Экономика
Обозреватель - Observer

Потребительский рынок
 

РЫНОК ПРОДОВОЛЬСТВИЯ И ДИНАМИКА ЦЕН


Ю.ЮРКОВ,
А.ЖАНДАРОВ,
И.ГОРЯЧЕВА,
В.КОЛОТЮК
по заказу Инжиниринго-консультативного
центра РАУ-Корпорации 

 

Анализ потребительского рынка продуктов питания за январь - июнь 1992 г. показывает противоречивость происходящих социально-экономических процессов в обществе. Развитие ситуации в истекшие месяцы этого года можно подразделить на два этапа.

Первый этап. В результате одномоментного снятия в январе текущего года ограничений на рост цен, последующего стремительного их взлета удалось к концу января несколько стабилизировать положение на потребительском рынке России.

Спал ажиотажный спрос населения, достигший в декабре 1991 года высшей точки. Началось, хотя и медленное, но расширение продовольственного рынка России и его постепенное наполнение. В течение января увеличилось количество городов, в которых постоянно имелись в продаже основные продовольственные товары. К концу месяца на городских рынках повсеместно отмечалось значительное расширение ассортимента продуктов. В продаже был практически весь набор продовольственных товаров промышленного производства (колбасы, водка, сигареты).

В то же время в качестве дополнительного ограничителя спроса населения удалось задействовать механизм торможения наличных денежных выплат населению, что в совокупности с новым уровнем цен повлияло на практически двукратное уменьшение товарооборота.

К концу января цены на продовольствие возросли по сравнению с декабрем прошлого года в 3-3,5 раза, в том числе на мясные продукты в 5-6,5 раз, молочные продукты - в 4,5-7 раз.

В условиях определенного товарного насыщения в первой половине февраля потребительские цены практически стабилизировались, а на городских рынках произошло снижение цен и сближение их с уровнем цен в розничной торговле.

Однако уже во второй половине февраля, после дополнительных выплат наличных денег населению, в условиях продолжающегося спада производства и сохраняющейся неэффективности товаропроводящей сети, платежеспособный спрос населения увеличился, что предопределило дальнейший рост цен. К началу марта цены на абсолютное большинство потребительских товаров превысили уровень цен конца января.

В течение марта - апреля увеличение цен на продукты питания нарастало, в результате уже в конце апреля цены превысили уровень января на 35% (указанное изменение цен исчислено на основе еженедельного наблюдения за их изменением на 70 основных продуктов питания, более чем в 130 городах России). Данные, характеризующие изменения цен приведены ниже:


Главным фактором, повлиявшим на дальнейший рост цен явилось увеличение денежных доходов населения (в том числе в связи с началом компенсационных выплат работникам бюджетных организаций). Косвенно об этом свидетельствует постоянно увеличивающийся разрыв между размером доходов в расчете на душу населения и стоимостью набора основных продуктов питания, составляющих основу еженедельных покупок населения (хлеб ржаной и пшеничный, пшено, вермишель, сахар, масло растительное и животное, говядина, колбаса вареная и полукопченая, молоко, сметана, сыр твердый, яйца, картофель, капуста свежая, лук репчатый, яблоки и сигареты).

Стоимость набора 19 важнейших продуктов питания,
составляющих основу еженедельных покупок населения, в среднем по России
(в рублях на одного человека)


На положении со сбалансированностью доходов и расходов населения, особенно в первые месяцы после либерализации цен, сказывалась жесткая финансовая политика в начале года по ограничению роста доходов населения. Последующее возрастание денежных доходов населения, не подкрепленных соответствующим товарным предложением, неизбежно провоцирует цены к дальнейшему росту и резко снижает эффект от либерализации цен. Складывается ситуация, когда в условиях формального отсутствия механизма индексации доходов фактически она осуществляется, что ведет к серьезным издержкам. 

Итоги первых месяцев свидетельствуют о резком изменении итожившегося ранее соотношения доходов и расходов населения. Тот первый положительный эффект от роста цен в начале года, приведший к относительной их сбалансированности, в результате снятия реальных ограничений на рост денежных доходов не был закреплен и в настоящее время во многом утрачен. Так, если в декабре прошлого года стоимость набора основных продуктов составляла всего 22,4% от денежных доходов на душу населения, в январе этого года она составила 88,3%, то уже в апреле стоимость набора составила 38% от денежных доходов населения, что ведет к повторению ситуации конца прошлого года.

Расчеты показывают, что если "стихийная" индексация будет сохранена, то рост цен на продовольствие к концу года по сравнению с декабрем прошлого года составит 7-8 раз, даже без учета последствий высвобождения цен на энергоносители. В этих условиях рост потребительских цен в целом за год может составить как минимум 1000%.

На втором этапе (март - начало мая) ситуация на потребительском рынке России заметно обострилась.

Начиная со второй половины марта отмечалось ухудшение ситуации в насыщении рынка продовольственными товарами. Так из 70 наблюдаемых товаров практически в каждый из дней регистрации цен в апреле не было в продаже примерно 30 наименований продуктов более чем в половине городов. Вновь стали проявляться элементы ажиотажного спроса, который проявляется в закупках более дешевых продуктов питания сверх необходимого для текущего потребления количества. Практически во всех экономических районах можно выделить группы товаров, в первую очередь, крупяных и макаронных изделий, которые постоянно отсутствуют в подавляющем большинстве городов.

Ухудшилась ситуация с продовольствием и на городском рынке, который более чутко реагирует на изменение конъюнктуры. Практически снова повсеместно отмечается превышение уровня и роста цен на городском рынке по сравнению с розничной торговлей, что свидетельствует, в определенной мере, о нарастании дефицита в розничной торговле на фоне роста покупательной способности населения.

Наряду с практически неконтролируемым ростом денежных доходов принципиальное значение имеет серьезнейшее отставание в развитии рыночной инфраструктуры и, главным образом, отсутствие реального процесса коммерциализации и приватизации розничной и оптовой торговли.

В условиях государственной монополии в торговле либерализация цен выливается в практически равномерный механический их рост. Это подтверждается соотношением цен на отдельные продукты питания к стоимости 1 кг. говядины. По многим продуктам это соотношение осталось прежним, и только по отдельным позициям произошли существенные изменения, что видно из ниже приведенных данных.
 



В результате решения о свободе торговли, и в этой сфере появился легальный частный сектор. Однако его масштабы еще незначительны. Хотя отсутствуют надежные статистические данные, объем реализации в этом секторе в январе - апреле текущего года можно оценить в 4550 млрд. рублей или 10% розничного товарооборота.

Следует отметить, что либерализация цен не изменила, да и не могла изменить в условиях сохранения государственной торговли, инерционность взаимоотношений торговля с предприятиями-производителями. Монополия государственных структур на всех этапах товаропроводящей сети приводит к замедлению реакции производителей продукции и предприятий торговли на ситуацию на потребительском рынке.

Сложилась парадоксальная ситуация, когда даже в условиях либерализации цен не наполняются полки государственных магазинов. Экономика подошла к той грани, за которой нельзя откладывать реальную коммерциализацию торговли. Необходима решительная приватизация торговых предприятий, передача их частному сектору. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]