Военно-политические проблемы
Обозреватель - Observer


 

НА ГРАНИЦЕ НЕ ВСЕ СПОКОЙНО



5 февраля 2001 г. состоялась пресс-конференция Директора Федеральной пограничной службы России генерал-полковника К.В.Тоцкого, на которой были подведены итоги служебно-боевой деятельности ФПС России в 2000 г. и намечены перспективы ее развития.

По словам К.В.Тоцкого, обстановка на границе в 2000 г. оставалась сложной и напряженной. В этой связи служебно-боевая деятельность пограничников характеризовалась следующими основными моментами.

Сегодня от Балтики до Тихого океана ежедневно на службу по охране Государственной границы Российской Федерации заступает более 11 тыс. пограничных нарядов, десятки экипажей пограничных кораблей, катеров, самолетов и вертолетов. На всех участках границы пограничники решительно противостоят вооруженным нарушителям границы, контрабандистам, браконьерам, самоотверженно отстаивают интересы России.

Ситуацию на Государственной границе Российской Федерации в 2000 г. можно охарактеризовать как напряженную и динамичную, что отразилось на служебно-боевой деятельности войск и органов Пограничной службы Российской Федерации.

Одна из главных особенностей развития обстановки на границе состояла в том, что в течение 2000 г. пограничники активно участвовали в антитеррористической операции, проводимой федеральными войсками в Северо-Кавказском регионе. Подразделения самого многочисленного в Пограничной службе Итум-Калинского пограничного отряда в настоящее время взяли под охрану участок границы России с Грузией в пределах Чеченской Республики протяженностью более 81 км в полном объеме.

В ходе боевых действий уничтожено несколько десятков боевиков, выявлено и уничтожено 2 базовых лагеря, 2 опорных пункта, более 90 схронов и мест пребывания боевиков, оборудованных для проживания и ведения организованной обороны, изъято более 50 единиц оружия и свыше 30 тыс. различных боеприпасов, а также около 100 кг взрывчатых веществ. Кроме того, у боевиков в Чечне захвачено или уничтожено более 40 единиц автомобильной и другой техники незаконных вооруженных формирований. Освобождены 19 находившихся в заложниках российских граждан. Потери среди российских пограничников составили 4 чел.

Служебно-боевая деятельность пограничников в последнее время в какой-то степени позволила дать отпор целенаправленным попыткам экономического развала нашего государства, расхищения достояния и природных богатств России, существенно приостановить массированное наступление национального экстремизма и международного наркобизнеса.

В 2000 г. войсками и органами ПС РФ во взаимодействии с сотрудниками ЛТК России задержано контрабанды на общую сумму около 52,5 млн. руб. и более 500 тыс. долл. США. Основными направлениями незаконного перемещения грузов и товаров через государственную границу в 2000 г. являлись граница с Украиной и Казахстаном.

Особо тревожит контрабанда наркотиков.

В 2000 г. пограничниками было задержано почти 4,1 т различных наркосодержащих веществ, в том числе почти 900 кг героина. Наиболее остро проблема борьбы с наркобизнесом стоит на таджикско-афганской границе.

На участке Пограничной группы ПС РФ в Республике Таджикистан в 2000 г. предотвращено более 100 вооруженных попыток прорыва наркокурьеров, задержано около 270 нарушителей границы. У них изъято более 3,1 т наркотиков (почти в 6 раз больше, чем в 1999 г.).

Наиболее крупные партии наркотиков задерживали пограничники Московского отряда (июль - 154,4 кг героина, август - 118,6 кг героина и 687,33 кг опия-сырца, сентябрь - 313,35 кг опия-сырца, октябрь - 916 кг опия-сырца, 124 кг героина, декабрь - 182,5 кг героина).

В результате столкновений на границе и обстрелов 4 пограничника погибли и 6 получили ранения.

Особо хочется отметить тот факт, что активные действия пограничников не позволили попасть в наркозависимость и пристраститься к наркотикам более 1 млн. 700 тыс. чел.

В исключительной экономической зоне, территориальном море России в прошлом году ежесуточно осуществляли промысел до 700 россий-ских и 100 иностранных промысловых судов. Это предопределило напряженный ритм службы органов Морской охраны ПС РФ.

В 2000 г. было осмотрено более 15 тыс. российских и иностранных судов, в результате задержано более 400 судов, оштрафовано более 2200 судов. Сумма штрафов и предъявленных исков составила более 178 млн. руб. и более 4 млн. долл. США. У нарушителей изъято более 4,6 тыс. т незаконно добытой морепродукции, конфисковано 5 промысловых судов - нарушителей природоохранного законодательства.

В результате административно-процессуальной деятельности в 2000 г. на счета органов морской охраны поступило 136,1 млн. руб. и 5,9 млн. долл.

Наиболее варварское браконьерство продолжает "процветать" на Каспии, где в 2000 г. пограничникам для локализации инцидентов 15 раз приходилось применять оружие.

В Дальневосточном регионе в прошлом году отмечено 33 факта преследования браконьеров, в 10 случаях из них пограничными кораблями и авиацией применялось оружие.

Следует сказать, что за 2000 г. войсками и органами Пограничной службы РФ задержано более 5900 нарушителей границы. Наибольшее количество задержаний приходится на участки границы с Азербайджаном, Литвой, Грузией, Китаем и Монголией. Кроме того, в прошлом году пограничники задержали свыше 400 ед. огнестрельного оружия, более 50 тыс. боеприпасов и 400 кг взрывчатых веществ.

Органами пограничного контроля в пунктах пропуска через границу пропущено около 79,2 млн. чел., из них более половины - иностранцы, и около 13 млн. транспортных средств.

Выявлено более 3000 чел., пытавшихся проследовать через границу по поддельным и чужим документам, более 123,5 тыс. чел. - с неисправными документами. Не пропущено через границу на законных основаниях более 81 тыс. чел. Выявлено 360 граждан, которым закрыт въезд в Российскую Федерацию.

В 2000 г. по сравнению с прошлыми годами заметно возрос налет часов авиацией ФПС России, который составил чуть менее 20,5 тыс., в том числе на охрану государственной границы и патрулирование исключительной экономической зоны - 9890 час.

В результате было выявлено 20 нарушителей государственной границы и 58 нарушителей природоохранного законодательства. Пограничной авиацией перевезено почти 12,5 тыс. т грузов, осуществлено свыше 400 полетов по санзаданиям, в результате которых было эвакуировано более 700 раненых и больных.

Потенциальную угрозу стабильности приграничных регионов продолжают нести незаконная миграция и так называемая "демографическая экспансия" иностранных граждан. По экспертным оценкам, в настоящее время в России незаконно находится в пределах 1,5 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства.

За последние 5 лет в числе задержанных на границе России нарушителей и незаконных мигрантов оказались граждане более 30 государств, с которыми Россия не имеет общих границ. В 2000 г. при участии пограничников была пресечена деятельность более 50 организованных преступных группировок, специализирующихся на переправке мигрантов.

В 2000 г. в Пограничной службе России успешно решались задачи международно-договорной деятельности. Продолжалась работа, связанная с подготовкой к подписанию договоров о Государственной границе с Эстонией и Латвией, а также к демаркации Государственной границы с Литвой, Латвией и Эстонией. Активно велись переговоры по делимитации сухопутных участков Государственной границы с Казахстаном и Украиной. При делимитации российско-азербайджанской границы согласовано 75% ее общей протяженности, российско-грузинской - 89%. Продолжается переговорный процесс по вопросам правового статуса Азовского моря и Керченского пролива.

С вступлением в силу с 19 января 2000 г. Протоколов-описаний линии государственной границы завершена демаркация Государственной границы РФ с Китаем на ее Восточной и Западной участках.

Результативно развивалось сотрудничество в рамках Совета государств Балтийского моря, ФПС России в качестве председательствующей на его Конференции в прошедшем году провела операции "ЦЕПОЧКА", "ОХВАТ", "СЕТЬ-2000", в которых приняли участие пограничные ведомства Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Германии, Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии.

По линии ФПС России с представителями зарубежных стран состоялось более 200 различных контактов на центральном и региональном уровне.

Положительным итогом 2000 г. следует признать достаточно эффективную организацию тылового обеспечения войск и органов.

Но тенденция к дальнейшему обострению жилищного вопроса сохранилась. На 1 января 2001 г. на учете состоит более 10 тыс. военнослужащих и членов их семей, не имеющих постоянного жилья, и почти 3300 чел. нуждаются в улучшении жилищных условий.

Сказать, что это единственная проблема, связанная с недостаточным финансированием и материально-техническим обеспечением, конечно, нельзя. Есть трудности в снабжении подразделений горюче-смазочными материалами, продовольствием, вещевым имуществом.

С каждым годом в войсках растет доля физически устаревших и требующих списания образцов техники и вооружения. Снижается коэффициент использования в службе имеющихся боеготовых единиц авиации, кораблей, катеров, сигнализационных комплексов. Пока нет возможности полностью укомплектовать пункты пропуска современными техническими средствами пограничного контроля.

Все эти трудности, естественно, негативно влияют на настроение и социальное самочувствие военнослужащих. К сожалению, часть из них досрочно заканчивают службу. Треть среди них составляют офицеры, прослужившие после окончания учебных заведений не более 5 лет.

Тем не менее кадровый потенциал в Пограничной службе остается достаточно высоким.

Укомплектованность офицерским составом на конец 2000 г. составила более 86%, в минувшем году из стен военной академии и шести институтов выпущено более 1200 офицеров.

За добросовестное выполнение воинского долга 1554 сотрудника войск и органов Пограничной службы удостоены в 2000 г. государственных наград, 59 из них стали кавалерами ордена Мужества.

Определенный оптимизм внушает тот факт, что в текущем году согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год" предусмотрено выделение бюджетных ассигнований в объеме 11,94 млрд. руб. Правда, это составляет лишь 76,5% от суммы, заявленной ФПС.

Понимая, что недостаточный уровень финансирования пограничной сферы в целом и ПС России может привести к постепенному ослаблению защитных функций государства на границе и в пограничном пространстве, в ФПС России готовы к принятию соответствующих мер, прежде всего к максимально эффективному и рациональному использованию имеющиеся сил и средств. На это будет направлена и дальнейшая реорганизация войск и органов Пограничной службы (к 2006 г. ее численность должна составить 168 тыс. военнослужащих и 14,5 тыс. гражданского персонала).

Созданию качественно нового и эффективного защитного комплекса на Государственной границе должен способствовать принятый 4 мая прошлого года закон "О Пограничной службе Российской Федерации", который является важным законодательным инструментом решения пограничных проблем и защиты интересов государства на его рубежах.

С его появлением сделан важный шаг на пути укрепления законодательной базы обеспечения пограничной безопасности России, практической реализации принятых ранее Основ государственной пограничной политики и Концепции национальной без-опасности РФ.

Теперь в едином нормативно-правовом акте определены основные задачи, полномочия, общий состав, принципы деятельности, основы руководства и управления Пограничной службой, а также порядок осуществления контроля и надзора за ее деятельностью. Впервые законодательно оформлена задача осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов. В соответствии с этим документом будет пересматриваться система базирования авиации. Закон позволяет продолжать планомерную работу по строительству и развитию системы Федеральной пограничной службы.

На этом формирование правовых основ деятельности Пограничной службы не завершено.

В рамках дальнейшего реформирования будет продолжен курс на поэтапное преобразование Пограничной службы как специальной пограничной военной организации, максимально адаптированной к новым условиям и задачам по обеспечению пограничной безопасности и защиты интересов России на Государственной границе. Сегодня приоритетными задачами для пограничников являются:

  • противодействие незаконной деятельности через границу трансграничной организованной преступности, занимающейся контрабандой наркотических средств, оружия, незаконным перемещением через границу сырьевых и стратегически важных ресурсов, спиртосодержащей продукции, товаров и культурных ценностей, массовым вывозом капитала;
  • обеспечение охраны морских биоресурсов, пресечение попыток ведения незаконной добычи морепродуктов российскими и иностранными судами во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ;
  • противодействие незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • участие в урегулировании региональных вооруженных конфликтов вблизи Государственной границы, противодействие зарубежным террористическим организациям, а также борьба с распространением и накоплением оружия и других средств вооруженной борьбы в приграничных регионах;
  • участие в завершении территориального разграничения с сопредельными странами (только протяженность участков Государственной границы, подлежащих международно-договорному оформлению, составляет 23115,2 км. В международно-договорном отношении не оформлено 13658,3 км).
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]