Внешняя политика
Обозреватель - Observer


 

Осложнение отношений между КНР и США на рубеже 80-90-х годов привело к переосмыслению сторонами характера и приоритетов двустороннего взаимодействия. Этот процесс имел более глубокий, чем предполагалось первоначально, характер и продолжался в течение всего прошедшего десятилетия. Во многом он не закончен и по сегодняшний день.

Редакция

 КНР-США:
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ


Развитие кризиса


Николай Котляров,
кандидат экономических наук

этапным моментом в развитии китайско-американских отношений стал 1989 г., события которого серьезно осложнили весь комплекс двусторонних связей, включая экономические обмены. Ухудшение отношений между сторонами определялось как внутриполитическими причинами, так и рядом международных факторов:

    - сложностями с проведением экономических реформ в КНР, приведшими к развитию экономического кризиса в стране;

    - радикальными изменениями в политике СССР;

    - падением коммунистических режимов в странах Восточной Европы;

    - дискуссией в США о приоритетах американской политики в отношении КНР.

До конца 80-х годов процесс китайских экономических реформ проходил достаточно успешно и относительно безболезненно. Начавшись с изменения формы производственной ответственности в сельском хозяйстве и проведения "открытой" внешнеэкономической политики, реформирование постепенно охватило промышленность, торговлю, строительство, другие отрасли экономики. В стране формировалась многоукладная экономика, включая развитие частного сектора, индивидуального, иностранного, смешанного секторов; постепенно стали складываться и развиваться элементы рыночной системы хозяйства.

Активно развивались внешнеэкономические связи:

Внешнеторговый оборот КНР за 1989 г. составил 83,7 млрд. долл., почти в три раза превысив уровень 1979 г.

Суммарный объем экспорта за 1979-1988 гг. в 3,9 раза превысил объем экспорта за предшествующие 30 лет.

Китай вошел в число 15 крупнейших экспортеров мира.

Основными торговыми партнерами Китая стали Япония, США и Гонконг. Только на их долю в 1988 г. пришлось 46% всего внешнеторгового оборота страны1.

За период 1983-1988 гг. в экономике страны было реально использовано 35,3 млрд. долл. иностранных инвестиций, включая частные прямые инвестиции и внешние займы2

Именно проведение "открытой" внеш- неэкономической политики, приобретение современной зарубежной техники, технологии, опыта управления и получение финансовых средств рассматривалось в Китае в качестве ключевого элемента ускорения модернизации страны.

В 80-е годы для получения внешнего содействия экономическим преобразованиям китайское руководство оринтировалось на промышленно развитые страны Запада, и особенно США. После прихода в конце 70-х годов к власти Дэн Сяопина и его сторонников в Китае не было ни одной социальной группы, которая не была бы заинтересована в обновлении страны. 

1983-1988 гг. можно охарактеризовать как "золотой" период китайско-американских отношений:

    - динамично развивались политические связи,

    - расширялись экономические обмены.

Серьезные проблемы в проведении экономических реформ проявились летом 1988 г.

Из-под контроля вышли инфляционные процессы, уровень инфляции, по официальным данным, составил 18-20%, по неофициальным, - достиг 25-28%. Повышение цен коснулось, прежде всего, потребительских товаров: промышленных товаров бытового назначения и продуктов питания. В городах начались массовые ажиотажные закупки населением всех видов потребительских товаров. Инфляционные процессы съедали рост денежных доходов населения. В связи с предстоящей реформой промышленных предприятий ожидалось массовое увольнение рабочих.

Как следствие - представители реформаторского крыла китайского руководства стали терять влияние в обществе и внутри правящей элиты. 

В связи с экономическими сложностями на третьем пленуме ЦК КПК XIII созыва (сентябрь 1988 г.) было принято решение о переходе к курсу на "оздоровление и упорядочение экономики", что означало усиление административного воздействия на экономические процессы, включая ужесточение финансово-экономической политики, сокращение объемов капитального строительства, усиление контроля над экспортно-импортными операциями.

Экономические сложности и непопулярные меры по регулированию экономики в значительной степени способствовали развитию политического кризиса в стране.

Отношение населения к реформа за годы их проведения претерпело существенные изменения - пассивность и настороженность сменились завышенным ожиданием и энтузиазмом, а потом - неудовлетворенностью и неприятием дальнейшего углубления преобразований3.

Ситуация резко обострилась в апреле 1989 г., когда возложение студентами венков у подножия памятнику Народным Героям на площади Тяньаньмэнь в честь бывшего Генерального секретаря ЦК КПК Ху Яобана переросло в массовую демонстрацию. Волнения охватили целый ряд городов Китая, включая Пекин, Шанхай, Тяньцзинь.

3 июня 1989 г. выступления на площади Тяньаньмэнь были подавлены войсками. В политическом руководстве страны усилилось консервативное крыло.

На четвертом пленуме ЦК КПК (23-24 июня 1989 г.) генсек ЦК КПК Чжао Цзыян был снят с занимаемого поста. Коммюнике пленума дало крайне жесткую оценку произошедшим событиям, называя студенческие волнения "попыткой контрреволюционного переворота".

Трагические события на площади Тяньаньмэнь серьезно отразились на характере китайско-американских отношений. Администрация США ввела в действие экономические санкции в отношении КНР:

    - замораживаются соглашения по продаже Китаю современной наукоемкой продукции;

    - приостанавливается выполнение двусторонних военных программ;

    - вводится запрет на обмен высокопоставленными официальными делегациями.

Президент США дает поручение американским представителям в международных финансовых организациях внести предложение о приостановке выделения Китаю кредитов этих организаций.

Летом 1989 г. во время ежегодной встречи руководителей стран "Большой семерки" в Париже принимается решение о замораживании кредитов Всемирного Банка.

Одновременно Япония, которая являлась крупнейшим кредитором Китая по линии межправительственного кредитования, также приостанавливает выделение Китаю очередного транша целевого долгосрочного иенового кредита, эквивалентного 5,6 млрд. долл.

Замораживание международных займов негативно отразилось на реализации целого ряда экономических программ КНР, включая проекты в энергетическом комплексе, транспортной, химической, сталелитейной промышленности, то есть в тех отраслях, которые более всего нуждались в развитии.

Необходимо отметить, что к 1989 г. Китай стал одним из наиболее крупных заемщиков Всемирного Банка.

В период 1981-1988 гг. Китай получил кредитов этой организации на общую сумму 8 млрд. долл., большинство из которых составляли льготные долгосрочные займы. 

При этом в 1988 г. общая сумма кредитов составляла 1,7 млрд. долл., в 1989 г. предполагалось выделить еще 2,2 млрд. долл., в 1990 г. - 2,5 млрд. долл.4.

Летом 1989 г. Азиатский Банк развития (АБР) так же приостановил выделение кредитов КНР. За период 1986-1988 гг. АБР выделил Китаю в виде долгосрочных займов 416 млн. долл.

К лету 1989 г. в стадии изучения находилось еще 11 проектов на общую сумму 1,14 млрд. долл., рассмотрение которых было заморожено в связи с событиями в Пекине.

Хотя китайские лидеры предполагали, что будет негативная реакция большинства западных правительств на июньские события, но комплекс принятых ими мер, особенно со стороны США и стран Европейского Сообщества, явился для китайского руководства неожиданностью.

В начале июля в Пекин были вызваны многие дипломатические представители КНР в других странах, которых ознакомили с официальной версией произошедших на площади Тяньаньмэнь событий. Послы были проинструктированы о том, что говорить иностранцам о проводимой руководством КНР внутренней и внешней политике.

Китайское правительство начало предпринимать попытки восстановить международную репутацию.

В коммюнике четвертого пленума ЦК КПК (июнь 1989 г.) было заявлено о приверженности проведению курса реформ и открытости внешнему миру, о невозможности возврата к политике самоизоляции и авторитарии. Вместе с тем откладывался вопрос о проведении экономической реформы, усиливался акцент на приверженность КНР социалистическому пути развития.

Выступая по случаю 40-летия образования КНР, Цзян Цземинь сказал, что беспорядки и мятежи периода весны и начала лета возникли в условиях "сочетания большого климата на международной арене с малым климатом в нашей стране" и направлены на свержение социалистического строя, руководства КПК, на превращение КНР в буржуазную республику и придаток Запада.

В результате разгорелась политическая борьба, "серьезная классовая борьба, касающаяся существования нашей партии, государства и самой нации". Политика реформ и расширение внешних связей должны быть направлены, по его словам, на совершенствование социалистического строя, а не на "капитализацию Китая, буржуазную либерализацию и огульную европеизацию".

В официальной китайской прессе усиливается критика действий, предпринятых США и их союзниками в отношении КНР. Газета "Жэминь Жибао" (9.07.1989) пишет о том, что США "безответственно вмешиваются во внутренние дела Китая, хотят разрушить социалистическую систему путем проведения стратегии "мирной эволюции", частью которой являются попытки создания условий для развития политического плюрализма".

В США, тем временем, развивается антикитайская кампания и критика политики администрации Дж.Буша в отношении КНР. Китай потерял репутацию "уважаемого торгового партнера и политического друга либеральных демократий". Ряд конгрессменов требует принятия более жестких экономических санкций в отношении КНР, чем те, которые были приняты на саммите стран "большой семерки".

Китайская политика Вашингтона становится тем вопросом, который представители демократической партии могли использовать в качестве критики республиканской администрации президента Дж.Буша. Усиливаются требования более широкого участия Конгресса США и американской общественности в выработке политики в отношении Китая, которая в течение предыдущих двух десятилетий со времени президента Р.Никсона вырабатывалась и проводилась в основном правительственными организациями, в результате чего, по мнению представителей прессы, общественность была плохо информирована относительно истинного характера правящего режима в Пекине5.

Летом 1989 г. в США разворачивается движение в поддержку китайских студентов, находящихся на учебе в американских университетах. Большинство этих студентов (около 50 тыс. чел.) прибыли в США за счет средств китайского правительства и по окончании срока обучения должны были вернуться в КНР. Многие из них участвовали в кампании поддержки студенческих волнений в Пекине и, опасаясь репрессий, хотели остаться в США. Немаловажное значение для них имели и экономические причины, которые обозначились еще в середине 80-х годов.

Из 80 тыс. китайских студентов и специалистов, прибывших на учебу в американские университеты в период 1979-1989 гг., около 11 тыс. чел. осталось в США. К концу 80-х годов "утечка мозгов" из Китая достигла такой же высокой пропорции, которая наблюдалась в ряде развивающихся стран, в частности, в Индии, что вызвало растущую озабоченность китайского руководства. После июньских событий в Пекине у китайских студентов появились и политические причины не возвращаться домой.

Движение китайских студентов, требующих продлить сроки их пребывания в США, получило поддержку среди представителей демократической партии в Конгрессе. Несмотря на противодействие американской администрации, в ноябре 1989 г. палата представителей Конгресса США единогласно поддержала законопроект Нэнси Пэлойс о предоставлении китайским студентам права остаться в США, и Сенат утвердил это решение. Пресс-секретарь МИД КНР выразил по этому поводу возмущение правительства и народа Китая.

В сложившихся условиях администрация США предпринимает попытки предотвратить дальнейшее ухудшение двусторонних отношений. Американские власти полагали, что необходимо придерживаться сдержанной позиции в отношении дальнейшего развития отношений с КНР, но при этом не следует допускать демонтажа самой уже сложившейся системы двусторонних отношений. Важными элементами этой системы являлись различные соглашения, составлявшие юридическую основу, а так же механизм двусторонних консультаций по различным международным вопросам6

По ряду направлений сотрудничества, включая выполнение некоторых технических и военных программ, предполагалось восстановить связи на прежнем партнерском уровне. В основе такого подхода во многом продолжают лежать стратегические соображения периода "холодной войны", а именно: Китай является крупной, влиятельной страной и необходимо сохранить двусторонне сотрудничество в области политики по сдерживанию СССР.

Несмотря на замораживание официальных визитов, в конце июня 1989 г. в Пекин направляются помощник президента США по национальной безопасности Б.Скоукрафт и заместитель госсекретаря Л.Иглебургер.

В ходе переговоров обсуждаются вопросы, связанные с развитием внутриполитического кризиса в КНР, реакцией на эти события внутри США. Стороны договариваются о продолжении работы на территории КНР американских станций слежения за ракетными и ядерными испытаниями в СССР.

Китайская сторона проинформирована о том, что экономические санкции будут носить кратковременный характер. Представители США пытаются убедить китайских лидеров ограничить преследование участников июньских событий в Пекине.

Дэн Сяопину передано личное послание президента Дж.Буша, в котором говорится, что стабильное развитие долгосрочных партнерских отношений отвечает американским интересам, и президент США предпринимает необходимые действия для преодоления возникших сложностей.

В то же время, как отмечалось в послании, конкретные направления политики демократической системы, какой являются США, определяются не только президентом страны; Конгресс является такой же важной частью американской политической системы, поэтому продолжение преследования китайских диссидентов неизбежно вызовет в США требования по ужесточению санкции в отношении КНР.

В конце 1989 г. предпринимаются новые попытки восстановить двусторонние отношения на прежнем уровне.

В начале декабря происходят поездки в Пекин бывшего президента США Р.Никсона, а также Г.Киссинджера и их встречи с китайскими лидерами, включая Дэн Сяопина.

В Китай повторно направляются Б.Скоукрафт и Л.Иглебургер.

К этому времени приостановлено выполнение большего числа двусторонних и многосторонних технических и финансово-экономических программ, включая кредиты международных организаций, продажу современной техники и технологии, в том числе технологии "двойного назначения".

Наибольшую озабоченность китайского руководства вызывает замораживание кредитов Всемирного Банка и введение в действие ограничительных санкций на реализацию ряда двусторонних соглашений в экономической сфере.

В ходе переговоров с представителями американской администрации была достигнута договоренность о снятии санкций на выполнение контракта по продаже Китаю двух спутников связи американской корпорации "Хьюджес Эйркрафт". В соответствии с соглашением между китайским правительством, правительством Австралии и администрацией Гонконга, Китай должен был осуществить запуск этих спутников для обеспечения связью австралийских компаний и компаний Гонконга.

Администрация США, со своей стороны, хотела повлиять на китайских лидеров отменить военное положение в Пекине, эта акция помогла бы убедить Конгресс, что преследование участников июньских событий в Китае значительно ослабло.

Кроме того, необходимо было найти решение проблемы китайского диссидента Фан Личжи, который скрывался на территории посольства США в Пекине, что усиливало трения между правительствами двух стран.

После декабрьской поездки Б.Скоукрафта президент Дж.Буш разрешил Экспортно-Импортному Банку США возобновить кредитование американских компаний, осуществляющих торговые операции с Китаем, и снял ограничения на передачу в КНР двух спутников связи.

Некоторые ослабления санкций в торговле и в области передачи технологии объяснялись тем, что они несли большие финансовые выгоды не только для КНР, но и для американских компаний, работающих на китайском рынке, которые настаивали на необходимости выполнения контрактов. В политической области договоренностей по обсуждавшимся вопросам достигнуть не удалось.

Двусторонние встречи происходили на фоне драматических событий, развернувшихся в конце 1989 г. в странах Восточной Европы. Эти события усиливали намерения китайских лидеров укрепить стабильность и порядок в обществе, что связывалось с замораживанием целого ряда реформенных мероприятий.

Официальная позиция Китая в отношении событий в Восточной Европе состояла в том, что восточноевропейские страны сами вольны выбирать себе систему социально-политического и экономического устройства.

Что же касается Китая, то, как отметил премьер Госсовета КНР Ли Пэн, китайское правительство с "озабоченностью" наблюдает за происходящими там событиями и взвешивает для себя все возможные последствия.

В области международных отношений изменения, происходящие в СССР и восточноевропейских странах означали, что Китай, по всей видимости, не сможет обратиться за помощью к этим странам в случае дальнейшего ухудшения отношений с Западом. Более того, Китай мог оказаться в еще большей изоляции вместе с такими странами, как Северная Корея и Куба.

Одновременно усиливалось недоверие к США.

По мнению китайского руководства, истинные мотивы американской политики в отношении КНР были направлены на расшатывание существующего там строя.

На встрече с Р.Никсоном в ноябре 1989 г. Дэн Сяопин прямо обвинил США во враждебности, вмешательстве во внутренние дела КНР и поддержке попыток "контрреволюционного переворота".

В Китае все больше стала утверждаться точка зрения о том, что США проводят политику "мирной эволюции", согласно которой коммунистические правительства должны свергаться не военными средствами, а путем более мягких методов, таких как экономические, образовательные и культурные обмены. 

После проведения неофициальных переговоров с Дэн Сяопином, Цзян Цземином, Ли Пэном и Ян Шанкуном Р.Никсон заявил, что в китайско-американских отношениях развивается первый глубочайший кризис с момента начала диалога в 1972 г. Позиция китайского руководства, по его мнению, состоит в том, что именно США виноваты в этом кризисе, и американская сторона должна предпринять первые активные шаги по восстановлению отношений на прежнем уровне. Такая позиция Китая, по словам Р.Никсона, оставляет очень мало места для возможного маневра. 

Следует отметить, что позиция китайской стороны имела реальные основания.

Со времен проведения первых встреч с Мао Цзэдуном и Чжоу Эньлаем в разгар "культурной революции" высокопоставленные официальные лица США воздерживались от критики внутриполитических событий в КНР и применения экономических санкций, а все внимание концентрировалось на направлениях, предоставляющих взаимный интерес. Поэтому резко негативная реакция США на произошедшие в КНР события явились полной неожиданностью для китайского руководства. 

На рубеже 1989-1990 гг. изменилась ситуация в мире, и, как следствие, внутри политической элиты США исчезли опасения относительно советского доминирования в Европе, соответственно исчезла необходимость в развитии американо-китайского сотрудничества, направленного на создание совместного противовеса Советскому Союзу. Более того, события в Восточной Европе показали, что коммунистические правительства могут быть свергнуты или отстранены от власти.

Такой позиции, в частности, придерживался Уинстон Лорд, в период 1985-1989 гг. бывший послом США в КНР, а до этого работавший советником Госсекретаря К. Киссинджера и возглавлявший группу планирования и координации госдепартамента.

Выступая за сохранение в целом тесных отношений с Китаем, он в то же время считал, что нынешнее правительство КНР не продержится долго у власти. По его мнению, дискредитировавший себя летними событиями режим является переходным и на смену ему придет более умеренное правительство.

В будущем в Китае усилится политическая борьба, появится сильные формы регионализма, роль центральной власти в Китае будет уменьшаться.

В конце 1989 - начале 1990 г. стала складываться ситуация, когда администрации Дж.Буша с учетом новых реалий в мире необходимо было переосмыслить характер двусторонних отношений, уточнить факторы, лежащие в основе американской политики в отношении КНР, проанализировать целесообразность сохранения прежних тесных отношений с китайским руководством. 

В феврале 1990 г. заместитель госсекретаря Л.Иглебургер был приглашен в Сенатскую комиссию по иностранным делам на слушания по вопросу о китайском направлении внешней политики правительства США.

Там обсуждался вопрос о целесообразности поездок в Китай двух делегаций во главе с Б.Скоукрофтом в период действия экономических и политических санкций в отношении КНР. На слушаниях отмечалось, что исчезла антисоветская основа американской политики в отношении Китая, которая существовала в предыдущие два десятилетия. "Драматические изменения, произошедшие в Восточной Европе и Советском Союзе, изменили стратегическую сцену. Соображения, лежащие в основе тесных отношений Америки с Китаем в период "холодной войны" остаются чрезвы- чайно важными, но изменения в Советском Союзе и Восточной Европе являются настолько фундаментальными, что прежние соображения не являются больше домирующим фактором, как это было 10 лет назад", - сказал Л.Иглебургер.

Важность тесных связей с Китаем определялась необходимостью координации усилий в решении важных международных проблем, таких, как распространение ядерного, химического оружия и средств их доставки, проблемы загрязнения окружающей среды и др.

В начале 1990 г. власти США стояли перед дилеммой, какую политику следует проводить в отношении КНР, и ответ на этот вопрос зависел от конкретных шагов китайских лидеров. Эти шаги, по мнению американской стороны, должны были заключаться в следующем:

    - прекращение преследования демонстрантов,

    - окончание идеологических кампаний против иностранных идей,

    - отмена военного положения в Пекине и Тибете,

    - открытый доступ для китайских граждан к иностранным СМИ,

    - практическое подтверждение заявлений о приверженности курсу реформ.

В Китае в этот период происходило переосмысление приоритетов, темпов, итогов политики реформ и всего хода реформенного процесса. Укрепилась философия эволюционно-поступательного развития страны, в основе которой лежали, прежде всего, задачи обеспечения общественной стабильности. Проведение политической реформы откладывалось на неопределенное время. В области экономики проводился комплекс мер по "урегулированию и оздоровлению".

В целом, политика Китая после событий 1989 г. не свидетельствовала о радикальной смене курса. Даже представители консервативного крыла в руководстве и сторонники "твердой линии" выступали за продолжение политики "открытости" в области развития внешнеэкономических связей.

Внешнеторговые обмены и приток иностранных инвестиций в страну, хотя и более медленными темпами, продолжали расти.

Внешнеторговый оборот КНР за 1989 г. составил 111,7 млрд. долл. и вырос на 7% по сравнению с предыдущим годом.

Объем прямых иностранных инвестиций составил 3,3 млрд. долл. (в 1988 г. - 3,1 млрд. долл.7).

Увеличился товарооборот с основными торговыми партнерами. В частности, торговля с США выросла с 10 млрд. долл. в 1988 г. до 12,2 млрд. долл. в 1989 г.

После замораживания межправительственных и многосторонних кредитов Китай стал активно использовать кредиты иностранных коммерческих банков. Хотя китайское правительство осторожно относилось к использованию международных коммерческих кредитов из-за их относительной невыгодности, но в отдельные периоды Китай прибегал к этой форме сотрудничества, когда появлялись сложности с валютными резервами.

Так, в 1985-1987 гг. коммерческие займы составляли примерно половину внешних заимствований КНР. Осенью 1989 г. Китай получил ряд так называемых "клубных" кредитов, как, например, кредит в размере 50 млн. долл., предоставленный КНР для покупки самолетов компании "Боинг". Несколько американских банков выделили для этой цели по 7-8 млн. долл. каждый8.

Коммерческие банки Гонконга также предоставили КНР несколько синдикативных кредитов в размере по 50 млн. долл. каждый для развития ряда промышленных объектов.

Большую активность проявили мелкие и средние европейские коммерческие банки, которые раньше не имели возможности предоставлять финансовые услуги китайскому правительству. Осенью 1989 г. и весной 1990 г. эти банки сумели выйти на китайский рынок, предоставляя кредиты в размере не более 5 млн. долл. каждый.

Наряду с использованием коммерческих кредитов и попытками убедить администрацию США оказать влияние на возобновление кредитов международных финансовых институтов, Китай зимой 1989-1990 гг. старался оказать нажим на Японию в целях размораживания межправительственного кредита в размере 5,6 млрд. долл.

Китайские представители стали напоминать японской стороне о том, что Китай в свое время отказался от 2 млрд. долл. военных репараций со стороны Японии после Второй мировой войны и ожидает поэтому большего внимания и помощи от Токио в период нынешних экономических трудностей.

Правительство КНР хотело также, чтобы Япония выступила в качестве посредника между Китаем и странами "Большой семерки" по вопросу о снятии наложенных экономических санкций. Японские власти, однако, не были расположены возобновлять кредитование Китая и нарушать договоренности с союзниками, лоббируя интересы КНР. Япония сама находилась в зоне критики по торговым вопросам со стороны ведущих промышленных стран.

"Наши отношения с Китаем, безусловно, важны, но не эти отношения являются для нас определяющими", - заявил представитель Японии.

Между тем длительное замораживание межправительственных и многосторонних займов беспокоило не только Китай, но и деловые круги США, Европы и Японии, так как не могли выполняться контракты, подписанные до июня 1989 г. и соответственно не могли оплачиваться товары и услуги зарубежных компаний.

Предоставление Китаю средств Всемирного Банка стало поэтапно возобновляться в течение первой половины 1990 г.

Сначала было восстановлено кредитование тех проектов, которые имели гуманитарное значение и выполнялись в целях удовлетворения "базовых человеческих потребностей".

29 мая 1990 г. Совет Директоров Всемирного Банка принял решение предоставить Китаю кредит в размере 300 млн. долл. для осуществления работ по восстановлению лесных массивов страны.

Была определена так же сумма (2 млрд. долл.) возможного кредитования Всемирным Банком китайской экономики на период 1990 г.

В июне Всемирный Банк выпустил доклад под названием "Между планом и рынком".

В докладе анализировались основные проблемы осуществления экономических реформ в Китае в 80-е годы, которые связывались экспертами Банка со слабым развитием рынка товаров и услуг в стране, отсутствием достаточной автономии у предприятий и высокой ролью центрального планирования.

Согласно прогнозу Банка продолжение экономического давления на Китай со стороны промышленно развитых стран снизит темпы прироста ВВП Китая с 5,8% до 4,7% в предстоящий период 1990-1995 гг.

В докладе также отмечалось, что если возможности Китая по доступу к международным капиталам останутся ограниченными и если будут установлены торговые барьеры, то у китайского правительства не останется другой альтернативы, кроме усиления роли централизованного планирования и проведения политики "опоры на собственные силы", что неизбежно вызовет целый ряд проблем как для самого Китая, так и для стран Запада.

В июле 1990 г. на встрече руководителей стран "Большой семерки" в Хьюстоне было принято решение о целесообразности размораживания тех кредитов Всемирного Банка, которые способствуют реформированию китайской экономики.

Данное решение дало возможность Японии возобновить поэтапное предоставление пятимиллиардного межправительственного кредита Китаю. В результате принятых решений, по оценкам экспертов, в наибольшем выигрыше оказались японские фирмы, которые получили крупный портфель заказов и контрактов в рамках реализации этих кредитов.

Примечания

1  The China Business Review. 1989. № 3.
2  Чжунго Тунцзи Няньцзян (Экономический ежегодник Китая). 1989. Пекин. 1989.
3  Зотов В.Е. Реформы и последствия политического кризиса. Проблемы Дальнего Востока. 1990. № 1.
4  Far Eastern Economic Review. 1990. Vol.148. 7 June. № 23.
5  James Mann. About face. History of America's Curious Relationship with China, from Nixon to Clinton. N.-Y. Vintage Books. 2000.
6  Winstin Lord. China and America: Beyond the big Chill. Foreign Affairs. 1989. Vol.68. № 4.
7  Чжунго Тунцзи Нянцзянь (Статистический ежегодник Китая). 1999. Пекин. 1999.
8  Far Eastern Economic review. 1989. 2 November. Vol.146. № 44.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]