросам, по военно-техническому и другим аспектам сотрудничества. Безусловно, все перечисленные выше формы участия России не должны противоречить интересам ее национальной безопасности. Однако уже в то время существовал риск, что по мере расширения НАТО на Восток дальнейшее участие в программе ПРМ ряда стран, прежде всего России, могло оказаться под вопросом. Так оно впоследствии и случилось. Ведь совершенно нелепо говорить о каком-то равенстве или равноправном партнерстве России и НАТО при многократном превосходстве военной и экономической мощи альянса и при отсутствии у России права "вето" при решении вопросов, касающихся расширения НАТО, в том числе за счет республик, ранее входивших в состав Советского Союза. Сейчас США и НАТО решают свою основную стратегическую задачу - никогда в будущем не допустить появления в лице России соперника, подобного Советскому Союзу. Не допустить, чтобы бывшие советские республики, в том числе Россия, могли создать мощный военный потенциал и обрести экономическую независимость. Они пытаются максимально усилить военный потенциал Североатлантического союза, лишить Россию влияния в восточноевропейском регионе и взять его под свой контроль. Кроме того, поставлена цель закрепить военное превосходство по обычным вооруженным силам в Европе (сейчас оно составляет 3:1, при "расширении" будет 4:1 в пользу НАТО, а на некоторых направлениях - 12:1), захватить европейский рынок вооружений, резко ослабить геополитические позиции Российской Федерации. Поставленных целей Запад добивается весьма последовательно. США и НАТО уверенно и форсированно продвигаются к российским границам, продвигаются любой ценой, несмотря на огромные финансовые затраты (хотя большая часть их приходится на долю новых стран альянса), прикрываясь внешне вполне безобидными целями и задачами "Партнерства ради мира", если бы под ними не скрывались четко реализуемые планы "мирной" оккупации постсоветских территорий, и вопреки ранее взятым собственным обязательствам не расширять зону ответственности блока НАТО. Все подчинено главной цели - овладеть Восточной Европой, закрепить претензии США на неограниченное мировое лидерство, перестроить мир по своему образу и подобию. То, что не удалось сделать США в период ядерной монополии (сразу после второй мировой войны) и в период "холодной войны", вновь замаячило на горизонте. Процесс пошел. Вопреки России и без России. Вместо "Единой большой Европы" мы получаем реальную опасность военно-политической изоляции России, покушение на ее коренные национальные интересы. Теперь США делают политику и объявляют зоной своих интересов любые регионы мира: Кавказ и Прибалтику, Среднюю Азию и Каспий, зону Персидского залива и Афганистан, беспрепятственно реализуют свои представления об устройстве мира, подчиняют себе развивающиеся страны и советское "наследство". Под их руководством перекраиваются карты Европы и мира. Идет становление однополюсного мира. Логика действий НАТО в рамках программы "Партнерство ради мира" и интенсивное расширение блока, полностью соответствующее обновленной геостратегии, которая осуществляется Западом под эгидой США, привели к следующим решениям (май 1997 г., Синтро, Португалия) министров обороны и иностранных дел стран НАТО9:
Рис. 9. Совет Евроатлантического партнерства (СЕАП)
Решение о расширении программы ПРМ преследовало целый ряд целей: во-первых, глубже вовлечь партнеров в планирование и проведение учений в рамках ПРМ, придав партнерству более оперативный характер; во-вторых, расширить диапазон сотрудничества с тем, чтобы в нем более отчетливо отражалась новая задача НАТО - задача поддержания мира и урегулирования кризисов; в-третьих, развитие опыта, накопленного союзниками и партнерами при стабилизации положения в Боснии и Герцеговине (СФОР). На основании данного решения страны-участницы ПРМ приводили свои индивидуальные программы партнерства в соответствие с изменившимися условиями и принимали участие в организации становящихся все более сложными учений ПРМ, особенно, проводящихся в странах-партнерах. Кроме того, более открытыми для партнеров стали военные структуры Североатлантического союза. Начиная с лета 1998 года, 38 офицеров из стран-партнеров наряду со своими коллегами из НАТО несут службу на первых двух уровнях - Главных командованиях НАТО и Основных подчиненных командованиях - объединенной военной структуры альянса. Для партнеров были созданы также семь дополнительных должностей в Группе по координации партнерства. Впервые офицеры вооруженных сил государств-партнеров стали работать в международном качестве, то есть на партнерство в целом, а не просто как представители отдельных стран. При модернизации программы ПРМ был расширен и соответствующим образом адаптирован процесс планирования и анализа (ППА) в рамках ПРМ. Участие в ППА не является обязательным. Его цель - содействовать повышению уровня транспарентности национального военного планирования и подготовки вооруженных сил стран-партнеров к сотрудничеству с вооруженными силами Североатлантического союза. Участие в ППА должно способствовать более высокой оперативной совместимости вооруженных сил партнеров и вооруженных сил союзников по всему спектру проводящихся в рамках ПРМ операций и связанных с ними подготовкой и учениями. Для укрепления связей между НАТО и государствами-партнерами в общих рамках программы "Партнерство ради мира", и в частности в ППА, был предложен странам-партнерам широкий круг видов военной деятельности и инициатив: это не только участие партнеров в военных учениях, но к примеру, возможность обучения на курсах в Оборонном колледже НАТО в Риме и в Школе НАТО (при штабе ВГК ОВС НАТО в Европе) в Обераммергау. Странам-партнерам было также предложено выдвигать кандидатуры на посты в структурах штабных элементов по программе ПРМ при различных штабах НАТО, принимающих полномасштабное участие в планировании и проведении мероприятий по программе. Кроме того, как уже указывалось выше, офицеры из государств-партнеров также выполняют международные функции в международном военном штабе НАТО в рамках ГКП. В настоящее время рассматриваются возможности участия военнослужащих из государств-партнеров в планировании учений МООТГ, разработке концепций и принципов применения войск (сил) в операциях, а также в деятельности штабов МООТГ. Анализ документов НАТО и периодических изданий, посвященных изучаемой тематике, показывает, что темпы втягивания партнеров по ПРМ в орбиту разносторонней деятельности НАТО постоянно нарастают. В учениях по отработке действий по урегулированию кризисов, проведенных НАТО с 12 по 18 февраля 1998 года, участвовало около 20 государств-партнеров. Эти командно-штабные учения (т.е. учения без фактического развертывания войск) были направлены на проверку и отработку действий НАТО во взаимодействии с государствами-партнерами при проведении операций по поддержанию мира по мандату ООН в условиях гипотетической кризисной ситуации. Другая часть учений была посвящена отработке действий НАТО и государств-партнеров при реагировании на стихийные бедствия и катастрофы. При проведении учений и иной совместной деятельности в рамках, определенных ПРМ, особое внимание уделяется повышению степени "прозрачности" в военной области и углублению "процесса консультаций и сотрудничества". При учениях НАТО/ПРМ, например, по отработке действий при выполнении задач поиска и спасения, гуманитарных операций или операций по поддержанию мира акцент делается на повышение возможностей и готовности стран-участниц проводить такие операции. Одновременно с этим стремятся к тому, чтобы и расширялось взаимное понимание различных военных систем и процедур. В штабах, а также и в войсках, участвующих в учениях, уделяют особое внимание фактору многонациональности, что облегчает переход к более сложным формам учений НАТО/ПРМ с участием бґольших по численности воинских частей и подразделений. Именно эти тренировочные штабные и полевые учения, сотрудничество в других областях дало странам НАТО и государствам-партнерам ценный практический опыт. Следует особенно отметить вопросы финансирования, масштабы которого из общего бюджета программы развития инфраструктуры - Программы инвестиций НАТО в сферу безопасности - расширены с тем, чтобы включить в нее проекты партнерства. Все это помогает укрепить оперативную совместимость союзников и партнеров в "пунктах взаимодействия", таких как коммуникации, порты и аэродромы. Партнерство было главной темой на всех заседаниях вашингтонского саммита 1999 года. Главы государств и правительств одобрили планы углубления партнерства и повышения его оперативности, что дополнительно усиливает роль Североатлантического союза в обеспечении евроатлантической безопасности. Решения саммита способствовали осуществлению ряда важных мер по развитию программы "Партнерство ради мира", предложения о которых были сделаны еще на мадридской встрече (1997 г.), а именно: oповышение оперативности ПРМ; oусиление роли партнеров при планировании и принятии решений в рамках ПРМ. Кроме того, стратегическая концепция-99 определила задачи урегулирования кризисов и партнерства как одни из первостепенных для Североатлантического союза в области обеспечения безопасности. Укрепление партнерства будет также содействовать выполнению двух других инициатив саммита:
В дополнение к этому ПРМ, как и ожидалось, должна была играть главную роль в обеспечении безопасности и стабильности в балканском регионе после кризиса в Косово. Таким образом, если рассматривать вашингтонские решения в целом, то они в еще большей степени возлагают на ПРМ ответственность в обеспечении евроатлантической безопасности в XXI столетии. Документом "Военно-политические рамки операций под руководством НАТО" (ВПР)10 предусматривается участие партнеров в политических консультациях и процессе принятия решений, планировании операций и договоренностях о командовании при проведении операций ПРМ под руководством НАТО. В нем рассматриваются четыре фазы:
По степени участия страны-партнеры подразделяются на "потенциальные страны-участницы", "выделенные потенциальные страны-участницы" и "страны-участницы". С лета 1999 года началась реализация принципов и директив ВПР, например, в связи с участием государств-партнеров в силах для Косово (СДК), созданных в июне 1999 года. ВПР дополняют и поддерживают концепцию многонациональных объединенных оперативно-тактических групп (МООТГ) Североатлантического союза. Разработанный в штабах НАТО процесс планирования и анализа в рамках ПРМ рассчитан на то, чтобы больше соответствовать планированию строительства вооруженных сил самого блока. В ППА будут формулироваться цели и устанавливаться необходимые для их достижения силы и средства партнеров по программе ПРМ, а министерские директивы определят требования к формированию этих сил и средств. Как показывает исследование, руководство НАТО стремится развивать ПРМ на основе углубленного сотрудничества в оборонной и военной областях, что позволяет значительно расширить участие партнеров в работе комитетов НАТО, повысить число офицеров из государств-партнеров в военных структурах НАТО, а также увеличить масштабы и сложность учений НАТО/ПРМ. Для повышения способности НАТО и вооруженных сил партнеров к взаимодействию в будущих операциях ПРМ под руководством НАТО была разработана Концепция оперативного потенциала (КОП)11 в рамках ПРМ. Ею также предусматривается повышение гибкости при объединении специально созданных группировок сил для проведения будущих операций ПРМ под руководством НАТО. Главное внимание в КОП уделяется силам и средствам, которые могут потенциально быть предоставлены для проведения таких операций. Расширение рабочих контактов в мирное время, которые постепенно развиваются между штабами и их личным составом, а также между формированиями союзников по НАТО и партнеров, облегчает интеграцию этих формирований в силы под руководством НАТО. КОП - это новый и более интегрированный подход к военному сотрудничеству, объединяющий различные элементы программы "Партнерство ради мира". Создаваемые в соответствии с КОП формы более тесного и целенаправленного военного сотрудничества, по мнению руководства НАТО, да и на самом деле, повышают уровень сотрудничества в мирное время, направлены на усиление военной эффективности стран-партнеров и подготавливают их действовать совместно с войсками Североатлантического союза. Это должно помочь государствам-партнерам готовить формирования для ротации Сил стабилизации в Боснии и Герцоговине (СФОР) и Сил для Косово (СДК), а также для других операций под руководством НАТО, которые могут проводиться в будущем. Как видно из рассмотрения основных положений Концепции оперативного потенциала, она устанавливает связь между обычным сотрудничеством в рамках ПРМ и формированием сил, которые могут вводиться в действие во время кризиса. Со временем КОП поможет сформировать силы и средства, соответствующие требованиям операций по урегулированию кризисов под руководством НАТО, и повысить эффективность взаимодействия сил в ходе операций. Совершенствование потенциала, утверждают руководители ПРМ, будет также иметь значительное влияние на соотношение затрат и выгод при участии стран в программе "Партнерство ради мира" и принесет дополнительную пользу Партнерству в целом. Концепция оперативного потенциала и меры ее осуществления были одобрены на осенних министерских сессиях 1999 года. Ее главные элементы реализуются постепенно, при этом основное внимание уделяется созданию базы данных по фонду сил и средств, заявленных партнерами для участия в учениях и операциях ПРМ, а также связанным с этим механизмам оценки и обратной связи. Практическое сотрудничество в рамках ПРМ содействовало подготовке воинских формирований НАТО и стран-партнеров к совместным операциям. Достигнутая благодаря ПРМ оперативная совместимость сил и средств, помогла интегрировать формирования партнеров в ИФОР/СФОР и затем в СДК и, таким образом, внесла конкретный вклад в деятельность НАТО. Созданный вместо Совета Североатлантического сотрудничества (ССАС) по инициативе стран НАТО Совет Евроатлантического партнерства (СЕАП) должен обеспечивать всеобъемлющую политическую основу всех видов деятельности по укреплению связей и сотрудничества между союзниками и партнерами и дополнять ставшее более масштабным взаимодействие по расширенной программе ПРМ. Эта межправительственная организация осуществляет контроль за деятельностью по программе "Партнерство ради мира" и разрабатывает План действий на определенный период с определением сфер деятельности, в которых члены СЕАП проводили бы широкие консультации и развивали бы крупномасштабное сотрудничество. Так, в плане СЕАП на 2000-2002 годы12 на основе краткосрочного и долгосрочного планирования были определены перспективы партнерства и сотрудничества. Изучение документов показывает, насколько "плотно" контролируются страны-партнеры. В качестве примеров можно указать мероприятия на ближайший период и на перспективу, которые практически лишают страны-партнеры элементарной свободы действий и альтернативы выбора. Так, в краткосрочной перспективе запланированы консультации по текущим вопросам политики и безопасности, а также по конкретным направлениям деятельности и проблемам, с которыми сталкиваются государства-партнеры. К ним относятся:
После террористических актов в США (сентябрь 2001 г.) особое внимание уделяется мерам борьбы с международным терроризмом. В долгосрочной программе подробно рассмотрены тематические направления деятельности с выделением конкретных мер по ее осуществлению и указанием конкретных проблем, с которыми придется столкнуться при работе по многим из этих направлений. Например: oпри консультациях и сотрудничестве в области политики обеспечения безопасности и региональных вопросов особое внимание должно уделяться Юго-Восточной Европе и Кавказу; oрассмотрние проблемы распространения стрелкового оружия и легкого вооружения, а также проведение глобальной гуманитарной акции по разминированию. Важными элементами сотрудничества на долгосрочную перспективу являются такие вопросы, как переход от армии, комплектуемой по призыву, к профессиональной армии, эксплуатация бывших военных объектов и структурная перестройка оборонной промышленности. Во всех этих областях особое внимание должно, как утверждается в документах, уделяться реальной практической поддержке мер, направленных на сотрудничество, с учетом имеющегося опыта. Не осталась без внимания ПРМ и на пражском саммите 2002 года. Руководители НАТО в своей декларации13 констатировали, что СЕАП и программа "Партнерства ради мира" существенно упрочили безопасность и стабильность во всем евроатлантическом регионе. Кроме того, были приняты решения:
В декларации также содержалось обращение к партнерам, включая страны стратегически важных регионов Кавказа и Центральной Азии, воспользоваться предложенными механизмами и предпринять любые усилия по борьбе с терроризмом, в том числе в рамках Плана действий партнерства против терроризма. Анализ самой программы ПРМ и всего круга мероприятий, так или иначе соотносящихся с ней, показывает: 1.Программа "Партнерство ради мира", представлявшая в начале достаточно расплывчатое образование, постепенно превратилась в динамично развивающуюся плановую систему с постоянным увеличением жестко регламентированных установок. 2.По мере развития и расширения программы ПРМ партнеры все сильнее привязываются к системе военно-политического блока НАТО, особенно в части военной составляющей. Причем, если члены НАТО имеют вполне определенные права, то партнеры - лишь иллюзорные, но их обязанности установлены очень четко. Руководство НАТО последовательно превращает участников ПРМ из аморфной структуры в механизм стандартизованной подготовки к членству в НАТО с отсечением всякого волюнтаризма в трактовке целей и задач ПРМ и самого альянса. Для этого разрабатываются все новые и новые документы, конкретизирующие, расширяющие и уточняющие отдельные положения программы, и соответствующие управляющие структуры. Именно поэтому такое большое значение придается учениям с участием многонациональных контингентов войск. Это позволяет отработать методику контактов и привести систему управления к единому пониманию задач, применяемых методов и средств. Акцент делается на то, что когда партнеры в полной мере проникнутся идеологией НАТО, овладеют её методами и в системе управления не будут инородными образованиями, то тогда участникам ПРМ будет доверено самим проводить операции, то есть страны-партнеры будут поставлять армейские контингенты, а члены НАТО, и особенно США, сохранят за собой ключевую роль в планировании и руководстве операций. Участие в военных операциях для "старых" членов НАТО, как следует из подтекста документов, в основном сведется к роли военных советников. 3.Отрабатывая оперативность действий членов ПРМ, повышая их эффективность, руководство НАТО тем самым усиливает роль альянса в обеспечении европейской безопасности. При этом тотальный контроль за военными бюджетами участников программы ПРМ, достижение прозрачности и транспарентности, оценка со стороны блока принимаемых решений не только в военной, но и в социально-экономической сфере свидетельствуют о том, что национальные правительства стран ПРМ передают часть своих суверенных функций наднациональным структурам. 4.Совершенно очевидна и позиция России по отношению к ПРМ. Так просто решить проблему с Россией через программу ПРМ Западу не удается и он это понимает, но прибрать к рукам российские природные ресурсы для западных стран жизненно необходимо. Поэтому принимаются предварительные решения, позволяющие приблизиться к цели. Это - и особые отношения в виде Индивидуальной программы для России, и диалог, и консультации и т.п. 5.Руководство НАТО, безусловно, может записать идею ПРМ и ее осуществление в свой актив. Это способствует, в частности, втягиванию в орбиту альянса не только стран Центральной и Восточной Европы, но и стран на постсоветской территории. Дополнительные военно-политические и экономические меры Запада во главе с США направлены на то, чтобы решить свою основную стратегическую задачу - никогда в будущем не допустить появления в лице России соперника, подобного Советскому Союзу, не допустить создания на постсоциалистической территории, включая бывшие страны ОВД, неподконтрольного Западу военно-экономического потенциала. 1 NATO Communiques 1994 (Texts of Statements, Declarations and Communiques). NATO Office of Information and Press. Brussels, 1994.
|
|