Рецензии
Обозреватель - Observer

 ЕСЛИ ГОВОРИТЬ ПО СУЩЕСТВ…


Евгений Минченков,
член чоюза писателей России

 

Есть проблемы, касаться которых следует очень осторожно или не касаться вовсе. К ним, на мой взгляд, относится и так называемый "еврейский вопрос". Тут вообще страсти достигли такого накала, что человека, только произнесшего это словосочетание, кое-кто тут же торопится записать в антисемиты. Между тем, по моему мнению, вопрос этот имеет право на внимание исследователей, как и всякое другое историческое явление в жизни человечества. Немаловажно, конечно, какую цель при этом ставит исследователь, что он хочет доказать?

Не знаю, что подвигло известного русского писателя А.И.Солженицына на создание книги о евреях "Двести лет вместе", первый том, который у нас появился на прилавках, как и не пойму, почему за эту книгу сравнительно небольшого объема заломили такую цену. От 240 до 280 руб. - явно не по карману большинству россиян, в том числе и мне. Но вот Юрий Горигорьевич Федосеев, автор недавно вышедшей книги "Русские и евреи", признался в предисловии к книге в том, что написать ее побудила обида за Россию, за русских, за то, что "нас в очередной раз хотят сделать "козлом отпущения" и выставить виновными за все те беды, что принесло мировое еврейство в средние века и в ХХ столетии".

"Почему нашу Родину пытаются объявить главной и чуть не единственной губительницей евреев?" - задается вопросам автор, с возмущением добавляя, что дело дошло до того, что в печати зазвучали утверждения, что якобы "холокост" (массовые убийства евреев нацистами во Вторую мировую войну), взятый в своем философско-историческом и экзистенциональном объеме, - это русская тема, это русский вопрос. И возмущения автора понять можно: обвинять в подобном русский народ, спасший миллионы людей, в том числе и евреев, от коричневой чумы фашизма ценою жизни огромного числа своих соотечественников, - кощунство.

Юрий Григорьевич Федосеев, всегда остро чувствующий несправедливость, посвятивший борьбе за честь и достоинство человека лучшие годы своей жизни, находясь в рядах стражей правопорядка, естественно, не мог не выразить своего отношения к данной проблеме. И книгу его, на мой взгляд, можно было бы назвать "В защиту справедливости".

И экскурсы в историю ему понадобились совсем не для того, чтобы кого-то очернить, они понадобились, чтобы показать: во все времена русский народ умел ладить с другими народами, если они приходились на Русь с добрыми побуждениями. Ну, а уж если у кого-то намерения были недобрыми, то соответственно и реакция была адекватной. И разве это несправедливо? Разве не имеет права народ на защиту своих интересов? И в этой связи автор приводит, на мой взгляд, весьма убедительные аргументы. Говоря о некоторых ограничениях, введенных для евреев Александром III (попутно заметим, именно при этом императоре был заложен фундамент российской мощи, именно этот царь, являвший сам пример скромности и заботы о людях, привел Россию к тому, что она не осталась должна ни одной стране ни копейки), скажем: все ограничения касались только евреев иудейского вероисповедания. Но как только евреи принимали другую веру - православную ли, мусульманскую ли - всякие ограничения исчезали, и они могли занимать любые посты в Российской империи. Подчеркиваю: в Российской! О чем это говорит? Это говорит, утверждает автор, об идеологической, религиозной борьбе мировоззрений, но никак не о национальной розни и не о патологическом антисемитизме русских.

Федосеев приводит статистику, свидетельствующую о том, что отношение к евреям в России было всегда гораздо лучше, чем во многих странах Европы. К сожалению, какая-то часть этим стала злоупотреблять, заняв ведущие места в управлении экономикой страны и набивая свои карманы деньгами. "Хотим мы того или нет, но подобное положение дел в стране, где основное население русские, - пишет автор, - не очень согласовывалось с равенством и справедливостью".

Примечательно, что Юрий Федосеев отмечает, что "во взаимоотношениях русских и евреев не следует отыскивать только негативные стороны. История хранит немало и положительных примеров, которыми могут гордиться и евреи, и русские. И в подтверждение тому автор приводит примеры.

Истины ради хотел бы заметить: примеров этих можно привести гораздо больше и посветлее. Почему бы, предположим, не вспомнить Льва Рохлина, выдающегося российского генерала, чей пример служения Отчизне навсегда останется в истории нашей страны? Почему бы не назвать недавно ушедшего из жизни Александра Володина, бывшего фронтовика, писателя и драматурга, автора сценариев таких прекрасных фильмов, как "Осенний марафон", "Звонят, откройте дверь", "Пять вечеров", "Назначение", "Дульсинея Тобосская"? Думаю, что о плодотворном сотрудничестве русских и евреев автор рассказывал весьма скупо, и от этого книга только проигрывает. Доброго слова, на мой взгляд, заслуживают и те евреи, которые были весьма авторитетными специалистами в сфере обслуживания, о чем, к сожалению, автор тоже умолчал.

Вероятно, сейчас многие евреи жалеют, что они так рьяно выступали за развал России. Да, да, России, ибо в нее и до Советского Союза входили и Украина, и Казахстан, и вся Прибалтика, и другие ее части, которые в СССР стали называться республиками. И во всех этих республиках евреи были русскоязычным населением. А как этому населению живется нелегко сейчас, известно всем. И как тут не вспомнить, что фашиствующие молодчики из Молдовы кричали: "Русских - за Днестр! Евреев - в Днестр!" Жаль, что об этом умолчал в своей книге Юрий Григорьевич. Здесь, наверное, было над чем поразмыслить.

Думаю, книга была бы интереснее, а доводы автора более аргументированными, если бы он вспомнил, скажем, о том, кто строил в Риме древний Колизей? А начали постройку этого театра 12 тысяч пленных иудеев, которых император Веспасиан пригнал из Иудеи. "Веспасиан, торжествуя победу над иудеями, - писал Стендаль, - прошел по Виа Сакра поблизости от триумфальной арки своего сына Тита, которую евреи обходят до сих пор".

Понятно, кому хочется вспоминать такие неприятные моменты в своей истории. Как! Богоизбранная нация - и вдруг в роли рабов! Но автор книги "Русские и евреи", приведя такой факт, мог бы отметить, что в истории наших взаимоотношений такого, слава Богу, не наблюдалось никогда. Но вот почему-то евреи не считают Колизей вершиной своего творчества, а о русских кое-кто из них отзывается хуже, чем, предположим, об итальянцах. А справедливо ли это?

В своей книге Федосеев активно выступает за сохранение духовных богатств русской культуры. Но, думаю, вряд ли надо противопоставлять деятелей литературы, искусства одной национальности - другой.

Серьезное исследование проблемы, наверное, не нуждается в таких пассажах. И уж точно снижает уровень исследования (которое, кстати, в целом автор ведет глубоко) эквилибристика в области фамилий, заимствованная автором, скажем прямо, не из лучших источников. Имеет ли значение, кто на какую фамилию поменял? Важнее, наверное, кто какой вклад внес в отечественную историю, в том числе и в укрепление русско-еврейской дружбы.

К сожалению, в отношении скороспешных выводов есть над чем поразмыслить и русским, и евреям, и всем остальным гражданам великой страны.

Думаю, что, несмотря на некоторые эмоциональные перегибы, книга Юрия Федосеева в целом все-таки доброжелательная. Она против того, чтобы в стране были какие-то сословия, пользующиеся особыми правами. Он за то, чтобы в нашем Отечестве было так, как во всех странах мира, чтобы, к примеру, не мелькали постоянно на экранах ТВ представители национальности, составляющей небольшой процент населения, вызывая тем самым недовольство у большей его части, дестабилизируя положение в стране, чтобы люди, занимающие сверхважные посты в государстве, были сыновьями и дочерьми народа, составляющего большинство населения страны, а не людьми с двойным гражданством. А разве в этом есть что-то обидное? И разве это не в интересах всех граждан государства, в том числе и тех, кто носит нерусские фамилии?
 

1  Юрий Федосеев. Русские и евреи. М. АОЗТ "Кодекс-М". 2001. 136 С.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]