Интервью
Обозреватель - Observer

Тайвань - terra incognita
 
 

Ответы Главы Представительства в Москве
Тайбэйско-Московской Координационной Комиссии
по экономическому и культурному сотрудничеству
на вопросы журнала "Обозреватель-Observer".

Чарльз Шуцзи Цзинь, глава представительства в Москве Тайбэйско-Московской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству, родился 11 ноября 1936 г. в провинции Чжэцзян (континентальный Китай). Закончил Национальный университет Тайваня. Бакалавр экономики.

В 1968-1969 гг. работал вторым секретарем Посольства Китайской Республики (КР) в Таиланде, а с 1969 по 1972 г. - первым секретарем Посольства КР в Японии. С 1973 по 1980 г. служил в МИД КР, занимая посты начальника отдела, заместителя Директора Департамента по делам Северной Америки, директора Департамента информации. С 1980 по 1985 г. - Генеральный директор Тайбэйского экономического и культурного представительства в Лос-Анджелесе (США), а затем посол КР в Коста-Рике. С 1985 по 1990 г. занимал должности заместителя и первого заместителя Министра иностранных дел КР. В 1990-1992 гг. был Чрезвычайным и Полномочным послом КР в Южной Корее, а в 1992-2001 гг. - главой Представительства Тайбэя в Германии. 

В настоящее время в России мало что известно о Китайской Республике. Не могли бы Вы коротко рассказать нашим читателям о Вашей Республике, ее народе, органах власти и т.д.

Китайская Республика является суверенным государством, основанным г-ном Сунь Ят-сеном в 1912 г. Тайвань расположен в западной части Тихого океана между Японией и Филиппинами, расстояние до юго-восточного берега континентального Китая составляет всего 160 км. Значительную часть острова занимают горы, на севере климат субтропический, а на юге - тропический, влажность высокая, часто идут дожди; природные условия благоприятны для жизни людей. 

В Китайской Республике имеется пять ветвей власти. Демократическая политическая система основана на власти политических партий, президент избирается народом прямым голосованием.

В настоящее время пост президента занимает Чэнь Шуй-бянь. Он планирует превратить Тайвань в "зеленый силиконовый остров", где внимание будет уделено одновременно как науке и технике, так и охране окружающей среды. Руководствуясь политическим курсом: "Тайвань прежде всего, экономика прежде всего, инвестиции прежде всего", президент ставит задачу всеми силами добиваться максимального благосостояния для народа Тайваня.

В процессе формирования единого мирового сообщества, помимо экономического вклада, Тайвань также активно стремится использовать возможности участия в международных организациях, вносить свой вклад в дело мира в регионе и в решение других проблем.

Население Тайваня составляет 22,3 млн. чел. Помимо 410 тыс. аборигенов, среди которых насчитывается 9 народностей, основную часть населения составляют ханьцы. Потомки прибывших на остров переселенцев-ханьцев раннего периода делятся на две большие группы - это хакка (они составляют 15% населения) и фуцзяньцы (70% населения). Тех эмигрантов, что переехали на Тайвань в 1949 г., обычно называют "выходцами с континента", они составляют около 13% населения. Широко распространенным явлением стали смешанные браки между представителями четырех основных этнических групп населения Тайваня.

Официальным языком на Тайване является китайский (гоюй), в фонетической основе которого лежит пекинское произношение. Кроме того, широко используются такие диалекты, как южнофуцзяньский (миньнаньюй), который также называют тайваньским диалектом (тайваньхуа), и хакка. 

Как Вы оцениваете экономическое состояние Вашей страны в настоящее время и ее положение в мировой экономической системе?

На протяжении последних 10 с лишним лет наблюдался стабильный рост экономики. Хотя Тайвань подвергся влиянию азиатского финансового кризиса 1998 г., что привело к снижению темпов экономического роста до 4,57%, но на Тайване он сказался значительно меньше, чем в соседних азиатских странах, в большинстве из которых экономическая динамика была отрицательной. 

В 1999 г. в результате самого крупного за 100 лет землетрясения возникли кратковременные трудности, однако темпы роста были быстро восстановлены, они составили тогда 5,42% и в 2000 г. - 5,86%.

Ожидается, что под влиянием ухудшения мировой экономической конъюнктуры в 2001 г. развитие экономики характеризуют такие показатели: 

  • экономический рост - минус 0,37%;
  • объем ВВП - 286,9 млрд. долл. США;
  • размер ВНП на душу населения - 13144 долл. США;
  • общий объем внешней торговли - 239,5 млрд. долл. США,
  • в том числе импорт - 113,3 млрд. долл. США;
  • экспорт - 126,2 млрд. долл. США.
Правительство Китайской Республики на протяжении всех прошедших лет определяло экономическую политику и разрабатывало мероприятия в соответствии с изменениями экономической среды на каждом из исторических этапов с учетом потребностей экономического развития.

На пороге нового века экономическое развитие страны сталкивается с вызовами "зеленой экономики", экономики знаний и свободной экономики. Охрана окружающей среды станет важнейшим направлением экономического развития инновации и применение знаний превратятся в главный стимул экономического роста. Кроме того, с учетом мировой тенденции к либерализации и предстоящего вступления в ВТО, будет урегулирована торгово-экономическая система страны, в производстве произойдут структурные изменения.

Внутренняя и внешняя среда экономического развития будет подвергаться все более многообразным, резким и быстрым изменениям. Риски и неопределенность в развитии мировой экономики значительно увеличатся, давление со стороны международной конкуренции возрастет.

Вопрос о том, каким образом создать благоприятную и оптимальную среду для развития производства, станет важнейшей гарантией поступательного роста экономики страны, а также в еще большей степени непреложной обязанностью правительства нашей страны и его миссией. 

Какова роль мелких и средних предприятий или компаний в экономике Тайваня?

Когда в 1945 г. правительство Китайской Республики освободило Тайвань от японцев, основой экономической структуры острова было сельское хозяйство, удельный вес промышленности и торговли оставался довольно низким, число мелких и средних предпринимателей было невелико. Избыточная занятость и низкая заработная плата, а также такая специфическая черта китайцев, как их усердие, обусловили развитие трудоемких производств и производств с низким уровнем технического оснащения. Поскольку масштабы производства были сравнительно небольшими, создавались многочисленные мелкие и средние предприятия.

За полвека в нашем обществе было достигнуто социальное благосостояние, образование стало всеобщим, экономика получила значительное развитие. При этом удалось не только достигнуть высоких темпов роста, стабилизировать цены, в короткие сроки провести индустриализацию и удержать безработицу на низком уровне, но также добиться равномерности в распределении доходов.

Многие виды нашей промышленной продукции считаются одними из лучших на мировом рынке (например провода, швейные машины, велосипеды, мониторы, материнские платы, сканирующие устройства, замороженный полуфабрикат угря, пресс-формы, персональные компьютеры, интегральные схемы для печатных плат). Продукция с этикеткой "Сделано на Тайване" находит сбыт в различных странах мира. После финансовых потрясений в Азии мелкие и средние предприятия Тайваня, выстоявшие под ударами кризиса, получили особое международное признание.

На протяжении прошедших 50 лет при разработке и провидении экономической политики правительство ставило перед собой цели достижения стабильности, прогресса и равенства в богатстве, создавая равные условия для развития предприятий. Стабильная и либеральная политическая ситуация позволила мелким и средним предприятиям поступательно развиваться и иметь сравнительно низкие издержки хозяйствования. Хотя такая экономика не обладает должным масштабом для мировой сбытовой экспансии, мелкие и средние предприятия могут играть важную роль в сферах переработки и производства в системе международного разделения труда, занимая в ней достойное место. 

Как правительство способствует развитию мелкого и среднего бизнеса в стране?

Чтобы способствовать развитию мелких и средних предприятий, Министерство экономики создает хозяйственную среду, благоприятствующую стабильному росту мелких и средних предприятий. Министерство разрабатывает соответствующую эффективную политику поддержки мелких и средних предприятий; осуществляет на практике различные мероприятия, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса; поощряет мелкие и средние предприятия, предоставляя им льготы и надлежащим образом используя правительственные ресурсы.

В соответствии с планами Министерства экономики поддержка мелких и средних предприятий будет включать в себя следующие основные направления:

1. Активное осуществление "Специального проекта по содействию предприятиям в управлении капиталом".

2. Оказание содействия предприятиям для их участия в общественных объектах и закупках.

3. Постоянное содействие мелким и средним предприятиям в подготовке кадров для всестороннего повышения профессионального уровня их работников.

4. Использование трудовых ресурсов и общественных организаций низового уровня; разработка и создание рациональной среды для хозяйствования мелких предприятий в местных общественных единицах; поддержка включения их в планы развития местных единиц и их координация.

5. Помощь в создании согласованных законов о мелких и средних предприятиях.

6. Активное содействие стремлению мелких и средних предприятий к интернационализации; поощрение их участия в международных конференциях и прочих мероприятиях, связанных с торговлей, для увеличения их коммерческих возможностей в сферах инвестиций, торговли, технического сотрудничества и т.д., повышения степени международной интеграции мелких и средних предприятий. 

Каково состояние сельского хозяйства в стране и обеспеченность населения его продукцией?

1. ВВП сельского хозяйства. 

    В 1999 г. стоимость ВВП сельского хозяйства составляла 237,5 млрд. тайваньских долл. В будущем качественный подъем в сельском хозяйстве будет более важным, чем количественный рост. Это позволит поддерживать ВВП в сельском хозяйстве на имеющемся уровне и выше, и тем самым обеспечит непрерывное развитие.
2. Занятость в сельском хозяйстве. В последние годы наметилась тенденция к заметному сокращению численности занятых в растениеводстве, животноводстве и рыболовстве.
    К концу 1999 г. общая численность занятых в сельском хозяйстве сократилась до 776 тыс. чел. Прогнозируется, что к 2004 г. число занятых в сельском хозяйстве составит 633 тыс. чел. (среднегодовые темпы будут составлять - 4%).
3. Производительность сельскохозяйственного труда. 
    Для того чтобы поддержать на имеющемся уровне ВВП сельхозпроизводства при сокращении численности занятых, необходимо ежегодно повышать производительность труда на 4,17%.

    К 2004 г. в расчете на 1 занятого в сельском хозяйстве будет приходиться сельскохозяйственной продукции примерно на 380 тыс. тайваньских долл.

4. Стоимостная структура сельскохозяйственного производства (растениеводство, рыболовство, лесоводство и животноводство). 
    В условиях проведения политики, уделяющей охране окружающей среды больше внимания, чем производству, удельный вес лесоводства в производственной структуре снизился до минимального уровня. С учетом таких факторов, как удар по сельскому хозяйству в результате вступления в ВТО, необходимость уменьшения негативного воздействия ряда производств на окружающую среду и др., соотношение растениеводства, животноводства и рыболовства в стоимостной структуре валовой продукции изменится.

    Если в 1999 г. это соотношение распределялось в пропорции 43,6%:33,2%:23,2%, то к 2004 г. оно составит 42%:35%:23%.

5. Доходы крестьянских семей. 
    В 1999 г. доходы каждого крестьянского двора, полученные от сельского хозяйства, составили 169 тыс.тайваньских долл. Однако доходы от сельского хозяйства составляли при этом лишь 18% в совокупном доходе крестьянских семей.

    В дальнейшем будут прилагаться усилия для повышения доходов крестьянских семей от сельскохозяйственного производства до 183 тыс.тайваньских долл. в 2004 г.

6. Степень самообеспеченности зерновыми. 
    В 1999 г. процент самообеспеченности зерновыми в стоимостном исчислении составил 77,1%; к 2004 г. его планируется поддерживать на уровне 75%. Правительство планирует создать неприкосновенные запасы зерновых в размере от 280 до 400 тыс.т неочищенного риса.

    Как Вы можете охарактеризовать состояние промышленности и ее обеспеченность сырьевыми ресурсами? Каковы экспортные и импортные возможности Республики?

Более чем за 40 лет в нашей стране добились экономического чуда.

В структуре экономики и промышленности произошли огромные изменения:

1. Удельный вес промышленных отраслей (в том числе обрабатывающей, топливно-гидроэнергетической, строительной и добывающей) в ВНП составлял в 1952 г. 18%. В 1986 г. он достиг пика - 47,1%, после чего постепенно понижался, составив в 2000 г. 32,4%.

2. Доля занятых в промышленных отраслях в общем числе занятых в 1952 г. составляла 24,8%. В 1987 г. она достигла пика - 42,8%, а к 2000 г. снизилась до 37,2%.

3. Удельный вес продукции частных предприятий в продукции обрабатывающей промышленности повысился с 43,4% в 1952 г. до 94,9% в 2000 г.

4. Стоимостная структура обрабатывающей промышленности.

Если в 1952 г. основу обрабатывающей промышленности составляли пищевая (30,8%) и текстильная (15,34%), то в 2000 г. главную роль стали играть производство электрооборудования и электроника (36,7%), производство основных металлоизделий (9,39%) и производство химических материалов (8,46%). 

В 2000 г. реальный экономический рост составил 5,98%, в том числе реальный рост промышленности был равен 6%, сферы услуг 6,3%. Внешняя торговля все время оставалась главной составляющей экономики: в 2000 г. экспорт равнялся 148,3 млрд. долл. США, из них 98,6% приходилось на продукцию промышленности. 

Промышленность стала основой развития экономики нашей страны. Среди отраслей промышленности ведущую роль играет обрабатывающая: в 2000 г. ее доля составила 92,9% в валовой стоимости промышленной продукции.

Под воздействием тенденций либерализации мировой торговли и инвестиций, бурного развития сетевых технологий стали постепенно стираться границы между экономиками государств мира. Это значительно расширило возможности для экспорта продукции нашей страны, но одновременно обострилась конкуренция на мировом рынке. Развитие производства у нас происходит в условиях непрерывного увеличения внутренних издержек и подъема экологического сознания, вместе с этим приходится учитывать внешние вызовы, связанные с ростом конкуренции развивающихся стран и региональной интеграцией, а также с последствиями вступления в ВТО.

Поэтому вопрос, как укрепить имеющуюся экономическую мощь и создать новые конкурентные преимущества, будет главным будущего поступательного развития экономики страны. 

Китайская Республика имеет хорошо развитую промышленность, большую плотность населения и интенсивный автомобильный транспорт. Как все это сказывается на состоянии окружающей среды?

На Тайване мало земли и высокая плотность населения, количество автомобилей очень большое, поэтому защита воздуха, водных ресурсов, предотвращение шумового загрязнения является весьма актуальной проблемой.

Быстрое развитие промышленности на протяжении четырех десятилетий привело правительство и общественность к пониманию особой важности охраны окружающей среды. На смену проводившейся в 60-70-е годы XX в. политике, делавшей упор на стимулирование экономического роста, в последние 10 с лишним лет пришло стремление к достижению равновесия между экономическим ростом и издержками в области экологии.

Кроме того, поскольку Тайвань приближается к уровню развитых государств, люди стали требовать, чтобы их качество жизни соответствовало экономическим достижениям. В свою очередь, по мере быстрого роста демократизации на Тайване в обществе повысился уровень понимания того, что у людей есть права и обязанности в области охраны окружающей среды. Это также объясняет, почему правительством был выбран курс на превращение Тайваня в "зеленый силиконовый остров", в котором равное внимание уделяется как науке и технике, так и охране окружающей среды.

Конечно, для улучшения экологической ситуации необходимо соблюдать имеющиеся законы, связанные с охраной окружающей среды, а также продвигать в общество природоохранную этику.

В области исполнения законов, помимо специализированного Управления по охране природы на уровне центральной власти, ответственность за охрану окружающей среды несут Министерство экономики, Министерство внутренних дел, Министерство образования, Комитет по сельскому хозяйству и другие центральные органы, а также организации различных уровней, отвечающие за охрану окружающей среды и живой природы на местах. 

Как построены системы медицинского обслуживания, народного образования и в целом система социального обеспечения в стране?

Прогресс и процветание в сфере экономики, постоянное повышение уровня жизни обусловили неуклонное увеличение средней продолжительности жизни тайваньцев. 

    Статистические данные за 2000 г. свидетельствуют, что для мужчин этот показатель равен 72,46 г., для женщин - 78,12 лет.

    Коэффициент рождаемости на Тайване составляет 12,89%, коэффициент смертности - 5,73.

С точки зрения демографической структуры Тайвань, так же как и любую передовую страну мира, характеризует тенденция к старению населения.

Тайвань обладает значительными медицинскими ресурсами. Численность врачей всех специальностей достигает 129 572 чел. 

    Это означает, что обеспеченность врачом-специалистом на душу населения составляет в области медицины: 
    • западной - 785 чел.;
    • традиционной китайской - 6440 чел.;
    • стоматологии - 2681 чел.
Если взять в расчет масштабы подготовки специалистов-врачей на сегодняшний день, то можно прогнозировать, что в ближайшее время будет решена задача обслуживания одним врачом 750 чел. населения.

Правительство Тайваня для повышения качества жизни прилагает усилия к повышению уровня лечебно-профилактической работы в масштабах всей страны. С 1 марта 1995 г. была введена программа "Всеобщего медицинского страхования" и к концу апреля 2000 г. в эту программу было задействовано 21 177 100 чел., то есть коэффициент охвата составил 96,02% населения.

После небывалого за последние десятилетия по тяжести землетрясения (21 сентября 1999 г.) правительство приняло ряд постановлений, устанавливающих систему льгот здравоохранения для жертв землетрясения в рамках программы медицинского страхования. 

    Речь идет в том числе о компенсациях страховых выплат для пострадавших, о благотворительных субсидиях на стационарное обслуживание и питание пострадавших, о предоставлении психологической помощи, об обеспечении обследований и наблюдения душевного состояния раненых и пострадавших при трагедии.
Таким образом, власти стремились оказать максимальную медицинскую помощь жертвам землетрясения.

В последние годы правительство Тайваня прилагало усилия по созданию современной системы социального обеспечения. В 2000 г. на эти цели было направлено 16,4% бюджетных ассигнований на общую сумму более 11,4 млрд. долл. США. Кроме того, правительство объявило о превращении Тайваня в будущем в "государство общественного благосостояния", что означает постепенное увеличение доли бюджетных отчислений, определяемой экономической ситуацией, в сферу социального обеспечения и вспомоществования.

Правительство Тайваня приняло специальные постановления в сфере социальных гарантий, а также создало структуру и персонал, отвечающие за экономическую безопасность и проявляющие заботу о детях, женщинах, инвалидах, нетрудоспособных, а также людях с низкими доходами. 

    В настоящее время основные мероприятия властей в сфере социального обеспечения состоят в следующем: 
    • проведение различного рода мероприятий по предоставлению материальной помощи, субсидий малоимущим для получения образования и жизнеобеспечения, медицинского обслуживания;
    • выплата пособий в связи с несчастными случаями, последствиями стихийных бедствий;
    • помощь переселенцам.
Существует адресная помощь пожилым людям в возрасте свыше 60 лет, выплачиваемая уездными и муниципальными властями в размере 3 тыс.тайваньских долл. ежемесячно.

Действуют программы помощи детям. 

На Тайване существует система всеобщего образования. Граждане, независимо от пола, вероисповедания, национальности, социального и экономического статуса, имеют равные возможности для получения образования. Образованию всегда уделялось довольно большое внимание в тайваньском обществе. В тайваньских семьях никогда не жалели ни сил, ни средств на образование ребенка, что и обусловило высокий уровень квалифицированных кадров на Тайване. 

    По своей структуре 71,98% населения Тайваня имеют образование выше среднего, из них 19,32% - получили высшее образование, а неграмотных всего 5,68%.

    С 1962 г. в стране введена система обязательного девятилетнего среднего образования, и все дети с 7 до 15 лет за счет государства получают начальное и базовое среднее образование; к 2000 г. процент обучающихся в средней школе составил 99,8%.

На сегодняшний день правительство проводит реформу образования для приведения его в соответствие с потребностями целостного развития страны. Планируется расширить рамки обязательного образования вниз и вверх: в систему образования будут включены три года в детских дошкольных учреждениях и три года средней школы высшей ступени.

Образование - фундамент развития государства. Для совершенствования системы образования происходит ежегодное увеличение бюджетных расходов, и доля таких расходов является показателем отношения государства к этой сфере. 

В 1951 г. совокупные расходы на образование составляли всего 1,73% ВНП, а в 1999 финансовом году расходы в указанной области равнялись 18% всей расходной части правительственного бюджета; общие затраты государственных и частных учреждений на образование в абсолютных цифрах составили в том же году 453,1 млрд. тайваньских долл., что приблизительно соответствует 14,2 млрд. долл. США, то есть 7,9% ВНП. 

Каков уровень культурного развития народа и каковы культурные связи с другими странами?

По мере стремительного экономического развития Тайваня, возникла необходимость повышения общего культурного уровня страны. Для развития культуры в рамках социальной общности специальный Комитет по культурному строительству Исполнительного юаня Тайваня начиная с 1995 г. приступил к реализации плана "Создания целостного общественного организма", стимулирующего самодеятельное развитие сферы искусства и культуры в рамках социальных объединений. Можно выделить следующие наиболее важные направления этой работы:

1. Развитие культуры чтения.

2. Активизация культурной деятельности в рамках уездов и муниципальных образований.

3. Борьба за сохранение и сбережение культурных ценностей.

4. Развитие культурно-массовых праздничных мероприятий и досуга.

5. Стимулирование развития производственной культуры на местах.

6. Планирование и расширение международных культурных обменов.

Что касается международного культурного сотрудничества, то можно упомянуть, что Тайвань проводил в Нью-Йорке и Париже такие мероприятия, как фестиваль "Китайский праздник Весны - наступление года Дракона", "Выставка народной религии и культуры Тайваня", "Красота табакерки" и др. Получили известность выступления коллективов и трупп Наньфэнской оперы "В воде с рыбками", тайбэйского балета "Вершина танца", детской оперной труппы из Сиюаня "Горы Ма Ань", исполнителей песен - группы Хуан Фанляня "Сон бабочки, рожденной сегодня в прошлой жизни" и т. п.

Если говорить о приглашении творческих коллективов из-за рубежа, то, к примеру, на "Фестиваль веселья" в г. Цзя И, "Международный фестиваль национального искусства Нань Ин" в уезде Тайнань, "Международный фестиваль детских игр" в уезде И Лань были приглашены для выступления коллективы из России и других стран СНГ.

Стоит также упомянуть о том, что Тайвань подписал с одним из институтов Франции пятилетнее соглашение об учреждении "Китайско-французского культурного гранта", с Киевским университетом заключили также пятилетнее соглашение о предоставлении "Китайско-украинского культурного гранта" с целью поощрения изучения китайского языка представителями европейских стран. Кроме того, прошли выступления тайваньского оперного коллектива в Культурном центре им. Ж.Помпиду в Париже. Известный ансамбль древней музыки Танского периода дважды выезжал на гастроли в Киев. 

Как можно оценить состояние инвестиционного климата в стране, а также возможности тайваньской экономики по инвестициям в экономику континентального Китая (КНР) и других стран-соседей, в частности России?

Для того чтобы создать благоприятный инвестиционный климат и поощрять иностранцев вкладывать капиталы в экономику Китайской Республики, с 1991 г. стали проводить в жизнь "Закон о содействии повышению уровня производственной структуры". 1 января 2000 г. в него были внесены новые поправки, было продлено предоставление льгот еще на 10 лет, то есть до 31 декабря 2009 г. 

    К основным случаям предоставления льгот относятся: 
    • ускоренная амортизация оборудования;
    • инвестиция средств компании в автоматизированное оборудование или технологии, в оборудование или технологии по переработке вторичного сырья или предотвращению загрязнения окружающей среды; в оборудование или технологии, использующие новые и чистые источники энергии, экономящие энергию или повторно использующие воду, применяемую в промышленности; в оборудование и технологии, уменьшающие выброс парниковых газов или повышающие эффективность использования энергии.
    Основаниями для предоставления льгот являются также: 
    • расходы на НИОКР и подготовку кадров;
    • инвестирование в районы сельских городов и поселков с бедными ресурсами или отстающие в развитии.
Компании, которые занимаются стратегически важными производствами в сфере новой экономики, могут либо иметь пятилетние налоговые каникулы, либо делать вычеты с инвестируемого капитала.

Кроме того, в случае слияния или смены инвестора также предоставляются льготы.

Согласно статистике в 2000 г. число объектов в континентальном Китае, в которые инвестировали капиталы тайваньские предприниматели, увеличилось на 24,37% и составило 3108 объектов.

Темпы увеличения суммы заключенных сделок превысили 19,8% и составили 4,042 млрд. долл. США, однако темпы реализации сделок оказались ниже - 11,66%, и объем их составил 2,296 млрд долл. США.

По сравнению с позапрошлым годом Тайвань поднялся на одну строку по доле в общей сумме инвестиций в континентальный Китай и занял 5 место, уступая Гонконгу, США, Виргинским островам и Японии.

Что касается инвестиций тайваньских предпринимателей в экономику России, то, в соответствии с официальными данными тайваньской стороны, к концу ноября 2000 г. был только один тайваньский предприниматель, инвестировавший средства в экономику России, при этом объем инвестиций составил примерно 201 тыс. долл. США.

По другой статистике, предоставленной экономическим отделом Тайбэйско-Московской комиссии в России, к октябрю 2000 г. насчитывалось 15 тайваньских предпринимателей, инвестировавших средства в России, общий объем инвестиций составил 2,5 млн. долл. США, основная часть которых приходилась на торговлю, ресторанный бизнес и консалтинг.

Согласно данным ГСУ России, в первом квартале 2000 г. Тайвань вложил в экономику России 2 517 600 долл. США (вложения в металлургическое производство в г. Челябинск).

Что касается инвестиций российских предпринимателей в экономику Тайваня, то по официальным тайваньским данным, к концу ноября 2000 г. в экономику Тайваня инвестировали средства в 5 объектов, которые направлялись в международную торговлю, консалтинговое обслуживание. Объем инвестиций составил 273 тыс. долл. США. 

Известно, что между Москвой и Тайбэем существуют экономические и культурные связи, создана даже Московско-Тайбэйская экономическая и культурная координационная комиссия с отделениями в Москве и Тайбэе. А осуществляются ли подобные связи между правительствами России и Китайской Республики?

Чтобы способствовать развитию неофициальных отношений между Тайванем и Россией в области экономики, культуры, науки и техники, соответствующие правительственные структуры поддерживают непрерывные связи через Тайбэйско-Московскую и Московско-Тайбэйскую координационные комиссии. Однако мы по-прежнему надеемся, что между правительственными органами, отвечающими за экономику, торговлю, культуру и другие сферы, будут налажены более тесные контакты. Это позволит продолжить укрепление связей между Тайванем и Россией в сферах экономики, торговли, науки и техники, туризма. 

Какое место занимает Россия во внешней политике Тайваня?

Россия является крупной державой, играющей важную роль в мире, а также одной из главных стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Мы надеемся, что в международных отношениях Россия будет играть значительную роль в стабилизации ситуации в АТР. Мы также хотели бы, пользуясь случаем, призвать российское правительство соблюдать умеренность в области продажи вооружений континентальному Китаю, чтобы это не оказало негативного влияния на стабильность в Тайваньском проливе и даже в Восточной Азии в целом. Поскольку экономики Тайваня и России взаимно дополняют друг друга, в экономической области развитие связей между двумя странами может приносить взаимную выгоду и способствовать процветанию обеих стран. 

Как Вы оцениваете перспективы экономического сотрудничества наших стран, в частности, в области транспортных перевозок?

После того как в феврале 1990 г. была открыта прямая торговля с Советским Союзом, двусторонняя торговля стремительно увеличивалась. После того как Россия и Тайвань в 1992 и 1993 гг. соответственно ввели льготный таможенный режим, были созданы еще более благоприятные условия для обмена товарами.

Инвестиции в Россию с последующим выходом на рынок стран СНГ - это инвестиционная стратегия многих европейских и американских, а также китайских, корейских и японских инвесторов. У России имеются тесные отношения со странами СНГ, а с некоторыми из них подписаны соглашения о таможенном союзе и взаимном поощрении инвестиций. Поэтому при вложении капиталов в экономику одной страны - России, инвесторы могут выйти на рынок большинства стран СНГ. Это одно из преимуществ инвестиций в экономику России, о котором довольно редко упоминают.

Что касается российско-тайваньских отношений в инвестиционной сфере, то они пока еще незначительны. Однако, смотря в будущее, можно отметить, что наша сторона заинтересована в богатых природных и трудовых ресурсах, передовых технологиях России. Российская сторона, в свою очередь, заинтересована в тайваньских капиталах, производственных технологиях и обладающих целеустремленностью мелких и средних предприятиях.

Потенциальные возможности сотрудничества в сфере торговли, инвестиций и технологий по-прежнему остаются очень большими. Сейчас, когда наша страна стремится стать Азиатско-Тихоокеанским региональным операционным центром, а Россия ускоренными темпами продвигается к рыночной экономике, можно использовать преимущества другой стороны, восполнить свои недостатки, добиться цели взаимной дополняемости и взаимной выгоды. Особо следует упомянуть, что сейчас Россия продвигает компьютеризацию и развивает электронную торговлю, в связи с чем появляются большие коммерческие возможности на компьютерном рынке и рынке информационных сетей и коммуникаций. Можно надеяться, что двусторонние отношения технико-экономического сотрудничества между Тайванем и Россией в ближайшие несколько лет станут еще более тесными.

В области транспорта Тайвань и Россия еще в январе 1998 г. подписали меморандум о морских перевозках. Морское сообщение официально началось в феврале того же года. В области воздушного сообщения авиакомпании Тайваня и России все еще продолжают обсуждать конкретные детали, связанные с открытием прямого авиационного сообщения между двумя странами. Надеюсь, что в ближайшем будущем стороны смогут достигнуть соглашения и открыть прямое воздушное сообщение между Тайбэем и Москвой, еще больше укрепив двусторонние связи. 

Как видит Тайвань перспективы своих отношений с КНР, существуют ли какие-либо опасения и недоверие друг к другу? Какова позиция Тайваня по проблеме представительства в ООН?

Можно сказать, что в сфере экономики Тайвань и континентальный Китай зависят друг от друга, связи между ними очень тесные.

В политической области президент Чэнь Шуй-бянь после победы на выборах неоднократно выступал с добрыми намерениями по отношению к континентальному Китаю. Однако континентальный Китай по-прежнему грозит решить "тайваньский вопрос" с применением вооруженной силы, а также, выдвигая предварительные условия, препятствует развитию двустороннего диалога. Все это затрудняет установление взаимного доверия между двумя сторонами.

Мы хотим вместе с континентальным Китаем путем переговоров решить проблемы, существующие между двумя сторонами Тайваньского пролива. Мы также верим, что мудрость китайского народа непременно позволит решить этот вопрос путем мирных переговоров. 
 
 

НАША CПРАВКА
 


Тайвань
 
 

1. Общие сведения



Тайвань расположен в Восточной Азии на широте тропика Рака между Японией на севере и Филиппинами на юге. Отделен от материкового Китая Тайваньским проливом шириной 130-220 км. На востоке омывается Тихим океаном. Протяженность острова с севера на юг - 377 км, с запада на восток - 142 км. Береговая линия - 1566 км.

Территория - около 36 000 кв. км. В состав контролируемой тайваньскими властями территории входят также архипелаг Пэнху и расположенные у побережья материкового Китая острова Цзиньмэнь и Мацзу. Численность населения - 22,3 млн. чел. Плотность - 617 чел. на 1 кв. км (одна из самых высоких в мире).

В конце XVII в. Тайвань официально вошел в состав Китайской империи в виде трех административных территорий (уездов), а в 1885 г. стал 22-й провинцией Китая. В 1895 г. по Симоносекскому договору Китайская империя уступила Тайвань Японии. В 1945 г. после поражения Японии во Второй мировой войне Тайвань в соответствии с Каирской и Потсдамской декларациями был возвращен под суверенитет Китая (тогда - Китайская Республика). В 1949 г. в результате гражданской войны в Китае была провозглашена Китайская Народная Республика, а власти Китайской Республики сохранили контроль только над островом Тайвань, а также островами Пэнху, Цзиньмэнь и Мацзу. Правительство КНР не признает существование "Китайской Республики на Тайване" и считает Тайвань и остальные острова неотъемлемой частью своей территории.

В марте 2000 г. на Тайване состоялись вторые президентские выборы на основе всеобщего голосования. Правящая многие десятилетия партия Гоминьдан потерпела поражение. К власти пришла оппозиционная Демократическая прогрессивная партия (ДПП). Президентом Тайваня был избран Чэнь Шуйбянь, вице-президентом - Люй Сюлянь. Ключевые посты в новом правительстве занимают: премьер-министр - Чжан Цзюньсюн, зам. премьера - Лай Инчжао, министр иностранных дел - Тянь Хунмао, министр обороны - У Шивэнь, министр экономики - Линь Синьи, генеральный секретарь Совета национальной безопасности - Дин Юйчжоу, генеральный секретарь канцелярии президента - Ю.Сикунь.

Высшие органы управления: Национальная Ассамблея и пять Юаней - Исполнительный (премьер - Чжан Цзюньсюн), Законодательный (спикер - Ван Цзиньпин), Судебный (председатель - Вэн Юэшэн), Контрольный (председатель - Цянь Фу) и Экзаменационный (председатель - Сюй Шуйдэ).

Основные политические партии: Демократическая прогрессивная партия (существует с 1986 г., председатель - Се Чантин, генсекретарь - У Найжэнь); Гоминьдан (Национальная партия Китая: председатель - Лянь Чжань, генеральный секретарь - Линь Фэнчжэн); Новая партия (образовалась в 1993 г., главный координатор партии в 2000-2001 гг. - Се Цида, а также "Циньминь дан" ("Партия для народа" создана 31 марта 2000 г., основатель и председатель партии - бывший видный деятель Гоминьдана Сун Чуюй, баллотировавшийся в президенты Тайваня на выборах в марте 2000 г. и занявший второе место по количеству голосов, генеральный секретарь партии - Чжун Жунцзи). Насчитывается еще более 80 мелких политических партий и групп, не играющих заметной роли в политической жизни Тайваня.

В августе 2001 г. официально сформировался Союз Сплочения Тайваня, выступающий под патронажем бывшего президента Ли Дэнхуэя за "тайванизацию" острова. Председателем новообразованной партии избран бывший министр внутренних дел Хуан Чжувэнь.

В административном отношении территория Тайваня делится на 16 уездов, входящих в "провинцию Тайвань"1; 2 города центрального подчинения - Тайбэй (политико-административный центр, мэр - Ма Инцзю, член ГМД) и Гаосюн (мэр - Сэ Чантин, председатель ДПП); 5 городов провинциального подчинения: Цзилун, Синьчжу, Тайчжун, Цзяи, Тайнань, а также 2 уезда, расположенных на островах вблизи китайского побережья (губернатор - Янь Чжунчэн). 
 


2. Российско-тайваньские связи



Россия признает существование только одного Китая и правительство Китайской Народной Республики - единственным законным правительством, представляющим весь Китай, включая остров Тайвань. Эта принципиальная позиция по Тайваню получила международно-правовое оформление в подписанном 16 июля с.г. Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.

Россия не поддерживает идей провозглашения независимости Тайваня, образования "одного Китая и одного Тайваня" или "двух Китаев", а также предоставления Тайваню места в тех международных организациях, участниками которых могут быть только суверенные государства.

Неофициальные связи с Тайванем в торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях развиваются с конца 80-х годов. В 1992-1993 гг. были приняты меры по их упорядочению на основе Указа Президента России от 15 сентября 1992 г. "Об отношениях между Россией и Тайванем" (№ 1072).

В России и на Тайване созданы специальные неправительственные организации - Московско-Тайбэйская (МТК) и Тайбэйско-Московская (ТМК) координационные комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству. Председателем МТК является О.И.Лобов. ТМК с 10 апреля с.г. возглавляет заместитель министра иностранных дел Тайваня Лань Чжиминь. Состоялся обмен представительствами ТМК в Москве (с июля 1993 г.) и МТК в Тайбэе (с декабря 1996 г.). С мая с.г. главой представительства МТК в Тайбэе является В.Н. Верченко. В июле с.г. главой Представительства ТМК в Москве назначен Цзинь Шуцзи. В представительстве ТМК в Москве работает 15 тайваньцев, в Тайбэй командированы 13 российских сотрудников (в том числе 9 человек оперативного состава). На основе взаимности представительства их работники пользуются рядом привилегий и льгот.

В последние годы российско-тайваньские связи развиваются достаточно активно.

Объем торговли в 2000 г. составил 1,56 млрд. долл. США (российский экспорт на Тайвань - 1,38 млрд. долл., а импорт из Тайваня - 186 млн. долл.).

Устойчивый характер имеют обмены в сфере науки и техники, образования и культуры.

В прошлом году Россию в основном в качестве туристов посетили более 12 тыс. тайваньцев, а на Тайване побывало около 3 тыс. россиян.

В то же время, несмотря на усилия российской стороны, привлечь крупные тайваньские инвестиции в нашу страну пока не удается.

В январе 1998 г. между Россией и Тайванем было открыто грузовое морское сообщение, на острове функционирует Представительство Дальневосточного морского пароходства. С конца 2000 г. осуществляются коммерческие полеты частной тайваньской авиакомпании "Eva Air" через воздушное пространство России при выполнении регулярных рейсов по маршруту Тайбэй-Париж-Тайбэй. С 22 сентября с.г. аналогичные полеты по марштуру Тайбэй-Франкфурт-Тайбэй выполняет авиакомпания "China Airlines".

С июля 1999 г. действует соглашение о сотрудничестве по линии торгово-промышленных палат.

В сентябре 1999 г. отряд МЧС России принял участие в спасательных работах после землетрясения в центральной части острова.

Год спустя, осенью 2000 г., тайваньская сторона выделила 200 тыс. долл. США в качестве гуманитарной помощи семьям погибших членов экипажа АПЛ "Курск". 
 

__________________

1 В рамках конституционных реформ провинциальный уровень управления существенно урезан в своих функциях и сокращен в процессе подготовки к его окончательной ликвидации и передаче всех полномочий центральному правительству и местным органам власти. Губернатором провинции назначена - по совместительству - министр внутренних дел Чжан Боя.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]