Обзор
Обозреватель - Observer


 

ВЕСНА ТРЕВОГИ НАШЕЙ


НЕФТЬ И ВЛАСТЬ


Пока в казне водятся лишние нефтедоллары, правительство страны застраховано от кардинальных перетрясок. Но "шальные" деньги скоро закончатся…

Умом Россию действительно не понять… Согласно опросам общественного мнения, доверие народа правительству М.Касьянова падает катастрофическими темпами1:

  • еще в июле лишь 36% россиян считали, что этот кабинет не способен справиться с ростом цен и падением доходов населения, а к декабрю эта доля поднялась до 44%;
  • летом 29% россиян верило, что правительственная команда в ближайшее время сможет добиться изменения положения в стране к лучшему, а к декабрю таких оптимистов осталось лишь 25%.
Однако в то же самое время продолжает расти рейтинг президента В.Путина, который назначил это самое правительство и держит его практически в неприкосновенном виде более года:
  • к декабрю президентский рейтинг достиг беспрецедентной отметки в 70% (месяц назад был 64%);
  • не одобряют деятельность главы государства лишь 22% населения (было 26%);
  • 46% опрошенных готовы предъявить ему в качестве претензий рост цен и общее ухудшение положения населения.
В общем, жить становится хуже, но президент в этом не виноват. Значит, виновато правительство? Но характерная деталь: если еще летом 13% россиян было уверено, что команда М.Касьянова повинна в том, что "действует в первую очередь в своих собственных интересах" (так был сформулирован вопрос), то к декабрю так думали уже лишь 11% опрошенных. Несомненный прогресс! Еще один "плюс" кабинету - с 23 до 20% снизилось число россиян, считающих, что у правительства М.Касьянова нет продуманной программы выхода из кризиса.

То есть в народе укрепляется вера в то, что власть действует для блага страны, а не своего собственного. И действует не наугад, а по заранее разработанному плану.

Самое любопытное здесь в том, что и то и другое - чистейшая правда. Но к сегодняшней относительно благополучной ситуации в стране (зарплаты платятся, пенсии растут, курс рубля стабилен) все это не имеет никакого отношения. По большому счету нынешнее благополучие объясняется только одним фактором: стабильно высокими мировыми ценами на нефть. Настолько высокими, что дополнительных "нефтяных доходов" правительству хватило (без запланированных кредитов МВФ!) и на полное выполнение бюджетных статей, и на повышение пенсий, и на многое-многое другое. 

В таких условиях очень легко и приятно проводить любые экономические реформы, которые обычно связаны с нехваткой денег и их перераспределением в пользу "приоритетных направлений". Но поскольку приоритеты у каждого из реформаторов обычно свои, то здесь и начинаются мелкие споры, быстро переходящие в крупные потасовки. Представьте, например, диалог Главного Реформатора (ГР) с Главным Финансистом (ГФ) на тему: откажись сегодня от трех рублей - завтра получишь пять?! И это в условиях, когда у ГФ не то что лишней "трешки", но даже рубля свободного не найдется. Тут уже не только споры, а и до виртуального мордобоя можно дойти.

И совсем другое дело, когда казна не просто полна, но даже чуть-чуть переполнена. Здесь каждый ГФ любому ГР друг, товарищ и брат. Пока деньги не закончатся.

Вот и в российском правительстве ныне - "полное единение и творческий порыв". "Мы спорим, ругаемся, доказывая, друг другу свою правоту, - говорит руководитель аппарата правительства РФ Игорь Шувалов. - Но при этом сохраняются хорошие товарищеские контакты…" Особенно нравятся И.Шувалову нормальные отношения главы кабинета с ГФ - министром финансов А.Кудриным и с ГР - министром экономической политики Г.Грефом: "Насколько я могу судить, у Касьянова нет неприязни к Кудрину или испорченных отношений с Грефом… Хотя, не скрою, все мы люди достаточно эмоциональные и порой с языка может сорваться резкость…"

У президента Владимира Путина тоже может что-нибудь сорваться. Во всяком случае, угрозы в адрес А.Кудрина срывались уже дважды. Но каждый раз - без последствий. "Насколько мне известно, в правительстве РФ не планируются перестановки, - заявил г-н Кудрин журналистам после президентских разносов и даже после того, как следственные органы занялись петербургскими "банковскими делами", к которым еще в "петербургский период" нынешний вице-премьер и министр финансов якобы имел какое-то отношение.

Уверенно чувствует себя в премьерском кресле и сам М.Касьянов. "Я продолжаю работать на полную мощность вместе со всем кабинетом министров, - сказал он журналистам после публикации последних слухов о грядущей отставке правительства. - Я не чувствую основания, чтобы делать выводы о возможности кадровых перестановок, у нас с президентом идет обычная конструктивная работа".

Кстати, до самого последнего времени даже самый главный критик нынешнего кабинета - экономический советник президента А.Илларионов - тоже считал, что для каких-то изменений в составе правительства нет никаких оснований (пока не поругался с командой Касьянова из-за проекта реформирования РАО "ЕЭС"). При этом г-н Илларионов также заявлял, что "власти не справились с управлением экономикой в тех уникальных условиях, которые сложились в 2000 г.". И добавил: "Вместо того чтобы предпринять соответствующие меры, исполнительная и законодательная власти с удовольствием стали делить дополнительные доходы, полученные не за счет повышения эффективности производства, а за счет изменений цен на нефть".

Кстати, по подсчетам экономического советника президента, за весь 2000 г. Россия "получит из-за изменений мировых цен на нефть дополнительно примерно 30 млрд. долл.". А ведь это в полтора раза больше всего прошлогоднего федерального бюджета!

Воистину, легко править страной, когда казна полна.

Но теперь, похоже, это счастье заканчивается. Цены на нефть уже пошли вниз, и довольно резко. При том, что уже принятый бюджет 2001 г. составлен из расчета средних цен на нефть в 21,5 долл. за баррель, многие эксперты прогнозируют падение до 19 и даже до 18 долл. за баррель. Если эти прогнозы оправдаются, федеральный бюджет не получит не только дополнительные доходы, но даже и плановых.

К тому же России уже практически отказано в кредитах международных финансовых организаций, хотя М.Касьянов в конце декабря вроде бы сдвинул с мертвой точки переговоры о реструктуризации тех долгов Парижскому клубу, которые нужно выплатить в 2001 г. Если этого не произойдет, то общая "дыра" в бюджете может достичь суммы в 6 млрд. долл. и более. 

В 2001 г. в стране должны реально начаться запланированные экономические реформы. В частности, вводится в действие Налоговый кодекс, согласно которому размер подоходного налога с граждан не может превысить 13%, резко уменьшаются налоги с оборота и т.д. То есть доходы казны могут серьезно снизиться. Согласно программе Г.Грефа, эти потери должны восполниться за счет экономического роста и увеличения налогооблагаемой базы.

Но выдержит ли эта теория проверку практикой?

Выдержит ли кабинет, пока в стране "заработают" новые стимулы, а в казне появятся новые доходы?

Выдержит ли это испытание президент Владимир Путин?

По одной из версий, такой вариант Кремлем уже просчитан, и в марте-апреле (очередной прогноз), когда правительству придется особенно туго, кабинет М.Касьянова будет отправлен в отставку. На смену осторожному финансисту, действующему под девизом "у нас нет права на провал" и взвешивающему все "за" и "против" перед тем, как принять оптимальное решение, придет "силовик" (скорее всего С.Иванов), и реформы не только не будут свернуты, но, напротив, ускорены - с тем, чтобы "не рубить кошке хвост по частям".

Именно к этому повороту кремлевская команда сейчас готовит страну, торопясь, в частности, ликвидировать непослушное НТВ и весь медиа-холдинг В.Гусинского.

Впрочем, есть и другие варианты - не зря же президент В.Путин давал поручение "крепкому хозяйственнику" - губернатору Хабаровского края В.Ишаеву - разработать другую, более "приземленную" программу реформирования российской экономики.

К весне возможны первые серьезные изменения и в составе кремлевской администрации: уйдет А.Волошин, его место займет представитель "питерской команды" (называют Д.Козака). Причем грядущая отставка А.Волошина связывается не с его "неугодностью" президенту. Неутомимому трудоголику и искусному царедворцу, видимо, предстоит возглавить в это трудное время одну из естественных российских монополий. До самого недавнего времени речь шла о создающемся концерне "Российские железные дороги". Но реорганизация МПС затягивается, и, возможно, услуги А.Волошина потребуются В.Путину значительно раньше - на посту главы "Газпрома" или РАО "ЕЭС". 

Еще раньше прогнозируются перемены в Минобороны РФ, которое должно ответить за уже ставший очевидным провал второй чеченской войны. Военные, правда, постараются свалить всю вину на "милицейских" - мол, мы разгромили основные банды, а вылавливать отдельных террористов должны милиция и спецслужбы. Но В.Рушайло уже доказал президенту свою полезность (в большинстве регионов "губернаторские" руководители органов внутренних дел уже заменены на ставленников Центра, вся система МВД успешно реформируется под "окружную структуру") - и, видимо, сохранит свой пост.

Однако не станет "мальчиком для битья" и министр обороны, первый (и пока единственный) российский маршал И.Сергеев. В последние месяцы Кремль активно использует его для налаживания и укрепления военно-политических контактов с соседями, потенциальными союзниками или хотя бы партнерами России: Япония, Корейский полуостров, Юго-Восточная Азия, Иран и т.д. После такой "обкатки" И.Сергеев сможет смело претендовать на должность специального представителя президента по военно-политическим вопросам. Такая должность будет востребована после того, как Минобороны возглавит "штатский". (Не исключено, что им будет нынешний "оборонный" вице-премьер И.Клебанов.)

В Совете безопасности РФ уже рассматривалась схема реорганизации системы руководства Вооруженными Силами России, при которой "функциями Минобороны станет главным образом выполнение задач, связанных с комплектованием и обеспечением Вооруженных Сил, а функциями Генерального штаба ВС РФ останутся стратегическое и оперативное планирование, непосредственное руководство войсками, создание группировок и поддержание их в соответствующей степени боевой готовности…" (из интервью секретаря Совбеза РФ С.Иванова).

В общем, перемены не за горами: осталось дождаться прихода весны…

ВОЕННЫЕ ПОБЕДЫ "ТАЛИБАНА" НЕ В ИНТЕРЕСАХ РОССИИ


Похоже, Туркменбаши - президент Туркменистана Сапармурад Ниязов перехитрил всех своих соседей и собратьев по СССР. Из всех соседей воюющего уже два десятка лет Афганистана Туркмения оказалась единственной страной, практически не вовлеченной в это братоубийство мусульман. Более того: президенту Ниязову удалось на празднике пятилетия туркменского нейтралитета 12 декабря в Ашхабаде организовать неофициальную встречу обеих приглашенных на торжество афганских делегаций: правительства "Талибан" и "Северного альянса". В итоге на январь намечены официальная встреча и переговоры противоборствующих сторон. И пройдут эти переговоры в Ашхабаде под присмотром Сапармурада Ниязова, который таким образом становится главным миротворцем в Центральной Азии.

Чуть ранее Россия, исчерпав все возможные способы воздействия на "Талибан", уже инициировала новый "крестовый поход" против непризнанного правительства Афганистана, контролирующего от 75 до 90% территории страны. Совместно с США Россия внесла в Совет Безопасности ООН проект резолюции, который предлагает ввести против "Талибана" дополнительные санкции: эмбарго на поставки вооружений (эта мера не должна распространяться на противников талибов), замораживание заграничных авуаров Усамы бен Ладена, закрытие всех официальных представительств "Талибана" за границей. Год назад Совет Безопасности ООН уже запретил полеты за рубеж самолетов афганской авиакомпании. А теперь Россия и США предлагают распространить это эмбарго на все самолеты, которые приземляются на территории, контролируемой талибами. Единственное исключение - случаи паломничества верующих в Мекку. Но лидерам "Талибана" предлагается запретить любые поездки за рубеж, за исключением случаев, когда это связано с мирными переговорами.

Цель документа:

  • заставить талибов прекратить подготовку террористов на своей территории;
  • закрыть все тренировочные лагеря боевиков;
  • выдать международного террориста Усаму бен Ладена;
  • принять меры против торговли наркотиков (в частности, для борьбы с наркобизнесом авторы проекта резолюции предлагают запретить экспорт в Афганистан химических компонентов, предназначенных для переработки опиумного мака).
Теперь ясно, что принятие резолюции СБ будет заблокировано по крайней мере до окончания ашхабадских переговоров. 

Еще раньше свои особые, доверительные отношения начал устанавливать с талибами Казахстан. После ноябрьской встречи посла этой республики с представителем талибов в Пакистане официальная Астана заявила, что такие встречи станут регулярными. А президент Нурсултан Назарбаев назвал "Талибан" одной из основных политических и военных сил в Афганистане, "с которой Казахстан готов вести диалог".

Эстафету тут же подхватил Узбекистан, опровергнув, в частности, сообщения западных СМИ о том, что республика якобы готова предоставить свои военные базы США для нанесения ударов по Афганистану. При этом секретарь Совета национальной безопасности Узбекистана Мир-Акбар Рахмонкулов обвинил СМИ в том, что они "к месту и не к месту сотрясают воздух различными громкими заявлениями о "страшной угрозе", гуманитарной катастрофе, которая грозит региону, о предстоящей угрозе вторжения талибов". 

Позиция Узбекистана окончательно прояснилась после того, как президент Ислам Каримов сделал заявление о том, что его стране не нужна "вялотекущая война с талибами", которые сейчас являются "реально существующей силой в Афганистане. А потому Узбекистан готов смягчить режим на афганской границе в обмен на гарантии безопасности. А некоторые СМИ сообщили, что между Узбекистаном и "Талибаном" уже идет торг: талибов уговаривают выдать Ташкенту уже приговоренного к смертной казни находящегося в Афганистане лидера Исламского движения Узбекистана (ИДУ) в обмен на электроэнергию для афганского города Мазари-Шариф. 

Таким образом, ситуация в Центральной Азии начинает выходить из-под российского (и даже международного) контроля. Если события будут развиваться так и далее, движение "Талибан" может постепенно выйти из международной изоляции. Для России это означает серьезную потерю авторитета на своих юго-восточных границах и далее. К тому же Афганистан остается основным поставщиком наркотиков не только в Россию, но и в Европе (если в Москве один грамм героина стоит на черном рынке около 30 долл., то в Западной Европе его цена достигает 150-180 долл. за один грамм). Такая слава "транзитной базы" изрядно вредит имиджу России в глазах Запада. Президент В.Путин был вынужден даже заявить о том, что относит проблему распространения наркотиков "к категории прямых угроз национальной безопасности государства". И потребовал принятия самых серьезных мер.

Однако российская таможня и погранслужба не в силах не только прекратить, но даже серьезно ограничить этот транзит. Эксперты Государственного таможенного комитета (ГТК) РФ утверждают, что в последнее время афганский героин начал поступать уже не только через Таджикистан (основной канал в прошлые годы), но и через Узбекистан и даже Киргизию. Улучшение талибо-казахских отношений может породить и "казахский путь" наркотиков в Россию. И если в 2000 г. в России было изъято из незаконного оборота более 42 т наркотических и психотропных веществ (данные, приведенные секретарем СБ России С.Ивановым), то будущее становится в этом случае совсем мрачным. Достаточно лишь вспомнить о гигантской протяженности совершенно "прозрачной" российско-казахстанской границы.

России хотелось бы держать "Талибан" под своим контролем еще и потому, что на самый крайний случай именно талибы могут стать посредниками в вопросе урегулирования чеченской проблемы. Или, как минимум, прекратить поддержку чеченских боевиков. В свое время спецпредставитель российского президента С.Ястржембский уже пытался наладить контакты с "Талибаном" через посредство пакистанского руководства, но потерпел неудачу. 

По мнению многих экспертов, Пакистану в настоящий момент невыгодно усмирение талибов. Но не по каким-то идеологическим или религиозным причинам. Или не только по этим причинам. Вот мнение эксперта Института стран СНГ А.Грозина: "Я не думаю, что Пакистан в данном случае преследует цель экспансии исламского радикализма или политизированного исламизма на территорию новых независимых государств Азии и на мусульманонаселенные регионы России. Скорее, Исламабад придерживается довольно прагматических принципов. С одной стороны - избавить себя от излишне… осложняющего ситуацию присутствия значительного количества эмигрантов из Афганистана, которые обосновались и в северо-западных провинциях Пакистана, и в других более отдаленных регионах. Кроме того, существует сугубо прагматичный расчет: избавить себя от бремени материальных затрат на содержание лагерей афганских беженцев.

Во-вторых: избавиться от достаточно воинственных элементов, которые обосновались в этих лагерях и дестабилизируют ситуацию в самом Пакистане.

В-третьих, все-таки не следует забывать о том, что Пакистан и Афганистан разделены так называемой линией Дюранда. До сих пор ни одно афганское правительство - ни шахское, ни так называемое коммунистическое, ни Наджибуллы, ни моджахедов, ни талибов - не признало этой линии как государственной границы. То есть сохраняется неопределенность относительно пограничной проблемы между Пакистаном и Афганистаном. В случае, если вдруг талибы захотят создать "Великий Пуштунистан", то, учитывая достаточно радикальный характер Исламского движения "Талибан" и достаточную непредсказуемость талибов, у Пакистана могут возникнуть очень серьезные проблемы. Направляя талибов на север, Пакистан тем самым пытается обезопасить свои северо-западные провинции и, собственно, обеспечить свою национальную безопасность. 

Ну и четвертый момент, который наверняка берется в расчет Исламабадом: если талибам удастся консолидировать под своей властью всю афганскую территорию, наладить какой-то более-менее приемлемый государственный контроль над всем Афганистаном, тогда у Пакистана появится возможность бесконфликтного прямого экономического выхода на постсоветскую Азию (с которой у Пакистана нет общей границы). Речь идет не только о трубопроводах, гипотетических газопроводах. Просто это позволит Пакистану создать нормальный стабильный транспортный коридор для выхода на постсоветское пространство Азии…"

Сегодня Пакистан - практически единственное государство, которое имеет относительно сильное влияние на талибов. Но у России нет серьезных рычагов влияния на него (разве что пообещать Исламабаду не дружить более с Индией?). И получается, что единственный серьезный союзник России в борьбе с талибами - это США (которым нужно уничтожить Усаму бен Ладена). Но прибегнуть к американской помощи в "своем" регионе - значит окончательно "потерять лицо", выпустить из-под своего влияния среднеазиатские республики бывшего СССР. И России не остается ничего другого, как продолжить поддержку антиталибской коалиции, и в частности Ахмад-шаха Масуда. Ибо, похоже, в настоящий момент лишь военные поражения "Талибана" могут хотя бы отчасти реанимировать не слишком-то прочный союз России с ее юго-восточными "братьями" по СССР.

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ - РОССИЙСКИЙ "НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ АВИАНОСЕЦ"
В ЦЕНТРЕ НАТОВСКОЙ ЕВРОПЫ

    В Российской Федерации осенью-зимой 2000 г. прошли выборы президентов, губернаторов, глав администрации в трети регионов России. Одним из проблемных регионов является Калининградская область.
Как большую победу Кремля прокомментировали большинство российских СМИ итоги губернаторских выборов в Калининградской области, где на смену Леониду Горбенко (бывшему гендиректору Калининградского рыбного порта) пришел командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Егоров. В администрации президента не скрывали своего удовлетворения, объясняя поддержку кандидатуры Егорова необходимостью "наведения порядка в стратегически важном регионе, оторванном от основной российской территории". 

Впрочем, здесь совпали интересы как Кремля, так и населения области. Ибо многие политологи объясняют победу адмирала "народной поддержкой", и, прежде всего поддержкой бедняков - коммунистического электората, почти поголовно проголосовавшего против прежнего "хозяина" области Л.Горбенко. Причем причину повышенной активности и единодушия объясняют пламенным выступлением по местному телевидению Г.Зюганова, который как раз накануне второго тура голосования призвал калининградцев освободиться от "рыбника" Горбенко, доведшего со своей командой потенциально богатейшую область до совершенно нищего состояния.

Не напрасно первой своей задачей на новом посту адмирал Егоров назвал "обеспечение законной и полной передачи дел от старой администрации и предотвращение возможного уничтожения документов". После чего должна последовать комплексная проверка исполнения областного бюджета, то есть будут искать "уворованное".

Судя по всему, адмирал намерен действовать беспощадно. Тем более, что за время предвыборной кампании на долю В.Егорова пришлось немало испытаний (по мнению наблюдателей, эта кампания стала "самой грязной" за всю историю Калининградской области). "Я знал, что будет очень тяжело, но не предполагал, что будет так грязно!" - сказал потом адмирал. И посоветовал всей команде Горбенко подыскивать себе новую работу, так как "не желает отныне встречаться с этими людьми", причем "на любой территории - ни на управленческой ниве, ни вообще по жизни". То есть пощады никому из "бывших" ожидать не приходится. 

Кстати, экс-губернатора Л.Горбенко уже не допустили к работе в прежней должности - главой Калининградского рыбного порта, несмотря на соответствующий приказ председателя Госкомрыболовства. Почти одновременно приказом министра В.Рушайло был снят с должности начальник областного УВД генерал В.Литвин. Причиной были названы результаты аж майской проверки оперативно-служебной деятельности УВД за пять лет, (она была признана не соответствующей требованиям МВД). Но вся область слышала, как в ходе предвыборной кампании адмирал Егоров неоднократно обещал "разобраться" с местной милицией.

Высочайший уровень преступности и впрямь является одной из серьезнейших проблем региона. Практически все здешние промышленные и кредитные организации, включая порты, в той или иной степени подконтрольны оргпреступным группировкам, уровень тяжких и особо тяжких преступлений доходит до 68% (в среднем по России - около 60%). В области процветают наркомания и проституция. Следом приходит СПИД - по количеству ВИЧ-инфицированных область сегодня уже находится на четвертом месте в России. Перечисление "негатива" можно продолжать до бесконечности.

При этом абсолютно все признают огромные потенциальные возможности, которые имеются здесь для экономического и социального развития.

На территории области сосредоточены крупнейшие мировые запасы янтаря (более 90% мировых промышленных разработок), имеются значительные месторождения нефти (с содержанием серы не более 0,2%), залежи каменной соли класса "экстра", торфа, минеральной воды.

На дне Балтийского моря обнаружены железомарганцевые конкреции, а также залежи "тяжелых песков", содержащих титан и цирконий.

Глубоко на суше залегают калийная соль, серосодержащее и карбонатное сырье.

Природно-климатические условия позволяют вести эффективное сельскохозяйственное производство (Восточная Пруссия всегда считалась житницей Германии).

Велик туристическо-рекреационный потенциал области.

Здесь благоприятная демографическая ситуация: на каждого человека, вышедшего из трудоспособного возраста (пенсионера), приходится трое трудоспособных (в России это соотношение 1:2).

Высока плотность населения - 63 чел. на один кв. км. По этому показателю область занимает в России третье место, уступая только Краснодарскому краю и Тульской области (в целом по России - 8,6 чел. на один кв. км).

Как справедливо утверждается во всех рекламных буклетах, "природные условия для жизни населения весьма благоприятные".

И, конечно, одно из главных преимуществ - выгоднейшее географическое расположение, позволяющее играть роль "моста" в экономических связях России и Западной Европы.

Именно поэтому с 22 января 1996 г. в России действует Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области", принятый для "создания благоприятных условий для ускорения социально-экономического развития области, повышения жизненного уровня населения на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечения условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта, потенциала российских предприятий, увеличения экспортных возможностей региона".

Еще раньше на этой же территории и с той же целью существовала свободная экономическая зона "Янтарь", по сути дела с теми же возможностями.

Однако за все годы существования "особых" зон область так и не разбогатела (чего не скажешь об "отдельных" ее представителях). А потому адмиралу В.Егорову опять приходится начинать все с самого начала. И прежде всего - с определения приоритетов, стратегического курса развития.

На Калининградскую область претендуют многие.

Прежде всего немцы. Но Германия предпочитает не высказывать вслух мечты и планы "второго воссоединения".

Зато уже "подсуетилась" соседняя Литва, которая предлагает, чтобы Калининградская область сначала была демилитаризована, а затем передана во временное управление ООН. Позже литовцы полагают выставить претензии на южную часть Куршской косы и восток Калининградской области, именуемый "Малой Литвой". Во всяком случае, весной 1999 г. вице-спикер литовского парламента вел переговоры с руководством Калининградской области, зондируя возможность долговременной аренды здешних земельных угодий литовскими фермерами.

Свои планы на область у некоторых калининградских бизнесменов и политиков. Они хотели бы получить статус отдельной республики в составе России с самыми широкими политико-экономическими правами.

Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 1992 г.: тогдашний глава администрации Калининградской области Маточкин озвучил идею о создании на своей территории Балтийской Республики. К лету 1993 г. уже 42% калининградцев высказались за проведение референдума о преобразовании области в республику. Реализации проекта тогда воспрепятствовала параллельная идея создания в Калининградской области Балтийской Немецкой Республики, выдвинутая обществом российских немцев "Фрайхайт". Москва поняла: еще чуть-чуть - и Россия навсегда потеряет территорию, приобретенную в результате победы в Великой Отечественной войне.

Однако сама идея преобразования области в республику не умерла. В период предвыборной борьбы адмиралу В.Егорову пришлось отвечать на самые разные вопросы избирателей. Один из них спросил адмирала, как он относится к идее создания Балтийской Республики в Калининградской области? 

Будущий губернатор ответил так: "Быстро меняющаяся обстановка вокруг Калининградской области создает в последние годы благоприятную почву для возникновения различного рода инициатив не только за рубежом, но и внутри самой области, в том числе и по созданию Балтийской Республики.

Мне, как и большинству жителей области, эта проблема не безразлична. И я готов обсуждать любые инициативы и участвовать в разработке различных предложений по статусу области, если эти предложения не инициируют сепаратистские настроения.

В любом случае, независимо от названия и статуса области, она должна оставаться неотъемлемой частью России. Ее развитие и участие в международных проектах должно осуществляться в общероссийских интересах. Только в этом случае область сможет избежать изоляции, стать надежной опорой России на Западе и представлять, в свою очередь, интерес для Запада как часть российской территории".

Адмирал Егоров преследует две цели: одна - как можно крепче "привязать" и область к России, и Россию - к области. В его программе этот пункт звучит как восстановление экономического и сельскохозяйственного потенциала региона на основе "возрождения утраченных связей с федеральным Центром". При этом подразумевается, что область будет по-прежнему пользоваться преимуществами особого экономического статуса и таможенного режима. В программе В.Егорова записано, что "администрация области будет добиваться свободы передвижения жителей области, а также - товаров и услуг в направлении остальной России". 

С другой стороны, область должна стать привлекательной для Запада.

"Для этого, - заявляет адмирал, - мы в первую очередь должны восстановить доброе имя областной власти, создать условия, открывающие путь к цивилизованному диалогу с деловым миром России и Запада". 

Новый губернатор надеется добиться установления для региона не только особого таможенного, но и особого пограничного режима в отношениях со странами Европы. Или, как минимум, с сопредельными Польшей и Литвой. В программе В.Егорова уже стоит в качестве одного из первоочередных пунктов выработка Москвой специальной согласованной программы действий на этот счет в связи с продолжающимся процессом подготовки к вступлению Польши и Литвы в Евросоюз.

С другой стороны, областные политики при помощи и участии Москвы уже начали переговоры непосредственно с влиятельными политиками Евросоюза. И небезуспешно: известный норвежский политик П.К. Фосс, побывав в Калининграде в качестве руководителя делегации Северного совета, уже заявил, что у области "есть шанс добиться больших преимуществ перед другими территориями России в вопросе визовых отношений". По его мнению, российским властям следует использовать его, когда председательствовать в ЕС будет Швеция. Но г-н Фосс сказал также, что в ЕС видят три главные проблемы, которые мешают тому, чтобы сохранить существующий порядок пересечения границы между Калининградской областью и Литвой и Польшей. Это - нелегальная миграция, экономическая преступность и оборот наркотиков.

Правда, ЕС может быть поставлен перед выбором:

  • либо он принимает Калининградскую область "на особых условиях" в качестве экономического форпоста России - при этом область может действительно получить самую широкую экономическую автономию;
  • либо регион становится "непотопляемым авианосцем России" в самом центре натовской Европы.
Второй вариант, правда, маловероятен уже по той причине, что у нынешней России сегодня нет материальных возможностей даже для поддержания боеготовности нынешнего состава Балтийского флота (и адмирал Егоров знает об этом лучше других). Недаром же во флотских кругах саму аббревиатуру "БФ" все чаще расшифровывают как "Бывший Флот".

Зато по первому варианту развития событий уже есть вполне реальные сдвиги: на январь 2001 г. уже запланировано совместное заседание правительственной комиссии Европейский союз - Россия "по вопросу жизнеобеспечения Калининградской области". С российской стороны в эту комиссию входят представители МИД, Минфина, министерств энергетики, торговли и антимонопольной политики, а также РАО "ЕЭС" и экономического управления администрации президента.

Столь авторитетный состав позволяет комиссии обсуждать самый широкий круг проблем. Судя по имеющейся информации, на сей раз "вопросами жизнеобеспечения" области дело не ограничится - речь пойдет о будущем региона в самом широком смысле этого слова. Москва уже поручила областной администрации подготовить свои конкретные предложения…

БИЗНЕС ПО-РУССКИ: МЕНЯЕМ ДОЛГИ НА ИНВЕСТИЦИИ 


"Трехлетнее напряжение в российско-французских отношениях закончилось", - заявил журналистам по окончании своего визита во Францию премьер-министр РФ Михаил Касьянов. И добавил, что за последние три года Россия и Франция переживают сейчас лучший период в своих отношениях. "Желание сотрудничать с Россией взяло верх, что на пользу и России, и Франции", - сказал премьер. И тут же сделал реверанс в сторону своего прямого начальника - президента В.Путина, отметив, что все достигнутые им договоренности "явились результатом недавнего государственного визита во Францию Президента РФ Владимира Путина". А премьер-министры - он, Касьянов, и его французский коллега Лионель Жоспен - всего лишь "договорились о разработке специалистами конкретных направлений сотрудничества и о сроках их реализации на практике".

Президент и премьер и в самом деле как бы поделили свои обязанности пополам. Президент Владимир Путин во время своего октябрьского визита не скупился на комплименты: "в подавляющем большинстве сердец российских граждан есть место Франции", "отношения между Францией и Россией имеют такое значение, что их ничем заменить нельзя", "в лице Франции мы имеем надежного и солидного партнера в деле обеспечения международного мира и безопасности".

Глава государства старался всячески подчеркнуть стремление России установить с Францией "особые", "привилегированные" отношения, выставляя Париж в роли "европейского лидера" в противовес США как лидера мирового (чуть ли не гегемона). В.Путин пытался осторожно педалировать роль Парижа в противодействии планам США по созданию новой системы ПРО, в повышении авторитета ООН, которую Америка потихоньку старается заменить на НАТО, и т.д. Но в этом, похоже, не слишком преуспел.

Перед премьером М.Касьяновым были поставлены более узкие и прагматические задачи, но основанные на таком же подчеркивании особой роли и значения Франции в развитии экономических отношений России и Европы. Именно в Париже М.Касьянов заявил, что в середине 2001 г. Россия планирует представить на рассмотрение саммита Европейского союза программу энергетического сотрудничества России и ЕС, "разработанную в тесном сотрудничестве с Францией". При этом российский премьер особо подчеркнул, что один проект из этой программы уже воплощается: французская компания "Тоталь" инвестировала 100 млн. долл. в освоение Харьягинского нефтяного месторождения в Ненецком АО (на принципах раздела продукции) и планирует вложить еще 250 млн. долл. в будущем году.

Именно в Париже во время визита российского премьера "Росавиакосмос" заключил концептуальное соглашение с Европейской авиакосмической корпорацией - ЕАДС, объединяющей французскую "Аэроспасьяль матра", германскую "Даймлер-Крайслер аэроспейс" и испанскую "КАСА". Именно в Париже М.Касьянов предложил европейским компаниям принять участие в освоении крупнейшего Штокмановского газоконденсатного месторождения, объем инвестиций в которое составит 20 млрд. долл. И так далее.

"И самое главное, мы с премьером Франции пообещали друг другу, что будем поощрять желание наших компаний сотрудничать", - заявил М.Касьянов по итогам своего визита.

На сотрудничество французских фирм Россия возлагает особые надежды - как на один из способов расчета по внешним (прежде всего "советским") долгам. Еще в октябре президент В.Путин заявил во время своего визита в Париж: "Я думаю, что помимо политической воли руководства необходимо проявлять изобретательность, какой-то новаторский дух в отношениях между двумя странами, чтобы отойти от устаревших, а подчас, может быть, неэффективных схем сотрудничества, создать более гибкий, динамичный инструмент, который позволит российским и французским предпринимателям успешнее осваивать рынки друг друга, развивать долгосрочные инвестиции и промышленную интеграцию".

Изобретательность проявили. С одной стороны, постарались облегчить бремя своего внешнего долга (в том числе Франции). С другой - привлечь европейский (в данном случае - французский) капитал для подъема отечественной экономики. "Французская" доля долга бывшего СССР относительно невелика - 3,7 млрд. долл., из которых 2,6 млрд. - по линии Парижского клуба. Но объем прямых французских инвестиций в экономику России в 12 раз меньше наших долговых обязательств: на сегодня он оценивается всего в 300 млн. долл., и по этому показателю Франция занимает 8-е место среди инвестиционных партнеров России. В итоге М.Касьянов предложил французам уменьшить первую сумму за счет увеличения второй: конвертировать российские долги (точнее, их "парижскую часть") во французские инвестиции в российскую экономику.

Схема конвертации, предложенная М.Касьяновым, выглядит следующим образом: иностранный (в данном случае - французский) инвестор, пожелавший работать в России, получит в нашей стране земельный участок (фактически - бесплатно), производственные сооружения, куда уже обеспечена подача газа, тепла, воды, электроэнергии и т.д. (на практике это может означать бесплатную передачу инвестору одного из российских предприятий-банкротов). Если инвестор пожелает приобрести для организации своего производства российское оборудование, правительство РФ готово предоставить ему на эти цели рублевый кредит. За все эти блага инвестор должен будет погасить какую-то часть советского долга своему правительству. Размер этой части, и схема погашения будут оговариваться отдельно.

- Мы уже применяли примерно такую схему решения долговой проблемы с Марокко! - обрадовал М.Касьянова французский премьер. И, как видно, нисколько не обидел российского коллегу (сравнением).

Проблема, однако, осложняется тем, что советскими долгами Франции, о которых идет речь, распоряжается не сама Франция (как было в случае с Марокко), а Парижский клуб, то есть группа стран-кредиторов. "Надо решать вопрос долга в принципе и получить разрешение Парижского клуба", - сказал премьер Лионель Жоспен. Еще раньше примерно так же отреагировала на предложение конвертировать долги в инвестиции Германия. "Эту модель можно использовать как один из вариантов урегулирования проблемы задолженности России в рамках Парижского клуба, но решает это Парижский клуб, а не Германия", - заявил статс-секретарь министерства финансов ФРГ Кайо Кох-Везер. Но тут же добавил, что, по мнению немецкой стороны, Россия сегодня вполне в состоянии справиться с погашением задолженности Парижскому клубу нормальным путем, без применения каких-либо "экзотических" схем.

Причем голос Германии в этом вопросе значительно "весомее" голоса Франции (советские долги ФРГ превышают советские долги Франции аж в 7 раз). Поэтому возлагать особые надежды на сговорчивость всего Парижского клуба нам не приходится. Разве что экономическая ситуация в России значительно ухудшится, и кредиторы поймут, что иным путем долги с нас получить не удастся.

Но правительство РФ надежды не теряет. На очереди - аналогичные переговоры с Италией и другими российскими кредиторами - членами Парижского клуба. Есть надежда, что, получив согласие большинства членов клуба (поодиночке) на частичную конвертацию долгов, Россия в конечном итоге сумеет уговорить "парижан" оптом. Во всяком случае, голос Франции у М.Касьянова уже "в кармане" - что уже немало.

Кстати, на состоявшейся в ходе визита встрече с деловой элитой Франции М.Касьянов много говорил о том, как выгодно французам конверсионное инвестирование и как много выиграет Европа от экономического возрождения России. Бизнесмены в ответ интересовались, как скоро Россия сможет увеличить экспорт своих энергоносителей в страны ЕС?

Вот здесь и прошел водораздел интересов: если Россия хотела бы направить поток французских конверсионных инвестиций в обрабатывающую промышленность (в основном в машиностроение), то французов больше привлекают сырьевые отрасли, точнее - ТЭК. То есть грядущее российско-французское сотрудничество может уподобиться флюсу: мы получим инвестиции лишь для того, чтобы добывать больше энергоносителей и тянуть новые трубопроводы для перекачки на Запад этих самых энергоносителей. Что и требуется Западу. 

Но много ли выиграет от этого Россия?

СУДЬБА ЭКС-ОЛИГАРХОВ БОРИСА БЕРЕЗОВСКОГО
И ВЛАДИМИРА ГУСИНСКОГО НЕЗАВИДНА…


Власть не бывает благодарной. Власть никогда никому ничего не должна. А если и была должна - всем прощает. В этом сегодня убеждаются все россияне, и в первую очередь два "бывших олигарха" - Борис Березовский (БАБ) и Владимир Гусинский (ВАГ), ставшие политэмигрантами потому, что, по их словам, не хотят быть политзаключенными. Хотя если их и посадят в России, то по сугубо уголовным статьям.

Черную неблагодарность проявила власть - прошлая и настоящая. Точнее, люди, которые удержались в Кремле (или попали в него) на более-менее законных основаниях именно благодаря этим олигархам. И народ, который не поднялся на их защиту, а, напротив, в своем большинстве одобряет нынешние действия власти. 

Давайте вспомним главное. В 1996 г. именно Б.Березовский объединил российских олигархов, которые наняли А.Чубайса, который блестяще провел предвыборную кампанию Б.Ельцина. Результат - Ельцин законно сохранил за собой президентское кресло. (Был, как известно, и другой, "силовой" вариант сохранения Ельцина во власти, но Чубайс отговорил президента от переворота.)

Не забудем и В.Гусинского, который со своей командой сыграл огромную, неоценимую роль в той борьбе за власть:

  • во-первых, без НТВ, которое очень талантливо провело всю предвыборную кампанию, Борис Ельцин даже не вошел бы во второй тур. (Заслуги принадлежавшего Березовскому ОРТ в этом успехе тоже велики, но несравненно меньше);
  • во-вторых, именно НТВ (точнее, Чубайс с помощью НТВ) выступило против А.Коржакова со товарищи (сразу же после "истории с коробкой из-под ксерокса), после чего Ельцину не оставалось ничего иного, как уволить своего главного охранника и его сподвижников. После чего российская история покатилась далее по "конституционной", а не "чрезвычайной" колее.
То есть можно смело сказать, что без Березовского и Гусинского в России в 1996 г. либо сменился бы президент (на коммуниста Геннадия Зюганова), либо установилась диктатура "хунты", в которой, возможно, Б.Ельцин не был бы самым главным. Эти заслуги двух медиа-магнатов и объединившихся с ними группы российских "олигархов" бесспорны.

Впрочем, Кремль это и не оспаривал. Более того: честно расплатился. Как писала недавно одна из газет, вспоминая те дни, "после победы Ельцина на выборах в 1996 г. все, кто приложил к ней руку, полагали, что власть им обязана. Эта точка зрения, разделявшаяся и властью, привела В.Потанина в правительство, А.Чубайса - в администрацию президента, Б.Березовского - в Совет безопасности, А.Смоленскому позволила присоединить к аббревиатуре СБС слово "Агро", а В.Гусинскому - оставшуюся часть суток к тем нескольким часам, которые имело на 4-й кнопке НТВ". 

Таким образом, "вложения во власть" оказались крайне выгодны, принесли огромнейшую прибыль. И нынешние обвинения Кремля в адрес Березовского и Гусинского, что они постарались "приватизировать власть", не так уж далеки от истины. Однако оба они не сумели "просчитать" отдаленные последствия. На чем и споткнулись.

Но споткнулись по-разному. В.Гусинский попросту переоценил свою значимость и влияние в российском обществе. Посчитал себя Политической Фигурой Первой Величины. Что в России не дозволяется никому, кроме действительно Первого Лица. Всем иным отводится роль "свиты". И никому не прощается отступничество. А именно это позволил себе Гусинский, отказавший в поддержке "назначенному преемнику" Б.Ельцина -В.Путину. Отказал не из вредности или фрондерства. Просто Гусинский "поставил" тогда на другого кандидата - Е.Примакова. И проиграл.

Беда ВАГ в том, что он успел набрать под свой прошлый "политический капитал" уйму кредитов (общая сумма приближается к миллиарду долларов). Которые, конечно, с него не спросили бы, останься "Медиа-Мост" в дружеских отношениях с властью. Теперь же эти долги превратились в ту самую "дубину", о которой говорил президент Владимир Путин, - что ею государство бьет один раз, но по голове.

Ошибка Б.Березовского была в другом. В отличие от собрата-конкурента Гусинского в нынешней парламентско-президентской кампании он сделал правильный выбор. Более того: заслуги Б.Березовского в приходе на высший пост государства В.Путина велики и неоспоримы. Одна лишь идея срочного создания новой партии - "медвежьего Единства" во главе с С.Шойгу - дорогого стоит. Но самое главное: принадлежащее Березовскому ОРТ на сей раз с разгромным счетом выиграло информационную войну у НТВ, буквально "уничтожив" (руками "телевизионного киллера" С.Доренко) главного путинского соперника - примаковско-лужковское "Отечество" - и расчистив тем самым путь к власти нынешнему президенту России.

После чего Б.Березовский уже вполне обоснованно считал себя если не лучшим другом, то, как минимум, ближайшим соратником В.Путина. Что и было его главной ошибкой. Ибо нынешний президент хорошо учил историю (в том числе отечественную) и знает: кто тебя "поставил", тот может и "снять". Если сам не успеешь "снять" благодетеля. (Никита Хрущев, как помним, спасенный Г.Жуковым от "антипартийной группы", при первой же возможности снял Маршала Победы с опаснейшей должности министра обороны.)

И когда Б.Березовский явился в гости к В.Путину (еще не в Кремль, а в Белый дом), чтобы "дать несколько полезных советов", Путин его не принял. Все предложения по дополнительному финансированию Карачаевско-Черкесской Республики, избравшей Березовского своим депутатом Госдумы, правительство отвергло. А Генпрокуратура срочно "реанимировала" возбужденное еще при Е.Примакове "дело Аэрофлота".

Теперь они оба - и Березовский, и Гусинский - в бегах и в розыске. Но Гусинского активно искали и уже нашли. На принадлежащее ему имущество (включая зарубежное) пытаются наложить арест. Российская Генпрокуратура требует у Испании его выдачи и, возможно, добьется своего.

Березовского никто не ищет. Его банковские счета, офисы, личное имущество остаются неприкосновенными. Хотя он точно так же, как и Гусинский, обвиняется в мошенничестве. И точно так же не является на допросы к следователю.

Его, видимо, и не будут серьезно преследовать:

  • во-первых, потому, что Борис Березовский, скорее всего, действительно обладает серьезным "компроматом" на нынешнюю власть (данные о незаконном финансировании президентской кампании Владимира Путина);
  • во-вторых, потому, что Березовский не опасен: его главное оружие - ОРТ, в котором БАБ принадлежит 49% акций, - стало "пропутинским". Причина - "смена курса" генерального директора компании К.Эрнста, против которого у Генпрокуратуры уже наработан кое-какой "материал";
  • в-третьих, сам БАБ не хочет и не будет всерьез "воевать" против В.Путина. Его главное желание - помириться с российским президентом и хоть изредка быть ему полезным. Только в этом качестве г-н Березовский может оставаться "на плаву" в России. А за рубежом он не нужен никому - слишком уж "подмочена" его репутация.
Отсюда и непоследовательные на первый взгляд шаги Б.Березовского: то он объявляет о выделении 25 млн. долл. "на создание фонда для жертв российского авторитаризма". В пресс-релизе говорится, что создаваемый Международный фонд за гражданские свободы будет оказывать поддержку беззащитным членам общества: заключенным, представителям национальных меньшинств и, как написано в пресс-релизе, "деловым людям". Почти одновременно Б.Березовский заявляет о том, что возобновил контакты с чеченскими полевыми командирами "в целях достижения мира в Чечне". Он как бы показывает В.Путину: я, мол, могу быть и таким, и этаким, и вредным, и о-очень полезным - "вы только скажите, чего изволите".

То же самое - в его отношениях с собственными СМИ: то собирает "независимую интеллигенцию" для того, чтобы передать ей в управление свои 49% акций ОРТ, то говорит о желании продать акции Р.Абрамовичу (оставшемуся в фаворе у нового президента), то предлагает С.Доренко "карт-бланш" на ТВ-6 и тут же берет свое слово обратно, то способствует "утечке информации" о своих поисках покупателя на "КоммерсантЪ", то опровергает эти "беспочвенные слухи". Словом, все - "на продажу", все для того, чтобы обратить на себя внимание власти: "Возьмите меня, я хороший!"

Беда, однако, в том, что воспитанный в недрах спецслужб В.Путин привык действовать последовательно и неотвратимо. Поэтому Б.Березовскому уготована незавидная судьба "олигарха на пенсии". Что при его деятельном характере и неуемной энергии покажется Б.Абрамовичу тяжелейшим наказанием.

Совершенно иная позиция (и иное будущее) у В.Гусинского, который, по всей видимости, смирился с мыслью, что в России ему более не житье. По крайней мере, в "путинской" России. Отсюда - твердая и последовательная, даже усиливающаяся линия на "диссидентство". Линия, которая в конечном итоге может сказаться на судьбе НТВ. Предлог, и достаточно весомый, скоро появится: отдав две трети акций телеканала за прошлые долги, хозяин НТВ уже весной столкнется с необходимостью расплаты по очередному кредиту в 100 с лишним млн. долл. - теперь уже правительству Москвы. Причем отсрочки платежей на сей раз не последует: Ю.Лужков уже практически помирился с В.Путиным и не захочет новой ссоры из-за уже практически "разведенного МОСТа".

"Запасной аэродром" у Владимира Гусинского уже готов: он уже владеет в Израиле 25% акций газеты "Маарив", 10% кабельной сети "Матав", а недавно на 1,5 млн. долл. приобрел 60% акций баскетбольного клуба "Ха-Поэль". Учитывая, что В.Гусинский уже давно является не только российским, но и израильским гражданином, нетрудно понять, что в самое ближайшее время он постарается стать и влиятельным израильским политиком. Облик гонимого борца за свободу прессы ему в этом совсем не помешает.
 

1 Здесь и далее данные ВЦИОМ.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]