Экономика
Обозреватель - Observer


 

НА ПУТИ К БАНКОВСКОМУ ПУЛУ


Б.ШЕНЦИС,
заместитель руководителя
Департамента инвестиционной политики
Министерства экономического развития
и торговли Российской Федерации
Е.СИНИЦИНА,
ведущий специалист
Департамента инвестиционной политики
Министерства экономического развития
и торговли Российской Федерации

 

Прежде чем говорить о сегодняшнем состоянии банковской системы, необходимо установить, какого типа система сформирована в России и каковы были предпосылки именно такого ее формирования.

Исторически в России сложилась двухуровневая банковская система, звеньями которой являются Банк России и коммерческие банки. 

Первоначально Государственный банк являлся банком краткосрочного коммерческого кредита и согласно уставу был учрежден "для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы". Позднее Государственный банк стал осуществлять и другие операции. 

Сегодня в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" основными целями деятельности Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Возможности Банка России, являющегося таким образом основным органом, регулирующим деятельность кредитных организаций, сегодня реализуются недостаточно эффективно. Одной из причин этого можно назвать совмещение в данном органе двух разнонаправленных функций: проведение денежно-кредитной политики и надзор за банковской системой.

Если оглянуться на мировой опыт (что бы ни говорили при этом противники применения международного опыта в российских условиях), то можно видеть, что на сегодняшний день существует две противоположные системы организации банковского надзора: американская и континентальная модели.

Американская модель подразумевает множественность структур надзора, одним из элементов которой является и Центральный банк. Недостатком такой системы является то, что, как правило, функции и сферы деятельности надзорных органов дублируются, что снижает эффективность надзора. Альтернативой может быть сосредоточение надзорных функций в одном органе. Это может быть как Центральный банк, так и независимый от него орган. Интересен опыт создания такого органа в Великобритании, где проведена реформа надзорной деятельности и функции надзора осуществляет отдельно стоящий орган. В российской ситуации более эффективным представляется выведение функции надзора из ведения Банка России, однако, необходимо помнить, что проведение подобного рода реформ возможно лишь в относительно стабильной ситуации, до которой современной российской банковской системе еще далеко. И, кроме того, само проведение должно осуществляться поэтапно, с учетом российской специфики.

Плохо структурированной является и система сфер деятельности, функций, выполняемых кредитными организациями. В период создания банковской системы в условиях высокой инфляции и банковских процентов сформировался тип универсальных кредитных организаций, обладающих правовыми возможностями выполнять многочисленные операции. Однако эти кредитные организации были ориентированы в основном на получение высокой прибыли, получаемой за счет вложения активов в высокодоходные финансовые инструменты. Основная функция банковской системы - служить механизмом перераспределения ресурсов - была практически забыта, а сама деятельность банков носила, как правило, спекулятивный характер. Универсальность коммерческих банков сегодня приводит к тому, что многие финансовые инструменты, не приносящие сверхдоходов, практически не развиты. Следствием этого является то, что те функции, которые они призваны выполнять в экономике (например, обновление основных средств с помощью лизинга), не реализуются. Дальнейшую цепочку зависимостей проследить несложно.

Одним из ключевых моментов функционирования всей банковской системы является несовершенство законодательства, регулирующего деятельность кредитных организаций. Сегодня законодательная база содержит большое количество "белых пятен", позволяющих фактически без нарушения законов уходить от уплаты налогов, "сбрасывать" активы, концентрировать средства в руках узкого круга людей и т.д. Однако необходимо последовательно подходить к совершенствованию законодательства. Сначала следует провести сплошную инвентаризацию массива действующих законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность в банковской области. Только после этого возможна подготовка законопроектов, имеющих целью совершенствование действующего законодательства, устранение имеющихся в нем пробелов. Важное место здесь может занять Банковский кодекс, проект которого активно обсуждается при координирующей роли аналитиков Совета Федерации РФ.

Можно выделить и другие факторы, оказывающие негативное влияние на развитие российской банковской системы. Отсутствие открытой информации о потенциальных заемщиках способствует повышению рискованности банковского бизнеса. В связи с этим позитивным фактором было бы создание кредитных бюро, специализирующихся на кредитных историях индивидуальных заемщиков. Создать кредитное бюро целесообразнее всего было бы при федеральном органе исполнительной власти, так как коммерческие банки не склонны делиться с конкурентами информацией о размерах своей задолженности. Скорее всего, бюро не следует заниматься банковской деятельностью. Оно должно лишь создавать условия кредитным организациям для эффективного функционирования. База бюро должна содержать информацию, касающуюся прошлого заемщика: наличие задолженностей по кредитам; категории кредитов; связи с лицами, фамилии которых неоднократно фигурируют в различных фирмах, не выплачивающих банковские ссуды; принадлежность к какой-либо группе.

Среди внутренних факторов, влияющих на устойчивость отдельных банков или всей банковской системы в целом, необходимо отметить недостаточный профессионализм высшего менеджерского состава банков, принимающего важнейшие управленческие решения, но часто не обладающего финансовым или даже экономическим образованием. Подготовка высшего менеджерского состава банков сегодня чрезвычайно низка, вследствие чего принимаются неквалифицированные решения при управлении банком. Многие из первого поколения банкиров являлись предпринимателями, не чувствуя принципиального отличия банка от производственного предприятия (особенно в части профессиональной ответственности за сохранность заемных у населения средств). Повышение уровня профессионализма менеджеров банковского бизнеса возможно в первую очередь за счет усиления контроля за исполнением банками нормативов Банка России, содержащих обязательные требования к управляющим банков.

Необходимо отметить и еще одну важную особенность российской банковской системы. Вследствие кризиса и принятых мер выхода из него в банковской системе выделилась группа кредитных организаций, в капитале которых есть доля государства и которые являются сегодня монополистами на различных сегментах рынка банковских услуг. Присутствие таких кредитных организаций создает перекосы в функционировании всей банковской системы. В качестве примера можно привести ситуацию со Сбербанком, разветвленная банковская сеть которого (доставшаяся вместе с торговой маркой "по наследству" с советского периода) и присутствие в числе главного акционера Банка России приводят к тому, что Сбербанку принадлежит около 80% на рынке частных вкладов. Гарантии, предоставляемые государством в соответствии с Гражданским кодексом, также играют в этой ситуации немаловажную роль. Оставшаяся часть банков (как с госучастием, так и без него) не может составлять реальную конкуренцию монополистам еще и потому, что капиталы этих банков невелики. Проблему гарантирования вкладов можно решить принятием Федерального закона "О гарантировании возврата вкладов граждан в банках", история которого тянется с 1994 г. На сегодня существует несколько концепций гарантирования, разработанных Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, независимыми организациями. Основные различия их состоят, как правило, в механизме создания фонда денежных средств, из которого проводятся выплаты в случае наступления гарантийного случая, статусе организации, осуществляющей гарантирование, добровольности или обязательности участия и в некоторых других вопросах. Тем не менее, все концепции сводятся к важности создания системы гарантирования как средства привлечения сбережений населения в банковскую систему, обеспечения равных условий для банков, привлекающих вклады населения, а следовательно, и повышения конкуренции в банковском секторе. Повышение конкурентоспособности банковских учреждений возможно также и путем отмены ограничений на долю иностранного капитала в банковском капитале России и внятного информационного обеспечения этого решения. 

Необходимо подробнее остановиться на проблеме государственных банков, так как статус этих банков на сегодня практически не определен. Эти банки создавались именно с целью решения проблем в секторах, которые либо неприбыльны для коммерческих, либо где присутствие коммерческих банков нежелательно.

Банки с госучастием могли бы стать очень важным инструментом осуществления государственной экономической, в том числе инвестиционной, политики. Через государственные банки возможна реализация стратегически важных инвестиционных проектов путем прямого кредитования предприятий. Однако эффективной реализации поставленных перед данными кредитными организациями задач препятствует несовершенство правового механизма функционирования банков. Проблему банков с госучастием можно разбить на несколько блоков.

Во-первых, отсутствие закона, регулирующего деятельность банков с государственным участием, приводит к тому, что у кредитных организаций появляется возможность быть универсальными, а как следствие этого - рискованными из-за отсутствия ограничений на проведение операций. Причем рискованность осуществляется за государственный счет. Реорганизация банковской системы требует однозначности в основных понятиях и определениях. Поэтому необходима унификация организационно-правового статуса госбанков (агентство, корпорация, небанковская кредитная организация) с однозначным запретом на проведение высокорисковых операций (и соответственно доходных) банковских операций.

Во-вторых, отсутствие должного контроля государства за своей собственностью (характерное не только для банковской системы), проявляющееся ввиду миноритарного статуса государства как акционера, и влияния на принимаемые решения (в том числе финансовые), приводит к тому, что большинство организаций с госучастием как минимум неприбыльны. Анализ динамики этого статуса за несколько лет мог бы показать целенаправленность снижения этого статуса со стороны "партнеров" государства по бизнесу и бездействие органов управления. 

В-третьих, сама система государственной собственности крайне запутанна. В качестве участников сегодня присутствуют федеральные органы исполнительной власти, региональные и местные органы власти (при этом существуют кредитные и некредитные организации, созданные обоими уровнями власти, что создает проблему "дочерности" и "внучкости" банков), Банк России, государственные унитарные предприятия, государственные внебюджетные фонды. Особое внимание следует уделить присутствию в системе Банка России, чей правовой статус в настоящий момент до конца не определен ("учреждение с особым статусом") и дочерние банки которого, несмотря на "полугосударственный" характер, потенциально имеют большие преференции (хотя бы с точки зрения надзора, который осуществляется со стороны аффилированного лица и как следствие этого - теряет свое значение).

Далее, стоит отметить разнонаправленность в концепциях реорганизации госбанков. На сегодняшний день нет общей стратегии реорганизации банков с государственным участием. Каждый банк рассматривается как одиноко стоящий, а не как элемент всей банковской системы. Если Внешэкономбанк (ВЭБ) готовит концепцию разделения себя на Агентство (по управлению государственным долгом или только его частью - внешним) и универсальный коммерческий банк, то стратегия Российского банка развития (РосБР) предполагает фактическое соединение УКБ и Агентства (по финансированию реального сектора в соответствии с приоритетами Правительства РФ).

Спорным является вопрос участия представителей государства в наблюдательных советах и ревизионных комиссиях в банках и финансовых компаниях. Организованный таким образом контроль неэффективен, так как проводится на "общественных" началах руководителями министерств и ведомств (или их структурных подразделений), не являющимися заинтересованными акционерами. Даже более того, большинство из существующих советов и комиссий существуют только на бумаге. Хорошо, если проводилось хотя бы одно собрание, потому что, как правило, подобные комиссии и советы даже не начинали работать.

Принятие срочных мер в отношении госбанков особенно важно сегодня. В целях повышения эффективности контроля за госсобственностью представляется целесообразным снижение доли государства в банках (в том числе и загранбанков). Выход государства из кредитных организаций, собственность в которых незначительна, необходим, так как их эффективное управление со стороны государства невозможно, а присутствие в числе акционеров убыточно. В целях эффективного функционирования оставшихся банков с государственным участием целесообразно сгруппировать банки исходя из основных направлений деятельности, в реализации которых заинтересовано государство. На сегодня рассматриваются многочисленные варианты. Наиболее удачным вариантом представляется следующий:

  • обслуживание вкладов населения (Сбербанк России);
  • финансовое обеспечение структурной и инвестиционной политики государства (объединение РосБР и Всероссийского банка развития регионов);
  • обслуживание внешнеэкономических операций государства и поддержка отечественных экспортеров (объединение ВЭБ, Внешторгбанк (ВТБ), Росэксимбанк);
  • обслуживание агропромышленного комплекса (Россельхозбанк).
Предложенная группировка позволит государству определять политику в сферах, развитие которых напрямую влияет на развитие всей экономики в целом.

Важным этапом реформирования банковской системы в целом является создание банковского пула - института синдицированного кредитования. Планируется привлечение в банковский пул как крупных банков (не только государственных, но и полностью коммерческих), заинтересованность которых может проявиться в дотировании государством процентных ставок, так и мелких, желающих кредитовать крупные инвестиционные проекты, но не обладающих достаточным объемом средств для этого. 

Основными целями банковского пула (далее - пула) являются:

  • организация на постоянной основе эффективно действующего информационно-координационного центра для реализации и развития государственной инвестиционной политики в области привлечения денежных средств в реальный сектор экономики, а также совершенствование механизмов восстановления банковского сектора страны;
  • содействие развитию реального сектора экономики за счет привлечения и синдицирования банковского капитала для финансирования инвестиционных проектов предприятий, имеющих высокую социальную значимость и пользующихся государственной поддержкой, а также мультипликацией имеющихся государственных ресурсов;
  • формирование эффективных инвестиционных механизмов на основе координации работы соинвесторов, заемщиков и гарантов;
  • развитие новых форм и механизмов кредитно-финансовой и инвестиционной деятельности;
  • развитие системы гарантирования и страхования инвестиций на федеральном и региональном уровнях.
Общая стратегия создания банковского пула исходит из того, что деятельность в сфере привлечения и размещения денежных средств, в том числе иностранных, должна координироваться в едином центре при содействии государственных федеральных и региональных организаций.

Необходимо правильно оценивать значимость банковской системы как сектора экономики в целом. Именно она позволяет обеспечить бесперебойное функционирование всей системы экономических связей. И потому, что она связана со всеми сферами экономики, не надо забывать, что преобразования, проводимые в промышленности, налогообложении, валютной и других сферах, отражаются и на развитии банковской системы. Следовательно, главными принципами проводимых реформ или преобразований должны быть: принцип соотнесения влияния каждой из сфер на другую и принцип последовательности. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]