Военно-политические проблемы
Обозреватель - Observer


 

ДОГОВОР ОБ ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ В ЕВРОПЕ

(от Договора об ОВСЕ 1990 г. к модернизированному Договору
об ОВСЕ 1999 г.)



 

Е.БУЖИНСКИЙ,
полковник,
заместитель начальника
международно-договорного управления
ГУ МВС МО РФ
В.ПРОШКИН,
полковник,
начальник направления
международно-договорного управления
ГУ МВС МО РФ

 

19 ноября 2000 г. исполнилось 10 лет
со дня подписания Договора об обычных
вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).


 


По этому случаю Президент Российской Федерации В.В. Путин, подчеркивая значение Договора, в своем заявлении отметил: "Впервые в истории в масштабах целого континента создан эффективный режим контроля над обычными вооружениями и обеспечена беспрецедентная открытость в военной сфере. Договор позволил провести быстрое и сбалансированное сокращение большого количества избыточных вооружений и техники, доставшихся государствам-участникам в наследство от времен "холодной войны". Помог пережить без потрясений эпохальные изменения военно-политического ландшафта Европы в истекшем десятилетии".

Судьба Договора об ОВСЕ складывалась довольно непросто.

Модель европейской безопасности в 70-е и 80-е годы строилась на военно-стратегическом паритете двух военных блоков - ОВД и НАТО и двух "сверхдержав" - Советского Союза и Соединенных Штатов. Для сохранения мира и стабильности в Европе пришлось пройти несколько этапов изнурительной и бесперспективной гонки не только стратегических, но и обычных вооружений, навязанной нам Западом.

Ради мирного будущего Европы и для поддержания баланса военных потенциалов стран Варшавского договора и НАТО на более низких уровнях важно было на том историческом этапе остановить гонку вооружений. При этом необходимо было создать принципиально новые механизмы обеспечения безопасности в области контроля над обычными вооруженными силами в Европе. К тому времени в этом напрямую был заинтересован и Запад.

Важно заметить, что такой военно-политический разворот на европейском континенте стал возможным только после того, как Советский Союз обеспечил и количественную, и военно-техническую сопоставимость военных потенциалов.

По инициативе советской стороны в 1989 г. был разработан и подписан мандат переговоров по обычным вооруженным силам в Европе. Этот мандат дал зеленый свет переговорному процессу между представителями семи государств ОВД и шестнадцати стран НАТО по решению проблемы ограничения потенциалов обычных вооруженных сил европейских государств. Предполагалось, что эта проблема будет решена путем разработки и подписания Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

Надо сказать, что путь к подписанию ДОВСЕ 1990 г. был сложным и порой драматичным. Иногда создавалось впечатление, что переговоры зашли в тупик, но на самых ответственных отрезках работы над соглашением стороны находили взаимоприемлемые компромиссы.

Еще при определении мандата переговоров советская сторона согласилась отложить проблему охвата информацией и ограничениями ВМС, выдав Западу определенный аванс, чтобы сдвинуть процесс снижения военного противостояния с мертвой точки. В ходе самих переговоров для выхода их тупиковой ситуации Советский Союз пошел на крупные подвижки по охвату договорными мерами средних бомбардировщиков, истребителей-перехватчиков, боевых самолетов морской авиации наземного базирования, по вопросам складских запасов.

Справедливости ради надо сказать, что западные страны также вынуждены были проявить ответную гибкость (разумеется, под давлением советской стороны) во многих военных вопросах. Например, согласились значительно поднять уровень достаточности для одной страны (имелся в виду СССР), установить нужный нам потолок для артиллерии в 20 000 ед. вместо предлагаемых ранее 16 500 ед. Запад пошел также нам навстречу в вопросе ограничения легких танков и бронемашин с тяжелым вооружением. В целом в ходе переговоров удалось обеспечить необходимый и достаточный для нового облика наших Вооруженных Сил уровень обычных вооружений.

Преодолев многочисленные разногласия по сложнейшим проблемам, ДОВСЕ был согласован и подписан в Париже 19 ноября 1990 г.

Договор представляет собой довольно сложный документ, который предусматривает ограничения и сокращения, создавая одновременно разветвленную и всепроницающую систему информации и контроля, которой еще не знала история. Им устанавливается двухуровневая система количественных ограничений: для каждой группы государств (ОВД и НАТО) и для каждого государства. Для того чтобы ни одно государство-участник не могло иметь подавляющего военного преимущества, Договором предусматривается критерий, или правило достаточности, для одной страны, при котором ни одно государство в Европе не должно иметь более одной трети от совокупного количества вооружений и техники всех участников.

Составной частью ограничений являются региональные подуровни: для района Центральной Европы, расширенной Центральной Европы, тылового и фланговых районов. Смысл этих региональных ограничений в том, чтобы укрепить режим Договора, сделав невозможной концентрацию войск и вооружений в отдельных географических районах.

Достижение конечных уровней, то есть сокращение вооружений, обеспечивалось главным образом ликвидацией техники, переоборудованием части ее для невоенных целей и переклассификацией отдельных видов вооружений в другие, не подпадающие под ограничения. Хотелось бы подчеркнуть, что основное бремя сокращений в силу накопленных запасов оружия легло на бывший СССР - более 20 тыс. из примерно 70 тыс. ед., которые уничтожались по определенным процедурам.

Самым ярким примером прорыва, осуществленного в области укрепления европейской безопасности, без преувеличения является разветвленная система обмена военной информацией и уведомлений в сочетании с всеобъемлющей системой контроля. Запущенный с момента подписания Договора механизм обмена информацией уже сейчас оказывает большое стабилизирующее воздействие на обстановку в Европе, обеспечивая транспарентность и предсказуемость усилий государств-участников в военной области.

Подписанием ДОВСЕ были созданы условия для резкого снижения наступательных потенциалов одновременно всех государств-участников до уровня, лишающего эти государства возможности вести крупномасштабные операции в Европе. Тем самым Договор явился фактором обеспечения безопасности и стабильности в Европе (многие эксперты стали его называть "краеугольным камнем европейской безопасности").

Одновременно в Париже был принят Венский документ 1990 г. по мерам доверия и безопасности и подписана "Хартия для новой Европы".

В целом подписанные в Париже документы вошли в историю как крупные разоруженческие проекты, осуществленные на практике в самом милитаризованном регионе планеты.

Однако, несмотря на стратегическое значение ДОВСЕ, его базовые цели - преодолеть последствия раздела континента и заложить основы новой неделимой системы европейской безопасности - оказались невыполненными, прежде всего в связи с реализацией разработанных в Брюсселе планов расширения НАТО на Восток.

Таким образом, исторический шанс создать в Европе на рубеже 80-х - 90-х годов условия для долговременного мира и стабильности был упущен. К сожалению, натовские стратеги не удержались от соблазна реанимировать блоковый принцип стабильности с опорой на коллективную оборону. Кстати, до сих пор со стороны НАТО нет вразумительного ответа на вопрос: "От кого собирается обороняться военно-политический блок с мощнейшей военной машиной, которая продолжает наращивать свои силовые возможности на основе новейших технологий?"

Уже до окончания последней фазы сокращения обычных вооружений по ДОВСЕ (1994-1995 гг.) стало ясно, что военно-политические амбиции стран НАТО, прежде всего США, могут разрушить европейскую систему контроля над вооружениями со всеми вытекающими последствиями.

В этот период действия основных натовских стран стали открыто демонстрировать взятый ими курс на изменение в свою пользу военного баланса и силовое доминирование в Европе за счет безопасности других государств, особо не задумываясь при этом об адекватном учете интересов России в области безопасности.

Для достижения своих целей наши "уважаемые партнеры" все чаще стали брать на вооружение далеко не джентльменские и, если говорить откровенно, запрещенные для честных переговоров способы достижения своих целей, оказывая нажим на Россию на самом высоком политическом уровне.

Ситуация обострялась нарастающей дестабилизацией обстановки на Северном Кавказе, где жесткие фланговые ограничения не позволяли России развернуть достаточные для эффективной борьбы с терроризмом группировки российских войск.

В этих сложных условиях защита интересов России в области военной безопасности потребовала значительно скорректировать построение наших приоритетов в области евробезопасности и контроля над обычными вооруженными силами в Европе.

Нами был взят курс на создание "запаса безопасности" для России в условиях расширяющегося НАТО. В 1996 г. стало ясно, что добиться этого можно за счет достижения таких договоренностей с натовцами, механизмы которых, с одной стороны, сдерживали бы военный потенциал НАТО, с другой - позволяли бы разжать "тиски" обременительных фланговых ограничений, предоставив возможность пресечь широкомасштабную террористическую деятельность на территории СКВО.

Особенность политической ситуации заключалась в том, что переговорная линия России должна была строиться таким образом, чтобы исключить даже малейшую конфронтацию с западниками по проблемам военной безопасности. Такова была реальность, и ее нельзя было не учитывать при формировании позиции России на различных переговорах. Специалисты в этой области знают, как трудно сделать переговорную позицию твердой и одновременно достаточно конструктивной.

В значительной степени многие перечисленные проблемы удалось снять за счет разработки и подписания Основополагающего акта Россия-НАТО, Венского документа 1999 г., однако первоочередная роль в этом принадлежит модернизированному ДОВСЕ.

"Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора" был подписан 27 мая 1997 г. в Париже Президентом Российской Федерации с одной стороны и главами государств и правительств 16 стран-участниц НАТО с другой.

При подготовке Основополагающего акта Россия-НАТО, как и ожидалось, главной проблемой стал военный раздел соглашения. По таким вопросам, как принципы, механизмы в области консультаций и сотрудничества, удалось договориться довольно быстро с учетом интересов обеих сторон. А вот по военным вопросам натовцы делали все возможное для того, чтобы максимально ослабить и выхолостить документ.

Тем не менее в целом удалось вывести натовцев на обязательства по необходимому для нас военному минимуму: альянс отказался от размещения ядерного оружия и дополнительного развертывания сил общего назначения на территории новых членов, а также взял обязательство не создавать дополнительную военную инфраструктуру.

Подписанный российско-натовский документ в итоге получился не политической декларацией о намерениях, а соглашением, в котором зафиксированы конкретные материальные гарантии безопасности для российской стороны, однако в целом он не решил всех проблем.

Наглядной иллюстрацией разницы в подходах НАТО и России к формированию новой единой системы безопасности в Европе стали открывшиеся в 1996 г. и продолжавшиеся долгих четыре года переговоры по модернизации ДОВСЕ и Венского документа 1994 г.

Достаточно сказать, что изначальные переговорные позиции сторон были диаметрально противоположны. На столе переговоров оказались две, по сути, взаимоисключающие концепции ДОВСЕ и ВД-94.

Россия строила свою переговорную концепцию, преследуя вполне обоснованную и оправданную в сложившейся ситуации цель - минимизировать ущерб для военной безопасности России от расширения НАТО на Восток и существенно ослабить бремя фланговых ограничений для развертывания дополнительных сил на Северном Кавказе.

Натовские цели были диаметрально противоположны нашим - обеспечить возможность маневра крупными многонациональными силами (уже с учетом стран-новобранцев альянса) и держать Россию в рамках жесткого флангового режима, на чем особенно упорно настаивали турки и американцы.

Кстати сказать, против увеличения военных возможностей России на флангах были практически все участники переговоров, за исключением наших военных союзников - Белоруссии и Армении. Понятно, что такая политическая тенденция отнюдь не помогала продвигать российские позиции в ходе многосторонних (30 государств-участников) переговоров.

Буквально с боем давался каждый переговорный рубеж. Понижение суммарных потолков вооружений теперь уже 19 стран НАТО (они сократились в общей сложности почти на 13 тыс. ед. обычных вооружений), введение более жесткой национально-территориальной системы ограничений, создание сдерживающих механизмов на "переливы" вооружений между натовскими странами, транзит и переброски потенциально опасных для России группировок войск - все это результат кропотливой работы российской делегации.

Кроме того, натовцы не сразу, но все-таки вынуждены были согласиться сделать Договор открытым для выступления других европейских стран, а также признать применение политических механизмов в кризисных (чрезвычайных) ситуациях.

Многолетняя напряженная переговорная работа завершилась подписанием главами государств-участников Договора на саммите ОБСЕ в Стамбуле Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе - модернизированного Договора об ОВСЕ.

Новые элементы Договора в полной мере отвечают интересам России и соответствуют нашей общей стратегии на повышение роли России в европейских делах.

Вместе с этим необходимо признать, что сделать модернизированный ДОВСЕ всеобъемлющим документом, который решал бы все проблемы, не удалось.

Для правильного определения главных ориентиров на обозримое будущее весьма важно объективно и беспристрастно оценить и то, чего достичь в ходе переговоров не удалось. Такие оценки сводятся к следующему.

Во-первых, несмотря на предпринятые на различных уровнях усилия, не удалось поставить эффективные и действенные барьеры на пути расширения НАТО. Основополагающий акт и обновленный ДОВСЕ - это лишь определенный набор компенсационных мер в военной области, на которые нам удалось вывести натовцев в ходе переговоров.

Во-вторых, в рамках ДОВСЕ не удалось "зажать" территориальными потолками натовский авиационный компонент - боевые самолеты и вертолеты, ударные группировки которых сегодня способны самостоятельно решать исход практически любой военной операции.

В-третьих, не удалось добиться полной отмены фланговых ограничений.

Остались нереализованными и некоторые другие переговорные позиции.

Чем можно охарактеризовать нынешнюю ситуацию вокруг модернизированного ДОВСЕ?

Во-первых, в сложившихся военно-политических условиях для нас важно не допустить срыва вступления в силу модернизированного ДОВСЕ и создать условия для его своевременной ратификации Российской Федерацией, так как он в целом не ослабляет обороноспособности России, укрепляет безопасность страны договорно-правовыми, невоенными методами.

При этом следует учитывать, что "минимально необходимые" условия для введения в действие Договора, сформулированные НАТО, остаются неизменными - только после того, как Россия впишется в адаптированные фланговые лимиты.

Во-вторых, ряд стран НАТО не прочь увязать начало ратификации и с выполнением принятых Россией обязательств по выводу вооружений из Молдавии и их сокращению в Грузии. Хотя на сегодня в официальной натовской позиции такой увязки нет, очевидно, что возможные сбои при выполнении этих обязательств могут привести к ужесточению линии альянса.

И наконец, натовцы не меньше нас заинтересованы в запуске адаптированного договорного механизма. Это открывает им возможность для начала переговоров о вступлении в ДОВСЕ стран-соискателей на вторую очередь натовского расширения (прежде всего - балканские и прибалтийские страны). Не замечать этого нельзя.

Вместе с этим нельзя забывать, что обновленный Договор дает эффективные рычаги воздействия на военные аспекты этого процесса. Дело в том, что уровни вооружений для новых членов ДОВСЕ, параметры развертываний иностранных сил на их территориях, возможности по "переливу" вооружений между старыми и новыми участниками Договора будут определяться консенсусом при обязательном участии России.

"Скорейшее вступление в силу Соглашения об адаптации ДОВСЕ, - говорится в заявлении В.В. Путина по случаю 10-летия Договора, - укрепит жизнеспособность Договора, сделает его действенным инструментом обеспечения безопасности континента в XXI веке. Нет причин затягивать процесс ратификации адаптированного ДОВСЕ. Это наша твердая позиция. Завершаем подготовку для внесения этого документа на ратификацию в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации".

В связи с этим одной из важнейших задач сегодня является организация предметной работы по подготовке Соглашения об адаптации ДОВСЕ к вступлению в силу.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что даже в преддверии вступления в силу адаптированного Договора особого и более тщательного анализа требует работа по противодействию реализации новой стратегической концепции НАТО. Альянс не скрывает своего стремления к военно-силовому доминированию не только в Европе, но и за ее пределами, располагает военным потенциалом для ведения современных военных операций любого масштаба с применением суперсовременных ударных видов вооружений. Такой термин, как "неделимость безопасности", отбрасывается ими, что называется, с "порога".

Понятно, что говорить наравне с нами они будут только при условии, если Россия будет иметь сопоставимый оборонный потенциал и возможности для отражения агрессии. Для создания таких условий, на наш взгляд, кроме общих усилий в более широком контексте, необходимо настойчиво продолжать работать над созданием новых механизмов контроля над вооружениями и весомых в военном отношении мер доверия и безопасности в Европе.

В комплексе с другими мерами политического, экономического и военного характера они могут стать серьезным препятствием на пути реализации планов перерастания эпохи противостояния двух систем в "эру силового доминирования США и НАТО". Именно в этом сегодня видится комплексная угроза безопасности России, и этот процесс важно сдержать всеми имеющимися у нас сегодня средствами и способами. Контроль над вооружениями - одно из важных таких средств. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]