Обозреватель - Observer
Экономика


 

Сколько стоит дезинтеграция?

И.КОМАРОВ,
доктор экономических наук

Государства Балтии:
ЛИТВА, ЛАТВИЯ, ЭСТОНИЯ*



ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИК СЕГОДНЯ

Прибалтийские государства первыми из советских республик стали на путь суверенизации и накопили больший опыт независимого существования, чем другие субъекты экс-СССР. Поэтому изучение и учет экономических и политических процессов, происходящих в этих республиках, может оказаться полезным для государств Содружества.

Экономика Прибалтийских республик была составной частью единого народнохозяйственного комплекса страны и ориентировалась на общие конечные цели. Наибольший объем производства составлял промежуточный продукт - комплектующие и полуфабрикаты, поставляемые в другие регионы СССР, и отдельные виды машин, оборудования и инструментов. Высокий уровень специализации предприятий, характерный для единого народнохозяйственного комплекса. сделал Прибалтику монополистом в производстве ряда важнейших видов промышленной продукции. Она до сих пор является поставщиком в СНГ электродвигателей малой мощности для комплектования электробытовых приборов, систем автоматизации и механизации. Прибалтика - единственный производитель пассажирских вагонов для электро- и дизель-поездов, траншейных цепных экскаваторов, агрегатов для приготовления травяной муки и комплектов оборудования для приготовления рассыпных кормов. Здесь выпускается три четверти от производимого СНГ объема машин и оборудования для строительно-отделочных работ, 100% магниторади-ол, 85% электропроигрывателей, более половины радиокомплексов и музыкальных центров, телефонных аппаратов, треть всех радиопроводов, ряда других товаров промышленного назначения, народного потребления. Свое монопольное положение регион будет стремиться сохранить.

Многие предприятия Прибалтийских республик создавались без учета необходимости комплексного развития экономики региона. В результате каждое предприятие функционирует само по себе, внутри региональные и внутри-республиканские связи между ними практически отсутствуют или очень слабы.

Экономика Прибалтийских республик базируется в основном на привозном сырье: почти 100% цветных металлов, 90% потребности в топливе, других минерально-сырьевых ресурсах покрываются поставками из СНГ. В силу этого экономическое развитие Литвы, Латвии и Эстонии определялось и определяется не спросом, а наличием ресурсов, возможностями их получения.

Объем ввоза-вывоза составлял по региону перед провозглашением суверенитета 28 в 23% (при 16% в странах ЕЭС). Объем ввезенной продукции превышал объем вывезенной на 2,3 млрд. руб. Импорт из западных стран превышал объемы экспортных поставок в них на 2,5 млрд. долл. Отрицательное сальдо компенсировалось за счет Союза, главным образом за счет России. После отделения в 1991 г. объем ввоза превысил объем вывоза на 3,4 млрд. руб. При пересчете на мировые цены превышение составляет соответственно 5,7 и 8,3 млрд. руб. (в ценах 1989 г.). Затраты на ввоз продукции повысились, несмотря на то, что поставки из России в Прибалтику осуществлялись по льготным ценам, много ниже мировых.

Переход на мировые цены для Прибалтийских государств будет очень тяжелым, потребует изменений в направлениях экономического развития. Например, с марта 1993 г. Литва должна выплачивать российским поставщикам газа по 81 долл. за 1 тыс. куб. м газа, или 30 млн. долл. в месяц. Таких возможностей она не имеет и пока живет в долг. На 1 марта ее задолженность составила уже 23 млрд. временных единиц литовских денег-талонов. Приближение стоимости энергоресурсов, да и других ресурсов к уровню мировых цен вызовет необходимость в перепрофилировании многих предприятий на выпуск менее энерго- и материалоемкой продукции или резко повлияет на снижение эффективности производства, сделает банкротами ранее бывшие рентабельными предприятия. Так, единственное в Прибалтике предприятие "Лиепаяс металурге", перерабатывающее лом черных металлов и производящее металлопрокат, в связи в ростом стоимости ресурсов превращается в банкрота и уже нуждается в помощи всех государств региона. Западные фирмы после выхода Литвы, Латвии и Эстонии из СССР начали вкладывать свои средства в ряд предприятий. Их привлекло то, что прибалтийские предприятия имели возможность использовать дешевое сырье из России. Теперь этого преимущества больше нет, и многие совместные с Западом предприятия, созданные после суверенизации республик, испытывают все нарастающие трудности. Осложнится положение на судоремонтных предприятиях региона, получивших поддержку европейских фирм, машиностроительных предприятий, сориентированных на западный рынок, всех других выпускающих материале- и особенно энергоемкую продукцию.

После выхода из СССР перед Прибалтийскими странами стояли два возможных направления развития:

первое - остаться в едином экономическом пространстве со странами Содружества;

второе - взять курс на ускоренную интеграцию с Западом. Вторая тенденция в период обретенной независимости возобладала. Политиками не были приняты во внимание ни реальное положение экономики, тесно связанной с Востоком, ни предостережение ученых, ни предостережение практиков.

Но на этом пути успехов достичь не удалось и в ближайшей перспективе не удастся. Многие, даже на первый взгляд простые решения на практике получили продолжение, совершенно неожиданные для сторонников западного пути развития. Так, Эстония, обретая независимость, рассчитывала на получение крупных поступлений валюты от захода российских судов в Новоталлиннский порт. Кстати, этот порт строила вся страна. Он воплотил в себе новейшее технологическое оборудование и был способен перерабатывать свыше 5 млн. т грузов в год.

Когда два года назад порт ввел плату в валюте за заходы российских судов, последние перестали его посещать. Потеряв значительные объемы грузов, порт отказался от своего решения, но клиентура из России и других государств СНГ уже показала, что сможет обойтись и без него. Остановка же порта превратила его в гигантское мертвое сооружение, обузу для эстонской экономики, требующую значительных затрат на консервативное содержание. В аналогичном положении оказались и другие порты Балтики. Свои потери понесли все отрасли региона. В целом по Прибалтике в 1992 г. валовой национальный продукт сократился от уровня 1989 г. почти в два раза, производство промышленной продукции - на 55%, сельского хозяйства - почти на 40%, производительность труда - на 50%.
 

ЛИТВА сегодня

Несмотря на то, что за последние два года в Литве резко сократился общий объем производства, страна далеко продвинулась по пути экономических реформ.

Хотя летом объем производства стабилизировался, предсказывается падение валового внутреннего продукта за текущий год на 15%. Согласно данным Международного валютного фонда (МВФ), месячный уровень инфляции снизился с 24% в среднем в 1992 г. до 14%, в первой половине 1993 г., и продолжает падать вследствие проводимой в стране жесткой денежной и бюджетной политики.

Литва либерализовала торговлю, отменив экспортные лицензии, снизив тарифные ставки и подписав соглашение о свободе торговли с рядом стран. В стране приватизировано почти все жилье и несельскохозяйственные предприятия, а основная часть колхозов и совхозов преобразована в сельскохозяйственные предприятия. Тем не менее приватизация земли продвигается медленно.

Как заявил МВФ, в 1993 и 1994 гг. Литва пытается обеспечить реальный рост ВВП на 4% в год. довести годовой уровень инфляции до уровня ниже 10% к концy 1994 г. и ограничить дефицит на текущих счетах уровнем 8% ВВП.

В своем соглашении с МВФ Литва обещала проводить не инфляционную денежную политику, снизить в 1994 г. бюджетный дефицит до 4% ВВП, отменить налоги на экспорт, расширить рамки приватизации, позволив иностранным инвесторам приобретать акции средних и крупных предприятий, усовершенствовать систему социальных льгот, а также реформировать пенсионную систему и систему пособий по безработице.

МВФ одобрил выделение кредитов в размере 72 млн. долл. для поддержки экономических реформ в Литве. Половина кредитов - это обычные "резервные" кредиты МВФ, которые можно получить в течение 17 месяцев по март 1995 г. Резервный кредит предоставляется по частям, и страна-получатель имеет право на следующую часть только при условии соответствия определенным критериям экономической деятельности.

Вторую половину можно получить немедленно в качестве системы кредитов, т.е. формы финансовой помощи странам-членам МВФ, у которых возникают проблемы платежного баланса при переходе от регулируемых цен к рыночной торговле. Условия подобных кредитов несколько менее жестки, чем условия резервных кредитов.

(По материалам ЮСИА)


 


ЭСТОНИЯ сегодня

За последний год Эстония достигла значительного прогресса в стабилизации и реформировании своей экономики, добившись сокращения ежемесячной инфляции. В первой половине 1992 г. инфляция составляла 36%, а в III квартале 1993 г. - лишь 2%. Остановлено сокращение производства. В последние месяцы наблюдаются также признаки экономического оздоровления.

Цели, которые Эстония поставила веред собой в 1993-1994 гг. - прирост национального валового продукта на 2% во второй половине 1993 г. и на 6% в 1994 г. В рамках соглашения, подписанного с МВФ. Эстония обязалась проводить строгую монетарную и налоговую политику, т.е. стараться удержать дефицит в пределах 1% национального валового продукта и. таким образом, существенно понизить инфляцию к середине 1994 г.

МВФ утвердил предоставление кредита Эстонии на сумму 32 млн. долл. на проведение экономической реформы, причем 16 млн. долл. будут предоставлены Эстонии в форме стандартных резервных кредитов до марта 1995 с. Остальные 16 млн. будут предоставлены немедленно в рамках специальных кредитов на системную трансформацию экономики. Представитель МВФ подчеркнул, что Эстония может получить 16 млн. долл. в форме кредитов, если страна успешно проводит экономическую реформу.

Помощь прибалтийскому бизнесу


Официальные представители США заявили, что в 1994 г. бизнесмены в Латвии, Литве и Эстонии должны начать извлекать выгоду из создания нового 50-миллионного Фонда балтийско-американского предпринимательства, призванного оказывать содействие развитию частного сектора, о создании которого было объявлено в июне 1993 г. на переговорах в Вашингтоне.

Фонд балтийско-американского предпринимательства во главе которого будет стоять совет директоров. отбираемых с согласия Белого дома, будет облечен полномочиями для предоставления инвестиций и кредитов, а также технической помощи новым частным компаниям, бизнесменам и осуществлению программы приватизации, причем особый акцент будет сделан на развитии мелкого и среднего бизнеса.

Предполагается, что Фонд будет осуществлять свое присутствие как через представительства, так и путем инвестиционных операций во всех трех прибалтийских государствах. "Это будет один фонд на три прибалтийские страны. Он создастся не для того, чтобы дать преимущества какой-либо одной из них", - подчеркнул представитель США. Однако в настоящий момент еще неясно, будут ли инвестиции равными или пропорциональными, отметил он. Законодательный акт Конгресса о выделении 50 мня. долл. на финансирование Фонда рассчитан на 3-4 года.

Отделения Фонда в Латвии. Литве и Эстонии будет поддерживать деловую активность и рассматривать предложения различных коммерческих организаций я прибалтийских странах.

При рассмотрении заявлений о предоставлении инвестиций Фонд будет учитывать следующее:

  • предполагается ли экспорт продукции и получение твердой валюты;
  • будут ли открыты новые рабочие места?
  • не будет ли нанесен урон окружающей среде?
  • предполагается ли частное предпринимательство на местном уровне?
Однако одобрение могут получить лишь коммерчески целесообразные проекты. Фонды предпринимательства, созданные по модели фондов финансирования предприятий, призваны оказывать помощь в развитии местного частного сектора в различных странах. Они пытаются инициировать инвестиции в частный сектор и повысить общую деловую активность в стране. Фонды оплачивают риск в ситуациях, когда банковский сектор и рынки финансовых средств находятся в зачаточном состоянии, как это имеет место в странах Прибалтики и других восточноевропейских и бывших советских государствах, где господствовала командная экономика.

Фонд может бить использован для финансирования кредитов, беспроцентных ссуд, наличных инвестиций, проведения технико-экономического обоснования проектов, оказания технической помощи, подготовки специалистов, страховки и предоставления гарантий; практически же они используются для обеспечения наличного и кредитного капитала, а также в более жестких условиях для предоставления технической помощи.

Фонды предпринимательства решают одну из ключевых проблем. стоящих перед молодыми рыночными экономическими системами, - проблему острого дефицита как капитала. так и организаций, способных финансировать частные сделки между растущим числом новых и приватизированных предприятий, отметил недавно один из американских представителей.

Фонд балтийско-американского предпринимательства будет действовать в дополнение к другим программам американской помощи Литве, Латвии и Эстонии. С сентября 1991 г. Соединенные Штаты предоставили трем балтийским государствам более 100 млн. долл. в виде технической помощи, поставок пищевого и фуражного зерна, а также в кредитных гарантиях.

(По материалам ЮСИА)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Переориентация экономики Прибалтики с Востока на Запад требует ее кардинальной структурной перестройки, приспособления к потребности европейских рынков с их высокими качественными критериями. Уступая европейским партнерам по затратам материальных и топливно-энергетических ресурсов на единицу национального дохода в 2-2,5 раза, Прибалтийские государства вынуждены, выходя на мировой рынок, отыскивать альтернативные сырьевые каналы. Затраты на сырье в этом случае возрастут многократно.

Низкая по сравнению с европейской конкурентоспособность экономики Литвы, Латвии и Эстонии при ориентации на Запад приводит к резкому спаду объемов производства, росту безработицы. И уже первые годы перестройки экономики стран Прибалтики вызвали резкое падение уровня жизни народа и возрастающий разрыв между прожиточным минимумом и реальным доходом для подавляющей части населения.

Емкость внутреннего рынка Прибалтийского региона по объему реализации многих видов выпускаемых изделий недостаточна для эффективного функционирования действующих здесь предприятий. Поэтому до создания конкурентоспособной с Западом продукции (а это - многие годы) экономика региона будет стремиться сохранить восточный рынок. Для государств Прибалтики ориентация на Запад, потеря восточного рынка и катастрофическое сжатие внутреннего рынка, вызванное критическим сужением совокупного спроса нищающим населением, вызвали обвальный, ускоряющийся спад производства во всех секторах экономики, независимо от форм собственности.

Произошло финансовое обескровливание производства, рост дефицитности оборотных средств во всех секторах экономики, переток финансовых ресурсов из производства в посредничество, практически полное прекращение инвестиционных процессов, усиление тенденций непроизводительного использования капитала и его отток за границу. Правительство потеряло реальные рычаги, в том числе финансовые, для воздействия на экономику.

Попытки изменить ситуацию классическими рыночными методами не дают положительного эффекта. В странах растет неудовлетворенность политическим руководством региона, заведшим се в тупиковую ситуацию. Примером тому могут служить выборы в Литве, приведшие к власти бывшего лидера коммунистов А.Бразаускаса.

Усиливается давление экономики на ход политики в Эстонии и Латвии. Крупные предприятия Прибалтийских государств, все настойчивее начинают бороться за возрождение связей с российским рынком.

Например, АО РАФ (Латвия) обратилось к российскому Правительству с предложением об образовании совместного российско-латвийского предприятия по выпуску новой модели микроавтобусов. Совмин Латвии предложил Правительству России отменить все межграничные барьеры на вывоз из России сырья и комплектующих для производства "рафиков" и гарантирует их поставку на таких же условиях российским потребителям.

Ассоциация "Банга" в Литве, объединяющая Каунасский и Паневежский телевизионные заводы, завод "Экране", предприятия по производству микросхем "Вента" и "Нукланс". Вильнюсский завод радиокомплексов настояли на подписании соглашения между правительствами Литвы и России о восстановлении и развитии ранее сложившихся производственных связей своих предприятий с соответствующими предприятиями России и о снятии различных таможенных барьеров, сдерживающих совместную производственную деятельность.

Ищут пути восстановления старых тесных связей с Россией Кренгольмская и Балтийская мануфактуры в Эстонии, Каунасское предприятие искусственного волокна, другие крупные производства. Экономика стремится вернуться к первому пути развития.

В то же время идут процессы переориентации предприятий, предопределенные новыми задачами развития экономики, адекватными требованиям суверенных государств.

В легкой промышленности прослеживаются стремления на обеспечение потребностей жителей регионов в швейных изделиях, трикотаже, кожевенных изделиях, обуви. Расширяется в этих целях местная сырьевая база: льняное производство, производство кож, мехов, другого исходного сырья. Прорабатываются пути перепрофилирования Аникшчайской войлочной фабрики в Литве, ряда текстильных предприятий Латвии. Сокращается и будет продолжать сокращаться производство продукции химической промышленности для нужд СНГ, будут перепрофилированы мощности Иоановского объединения "Азот", Кей-данского химзавода в Литве, Кохтла-Ярвенского производственного объединения и слан-цехимического завода "Кивныли" в Эстонии, ряда других производств. Начато сокращение металлоемкой продукции судостроения, сельскохозяйственного машиностроения, комплектующих изделий для автомобильной промышленности и радиотелефонной связи.

* * *


Следует ожидать, что будет развиваться прибалтийская межреспубликанская кооперация. Ока позволит решать совместными усилиями наиболее сложные экономические проблемы. Прежде всего это коснется вопросов уменьшения зависимости от сырьевой базы Российской Федерации и других стран Содружества. В этих целях будет осуществлена крупная реконструкция таких предприятий, как Кехраская бумажная фабрика в Эстонии, Лиепаяский металлоперерабатывающий завод в Латвии. Можно ожидать, что республики Прибалтики объединят усилия в создании общих запасов энергоресурсов, в вопросах сокращения удельного потребления ресурсов и развития местной сырьевой базы, совершенствовании технологии целлюлозно-бумажной промышленности, в перепрофилировании ряда предприятий с использованием местного сырья, в вытеснении получаемых из СНГ комплектующих изделий за счет создания их производства на малых предприятиях республик и, наконец, в сокращении объемов производства материало- и энергоемкой продукции, поставляемой в страны Содружества.

Следует учитывать, что ввиду близости географических условий хозяйствования специализация экономик республик имеет схожие структуры, а следовательно, достаточно сильную конкурентность между собой при поиске ресурсов и рынков для реализации своей продукции. По мере становления рынка между республиками Прибалтики неизбежно возникнут трения на этой почве.
 

* Материал продолжает серию публикации. См. - Обозреватель": № 26 (30) - Россия", № 27 (31) - Украина. № 28 (32) - Беларусь, № 29 (33) - Казахстан. Ns 30 (34) - республики Средней Азии.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]