Экономика
Обозреватель - Observer


 

К нормальному рынку не сделано ни шагу


Г.КОСТИН,
член-корреспондент Российской инженерной академии,
профессор, доктор технических наук

 

Жить или не жить нашим людям, быть или не быть России - зависит не от политических словоблудии о Конституции, а от грамотной экономической политики, от эффективной работы хозяйственного механизма, последовательных действий и ответственности Правительства. Эффективность любой программы действий зависит прежде всего от верной оценки конкретных причин кризиса, подсчета оставшихся в нашем распоряжении ресурсов, анализа действительно имеющихся в нашем распоряжении производительных сил. Только из этого может и должна рождаться эффективная программа действий. Ничего этого у нас сегодня нет.

Долгое время причины кризисных явлений в экономике объяснялись тем, что система управления является командно-бюрократической, что имеется сопротивление антирыночников и соответственно действия сводились к разрушению социалистической системы народного хозяйства и рекламе рынка американского образца. Предлагалось подождать 400-500 дней, а затем наступит земной рай. Фактически же на этом этапе вырабатывались и отрабатывались конкретные действия по развалу экономики, развращению трудового человека, превращению его в тунеядца и спекулянта без роду и племени. Ни к какому нормальному рынку никто не сделал ни одного шага.

Рыночный механизм эффективно работает только при избытке товаров, а все действия сводились к сокращению их производства. Поверить, что все это делалось целенаправленно, а не от недостатка компетентности, нормальный человек в то время просто не мог. И наша директорская оценка событий была сугубо конкретной: недоработана статья закона, совершена определенная ошибка.

В 1992 г. ситуация изменилась. Система управления народным хозяйством была в основном разрушена; августовским путчем и беловежским сговором было устранено единое экономическое пространство, отработаны эффективные действия по развалу промышленности и сельского хозяйства, оболванен народ, обрели уверенностьв безнаказанности иностранные советники и спонсоры перестройки, получил право гражданства спекулятивный капитал. Разрушение отечественной промышленности и сельского хозяйства, ограбление России приняли системный характер.

Наибольший вред был нанесен финансовой системе в результате разрушения единой банковской системы, отпуска цен при дефиците товаров, искусственного соотношения рубля и доллара, спровоцированной взаимозадолженности предприятий, налоговой инвестиционной политики, разрушающей товаро-производство.

Удар по производству наносился созданием недееспособных и дефектных структур управления, дискредитацией директорского корпуса, принудительной реорганизацией, раздроблением предприятий и колхозов, беспрецедентной кадровой политикой.

Особая роль в ограблении предприятий и народа была отведена Госкомимуществу. Параллельно с этим продолжались накопление спекулятивного капитала, преступная распродажа госимущества, поощрение всех видов криминала. Такие же махинации, как с рублем, делаются и с СКВ. Начался массовый вывоз за рубеж материальных ценностей и сырьевых ресурсов. Оценка событий давалась нами, начиная с апреля 1992 г. Вспомните заставившее "завибрировать" гайдаровскую команду заявление воронежских директоров, решение сьезда товаропроизводителей. Предлагаемые нами меры сводились в основном к нейтрализации дестабилизирующих действий Правительства без вмешательства в глубь концепций политики реформ. И тем не менее эти меры тогда еще могли остановить развал.

И сейчас Правительство работает полностью старыми средствами и методами. До сих пор не разработан даже примитивный план действий. Инвестиции направляются исключительно в сырьевой сектор и по пути разворовываются, из страны вывозятся сырьевые ресурсы, а ввозится чужая, явно ненужная продукция. Особо пагубным для экономики представляется бездумный или преступный отпуск цен на энергоносители.

В машиностроительном секторе Центрально-Черноземного региона структура платежей в среднем такова: развитие производства - менее 1%, прямые налоги - 22-30%, материалы и комплектующие- 15-20%. зарплата - 15-18%, плата за энергоресурсы - 35-40%. Это в июле. В августе с учетом повышения цен на уголь, газ и электроэнергию процент выплат за энергоресурсы повысится до 57-63%.

Цены на энергоресурсы - это же самообман. Повышая их, мы не спасаем энергодобывающую промышленность и губим все остальное. Этот комок цен растет точно так же, как снежный ком. Это не благо для энергодобывающих отраслей, а гибель для всей промышленности России. Поэтому должно быть регулирование цен на энергоносители. Во всяком случае, до нового года нужно заморозить цены на все виды энергоресурсов.

В этой связи у руководителей предприятий есть пять вариантов действий.

1. В 4-5 раз повысить цену на свою продукцию, понимая, что спрос на нее в связи с неплатежеспособностью потребителей упадет в той же пропорции.

2. Полностью отказаться от закупки материалов и комплектующих, т.е. остановить предприятия через один-три месяца.

3. На 10% снизить зарплату. Сейчас ее уровень в регионе у машиностроителей - 25- 44 тыс. руб. (средняя зарплата), у электронщиков - 15-20 тыс. руб. Эти предприятия уже стоят. В энергоснабжающих организациях - свыше 50 тыс. руб., а на ликеро-водочных заводах - до 100 тыс. руб. Увеличение стоимости энергоресурсов в 3-5 раз поднимет цены на продукты первой необходимости. Можно ли в этих условиях снижать зарплату?

4. Объявить суверенитет экономических регионов, восстановить в них плановое хозяйство, прекратить уплату налогов, перейти на натуральное хозяйство и прямые связи. И наконец,

5. Прежде всего кончить разговоры о продолжении политики реформ, в два-три месяца разработать и принять концепцию управляемой экономики России. Это стратегия. Тактика - ввести чрезвычайные меры по стабилизации экономики.

Вполне очевидно, что первые три варианта тупиковые. Все они ведут к социальному взрыву и непредсказуемым последствиям. Четвертый вариант, т.е. суверенизацию в ряде регионов уже осуществляют. Достаточно напомнить, что из Воронежа в Центр уходит 59% налоговых сумм, а из Казани - менее одного. Этот путь в конце концов приведет вначале к экономическому объединению, а затем и к политическому. Но путь этот долог и мучителен.

Пятый вариант представляется все-таки наиболее целесообразным, сжатым по срокам и наиболее "бескровным". В стратегическом плане мы предлагаем курс на управляемую экономику, т.е. переход к формам и методам хозяйствования, обеспечивающим создание конкурентоспособной экономики и социально стабильного общества за счет четкой постановки целей, имеющихся в стране, средств и ресурсов, создания действительно работающего хозяйственного механизма, опоры только на высокие технологии.

Предлагаемая новая противозатратная государственно-корпоративная модель макроэкономического регулирования основывается на базе национальных производительных сил и собственных материально-технических ресурсах. Концепция разработана. На ее основе в сжатые сроки может быть составлена долгосрочная экономическая программа.

Вот некоторые важнейшие тактические меры. необходимые для стабилизации экономики.

1. Передать всю полноту экономической власти, включая проведение стабилизирующих действий неэкономического характера, Правительству.

2. Внешнюю политику России подчинить исключительно интересам экономики.

3. Ввести жесткую государственную монополию внешней торговли, прекратить внегосударственный обмен и хождение иностранной валюты на внутреннем рынке. Все имеющееся ресурсы передать исключительно российскому товаропронзводителю. Создать приоритет товаропроизводителей перед теми, кто занимается другими видами деятельности, подчинить этому налоговую и инвестиционную систему.

4. Немедленно и полностью прекратить "чубайсовскую прихватизацию", взять под контроль деятельность комитетов по имуществу.

5. Восстановить, пусть с определенной рассрочкой, государственные гарантии населению: право на труд, образование, отдых и имущество.

6. Реализовать решения по конверсии л части спасения и использования потенциале" высоких технологий.

7. Принять под покровительство России национальные территориальные образования, руководители которых на основании воли своих народов обращаются к нам за помощью.

Эти мероприятия не просты в реализации, многие из них будут встречены "в штыки" иностранными покровителями и собственной "компрадорией". Но чем позже их начнем, тем труднее и болезненнее они пойдут. Их не просто поддержит - их ждет народ России. Директорский корпус, безусловно, возьмет на себя основное бремя их реализации.

Насколько эта программа обеспечена ресурсами? Россия обладает уникальными по составу. и объему сырьевыми ресурсами практически во всех сферах производства. В пересчете на душу населения в 1991 г. мы произвели больше, чем в среднем в мире:

  • пшеницы - в 2,6 раза,
  • нефти - в 4,6 раза;
  • газа-в 12 раз;
  • продукции машиностроения - в 3,6 раза.
Этих ресурсов вполне достаточно для производства продукции, полностью удовлетворяющей потребности населения России и защиту ее интересов за рубежом. У нас достаточно и финансовых ресурсов, просто эти ресурсы трудно взять при неуправляемости и криминальной распущенности. Приведу два примера.

За счет налогообложения в 1986 г. один работник производства содержал 0,4 чел. за пределами предприятия, а в 1992 г. - 1,6 чел. (т.е. число тех, кто "с ложкой", увеличилось ровно в 4 раза). Это что, не резерв повышения жизненного уровня населения? Давайте заставим всех работать.

Возьмите искусственный курс рубля по отношению к доллару. Это миллиардные утечки за границу богатства России. Нашим средствам производства в последние годы нанесен огромный ущерб, но мы еще обладаем производственным потенциалом, достаточным для самостоятельной индустриальной политики. И наконец, производительные силы общества. Выход из тупика возможен, если в качестве основных производительных сил сделать ставку на позитивное, активное большинство населения, на товаропроизводителей села и города, директорский корпус. Производство, материальные ценности находятся в наших руках. Все активнее ищут с нами контактов и патриотически настроенные предприниматели.

В Новосибирске стоит авиационный завод им. Чкалова; наполовину простаивает приборостроительный завод - уникальное предприятие нашей страны, выпускающее оптику; простаивает электромеханический завод - это предприятие, которое выпускало гироскопы для нашей обороны. Стоит, по сути дела, электронная промышленность. Стоит промышленность полупроводников.

Мы сейчас практически уничтожаем свою промышленность, а это - достояние национальное, и государство этим должно дорожить.

Если мы потеряем науку, то мы потеряем нашу Россию, потеряем экономику, потеряем сельское хозяйство навсегда.

Посмотрите, какая ситуация сложилась с конверсией. По сути дела, вопросы конверсии - это вопросы нашей экономики. И если мы будем также задерживать финансовые средства, направляемые на конверсию, то только усугубим положение. Ведь нельзя же перестроить наше уникальное производство, уникальное по технологии и по кадрам, и получить народнохозяйственную прибыль, не вложив туда капитал.

Налоговая система душит сельское хозяйство, душит производство, и поэтому нужно на 50% сократить налоги. Это вроде бы против бюджета, но это не так. Если мы сейчас облегчим налоговое бремя, то оживим производство - и промышленное, и сельскохозяйственное, - потому что сейчас у нас не хватает оборотных средств на приобретение сырья и материалов. А останавливая производство, мы не даем в бюджет государства ни копейки.

Надо четко говорить, что как таковых реформ нет, а есть губительные эксперименты над Россией. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]