Экономика
Обозреватель - Observer

 ТУРИЗМ В РОССИИ И ДЛЯ РОССИИ


Туризм экономически выгоден


Алексей Алексеев,
депутат Государственной Думы РФ

Туризм является высокодоходной отраслью, по эффективности инвестиционных вложений сравнимой с нефтегазодобывающей и перерабатывающей отраслями. В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности.

Отсутствие эффективной государственной политики в сфере туризма на протяжении последних 10 лет привели к тому, что на долю Российской Федерации, несмотря на ее высочайший туристский потенциал, приходится лишь 1% мирового туристического потока.

Хотя государство перестало быть донором и заказчиком в туризме, тем не менее туризм выжил, живет и развивается.

Но стал ли он тем звеном, что в должной мере приносит пользу государству и его гражданам?

Что нужно сделать на федеральном и региональном уровнях, чтобы не только сохранить и развить туризм, но чтобы и он способствовал дальнейшему духовному развитию России, показал миру и своим согражданам культурные, исторические, духовные ценности?

Нынешний уровень жизни в стране не позволяет использовать культурное наследие в полной мере, поэтому одна из задач государства - обеспечение доступности услуг туризма, а с их помощью и культурных благ для различных социальных групп. Туризм наряду с культурой нуждается в финансировании из бюджетов всех уровней . В этом случае он в состоянии не только финансово подпитывать культуру, но и приносить значительную прибыль.

Вице-мэр Москвы И.Орджоникидзе на парламентских слушаниях в ноябре 2001 г. в Государственной Думе подчеркнул, что сейчас Москва принимает около одного млн. туристов из дальнего зарубежья, а 2010 г. ориентируется на 5 млн. чел. Сегодня туризм дает городскому бюджету около 1,5%. Задача состоит в том, чтобы к 2015 г. увеличить этот показатель в 10 раз. Для сравнения, вся московская промышленность дает в бюджет 18%. Столичные банки, которых в Москве сосредоточено порядка 70% от всех банков России, - около 9%. Таким образом, ставка на развитие туризма экономически выгодна любому региону страны.

По данным Всемирной туристской организации (ВТО), на долю туризма в 2000 г. приходилось около 11% мирового валового продукта, до 30% торговли и почти 10% мировых капиталовложений. Число рабочих мест в туристской индустрии составляет 192 млн. чел., или 8% от общих показателей занятости в мире. Начиная с 1998 г. туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг - 532 млрд. долл. США, что составляет 8% от мировой торговли товарами и услугами.

Туризм сегодня является важнейшей составной частью государственной политики, поэтому государство обязано поддерживать его социальными, экономическими и иными мерами.

Во-первых, назрела необходимость создания, по крайней мере, комитета по туризму в Федеральном центре, тогда и в регионах непременно будут созданы соответствующие структуры. Кроме того, давно пора отвести туризму отдельную строку в бюджетах всех уровней, начиная с федерального.

Во-вторых, для страны крайне необходима федеральная программа развития туризма, заложенная новой туристической стратегией. И здесь инициатором в первую очередь должно стать Министерство экономического развития и торговли РФ.

В-третьих, законодательная база в сфере туризма в настоящее время нуждается в значительном обновлении.

Требуют законодательного решения такие проблемы, как государственная поддержка внутреннего, въездного, социального туризма; создание образа России как страны, благоприятной для развития туризма; определение компетенции субъектов страны в сфере туризма; учет специфики местных, человеческих, природных и других ресурсов; координационное взаимодействие регионов как с федеральными органами, так и между собой; обеспечение прав и безопасности туристов и т.д.

На этом поприще необходима инициатива Государственной Думы, ее Комитета по культуре и туризму, Минэкономразвития, а также представительных органов субъектов Федерации.

Начальные шаги в решении поставленных задач сделаны. В Госдуме создано межфракционное депутатское объединение "Туризм России". 23 ноября 2001 г. прошли парламентские слушания "О государственной политике в сфере туризма в Российской Федерации", на которых депутаты, представители федеральной и региональной исполнительной власти, органов местного самоуправления совместно с практическими работниками туристического бизнеса обсудили интересующие всех вопросы в области туризма.

Многие выступающие, в том числе заместитель председателя Госудумы А.Чилингаров, председатель комитета Госдумы по культуре и туризму Н.Губенко, заместитель министра экономического развития и торговли В.Стржалковский, вице-мэр Москвы И.Орджоникидзе подчеркнули необходимость развития туризма в России как одной из главных доходообразующих отраслей российской экономики.

Участникам парламентских слушаний была представлена для обсуждения концепция Федерального закона "О туризме", подготовленная депутатами Комитета по культуре и туризму при участии ученых и специалистов Исследовательского центра частного права при Президенте РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Института законодательства и сравнительного проектирования при Правительстве РФ.

Этому предшествовала большая подготовительная работа. Еще в декабре 2000 г. руководителям субъектов Федерации была отправлена анкета с целью выявления реального состояния туризма в регионах, а также выяснения мнения субъектов о необходимости совершенствования федерального законодательства в сфере туризма.

В Комитет по культуре и туризму поступило более 40 подробных ответов, также пришли предложения из МИД, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, других федеральных органов исполнительной власти.

По мнению авторов законопроекта, он должен развивать положения статей 2 и 37 Конституции РФ об обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина и содействовать реализации права гражданина РФ на отдых.

    Именно человек и гражданин должен стоять в основе экономики туризма, а не получение фирмами сверхприбылей.
В связи с этим целями проекта Федерального закона "О туризме" являются:

- создание механизма защиты прав и законных интересов российских туристов, обеспечение безопасности их жизни, здоровья, имущества при совершении туристических поездок;

- создание правовых условий для развития внутреннего и въездного туризма, осуществление их государственной поддержки;

- обеспечение стабильности, предсказуемости и гибкости правового регулирования отношений в сфере туризма;

- гармонизация норм российского права и правил Европейского Союза (ЕС), регулирующих отношения в туризме.

В проекте Федерального закона "О туризме" предлагается регулирование деятельности туроператоров, турагентств, средств размещения туристов, деятельность экскурсоводов. Предлагается разграничить предметы ведения РФ и ее субъектов. В проекте достаточно подробно рассмотрены вопросы гражданско-правового регулирования туристской деятельности, безопасности туризма. Представляется весьма важным включение в законопроект положений о договорах на туристическое, экскурсионное, гостиничное обслуживание с ответственностью обеих сторон.

При разработке последних положений использовались нормы Европейской директивы "О комплексных турах, путешествиях и организованном отдыхе", Конвенции Совета Европы "Об ответственности владельцев гостиниц за имущество постояльцев", а также соответствующие положения законодательства Германии, Австрии, Великобритании, Ирландии, Швеции и других государств.

В России 10 музеев на один миллион жителей, в Нидерландах - 35, в Германии - 32, в Чехии - 34. В Москве на один миллион жителей приходится 8 музеев, в Лондоне - 41, в Париже - 39, в Риме - 36. А сколько интересных для россиян и иностранцев мест в регионах России! Многие из них не менее знамениты, чем в Москве. Например, знаменитые Столбы в Красноярском крае, Суздаль на Владимирщине, Ипатьевский монастырь в Костроме, Плес, Палех в Ивановской области, Кижи, Валаам на севере… Перечисление можно продолжить до бесконечности.

Но как до них добраться, где и как организовать возникшие бытовые проблемы? Все это относится к сфере деятельности туризма, эффективность которого не только может быть выше, но и улучшить деятельность учреждений культуры, гостиниц, в какой-то мере решить проблему занятости. Возможно, следует провести федеральный конкурс субъектов РФ по государственной поддержке инвестиций в туристскую индустрию с целью выбора 10-20 регионов страны для реализации "пилотных" проектов с использованием государственных и привлеченных финансовых ресурсов. Результатом может стать создание 10-20 общефедеральных маршрутов по различным видам туризма.

Каждый маршрут должен иметь отреставрированные объекты показа, оснащенные современным оборудованием места для отдыха, питания, развлечения, категорийные средствами размещения и транспорта, профессиональных гидов и международный уровень обслуживания. В этом случае увеличится поток отечественных и зарубежных туристов.

Две трети въездных туристов приходится на жителей Украины, Польши и Финляндии. Естественно, что существенного пополнения казны государства ждать от них проблематично. Хотя на страны ближнего зарубежья приходится солидная доля туристского потока, однако, справедливо отметить, что въезжают в Россию они главным образом на заработки, на страны же дальнего зарубежья приходится более трех четвертей всего туристического рынка. Что же касается отдыха, то показатель еще выше, до 83%. В табл. 1 приведены данные о количестве иностранных туристов, прибывших в РФ в 1999 г.
 


Таблица 1

Численность туристов (1999 г.)
 
Страна
Количеств,

тыс. чел.

Азербайджан
21
Белоруссия
8
Украина
1063
Всего по странам СНГ
1136
Великобритания
45
Германия
107
Польша
688
США
67
Финляндия
316
Япония
30
Всего без стран СНГ
1934
Итого
3070
Показательным по количеству поездок в Россию был 1989 г. Тогда нашу страну посетило более 2 млн. 740 тыс. туристов. С 1992 г. начался резкий спад въездного потока вплоть до 1995 г. (табл. 2).
 


Таблица 2

Динамика туризма

                                                                 тыс. чел.

 
Год
Число иностранных туристов, прибывших в РФ
Число российских туристов, выехавших за границу РФ
1995
1837
2605
1996
1890
3505
1997
2515
4143
1998
2885
3330
1999
3060
2809
2000
4252
2214
Начиная с 1995 г., число туристов из дальнего зарубежья характеризуется стабильным среднегодовым ростом, порядка 16%. А общее число поездок в Россию только с целью отдыха составило в 2000 г. 2 млн. 600 тыс. чел., в том числе из дальнего зарубежья - 2,2 млн. чел. Вместе с тем, события августа 1998 г. почти на 20% уменьшили выездной поток туристов за пределы Родины.

Распределение численности въезжающих в страну и выезжающих из России туристов в 2000 г., по данным Федеральной пограничной службы РФ, приведено в табл. 3.
 


Таблица 3

 
Страна
Принято
Отправлено
Страны СНГ
2597,8
4485,3
Государства Балтии
139,0
236,3
Болгария
70,6
4,6
Великобритания
52,4
24,9
Германия
179,2
110,9
Италия
65,8
105,8
Испания
15,4
192,4
Польша
741,8
965,8
Финляндия
386,2
420,5
Израиль
8,7
23,4
Кипр
11,9
109,1
Китай
172,2
772,6
ОАЭ
3,7
89,2
Турция
18,2
567,0
Египет
3,5
113,9
Тунис
1,5
12,6
Канада
9,6
2,8
США
83,5
22,8
Австралия
4,8
0,8
Таблица характеризует не только большое количество китайско-турецко-польских "шоп-туров", но и приоритетные и перспективные направления для развития индустрии туризма.

Распределение международных туристских поездок в 1996 г. по данным ВТО приведены в табл. 4.
 


Таблица 4

 
Страна
Численность посетителей
въехавших в страну
выехавших из страны
Австрия
17,1
12,7
Великобритания
25,3
42,6
Россия
16,2
12,3
Австрия
17,1
12,7
Великобритания
25,3
42,6
Испания
60,7
12,6
Италия
56,3
16,0
Польша
87,4
44,7
Франция
146,3
18,2
Чехия
109,4
48,6
Швейцария
131,1
12,0
Китай
51,1
5,1
Турция
8,6
4,3
Япония
4,0
16,9
Египет
3,9
2,8
Нигерия
2,8
1,2
Канада
42,2
19,0
Мексика
90,4
9,0
Австралия
4,1
2,4
Позиции России и Австрии по въездам и выездам практически идентичны.

Не умаляя туристических возможностей Австрии, хотелось бы подчеркнуть, что наша страна с точки зрения количества и качества достопримечательностей, исторических или культурных ценностей не идет ни в какое сравнение с Альпийской республикой.

Естественно, в силу своего географического положения Россия не может стать страной массового летнего отдыха. Тем не менее культурно-исторический потенциал нашей страны поистине огромен, поэтому количество туристов, прибывающих в Россию, непременно увеличится при условии развития всей туристской инфраструктуры и правильно поставленной рекламы, включая возможности Интернета.

В нашей стране заслуживает внимания развитие круизного, городского, событийного, экстремального, экологического, специализированного, культурно-познавательного, спортивного, лечебно-оздоровительного туризма. Учитывая огромную протяженность границ России, нельзя упускать из вида трансграничный туризм, характеризуемый в основном краткосрочными турами. Только перечисление трансграничных районов охватывает всю географию страны. Это и Архангельская, Ленинградская, Калининградская области и Курилы, и Карелия, и Хабаровский, Приморский края.

Основная сложность при осуществлении трансграничного туризма - визовые проблемы, а также порядок и организация пунктов перехода государственной границы. Даже странно, что на нашей стороне при пересечении российско-финской границы при хорошей работе таможенников и пограничников скапливаются вереницы автотранспорта, например, в Костамукше (Карелия), а с финской стороны тот же самый транспортный поток рассасывается практически моментально, причем как в одну, так и в другую стороны. Поэтому помимо совершенствования межведомственной координации, необходимо вносить изменения и добавления в федеральное законодательство, упростив процедуру пересечения госграницы.

Определяющими условиями развития внутреннего и въездного туризма является:

    - формирование качественного туристского продукта;

    - наличие отлаженной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на российском рынке;

    - продуманная рекламно-информационная политика не только в России, но и за рубежом;

    - современный уровень сервиса, следовательно, профессионально подготовленный обслуживающий персонал;

    - привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры.

В первую очередь отечественные и иностранные инвестиции необходимы для формирования сети гостиниц, в том числе малых, мотелей, расположенных на дорогах федерального значения, обеспечивающих комфортное проживание при доступных ценах.

В этом случае при наличии уникальных природных ресурсов, при огромном количестве памятников истории и культуры, которыми наша страна обладает, можно говорить о пополнении бюджетов различных уровней от туристского бизнеса.

В качестве примера можно указать страны бывшего соцлагеря: в 1999 г. Польша получила от туризма 6,1 млрд. долл., Чехия - 3,6 млрд., Венгрия - 2,5 млрд. американских долл.

Мы же продолжаем инвестировать экономики западных государств, а наша индустрия гостеприимства продолжает оставаться без инвестиций.

Так, по данным Центрального банка России, сальдо платежного баланса РФ по статье "Туруслуги, поездки" составило в 1995 г. минус (!) 7,3 млрд. долл.: импорт услуг 11,6 млрд. американских долл., экспорт лишь 4,3 млрд. долл.

Однако чтобы иметь доходы, надо сначала вложить средства. Поэтому большинство государств мира, понимая важность и высокую доходность развития туризма в своих странах, выделяют солидные средства национальным туристическим администрациям на продвижение туристского продукта.

Лидером является Израиль - более 200 млн. долл. Испания выделяет около 150 млн., Америка и Китай - по 70 млн., Франция - 60 млн. долл. США. Основные средства идут на рекламу, в Испании - половина всех средств, а во Франции - 99%.

К великому сожалению, реклама российских возможностей в сфере туризма оставляет желать лучшего. Хотя, по данным ВТО, каждый доллар, вложенный в рекламу туризма, приносит рекламодателю более 500 долл. прибыли.

Рекламная политика России может быть ориентирована на следующие направления:

    - участие в международных туристских выставках и ярмарках (Лондон, Мадрид, Милан, Токио и др.);

    - создание расширенного Интернет-сайта со страницами регионов;

    - разработку и продвижение рекламно-информационных теле- и радиопрограмм как в нашей стране, так и за рубежом, использование для этих целей периодической печати;

    - возобновление некоммерческой рекламы туристических возможностей страны путем издания буклетов, плакатов, туристских карт и маршрутов на основных мировых языках;

    - проведение ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов;

    - организацию информационных центров для отечественных и иностранных туристов в местах небольших туристских потоков.

Кроме того, необходимо участие в рекламной компании многих регионов страны с тем, чтобы они могли привлечь туристов не только своими достопримечательностями, но и качественным обслуживанием, комфортабельным и недорогим проживанием.

Всего в России в 1999 г. вместимость номеров была 1 млн. 143 тыс. мест. При этом среднегодовая загрузка составила 36%. Так как основная масса гостиниц расположена в регионах с достаточно высоким уровнем материальной базы туризма (две столицы и столичные области, Калининградская область, Краснодарский край, район Кавказских Минеральных вод), то и заполняемость номеров там значительно выше. По Москве, например, средняя загрузка гостиниц составляет 51% благодаря постоянному потоку туристов, приезжающих с деловыми целями.

Низкий уровень сервиса является одним из основных сдерживающих факторов для развития въездного туризма. Поэтому следует приложить немалые усилия для улучшения обслуживания в сфере туризма, а также создания национальной системы профессиональной подготовки туристических кадров.

В целом же в настоящий момент в России складывается благоприятная политическая и экономическая ситуация для развития как внутреннего, так и въездного туризма. После определенного спада вновь возрос интерес к нашей стране, ее достопримечательностям не только среди политиков и бизнесменов, но и рядовых граждан. Ярким показателем этого явились результаты итоговой пресс-конференции российской делегации на последней Международной туристической бирже в Лондоне.

Каковы же прогнозы развития мирового и отечественного туризма?

Современный рынок труда индустрии туризма будет пополняться новыми кадрами, причем увеличение количества вакансий будет быстрыми темпами и дальше.

По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям, в ближайшие 15 лет количество рабочих мест на мировом туристском рынке может увеличиться на 130-150 млн. чел., то есть практически удвоиться.

В настоящее время в туристской индустрии стран ЕС занято до 65% всего рабочего населения. Ежегодное увеличение рабочих мест в туристском бизнесе в государствах ЕС достигло 1,5% и к концу 2010 г. возникнет потребность в дополнительных трудовых ресурсах от 2,5 до 3,5 млн. человек.

В ближайшем и несколько отдаленном будущем поток въездного туризма будет по-прежнему доминировать по сравнению с выездными и внутренними видами туристической деятельности.

По прогнозам экспертов ЕС, самыми быстрыми темпами в период до 2010 г. будут развиваться следующие отрасли, связанные с индустрией туризма:

    - отели 5 звезд и люкс, авиакомпании, аэропорты, курорты и оздоровительные центры, глобальные электронные системы бронирования и резервирования, компьютерное и программное обеспечение, операторы связи, тематические и развлекательные парки, новые виды спорта.
Стабильно будут развиваться:
    - деревенские, трех- и четырехзвездные гостиницы, кемпинги, музеи, выставки, театры, кабаре, памятники культуры, природы, народные промыслы и сувенирная продукция, рекламные агентства и СМИ, туристические и торговые центры, экскурсионные бюро, а также страхование путешествий, производство транспортных средств и одежды для отдыха, оптовая и розничная торговля, строительная индустрия.
Практически не изменится состояние дел:
    - в одно- и двухзвездных отелях, мотелях, туристических агентствах, некатегорийных ресторанах, библиотеках, производстве железнодорожного транспорта и яхт.
Через 10 лет по прогнозам не будут востребованы:
    - некатегорийные отели, а также обменные пункты.
В большой степени эту динамику развития туризма и сопутствующих отраслей можно отнести и к нашей стране. Поэтому с оптимизмом следует подчеркнуть, что российский туризм жив, развивается и будет развиваться на благо российских и иностранных граждан, а также приносить немалые доходы в казну государства.
 
    Еще в августе 1982 г. на Всемирном совещании по туризму под эгидой Всемирной туристской организации в Акапулько (Мексика) было отмечено: "Право на отдых, как естественное следствие права на труд, должно утверждаться как основное право человека на счастье… Ответственность государства не может ограничиваться простым признанием этого права, а должна вести к созданию соответствующих практических условий для эффективного доступа к проведению отпусков всеми, имеющими право". Эти слова являются актуальными и в настоящее время.
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]