Экономика |
Обозреватель - Observer
|
ТУРИЗМ В РОССИИ И ДЛЯ РОССИИ
Туризм экономически выгоден
Алексей Алексеев,
депутат Государственной Думы РФ Туризм является высокодоходной отраслью, по эффективности инвестиционных вложений сравнимой с нефтегазодобывающей и перерабатывающей отраслями. В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности. Отсутствие эффективной государственной политики в сфере туризма на протяжении последних 10 лет привели к тому, что на долю Российской Федерации, несмотря на ее высочайший туристский потенциал, приходится лишь 1% мирового туристического потока. Хотя государство перестало быть донором и заказчиком в туризме, тем не менее туризм выжил, живет и развивается. Но стал ли он тем звеном, что в должной мере приносит пользу государству и его гражданам? Что нужно сделать на федеральном и региональном уровнях, чтобы не только сохранить и развить туризм, но чтобы и он способствовал дальнейшему духовному развитию России, показал миру и своим согражданам культурные, исторические, духовные ценности? Нынешний уровень жизни в стране не позволяет использовать культурное наследие в полной мере, поэтому одна из задач государства - обеспечение доступности услуг туризма, а с их помощью и культурных благ для различных социальных групп. Туризм наряду с культурой нуждается в финансировании из бюджетов всех уровней . В этом случае он в состоянии не только финансово подпитывать культуру, но и приносить значительную прибыль. Вице-мэр Москвы И.Орджоникидзе на парламентских слушаниях в ноябре 2001 г. в Государственной Думе подчеркнул, что сейчас Москва принимает около одного млн. туристов из дальнего зарубежья, а 2010 г. ориентируется на 5 млн. чел. Сегодня туризм дает городскому бюджету около 1,5%. Задача состоит в том, чтобы к 2015 г. увеличить этот показатель в 10 раз. Для сравнения, вся московская промышленность дает в бюджет 18%. Столичные банки, которых в Москве сосредоточено порядка 70% от всех банков России, - около 9%. Таким образом, ставка на развитие туризма экономически выгодна любому региону страны. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), на долю туризма в 2000 г. приходилось около 11% мирового валового продукта, до 30% торговли и почти 10% мировых капиталовложений. Число рабочих мест в туристской индустрии составляет 192 млн. чел., или 8% от общих показателей занятости в мире. Начиная с 1998 г. туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг - 532 млрд. долл. США, что составляет 8% от мировой торговли товарами и услугами. Туризм сегодня является важнейшей составной частью государственной политики, поэтому государство обязано поддерживать его социальными, экономическими и иными мерами. Во-первых, назрела необходимость создания, по крайней мере, комитета по туризму в Федеральном центре, тогда и в регионах непременно будут созданы соответствующие структуры. Кроме того, давно пора отвести туризму отдельную строку в бюджетах всех уровней, начиная с федерального. Во-вторых, для страны крайне необходима федеральная программа развития туризма, заложенная новой туристической стратегией. И здесь инициатором в первую очередь должно стать Министерство экономического развития и торговли РФ. В-третьих, законодательная база в сфере туризма в настоящее время нуждается в значительном обновлении. Требуют законодательного решения такие проблемы, как государственная поддержка внутреннего, въездного, социального туризма; создание образа России как страны, благоприятной для развития туризма; определение компетенции субъектов страны в сфере туризма; учет специфики местных, человеческих, природных и других ресурсов; координационное взаимодействие регионов как с федеральными органами, так и между собой; обеспечение прав и безопасности туристов и т.д. На этом поприще необходима инициатива Государственной Думы, ее Комитета по культуре и туризму, Минэкономразвития, а также представительных органов субъектов Федерации. Начальные шаги в решении поставленных задач сделаны. В Госдуме создано межфракционное депутатское объединение "Туризм России". 23 ноября 2001 г. прошли парламентские слушания "О государственной политике в сфере туризма в Российской Федерации", на которых депутаты, представители федеральной и региональной исполнительной власти, органов местного самоуправления совместно с практическими работниками туристического бизнеса обсудили интересующие всех вопросы в области туризма. Многие выступающие, в том числе заместитель председателя Госудумы А.Чилингаров, председатель комитета Госдумы по культуре и туризму Н.Губенко, заместитель министра экономического развития и торговли В.Стржалковский, вице-мэр Москвы И.Орджоникидзе подчеркнули необходимость развития туризма в России как одной из главных доходообразующих отраслей российской экономики. Участникам парламентских слушаний была представлена для обсуждения концепция Федерального закона "О туризме", подготовленная депутатами Комитета по культуре и туризму при участии ученых и специалистов Исследовательского центра частного права при Президенте РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Института законодательства и сравнительного проектирования при Правительстве РФ. Этому предшествовала большая подготовительная работа. Еще в декабре 2000 г. руководителям субъектов Федерации была отправлена анкета с целью выявления реального состояния туризма в регионах, а также выяснения мнения субъектов о необходимости совершенствования федерального законодательства в сфере туризма. В Комитет по культуре и туризму поступило более 40 подробных ответов, также пришли предложения из МИД, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, других федеральных органов исполнительной власти. По мнению авторов законопроекта, он должен развивать положения статей 2 и 37 Конституции РФ об обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина и содействовать реализации права гражданина РФ на отдых.
- создание механизма защиты прав и законных интересов российских туристов, обеспечение безопасности их жизни, здоровья, имущества при совершении туристических поездок; - создание правовых условий для развития внутреннего и въездного туризма, осуществление их государственной поддержки; - обеспечение стабильности, предсказуемости и гибкости правового регулирования отношений в сфере туризма; - гармонизация норм российского права и правил Европейского Союза (ЕС), регулирующих отношения в туризме. В проекте Федерального закона "О туризме" предлагается регулирование деятельности туроператоров, турагентств, средств размещения туристов, деятельность экскурсоводов. Предлагается разграничить предметы ведения РФ и ее субъектов. В проекте достаточно подробно рассмотрены вопросы гражданско-правового регулирования туристской деятельности, безопасности туризма. Представляется весьма важным включение в законопроект положений о договорах на туристическое, экскурсионное, гостиничное обслуживание с ответственностью обеих сторон. При разработке последних положений использовались нормы Европейской директивы "О комплексных турах, путешествиях и организованном отдыхе", Конвенции Совета Европы "Об ответственности владельцев гостиниц за имущество постояльцев", а также соответствующие положения законодательства Германии, Австрии, Великобритании, Ирландии, Швеции и других государств. В России 10 музеев на один миллион жителей, в Нидерландах - 35, в Германии - 32, в Чехии - 34. В Москве на один миллион жителей приходится 8 музеев, в Лондоне - 41, в Париже - 39, в Риме - 36. А сколько интересных для россиян и иностранцев мест в регионах России! Многие из них не менее знамениты, чем в Москве. Например, знаменитые Столбы в Красноярском крае, Суздаль на Владимирщине, Ипатьевский монастырь в Костроме, Плес, Палех в Ивановской области, Кижи, Валаам на севере… Перечисление можно продолжить до бесконечности. Но как до них добраться, где и как организовать возникшие бытовые проблемы? Все это относится к сфере деятельности туризма, эффективность которого не только может быть выше, но и улучшить деятельность учреждений культуры, гостиниц, в какой-то мере решить проблему занятости. Возможно, следует провести федеральный конкурс субъектов РФ по государственной поддержке инвестиций в туристскую индустрию с целью выбора 10-20 регионов страны для реализации "пилотных" проектов с использованием государственных и привлеченных финансовых ресурсов. Результатом может стать создание 10-20 общефедеральных маршрутов по различным видам туризма. Каждый маршрут должен иметь отреставрированные объекты показа, оснащенные современным оборудованием места для отдыха, питания, развлечения, категорийные средствами размещения и транспорта, профессиональных гидов и международный уровень обслуживания. В этом случае увеличится поток отечественных и зарубежных туристов. Две трети въездных туристов приходится
на жителей Украины, Польши и Финляндии. Естественно, что существенного
пополнения казны государства ждать от них проблематично. Хотя на страны
ближнего зарубежья приходится солидная доля туристского потока, однако,
справедливо отметить, что въезжают в Россию они главным образом на заработки,
на страны же дальнего зарубежья приходится более трех четвертей всего туристического
рынка. Что же касается отдыха, то показатель еще выше, до 83%. В табл.
1 приведены данные о количестве иностранных туристов, прибывших в РФ в
1999 г.
Таблица 1
Таблица 2 тыс. чел.
Распределение численности въезжающих
в страну и выезжающих из России туристов в 2000 г., по данным Федеральной
пограничной службы РФ, приведено в табл. 3.
Таблица 3
Распределение международных туристских
поездок в 1996 г. по данным ВТО приведены в табл. 4.
Таблица 4
Не умаляя туристических возможностей Австрии, хотелось бы подчеркнуть, что наша страна с точки зрения количества и качества достопримечательностей, исторических или культурных ценностей не идет ни в какое сравнение с Альпийской республикой. Естественно, в силу своего географического положения Россия не может стать страной массового летнего отдыха. Тем не менее культурно-исторический потенциал нашей страны поистине огромен, поэтому количество туристов, прибывающих в Россию, непременно увеличится при условии развития всей туристской инфраструктуры и правильно поставленной рекламы, включая возможности Интернета. В нашей стране заслуживает внимания развитие круизного, городского, событийного, экстремального, экологического, специализированного, культурно-познавательного, спортивного, лечебно-оздоровительного туризма. Учитывая огромную протяженность границ России, нельзя упускать из вида трансграничный туризм, характеризуемый в основном краткосрочными турами. Только перечисление трансграничных районов охватывает всю географию страны. Это и Архангельская, Ленинградская, Калининградская области и Курилы, и Карелия, и Хабаровский, Приморский края. Основная сложность при осуществлении трансграничного туризма - визовые проблемы, а также порядок и организация пунктов перехода государственной границы. Даже странно, что на нашей стороне при пересечении российско-финской границы при хорошей работе таможенников и пограничников скапливаются вереницы автотранспорта, например, в Костамукше (Карелия), а с финской стороны тот же самый транспортный поток рассасывается практически моментально, причем как в одну, так и в другую стороны. Поэтому помимо совершенствования межведомственной координации, необходимо вносить изменения и добавления в федеральное законодательство, упростив процедуру пересечения госграницы. Определяющими условиями развития внутреннего и въездного туризма является:
- наличие отлаженной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на российском рынке; - продуманная рекламно-информационная политика не только в России, но и за рубежом; - современный уровень сервиса, следовательно, профессионально подготовленный обслуживающий персонал; - привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры. В этом случае при наличии уникальных природных ресурсов, при огромном количестве памятников истории и культуры, которыми наша страна обладает, можно говорить о пополнении бюджетов различных уровней от туристского бизнеса. В качестве примера можно указать страны бывшего соцлагеря: в 1999 г. Польша получила от туризма 6,1 млрд. долл., Чехия - 3,6 млрд., Венгрия - 2,5 млрд. американских долл. Мы же продолжаем инвестировать экономики западных государств, а наша индустрия гостеприимства продолжает оставаться без инвестиций. Так, по данным Центрального банка России, сальдо платежного баланса РФ по статье "Туруслуги, поездки" составило в 1995 г. минус (!) 7,3 млрд. долл.: импорт услуг 11,6 млрд. американских долл., экспорт лишь 4,3 млрд. долл. Однако чтобы иметь доходы, надо сначала вложить средства. Поэтому большинство государств мира, понимая важность и высокую доходность развития туризма в своих странах, выделяют солидные средства национальным туристическим администрациям на продвижение туристского продукта. Лидером является Израиль - более 200 млн. долл. Испания выделяет около 150 млн., Америка и Китай - по 70 млн., Франция - 60 млн. долл. США. Основные средства идут на рекламу, в Испании - половина всех средств, а во Франции - 99%. К великому сожалению, реклама российских возможностей в сфере туризма оставляет желать лучшего. Хотя, по данным ВТО, каждый доллар, вложенный в рекламу туризма, приносит рекламодателю более 500 долл. прибыли. Рекламная политика России может быть ориентирована на следующие направления:
- создание расширенного Интернет-сайта со страницами регионов; - разработку и продвижение рекламно-информационных теле- и радиопрограмм как в нашей стране, так и за рубежом, использование для этих целей периодической печати; - возобновление некоммерческой рекламы туристических возможностей страны путем издания буклетов, плакатов, туристских карт и маршрутов на основных мировых языках; - проведение ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов; - организацию информационных центров для отечественных и иностранных туристов в местах небольших туристских потоков. Всего в России в 1999 г. вместимость номеров была 1 млн. 143 тыс. мест. При этом среднегодовая загрузка составила 36%. Так как основная масса гостиниц расположена в регионах с достаточно высоким уровнем материальной базы туризма (две столицы и столичные области, Калининградская область, Краснодарский край, район Кавказских Минеральных вод), то и заполняемость номеров там значительно выше. По Москве, например, средняя загрузка гостиниц составляет 51% благодаря постоянному потоку туристов, приезжающих с деловыми целями. Низкий уровень сервиса является одним из основных сдерживающих факторов для развития въездного туризма. Поэтому следует приложить немалые усилия для улучшения обслуживания в сфере туризма, а также создания национальной системы профессиональной подготовки туристических кадров. В целом же в настоящий момент в России складывается благоприятная политическая и экономическая ситуация для развития как внутреннего, так и въездного туризма. После определенного спада вновь возрос интерес к нашей стране, ее достопримечательностям не только среди политиков и бизнесменов, но и рядовых граждан. Ярким показателем этого явились результаты итоговой пресс-конференции российской делегации на последней Международной туристической бирже в Лондоне. Каковы же прогнозы развития мирового и отечественного туризма? Современный рынок труда индустрии туризма будет пополняться новыми кадрами, причем увеличение количества вакансий будет быстрыми темпами и дальше. По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям, в ближайшие 15 лет количество рабочих мест на мировом туристском рынке может увеличиться на 130-150 млн. чел., то есть практически удвоиться. В настоящее время в туристской индустрии стран ЕС занято до 65% всего рабочего населения. Ежегодное увеличение рабочих мест в туристском бизнесе в государствах ЕС достигло 1,5% и к концу 2010 г. возникнет потребность в дополнительных трудовых ресурсах от 2,5 до 3,5 млн. человек. В ближайшем и несколько отдаленном будущем поток въездного туризма будет по-прежнему доминировать по сравнению с выездными и внутренними видами туристической деятельности. По прогнозам экспертов ЕС, самыми быстрыми темпами в период до 2010 г. будут развиваться следующие отрасли, связанные с индустрией туризма:
|
|