История
Обозреватель - Observer


 

ОНИ СЛУЖИЛИ ОТЕЧЕСТВУ

ОТ ИМПЕРАТОРСКОЙ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ
ДО ОБЩЕВОЙСКОВОЙ АКАДЕМИИ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ



 

М.ВИНИЧЕНКО,
полковник,
кандидат исторических наук

Журнал начинает серию публикаций, посвященных начальникам и выдающимся выпускникам элитного высшего учебного заведения России - Императорской военной академии (Николаевской академии Генерального штаба, Военной академии им. М.В. Фрунзе), которые внесли достойный вклад в дело укрепления обороноспособности России, повышения ее могущества и авторитета в мире.

Достояния Российского государства всегда находились и находятся под пристальным вниманием "доброжелателей", утверждающих, что давно пришла пора разоружаться. При этом "миротворцы" только выжидают момент, когда Россия ослабнет, появятся серьезные проблемы у Российского государства, существенно снизятся боеготовность и боеспособность армии и можно будет отхватить от России кусок или даром поживиться ее ресурсами.

Наиболее надежный способ оградить страну от попыток захвата территории, закабаления населения, варварского и беззастенчивого растаскивания стратегических ресурсов государства - иметь сильную власть, опирающуюся на мощную армию. Это позволит вести независимую, национально сориентированную внешнюю и внутреннюю политику. Чтобы иметь сильную армию, необходимо подготовить и сплотить ее костяк - офицерский корпус. Однако военные профессионалы не появляются сами собой. Их нужно целенаправленно и планомерно готовить, создавая приемлемые условия для прохождения ими службы и жизни. 

Российские и советские руководители, понимая важность задач, стоящих перед армией, ставили статус офицеров, как правило, выше других слоев общества. У Петра I это было закреплено в Табели о рангах. Екатерина II сама являлась полковником российской армии.

Военному образованию в России всегда придавалось большое значение, особенно начиная с Петра I. На рубеже XVII-XVIII вв. в стране не было военно-учебных заведений и приходилось сначала приглашать на военную службу иностранных офицеров, а затем посылать своих для обучения за границу. Однако, четко понимая, что независимость достигается только при полной самостоятельности действий руководства страны во всех областях деятельности, Петр I организовал подготовку командных кадров на базе российских военно-учебных заведений. Впоследствии императоры совершенствовали российскую систему подготовки командных кадров, однако высшее военно-учебное заведение в России длительное время отсутствовало.

Изменить положение дел в этом вопросе решил Александр I после победы над Наполеоном. Сначала планировалось создать Центральную стратегическую школу по прообразу французской, а затем английской школы Генерального штаба.

Позже Николаем I было принято решение о создании военной академии, превосходящей зарубежные военные школы по глубине и обширности изучаемых военных и общеобразовательных дисциплин, в чем-то схожую с Берлинской военной школой (Allgemeine Kriegsschule). Большую роль в проектировании и создании Императорской военной академии сыграл барон Жомини А.А.

Редакция

ОРГАНИЗАТОР И ПЕРВЫЙ НАЧАЛЬНИК АКАДЕМИИ

Антуан Анри Жомини

Барон Жомини (Jomini) Антуан Анри (Генрих Вениаминович) родился в г. Пайерн (Швейцария) 6 марта 1779 г. За 90 лет жизни он прошел долгий и интересный боевой путь от офицера швейцарской армии (в 1798 г. был назначен адъютантом, затем начальником секретариата военного министра Швейцарии) до генерала от инфантерии российской армии (1826 г.). В 1804 г. Жомини А.А. поступил на службу во французскую армию. Командовал батальоном, был адъютантом, начальником штаба французского корпуса маршала Нея (1805-1809 гг., 1813 г.). В Отечественную войну 1812 г. Жомини А.А. назначался комендантом Вильно (Вильнюс), а также губернатором Смоленска. Отличился в успешном для французов Бауценском сражении (1813 г., Саксония), когда корпус Нея нанес удар по русским войскам генерала от инфантерии М.Б. Барклая де Толли (правый фланг союзной армии). Не сумев сломить сопротивления русских войск, Ней продолжал давление на обороняющихся превосходящими силами. Барклай де Толли и Витгенштейн были вынуждены отвести свои войска. В результате Наполеон одержал очередную победу и продвинулся до Бреславля.

После поражения французов в войне Жомини А.А. перешел на службу в русскую армию, однако русский язык так и не выучил. Защищая интересы Российской империи, Жомини А.А. пользовался большим доверием со стороны сначала Александра I, состоя в штабе и свите Его Императорского Величества, а затем у Николая I.

Проходя службу в русской армии, Жомини А.А. развернул активную деятельность по созданию Императорской военной академии. Эта сторона его деятельности отличалась творческим поиском создания российского вуза, наиболее соответствующего времени и потребностям армии. Дело в том, что в России в начале ХIХ в. не было высшего военного учебного заведения, где бы изучались вопросы тактики, артиллерии и фортификации в комплексе. Существовали учебные заведения, где они изучались лишь по отдельности. Для восполнения этих недостатков в мае 1826 г. император Николай I и поручил находившемуся в то время в Петербурге уже известному военно-историческому писателю генерал-адъютанту барону Жомини А.А. изложить свои соображения по предмету преподавания военных наук.

В особой записке, представленной вскоре на Высочайшее Имя, барон Жомини А.А. предлагал преподавать военные науки - тактику, стратегию, военную историю - всем без исключения лицам, производимым в офицеры. Для подготовки высококвалифицированных военных кадров Жомини А.А. предлагал создать в Петербурге Центральную стратегическую школу, назначением которой было бы приведение к единому подходу в изучении и преподавании тактики и стратегии во всех военно-учебных заведениях. Впоследствии в этой школе учились бы лучшие ученики заведений сразу после присвоения им офицерских званий.

Курс обучения двухлетний. Первый курс - теоретическое изучение военных наук, второй - исключительно практические и письменные занятия по этим же предметам. Практическим занятиям Жомини А.А. придавал особое значение, считая их основой умелых действий на поле боя.

Одной из главных проблем в создании учебного заведения Жомини А.А. справедливо считал назначение соответствующего требованиям руководителя вуза. Еще более сложно было обеспечить школу хорошими преподавателями. Существовала острая необходимость заранее специально готовить офицеров для преподавания военных наук. Проект Жомини А.А. понравился императору, и тот наложил резолюцию: "В проекте хорошая идея. Школа эта составится из лучших офицеров всех ведомств без исключения, под начальством Жомини и в непосредственном ведении начальника Главного штаба; она будет содержима в самой точной дисциплине, и все будут жить вместе; курс будет двухлетним, и я хочу в нем только высшую Стратегию, Географию и Военную Историю" (перевод с французского). Проект этот был первым проявлением мысли об учреждении в России высшего военно-учебного заведения, но на время был оставлен вследствие наступивших войн, сначала персидской, а затем турецкой.

После упразднения в июле 1826 г. училища колоновожатых, готовивших чины для квартирмейстерской части, и переименования последней в Генеральный штаб вопрос подготовки офицеров для службы в Генеральном штабе стал весьма остро. Жомини А.А. по собственной инициативе 1 февраля 1829 г. представил императору особую записку о надлежащей организации Генерального штаба и подготовке офицеров для службы в нем. "Хороший Генеральный штаб для армии столь же важен, как хорошее правительство для народа. Без него можно иметь хорошие полки, но тем не менее не иметь хорошей армии".

При этом Жомини А.А. сразу предлагал разделить офицеров Генерального штаба на две части: одни будут заниматься топографическими съемками, выбором лагерей, размещением в них войск, производством обозрений местности; другие посвятят себя занятиям в канцеляриях, будут производить рекогносцировки неприятеля, составлять диспозиции, военные журналы, одним словом, будут ведать тактической и стратегической частью службы. Для первых он предлагал название квартирмейстерских офицеров, а для вторых - офицеров Генерального штаба, причем как те, так и другие должны были быть в капитанском чине. Сверх того предлагалось еще образование особого класса офицеров, причисленных к Генеральному штабу, в чинах от прапорщика до капитана, которые бы составляли резерв для пополнения этого ведомства в военное время. Такое распределение Жомини А.А. брал в основном из опыта французской армии.

В этот период Жомини А.А. утвердился во мнении, что, наряду со специальной школой для Генерального штаба, необходима также военная академия, устроенная наподобие той высшей центральной школы, которая проектировалась ранее. Однако за образец предлагалась английская школа Генерального штаба в Сандхерсте.

Ввиду того, что записка была представлена в разгар войны с Турцией, ее рассмотрение отложилось до октября 1829 г., когда по Высочайшему повелению была образована комиссия во главе с бароном Жомини А.А. Комиссия пришла к убеждению, что необходимо создать военную академию, которая бы распространяла свое влияние и на другие части армии и в которой бы учились обер-офицеры до штабс-капитанского чина, имеющие некоторый опыт в службе, а следовательно, более способные к изучению "высших военных наук". Большое внимание уделялось практическим занятиям.

В ходе обсуждения предназначения и порядка обучения в академии барон Жомини А.А. сначала встретил сопротивление со стороны генералов Хатова, Шуберта, Сухтелена. Тем не менее Жомини А.А. настоял на том, чтобы в академии преподавали не только военные, но и "математические науки", учили офицеров вести картографические и геодезические работы. Члены комиссии в целом согласились с такой организацией учебного процесса и ученых изысканий, однако император Николай I высказал свое несогласие по этому поводу и добавил в комиссию генерал-адъютанта А.Нейдгарта.

С появлением нового члена комиссии программа подготовки изменилась в соответствии с несколько "солдафонскими" взглядами А.Нейдгарта, который предлагал, чтобы офицеры академии жили все вместе на казенных квартирах "для лучшего надзора за ними"; чтобы на время нахождения в заведении они были прикомандированы к гвардейским полкам Петербургского гарнизона и вместе с ними несли гарнизонную и строевую службу, посещая лекции по вечерам в свободное от строевых занятий время, получая жалованье в полках и вообще находясь в подчинении полкового, а не академического начальства.

Жомини А.А. энергично воспрепятствовал такому предложению, обратясь лично к императору Николаю I. Император согласился с Жомини А.А. Теперь обучающиеся офицеры должны были жить на частных квартирах и состоять в прямом подчинении академического начальства, не отвлекаясь от классных занятий.

Уже 8 апреля 1830 г. барон Жомини А.А. представил рапорт на Высочайшее Имя с приложением проекта положения о Военной академии, который несколько отличался от первоначального, но при этом академия должна была готовить лучших в Европе офицеров Генерального штаба и прославить царствование просвещенного монарха. Первоначально в академии предполагалось иметь 50 обучающихся офицеров. После доклада результатов исследования по вопросу создания академии фельдмаршалу графу Дибичу последний установил необходимость обязательного установления медалей офицерам, кончавшим курс академии с отличием, против чего был граф Чернышев, а также установление курса древней военной истории и установить срок обучения в три года: младший, старший и дополнительный.

4 октября 1830 г. Положение о Военной академии было наконец утверждено императором Николаем I, появившееся в печати под названием "Устава Военной академии" за подписью одного лишь А.Нейдгарта, как генерал-квартирмейстера Главного штаба Его Величества. Это обстоятельство оскорбило барона Жомини А.А., и император велел допечатать в начале устава Военной академии рапорт барона Жомини А.А. от 8 апреля 1830 г., в котором барон указывал, что идея создания академии принадлежала императору Николаю I. Из рапорта также следовало, что сам Жомини А.А. принял активное участие в развитии идеи и стоял у истоков создания вуза.

По Уставу целью учреждения академии была подготовка офицеров для службы в Генеральном штабе и распространения военных знаний. Вместе с этим ей вменялось в обязанность преподавать определенному числу офицеров артиллерийского и Главного инженерного училищ курса тактики и стратегии. Военной академии, как высшему в государстве учебному заведению по военной части, присваивалось наименование Императорской. Право поступления в академию распространялось на всех обер-офицеров до чина штабс-капитана армии. Кроме того, директорам военно-учебных заведений давалось право предоставлять возможность лучшим офицерам, выпускникам училищ, сразу же по выпуску продолжать обучение в академии. Поступающие должны были иметь возраст не менее 18 лет, быть отлично аттестованы и сдать вступительные экзамены. Зачисленные в академию офицеры должны были считаться в своих полках и пользоваться всеми преимуществами службы наравне с офицерами, при войсках состоящими. Во время учебы в академии содержание слушателей составляло по чинам ежегодно 500 руб. ассигнациями (кроме гвардейских).

Однако открытие академии задержалось на два года и состоялось 8 декабря 1832 г. К этому времени Великий Князь Михаил Павлович уже являлся почетным Президентом Императорской военной академии. Первым директором академии стал генерал-адъютант Сухозанет И.О.

А.А. Жомини, помимо активной деятельности по созданию и открытию Императорской военной академии, известен как участник планирования боевых действий во время Русско-турецкой (1828-1829 гг.) и Крымской (1853-1856 гг.) войн. В своих военно-теоретических и исторических исследованиях он проанализировал опыт войн конца ХVIII - начала ХIХ в., обобщил важнейшие проблемы стратегии и тактики массовой армии.

А.А. Жомини считал, что победы над противником следует достигать не путем маневрирования без сражения, а решительным сражением, отдавая преимущество наступательным действиям, нежели обороне. Большое значение Жомини придавал захвату инициативы, а также моральному фактору. Стратегию он рассматривал как науку ведения войны, тактику как науку о сражении и бое. Сформулированные им положения о ТВД, операционных линиях, о сосредоточении основных сил на направлении главного удара и взаимодействии пехоты, кавалерии, артиллерии в бою и др. оказали большое влияние на развитие русской и западноевропейской военной мысли ХIХ в. А.А. Жомини высоко оценивал роль военной истории в познании теории военного искусства.

Он сам внес значительный вклад в разработку методики исследования военной истории. Его подход к развитию военного искусства был идеалистическим. Жомини А.А. был уверен, что основные принципы военного искусства "вечны" и "неизменны", а полководец играет, как правило, решающую роль на поле боя (пример Наполеона). Он был сторонником генерального сражения в войне, при этом несколько недооценивал влияния политики и экономики на ее ход и исход. Тем не менее А.А. Жомини вошел в историю России как инициатор и один из создателей Императорской военной академии, преемницей которой в настоящее время является Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]