Наши интервью
Обозреватель - Observer


 

КОЛЬСКОЕ ЗАПОЛЯРЬЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ


    ЕВДОКИМОВ ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ. Глава администрации - губернатор Мурманской области с декабря 1996 г. (в марте 2000 г. переизбран вновь губернатором); член Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

    Евдокимов Ю.А. родился 1 января 1946 г. в г. Клевань Ровенской области УССР; окончил Днепропетровский инженерно-строительный институт по специальности "инженер-механик". 1963-1970 - электрослесарь, мастер по ремонту оборудования, наладчик сборочного цеха Запорожского электровозоремонтного завода; 1972-1974 - старший инженер, прораб Запорожского НИИ строительного производства; 1974 - механик, прораб, старший прораб треста "Ковдорстрой" Мурманской области. 1974-1984 - инструктор, заведующий промышленно-транспортным отделом, секретарь, второй секретарь Кировского горкома КПСС Мурманской области; 1984-1990 - заведующий отделом строительства, секретарь Мурманского обкома КПСС. 1990-1994 - председатель Мурманского областного Совета народных депутатов. 1994-1996 - генеральный директор Мурманского филиала АО "Акционерная финансовая корпорация "Система".

    Евдокимов Ю.А. является председателем Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области, членом правления Российского союза промышленников и предпринимателей, председателем областного Детского фонда.

    Он награжден орденом "Знак Почета", орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени, четырьмя медалями. Женат, имеет сына и дочь; увлекается рыбной ловлей, футболом и волейболом.

Юрий Алексеевич, каково, на Ваш взгляд, социально-экономическое положение Мурманской области в 90-х годах по сравнению с 80-ми и ее перспективы?

Отличительной чертой 80-х годов было поступательное развитие хозяйственного комплекса области: существенно наращивали объемы производства ведущие предприятия горной промышленности, что позволяло не только удовлетворять внутренние потребности страны в агрохимическом и слюдяном сырье, цветных металлах и другой продукции заполярных недр, но и в значительных количествах экспортировать их. Мы до сих пор с удовлетворением отмечаем, что в те годы опережающими темпами развивались рыбная промышленность, машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, вводились производственные мощности практически на всех предприятиях области.

Область относилась к регионам с устойчивой занятостью населения. Приток мигрантов из других регионов страны постоянно пополнял резервы рабочей силы.

80-е годы характеризовались относительно стабильным благосостоянием населения Кольского Заполярья при общем невысоком качестве жизни. Ежегодный рост среднедушевых денежных доходов населения составлял в среднем 2-3%. Основная масса населения находилась в одинаковых экономических условиях и имела равные социальные гарантии: бесплатное медицинское обслуживание и образование, достаточное пенсионное обеспечение, доступные для всех цены на услуги, товары потребления и пр.

Экономические реформы, начатые в конце 80-х годов, не были подкреплены четко сформулированной Концепцией развития Севера, а также финансовыми и материальными ресурсами, необходимыми хотя бы для сохранения накопленного социально-экономического потенциала.

Это привело к тому, что уже на рубеже 80-90-х годов в экономике области произошли серьезные негативные изменения, проявившиеся в низкой эффективности производства, в слабой конкурентной способности многих видов продукции, в отсутствии инвестиций, в резком ослаблении государственного влияния на деятельность предприятий и развитие отраслей экономики, в остром дефиците бюджета.

Распавшиеся производственные связи ухудшили материально-техническое обеспечение предприятий и разрушили технологическую цепочку переработки сырья.

Уже в 1991 г. ведущая отрасль народного хозяйства - промышленность впервые допустила спад объемов производства.

Начиная с 1993 г. стремительно нарастала убыточность производства. К 1996 г. оказались нерентабельными главные отрасли региона - черная и цветная металлургия, рыбная промышленность, предприятия которых являются градообразующими. Прекратили существование целые сектора экономики: крупнопанельное домостроение, рыбо- и лесопереработка. На месте некогда крупнейшего в Европе рыбокомбината и морского рыбного порта, крупных леспромхозов осталось несколько мелких предприятий. Постоянно снижался государственный заказ на крупных предприятиях оборонного комплекса.

Положение в производственной сфере, наряду со снижением роли компенсационных факторов в условиях Крайнего Севера незамедлительно сказалось на демографической ситуации. Началась массовая миграция населения, "пик" которой пришелся на 1992 г., - из области выехало 63 тыс. чел., а прибыло лишь 37 тыс. При этом в структуре выбывших 70% составили лица трудоспособного возраста. Увеличился контингент лиц пенсионного возраста, не имевших материальных возможностей покинуть Север.

На протяжении 90-х годов число жителей области уменьшилось почти на 189 тыс. чел. Ухудшилось благосостояние населения, произошло резкое его расслоение по уровню получаемых доходов. Обострилась ситуация на рынке труда. Уровень безработицы достиг в 1996 г. 6,7%.

В условиях социально-экономического кризиса требовалось принятие экстренных мер, и прежде всего организационно-технического порядка, так как и областной бюджет, и большинство предприятий не имели свободных ресурсов для модернизации, переоснащения промышленности и сельского хозяйства.

В начале 1997 г., не ожидая позитивных изменений в Центре, нами была подготовлена и принята программа, направленная на скорейшее прекращение спада производства и уровня жизни населения за счет мобилизации внутренних ресурсов области, изменения системы управления и региональной бюджетной политики.

Стержнем экономической политики администрации области стала реальная помощь конкретным предприятиям. Мы помогли им избавиться от недобросовестных партнеров, установить контакты с холдинговыми структурами, на время облегчили налоговую нагрузку, предоставили отсрочки и льготы по некоторым платежам. Существенно подкрепил эту политику Договор и 17 соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Мурманской области и органами государственной власти РФ, подписанный мной и Президентом России Б.Н.Ельциным в октябре 1997 г.

В результате реализации программы удалось создать предпосылки для последовательной нормализации экономической ситуации, добиться устойчивой тенденции роста промышленного производства. Потребительский рынок постепенно начал насыщаться продукцией местных товаропроизводителей, сокращались темпы инфляции, появились предпосылки для нормализации положения в финансово-бюджетной сфере.

Отошли от опасной черты, грозящей банкротством, и получили хорошие перспективы развития многие предприятия полуострова. Удалось избежать обвального высвобождения работающих, стабилизировать обстановку с выплатами государственных пенсий, заработной платы работникам бюджетной сферы.

Объективные итоги социально-экономического развития области последних лет свидетельствуют о правильности выбранной экономической политики.

Уже в 2000 г. бюджет области исполнен с профицитом в размере 187 млн. руб., или 3,6% по отношению к собственным доходам. Рост доходов консолидированного бюджета области составил 1,4 раза, более 90% собственных доходов бюджета поступили "живыми" деньгами.

По предварительным итогам выпуск промышленной продукции за минувший год увеличился на 7,5%. Впервые за 10 лет реформ возросли инвестиции в основной капитал. На многих крупных предприятиях после длительного перерыва начали вводиться новые мощности.

Мне приятно заметить, что 2000 г. стал переломным в социальной жизни области - динамика социальных показателей приобрела положительный характер: растут реальные доходы населения, повышается платежеспособный спрос, замедляется рост цен, значительно сокращается число "бедных" жителей, снижается задолженность по заработной плате, ликвидирован долг по пособиям безработным.

Улучшается ситуация на рынке труда. Уровень безработицы снизился против прошлых лет и составляет 3,6%. Увеличивается потребность предприятий и организаций в работниках. Растут заработная плата, пенсии. Как следствие, сокращается доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Улучшается благосостояние населения.

Все сказанное здесь дает нам основания уверенно смотреть в будущее. И хотя проблем еще остается с избытком и в экономической и в социальной сферах (многие из них являются зеркальным отражением общегосударственных проблем), убежден, что в наступившем году мы сможем закрепить наметившиеся положительные тенденции.
 

В экономике Мурманской области предприятия цветной металлургии занимают значительное место. Можно ли говорить о повышении эффективности их работы в последние годы?

Мурманская область - один из наиболее развитых горно-рудных регионов России.

Здесь сосредоточены крупные источники важнейших видов минерального сырья, создан мощный горно-промышленный комплекс (ГПК), обеспечивающий потребности России, %:

    фосфаты - 95,

    флогопит и вермикулит - 80-90,

    мусковит, нефелиновое и керамическое сырье - 35,

    железо - 12,

    цирконий - 100,

    никель, медь, кобальт - 15-40.

Отсюда страна получает в значительных количествах благородные, редкие и редкоземельные металлы. Минерально-сырьевые ресурсы представлены преимущественно крупными месторождениями технологически освоенных комплексных руд, имеются предпосылки для вовлечения в эксплуатацию рудных объектов с нетрадиционными для региона источниками сырья (хром, титан, руды цветных, редких и благородных металлов, нерудные ископаемые).

Более 60% производства промышленной продукции в Мурманской области обеспечивают предприятия ГПК, поэтому тенденции подъема экономики напрямую связаны с развитием этих предприятий.

Все предприятия ГПК области являются градообразующими, поэтому их финансовое положение в значительной мере определяет уровень и состояние производственной и социальной инфраструктуры, а также уровень занятости, обустройства и благосостояния населения.

Осуществляемый с начала 90-х годов перевод экономики России на рыночные методы хозяйствования сопровождался спадом объемов производства в горно-промышленном комплексе Кольского полуострова, либерализацией цен и тарифов, кризисом платежей, ухудшением финансового положения предприятий и снижением жизненного уровня трудящихся.

За период реформ общий объем добычи руд сократился более чем в 2 раза, а вскрышных работ - в 3 раза. Соответственно сократилось производство основных видов горно-промышленной продукции.

Наиболее глубокий спад объемов производства основной продукции Кольского ГПК пришелся на 1993-1994 гг. (сокращение производства апатита в 2,7 раза, никеля - почти в 2 раза, железорудного концентрата - на 40%). Возникли проблемы с поддержанием рудной базы, обновлением оборудования, пополнением оборотных средств, выполнением обязательств перед бюджетами всех уровней, особенно в условиях кризиса платежей.

Тем не менее в последние четыре года отмечается стабилизация и заметный прирост производства цветных металлов, апатитового и бадделеитового концентратов, алюминия, молотой слюды, других видов продукции.

Такие предприятия, как "Кольская горно-металлургическая компания" "Печенникель", "Северникель" и особенно "Кандалакшский алюминиевый завод", наращивают объемы производства.

Успешно работает одно из ведущих предприятий области - ОАО "Апатит". В рейтинге 100 крупнейших предприятий Северо-Запада России за 2000 г., по данным журнала "Эксперт", оно занимает 12-е место. Объем производства апатитового концентрата в 2000 г. по сравнению с 1995 г. увеличился в 1,3 раза.

Деятельность ОАО "Апатит" нельзя рассматривать без взаимосвязи с промышленностью и сельским хозяйством России в целом. За последние 5-8 лет внесение фосфорных удобрений на поля России сократилось примерно в 12 раз, что привело к падению урожайности зерновых с 17 до 9 ц/га. Именно поэтому одной из приоритетных задач является восстановление внутреннего рынка апатитового концентрата. Это возможно путем консолидации всех предприятий агропромышленного комплекса с созданием крупных вертикально интегрированных структур в форме агропромышленных объединений. В 1999 г. такая структура была создана - это ассоциация производителей фосфорных удобрений "Фосагро", основной целью которой является развитие отечественной промышленности по производству минеральных удобрений.

Проблемы микроэкономического уровня в основном связаны с комплексным использованием добываемой руды. Комплексное использование апатитонефелиновых руд может стать источником дополнительных доходов предприятия и всего региона, а также улучшить экологическую обстановку.

Важность успешного функционирования созданного мощного экспортно-ориентированного ГПК для экономики области и России в целом обусловливает настоятельную необходимость разработки основных направлений его структурных преобразований и государственной поддержки.

Прежде всего должны быть созданы нормальные социально-экономические условия для работы предприятий ГПК на основе оптимизации налоговой, таможенной и тарифной политики на федеральном и региональном уровне, проведения реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетами и внебюджетными фондами, создания условий для привлечения инвестиций в производство.

На основе маркетинговых исследований наши предприятия уже работают над стратегией, обеспечивающей, как минимум, сохранение достигнутой позиции на мировом рынке соответствующей сырьевой продукцией, а также возможность проникновения на новые рынки сбыта (Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, Канада и др.).

Задачи органов государственной власти в этой связи мы видим прежде всего в создании благоприятных условий для привлечения инвестиций на поддержание и замену устаревшего оборудования, внедрение технологических и организационных нововведений с целью снижения издержек и выпуска продукции с улучшенными потребительскими свойствами, пользующейся повышенным спросом на рынке.

Важнейшей предпосылкой стабилизации и развития Кольского горно-промышленного комплекса является долгосрочная ресурсная обеспеченность разнообразными видами минерального сырья (в эксплуатируемых месторождениях и перспективных рудопроявлениях). Именно она позволит производить широкую номенклатуру высококачественных (в том числе уникальных) видов продукции, пользующейся повышенным и относительно устойчивым спросом как на мировом, так и на расширяющемся в последние годы внутреннем рынке.
 

Каковы перспективы рыбного промысла, развития Мурманского рыбного порта, рыболовецких хозяйств, обеспечения их промысловыми судами? Ваши взаимоотношения с Госкомрыболовством?

Рыбохозяйственный комплекс остается одним из крупнейших в системе отечественного рыболовства. На его долю за последние 8 лет приходилось от 8,5 до 18% производства рыботоваров и объемов добычи водных биоресурсов по стране.

В настоящее время в области зарегистрировано 11 крупнейших пользователей водных биологических ресурсов, объединяющих 120 предприятий различного профиля и назначения рыбного хозяйства.

По нашему мнению, сегодня имеет место определенный "перекос" в использовании сырьевой базы. Значительно возрос пресс добывающего флота на рыбные ресурсы Баренцева моря. В 1991-1998 гг. удельный вес биоресурсов Баренцева моря в общем вылове флотом Северного бассейна в среднем составлял 45%.

Промысловый флот в области насчитывает 313 единиц морских судов с неограниченным районом плавания. На его долю приходится более 85% общей стоимости основных производственных фондов. В 90-е годы возникла некоторая избыточность флота в связи с резким сокращением лова в отдаленных районах Мирового океана, произошло его старение.

В развитии рыбной отрасли Мурманской области в 90-е годы можно выделить два этапа. На первом этапе промысел сосредоточился в основном в Северо-Восточной Атлантике и шло снижение вылова. На втором этапе после стабилизации и приспособления к новым условиям общий вылов судами повышался.

Общий объем вылова рыбы в 2000 г. составил более 900 тыс.т, что значительно превышает уровень прошлых реформенных лет.

Вместе с тем в связи со снижением запасов морских биоресурсов Баренцева моря стратегия ведения рыбного хозяйства требует от нас пересмотра в сторону развития марикультуры, товарного рыбоводства и рыболовства во внутренних водоемах и в прибрежной зоне.

Благодаря мерам, принятым администрацией области, наметился экономический подъем рыбохозяйственного комплекса области, удалось частично повернуть суда с рыбой в родной порт. В минувшем году в Мурманский рыбный порт поступило почти 400 тыс. т рыбы и рыбопродукции, что в 2 с лишним раза превысило уровень 1998 г.

С целью выявления и устранения препятствий на пути рыбного сырья от промысла до российского потребителя мы создали в декабре 1998 г. ОАО "Мурманский губернский флот". Он успешно отработал уже 2 года на общих основаниях, выполняя основную задачу - обеспечение мурманчан рыбой.

Рыбная отрасль региона за годы реформ стала экспортоориентированной. Во второй половине 90-х годов внешнеторговая деятельность рыбной отрасли области преобладает в хозяйственной деятельности. В основном экспорт рыбной продукции осуществлялся в Норвегию, куда в 1999 г. было направлено 55% всей экспортируемой рыбы.

Что касается Мурманского морского рыбного порта, то его производственные мощности позволяют перерабатывать в год 3,5 млн. т грузов, в том числе 1,3 млн. т рыбопродукции. С целью вывода порта из кризисного финансового положения 2 года назад был разработан бизнес-план и проведена работа по реорганизации его структуры. Более того, возобновление промысла мойвы позволило порту в 1999 г. увеличить общий грузооборот на 82% и впервые за 9 лет получить прибыль.

Для дальнейшего развития рыбного порта в настоящее время проводится обновление перегрузочной техники, реконструкция причальной линии и кранового хозяйства, теплосетей и котельной, нефтеперегрузочного комплекса и проведение дноуглубительных работ. Рассматривается портом и комплекс мероприятий, направленных на снижение затрат и освобождение финансовых средств для осуществления капиталовложений.

Сложными, труднорешаемыми остаются вопросы обновления и модернизации рыбопромыслового флота. Несовершенство кредитно-банковской системы и отсутствие собственных финансовых средств у судовладельцев не позволяют пока осуществить это. Тем не менее мы активно способствуем продвижению проектов использования предприятий ВПК для судостроения и судоремонта в рамках государственной конверсионной программы. К примеру, судоремонтным заводом "Нерпа" за короткий срок произведено переоборудование судна СТР типа "Альпинист" в морозильную плавучую фабрику. На очереди - строительство судов нового проекта.

Не остаются без внимания и существующие судоремонтные мощности региона. Наращивает объем услуг созданное на базе "Мурманской судоверфи" судоремонтно-доковое предприятие.

Вместе с тем проблемы кардинального обновления рыболовного флота - это задача не только региона, но и государства. Полагаю, что в этом вопросе правительство обязано принять соответствующие решения по оказанию финансовой поддержки рыбной отрасли Северного бассейна.

Взаимоотношения между администрацией области и Госкомрыболовством России основаны на положениях "Договора о координации и совместной деятельности Комитета РФ по рыболовству и администрации Мурманской области по вопросам государственного управления рыбным хозяйством" от 14 декабря 1993 г. и на положениях "Соглашения между Правительством Российской Федерации и Администрацией Мурманской области о разграничении полномочий по вопросам владения, пользования и распоряжения водными биологическими ресурсами" от 30 октября 1997 г.

Говоря откровенно, далеко не всегда наши взаимоотношения отвечают духу этих документов и, следовательно, интересам региона. Здесь нам предстоит еще немало потрудиться вместе с депутатами Госдумы и сенаторами Федерального Собрания РФ.
 

Мурманск - начало Северного морского пути. В последние годы только западная часть его и функционировала. Но возникли проблемы с ледовой разведкой, проводкой караванов, метеостанциями. Решаются ли эти проблемы? Можно ли ждать, что СМП возобновит свою работу в прежних объемах?

Область с учетом уникального географического положения региона и возможностью круглогодичной навигации по праву считается Северными воротами России, основным базовым районом освоения Арктики, начальным пунктом транзита по Северному морскому пути (СМП).

Стратегическое значение СМП в экономическом развитии России как великой морской державы связано с перспективным освоением природных ресурсов Арктики, запасы которых, по прогнозным оценкам, уже в XXI в. станут основной сырьевой базой планеты. Более того, в новом тысячелетии он может стать одним из важнейших путей выгодного перемещения грузов между Европой и Азией, так как протяженность морской трассы через Северный Ледовитый океан составит 6600 миль, что почти вдвое меньше ныне действующего маршрута через Суэцкий канал (11 400 миль).

СМП играет важную роль в социально-экономическом развитии арктических регионов страны. ОАО "Мурманское морское пароходство" - единственная российская судоходная компания, способная работать в Арктике круглый год, обеспечивая с помощью уникального гражданского атомного ледокольного флота круглогодичную навигацию в западном секторе трассы СМП.

Навигационная безопасность плавания судов по трассе СМП обеспечивается сегодня за счет развертывания береговых контрольно-корректирующих станций, обеспечивающих работу глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GРS в дифференцированном режиме. В настоящее время 4 станции в Карском море введены в опытную эксплуа-тацию, остальные 8 станций должны быть развернуты в восточном секторе Арктики.

В перспективе совершенствование гидрометеорологического обеспечения должно осуществляться на основе спутниковых систем получения ледовой и гидрометеорологической информации и сети автоматических метеостанций.

Максимальные объемы перевозок по СМП были достигнуты в 1987 г. - 6,58 млн. т. Работа СМП была рентабельной до 1991 г. при объеме перевозок, превышающем 4,0 млн. т. К сожалению, в последние годы грузопоток через арктические моря существенно снизился и составляет менее 2,0 млн. т в год.

По прогнозным оценкам, в ближайшем будущем помимо традиционных грузопотоков в Арктике ожидается появление новых крупномасштабных морских перевозок, связанных с освоением месторождений нефти и газа Печорского бассейна и Карского моря.

С учетом перспектив экономического развития СМП прогнозируемые грузоперевозки в Арктике к 2005 г. достигнут 4,0 млн. т, в 2010 г. - 12,0 млн. т, к 2020 г. - 50,0 млн. т в год. В связи с этим потребуется не только задействовать весь имеющийся ледокольный флот, но и форсировать пополнение его ледоколами нового поколения.

Надеюсь, что перспективное развитие СМП, его превращение в регулярно действующую международную трансокеаническую и трансконтинентальную магистраль будет способствовать созданию благоприятных условий для динамичного развития северных регионов и России в целом.
 

В Мурманской области находится один из известнейших центров РАН. Как обстоят дела с научными кадрами, их пополнением и преемственностью поколений? Совершенствуется ли материальная база науки?

Несколько лет назад президиум РАН положительно отнесся к нашему предложению использовать Кольский научный центр (КНЦ) в качестве опорной базы для проведения фундаментальных исследований в Западной Арктике. 

Президиум КНЦ не упустил этой благоприятной возможности и сделал все возможное, чтобы в полной мере воспользоваться обещанным "режимом благоприятствования". В частности, была сохранена повышенная величина квоты КНЦ в базовом бюджетном финансировании РАН:

Численность научного персонала КНЦ составляет всего лишь 1,2% от общей численности исследователей РАН, тогда как доля базового бюджета КНЦ установилась на уровне 2,4-2,6%, что позволяет не только выплачивать научному персоналу КНЦ северные надбавки, но и содержать более развитую, чем в среднем в российской научной сфере, сервисную и социально-бытовую инфраструктуру. В среднем по России соотношение исследовательского и вспомогательного персонала примерно 1:1, а в КНЦ это соотношение сохраняется на уровне 1:2.

Помимо повышенной квоты в базовом бюджете КНЦ регулярно подпитывался целевыми средствами: в 1995-1999 гг. было получено более 13 млн. руб., что увеличило бюджет КНЦ на 5%. Кроме того, по германскому кредиту в КНЦ было поставлено аппаратуры и оборудования на 37 млн. руб. и вне квот в 1999 г. был выделен японский полиграфический комплекс "Хамада" стоимостью 38 тыс. долл.

Целевые средства были использованы для модернизации оборудования и исследовательских судов, приобретения уникальных приборов и частично для проведения капитального ремонта зданий, в то время как все базовое финансирование приходилось тратить на "выживание" - на зарплату и оплату электроэнергии, тепла и коммунальных услуг.

В результате целевой поддержки в КНЦ появились самые современные масс-спектрометры и электронные микроскопы, мультимедийный класс для обучения иностранным языкам и компьютерные комплексы для применения ГИС-технологий, системы спутниковой навигации и новейшая аппаратура для автоматизированных измерений и регистрации геофизических параметров природной среды. Часть целевого финансирования использована для проведения экспедиционных работ. При этом их география была резко расширена - от Северного полюса до Азовского моря и от берегов Канады до Чукотки. Удалось сохранить в рабочем состоянии опытные станции КНЦ на Шпицбергене и Земле Франца-Иосифа, в Амдерме, Карелии и Архангельской области. Расширен Кольский геодинамический полигон и организован Приимандровский комплексный полигон эколого-геофизического мониторинга.

В Мурманске открыт первый в Арктике океанариум, организованы опытные участки для работы с морскими животными в Кольском заливе. Несмотря на острый дефицит средств, удалось сохранить уникальные коллекции интродуцированных растений, создать новый дендропарк под Апатитами и опытные плантации медицинских растений на побережье Белого моря.

Морские исследования КНЦ ведутся в тесной координации с "Полярным научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М.Книповича".

Конечно, сделано не все, что задумано, потому что в течение последних пяти лет КНЦ не выделялись средства на капитальное строительство. Поэтому простояли законсервированными все эти годы недостроенные здания больницы и жилого дома, не шла даже речь о строительстве новых лабораторных корпусов. Единственным светлым пятном на этом фоне служит полученный в конце 1999 г. целевой фонд в 575 тыс. руб. для покупки квартир для сотрудников КНЦ в Апатитах, Кировске и Мурманске.

Следует подчеркнуть, что в последние годы была преодолена наконец-то тенденция к разрушению материального и кадрового потенциала Центра, остро проявившаяся в годы "гайдарономики", когда за 3 года Центр потерял около 40% сотрудников.

За 1995-1998 гг. общая численность работников Центра понизилась на 147 чел. и после этого стабилизировалась. Еще меньше потерь произошло среди научного персонала. При этом отчетливо проявилась тенденция к увеличению доли докторов наук в научном коллективе Центра. Наиболее отрадным фактом в кадровой ситуации следует, наверное, признать возрождение аспирантуры Центра. У всех в памяти глубокий кризис аспирантуры 1994-1995 гг., когда число аспирантов упало до 32 чел., а соискателей - до 11. Итоги 1999-2000 гг. убедительно говорят о том, что Центру удалось решить проблему вовлечения творческой молодежи в науку. Более того, впервые в истории Центра численность обучающихся в аспирантуре вдвое превысила число докторов наук. Эта "рекордная" цифра высвечивает и тот огромный потенциал, который остается пока неиспользованным при подготовке кадров высшей квалификации.

Это обстоятельство позволяет с оптимизмом смотреть в будущее и верить в то, что, объединив свои усилия с вузами Баренц-региона, научный коллектив Центра в недалеком будущем излечится от такого опасного недуга, как прогрессирующее старение.

Нельзя не отметить, что решающую роль в позитивном сдвиге кадровой ситуации сыграло изменение образовательной политики в регионе по инициативе и под влиянием таких энтузиастов в сфере работы с молодежью, как профессор В.А. Путилов, академик РАН Ф.П. Митрофанов, профессор Г.В. Калабин, профессор Г.А. Евдокимова, профессор Н.Е.Козлов, член-корреспондент РАН Г.П. Лузин. Во многом благодаря их настойчивости вокруг КНЦ за пять лет возникла своего рода вузовская оболочка, включающая филиалы Петрозаводского и Мурманского технического университетов, Санкт-Петербургской инженерно-экономической академии.

Возникновение этой "оболочки" имело двойной эффект для укрепления позиций КНЦ в регионе: с одной стороны, ведущие ученые получили возможность заниматься преподаванием и передавать свой опыт молодежи, а с другой - институты КНЦ стали использоваться в качестве базы для студенческих занятий, что компенсировало частично сокращение штатов вспомогательного персонала и дало возможность вовлечь молодежь в научные исследования. В последние годы взаимодействие КНЦ с вузами стимулируется и заметной финансовой "подпиткой" совместных проектов в рамках государственной целевой программы "Интеграция". Все большую роль в международном обмене молодыми учеными начинает играть созданный в Апатитах Международный центр по развитию науки, культуры и образования в Баренц-регионе, получивший известность на Западе как "Nordic Study Centre". 
 

Как складываются отношения Администрации области с командованием Краснознаменного Северного флота?

Скажу сразу - наши отношения с командованием Краснознаменного Северного флота (КСФ) уже давно сложились. Их традиционно отличают глубокое взаимное уважение, постоянная готовность прийти на помощь друг другу, осознание того факта, что только вместе мы можем наладить успешное выполнение флотом специфических задач по охране морских рубежей России на северном направлении.

Развивая добрые традиции и понимая необходимость поддержки североморцев в трудные годы последнего десятилетия, по нашей инициативе и при активной поддержке Совета Федерации в ноябре 1997 г. была создана Межрегиональная ассоциация субъектов РФ и городов, шествующих над кораблями и частями Краснознаменного Северного флота. Прошедшие три года убедительно доказали, что создание Ассоциации было необходимым и совершенно обоснованным шагом. Сегодня она активно взаимодействует с объединениями, соединениями и частями флота.

Мы с удовлетворением констатируем, что уже 130 организаций, городов, областей, краев и республик России шефствуют над кораблями и частями нашего флота. Из 38 именных кораблей 25 получили свое название с момента образования Ассоциации. На них проходит службу более 1000 призывников, направленных из шефствующих регионов.

За три года на Северном флоте побывало 237 шефских делегаций. Морякам-североморцам оказана материальная помощь на общую сумму более 20 млн. руб., передано 22 ед. автотехники, доставлено 800 т различных грузов. В летние месяцы по приглашению шефов в санаториях, домах отдыха, на турбазах отдохнуло более 900 семей военнослужащих.

Большая помощь была оказана членам семей и родственникам погибших моряков-подводников АПРК "Курск". Моральная, материальная, медицинская и техническая поддержка, оказанная областной администрацией, позволила облегчить социально-психологические и экономические последствия гибели АПРК "Курск".

Высоко оценивают на флоте такие наши инициативы, как вручение лучшим надводным кораблям, подводным лодкам, авиаэскадрильям и экипажам самолетов Кубков Губернатора, по итогам боевой подготовки за каждый период обучения, учреждение и вручение лучшим военно-служащим КСФ почетного знака губернатора "За доблестную службу в Заполярье", ежегодное проведение в городе-герое Мурманске рождественского лейтенантского бала, с приглашением молодых офицеров и их жен.

Северный флот активно сотрудничает со структурными подразделениями администрации Мурманской области, и в первую очередь с Комитетом по проблемам военных гарнизонов и социальной защите военнослужащих, Комитетом по связям с общественными объединениями, Отделом по связям с религиозными организациями и гуманитарной помощи.

Активное, деловое сотрудничество установилось между КСФ и Мурманской областной Думой, депутаты которой неоднократно посещали гарнизоны, корабли и береговые части флота, оказывали военным морякам помощь по многим вопросам.
 

Как решаются проблемы, связанные с утилизацией ядерных реакторов подводных лодок?

Особенностью Мурманской области является сосредоточение в регионе выведенных из состава ВМФ атомных подводных лодок (АПЛ).

Из-за длительного содержания в отстое в ожидании утилизации значительное число АПЛ не могут быть отбуксированы на судоремонтные заводы. Из числа содержащихся в отстое на 80% АПЛ отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) из реакторов не выгружено. К 1997 г. из-за отсутствия финансирования по государственному оборонному заказу утилизация АПЛ была практически прекращена.

С 1998 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.05.98 № 518 "О мерах по ускорению утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, выведенных из состава ВМФ, и экологической реабилитации радиационно-опасных объектов ВМФ" Минатом России принял на себя решение всех вопросов, связанных с комплексной утилизацией выведенных из состава ВМФ АПЛ и реабилитации радиационно-опасных объектов ВМФ. В 1998 г. в Минатоме было создано специализированное Управление экологии и снятия с эксплуатации ядерных объектов, которому переданы в оперативное управление финансовые средства программ.

Учитывая исключительную значимость для Мурманской области решения проблем утилизации АПЛ, обращения с радиоактивными отходами (РАО) и ОЯТ, в структуре администрации Мурманской области мы создали Комитет по конверсии, ядерной и радиационной безопасности.

Для формирования инфраструктуры по утилизации АПЛ распоряжением Правительства РФ в Мурманске создано специализированное предприятие по обращению с радиоактивными отходами ("СевРао"). Оно уже начало принимать от ВМФ береговые технические базы.

Могу только приветствовать правильность принятой Минатомом России стратегии на опережающую выгрузку ОЯТ из реакторов АПЛ, подлежащих утилизации. Сейчас у нас есть полная уверенность, что в 2001 г. объемы выгрузки будут не меньше, чем в 2000 г. В дальнейшем планируется поддерживать объемы выгрузки на таком уровне, чтобы в 2007 г. выгрузить ОЯТ из реакторов всех АПЛ, содержащихся в отстое.
 

Как решаются проблемы коренных народов Севера в Вашей области?

Область многонациональна по своему составу. Характерной ее особенностью является то, что здесь проживает коренной народ саами, численность которого на территории Кольского полуострова составляет 2 тыс. чел. (0,14% всего населения области).

У нас в области активно действуют саамские общественно-политические организации (АКС - Ассоциация кольских саамов, (1989 г.) и ООСМО - Общественное объединение саамов Мурманской области (1998 г.), молодежные организации, объединения мастеров по рукоделию, саамских художников, писателей. За последние годы заметно расширились международные контакты АКС и ООСМО, которые теперь имеют статус наблюдателя в Саамской парламентской Ассамблее и являются членами Союза саамов. Кольские саамы принимают участие в работе сессий Рабочей группы ООН по коренному населению и в работе Арктического Совета.

Основой саамской экономики всегда являлись охота, рыболовство, сбор дикоросов и оленеводство. Эти виды деятельности, их комбинации являются жизненно важными для саамского народа. До недавнего времени фактически не существовало правового механизма управления природными ресурсами, необходимыми для жизни саамов. Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов России", принятый в апреле 1999 г., дает возможность регионального законотворчества в части защиты прав коренного народа на управление природными ресурсами своей исконной территории. В этой связи администрацией области принят ряд нормативно-правовых актов, устанавливающих приоритетные права коренных народов Севера в традиционных видах их деятельности - рыболовстве, оленеводстве, хозяйственных промыслах.

Основной территорией компактного проживания саамов в области является Ловозерский район, центр - старинное село Ловозеро. Администрация района постоянно оказывает финансовую, организационную и методическую поддержку общественным саамским организациям, поддерживает в районе деятельность благотворительной организации "Саамская Миссия". С 1998 г. в районе реализуются проект "Улучшение качества питьевой воды в с.Ловозеро" и соглашение с коммуной Карашйок (Норвегия) "О поддержке здравоохранения в Ловозерском районе". Ежегодно в с.Ловозеро проводятся национальные праздники - Праздник Севера, День оленевода, саамские игры, медвежьи игрища.
 

Развивается ли горнолыжный и морской туризм в области? Дает ли он доход в бюджет области?

Область благодаря своему географическому положению и неповторимой северной природе имеет большие возможности для развития туризма.

Горнолыжный курорт в г. Кировске на протяжении многих лет является одним из самых популярных в России. В Хибинских горах имеются отличные условия для катания на лыжах с ноября по май включительно. Это место пользуется большой популярностью не только у туристов - здесь постоянно тренируются спортсмены сборных команд страны по лыжным гонкам и биатлону, проходят чемпионаты России по горным лыжам, сноуборду и фристайлу.

Наиболее популярные трассы освещены, поэтому кататься можно и в полярную ночь. Пик сезона приходится на март-апрель, когда склоны гор покрываются мягким снегом и появляется яркое незакатное солнце. На склонах гор проложено 12 трасс всех категорий сложности. Трассы сертифицированы Международной федерацией лыжного спорта и допущены к проведению соревнований по всем горнолыжным дисциплинам.

Перепад высот на горе Айкуайвенчорр, например, составляет 500 м, а общая протяженность трасс - 30 км. Любители "helicopter-sking" могут заказать вертолет вместе с инструктором. На курорте имеется один канатно-кресельный подъемник протяженностью 1650 м и шесть бугельных подъемников длиной от 900 до 1600 м. В Хибинах есть множество "диких" склонов, не оборудованных подъемниками, катание на которых доставляет массу эмоций любителям горнолыжных приключений.

Число туристов год от года растет. По итогам сезона 2000 г. в Хибинах каталось более 5 тыс. туристов и 2 тыс. спортсменов.

Что касается морского туризма, то после долгого перерыва к Мурманскому берегу вновь стали причаливать пассажирские круизные суда.

В 1998 г. судно "Кристина-Регина" произвело первый заход в Мурманск; в 1999 г. судно зашло дважды, а прошлым летом было совершено 5 заходов судов пассажирского класса: "Кристина-Регина", "Астер", "Альбатрос". Более 1500 туристов из Западной Европы провели увлекательный день в Мурманске. Мурманские туроператоры в лице "Интурист-Мурманск", "Нордморсервис-групп", "Гулливеррус" сделали все возможное для того, чтобы в предстоящем круизном сезоне популярный маршрут Копенгаген - Соловецкие острова (в его части по Мурманской области), стал незабываемым.

К сожалению, возможности морского пассажирского терминала порта Мурманск весьма ограничены. Причал может принимать суда не более 160 м в длину. В необходимых случаях суда большего водоизмещения может принять и морской торговый порт, но там пока нет необходимой инфраструктуры для обслуживания туристов.

Ежегодно из Мурманска отправляется ледокол "Капитан Драницын", чтобы доставить туристов к берегам далекой Антарктиды. Эти туры реализует американская компания "Кварк-Экспедишн", заявки подаются за год-два вперед. Традиционными стали и рейсы атомного ледокола "Ямал" с туристами на борту по маршруту Мурманск - Северный полюс - Мурманск.

Горнолыжный и морской туризм не только позволяет получать доход в бюджет области, но и создает дополнительные рабочие места, загружает инфраструктуру города и области.

Так, доходы Мурманского морского пароходства от морского туризма в 2000 г. по сравнению с 1999 г. возросли примерно на 40%, соответственно увеличились поступления в бюджет от этого вида деятельности.
 

Как развивается приграничное сотрудничество с Норвегией?

На протяжении последних лет сотрудничество области с приграничными губерниями Норвегии (Финнмарк, Тромс) развивалось в рамках концепции "Мурманский коридор". Основной акцент был сделан на улучшении инфраструктуры, сервиса, создании благоприятного инвестиционного климата и условий для развития бизнеса, велась активная работа по вопросам совместного ведения рыбного хозяйства в Баренцевом и Норвежском морях, по организации Технопарка в г. Апатиты.

В состав совместной рабочей группы входят представители администрации Мурманской области, Печенгского района, Регионального фонда поддержки малых предприятий (ФОРМАП), губерний Финнмарк, Тромс, Нурланн, коммуны Сёр-Варангер, Совета предпринимательства коммуны Сёр-Варангер, общества предпринимателей Норвегии.

В развитие сотрудничества в настоящее время продолжаются работы по реконструкции автодороги Киркенес - Мурманск; по осуществлению спасательных работ с использованием спутниковой связи; по реализации совместного проекта переноса российского контрольно-пропускного пункта и координации деятельности между таможенными службами и норвежской строительной организацией.

Регулярно проводятся конференции, встречи за "круглым столом", иные мероприятия, способствующие налаживанию связей в области экономики, привлечению новых участников. В них активное и заинтересованное участие принимают представители таможенной и миграционной служб, налоговой и дорожной инспекций, сертификационные и лицензионные органы.

Рабочая группа в своей повседневной деятельности стремится всемерно помогать развитию предпринимательства в рыбохозяйственном и топливно-энергетическом комплексах. Проект "Путь в Россию", в частности, является одним из основных направлений деятельности в области нефтяной промышленности и инфраструктуры в рамках концепции "Мурманский коридор". В течение нескольких лет представители России и Норвегии участвовали в Конференции нефтегазовых технологий в Хьюстоне (Техас) и выставке "Нефтегаз" в Москве, где сообща представляли регион, его промышленность и сервисную отрасль. Аналогично была образована региональная российско-норвежская группа по вопросам рыбного хозяйства под управлением рабочей группы "Мурманский коридор". Деятельность конкретных предприятий также является заботой этой группы: получили поддержку и активно развиваются такие проекты, как "Ботсфьорд - Териберка", "Развитие молочной продукции - Кольский полуостров", "Дино - Печенганикель", "НоРу Природа", РУСКА (Российско-Скандинавское приграничное сотрудничество), "Условия для российского предпринимательства в Норвегии" и др.

Приграничное сотрудничество выгодно и нам, и норвежцам, а его перспективы - многообещающи.

Спасибо за интервью.

Беседовал главный редактор журнала
В.Штоль

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]