Внутренняя политика
Обозреватель - Observer


 

Ситуация в стране
 
 

Безработица и миграция


Е.АНДРЮЩЕНКО,
доктор философских наук

 

Каковы количественные и качественные параметры надвигающегося половодья людей, оставшихся без работы? При нынешних ценах на продовольствие, транспорт, коммунальные услуги и бедности государства это означает остаться практически без средств к существованию. Председатель комитета по занятости населения Ф.Т. Прокопов ориентируется на 3,5-4,5 миллиона человек, а при ухудшении обстановки-до 8 миллионов. Заместитель министра труда и занятости С.П. Шпилько считает, что в России при относительно благоприятных условиях безработными окажутся 7-8 миллионов, а при более жестких условиях - 15-20 миллионов. Есть мнение, что только предприятия военно-промышленного комплекса выставят за ворота свыше миллиона человек. Тем не менее есть опасность, что эти цифры будут намного больше.

В самом недалеком будущем произойдет пересечение в развитии процессов приватизации государственной собственности, конверсии огромной по масштабам оборонной промышленности, вступлении в действие Закона о банкротстве. На фоне развала страны, нарушения экономических связей и резкого спада уровня производства безработица может достичь чрезвычайных размеров. Опасность социального взрыва столь велика, что уже сегодня следует всем задуматься о его последствиях.

С ростом безработицы особенно сложное положение может возникнуть в малых городах с однотипным характером производства, насыщенных предприятиями оборонной промышленности. Наиболее уязвимыми окажутся граждане предпенсионного возраста, женщины, молодежь, в том числе закончившая учебу, интеллигенция, не занятая на производстве, служащие. Разрушительность, алогизм процесса в том, что без работы оказываются далеко не худшие. К примеру, в Санкт-Петербурге на январь 1992 года из 9 тысяч зарегистрированных безработных 4 тысячи составляли лица с высшим образованием.

В обществе же в целом царит спокойствие. Эта иллюзия в глазах несведущих возникает из-за незнания или нежелания видеть, как руководство предприятий из последних сил пытается сохранить трудовые коллективы, числящиеся "на картотеке", с минимальными потерями производят сокращения штатов, расставаясь в первую очередь с пенсионерами, которые в другое время были бы сохранены. Из-за отсутствия сырья и других ресурсов направляют в длительные вынужденные неоплачиваемые отпуска значительную часть трудящихся.

Готовы ли к возможной массовой безработице люди и руководство? Посмотрим, что делается в такой ключевой "клеточке" государственного и общественного организма, как область. Результаты исследования, проведенного летом нынешнего года, - опроса 1196 человек по месту жительства в шести административных точках Владимирской области разного уровня показали, что непосредственно не исключает для себя перспективы потерять работу каждый третий (33,9%). Уверенно чувствует себя лишь каждый четвертый (26,8%), считая, что его это не коснется. У 11,6% уже сегодня шансы сохранить и потерять работу равны. Для 5.7% угроза остаться без работы совершенно реальна, а для 1,8% уже просто нет шансов сохранить ее. Если соотнести эти цифры с общей численностью трудоспособного населения области, то потенциал безработицы проецируется весьма значительный. Понятно, что прогнозы могут и не совпасть с реальностью. Отклонения могут быть как в большую, так и в меньшую сторону, но наши показатели имеют самостоятельную ценность как барометр напряжения. Положение неопределенности характерно и для каждого десятого из оставшейся части опрошенных ("не знаю" ответили 8,2% и 8,2% - не дали ответа вообще). Разумеется, областные города, промышленно развитые районные типа Коврова, с "оборонкой" или преимущественно местной промышленностью, небольшие по численности и хозяйственному потенциалу типа Гусь-Хрустального, поселки городского и сельского типа имеют свои особенности.

При столь напряженном положении даже незначительные ошибки администрации, в особенности при выпадах политических группировок, претендующих на руководящие посты, целенаправленное возмущение может дать кумулятивный эффект, способный поразить любые властные структуры. Такие руководители, как Заславский, возглавляющий биржу труда в Москве, своими умелыми или неумелыми действиями, доверием или недоверием безработных через группы зависимых или отчаявшихся людей могут создать баланс или поджечь бикфордов шнур социального взрыва.

В какой мере население способно самостоятельно без помощи местной администрации выйти из создавшегося трудного положения? Ведь за последние годы, начиная с историка комсомола Юрия Афанасьева, было сказано столько громогласных слов о необходимости отделения экономики от государства. А что думают об этом сами граждане?

Каждый пятый (20,9%) считает, что оказавшись без работы, он самостоятельно найти ее не сможет. Еще треть опрошенных (33,8%) сомневается в своей способности решить вопрос о своем новом трудоустройстве. Уверены в себе только 15,5%. Таким образом, в случае обвального процесса безработицы на самостоятельное трудоустройство граждан надеяться абсолютно не приходится. Населением нашей страны утрачен иммунитет к такого рода опасности. Это нетрудно заметить уже и сегодня, когда даже работающие не имеют возможности свести концы с концами в своем бюджете, и практически не могут обеспечить дополнительный приработок, а тем более-начать собственное дело. Государственные и новые коммерческие структуры тоже не готовы к столь опасному развитию событий. Причем тот, кто "нагреет руки" на спекуляции недвижимостью, имеет шанс спастись в случае экстремального развития событий, а значительная часть социальной группы, на которую как на виновника окажется сфокусировано общественное мнение, может быть вовлечена в трагические события.

Опасной для всех окажется привычка надеяться на государство, а не на собственную инициативу. Этой стороне дела средства массовой информации придают очень мало значения. Инертность такого рода может оказать плохую службу и гражданам, и администрации, и "группам риска".

Отвечая на вопрос о социальной защите со стороны государства в связи с переходом к рынку, большинство (62,4%) опрошенных указали, что такие граждане, как он, нуждаются в помощи и социальной защите со стороны государства и общественных организаций. Однако почти столько же (63,6%) указали, что на сегодня в помощи по трудоустройству не нуждаются. Нуждаются - указали 8,7%, 1,2% - уже получают. Размышляя над этими цифрами, следует принять во внимание и то, что, по-видимому, чувство собственного достоинства граждан подтолкнуло большую их часть отказаться от альтернатив социальной помощи, предложенных в анкете. Сегодня оно базируется у них на нравственной норме и привычке жить своим трудом, постоянно в состоянии риска, так как денег едва хватало от получки до получки.

Какова же готовность людей проявить мобильность в условиях надвигающегося экономического цунами в сочетании с "шоковой терапией" цен в особенности на продовольствие, транспорт и коммунальные услуги?

Большая часть опрошенных (56,3%) отметила, что не хотели бы менять место нынешней работы. Готовым же себя к этому считает каждый пятый (19,5%). Примерно столько же (20,8%) согласились бы изменить свою профессию в случае необходимости и еще треть (32,5%) - согласились бы при определенных условиях. Свыше четверти (28,3%) профессии менять не хотят.

Таким образом, можно утверждать, что данная проблема требует глубокой проработки в сфере как информационного, так и организационного обеспечения. Средства массовой информации могут эффективно способствовать созданию положительной мотивации к обучению новым профессиям, готовности иметь дополнительный приработок, в том числе для страховки, к профессиональной переподготовке значительной массы трудящихся по месту работы и с отрывом от производства. Организационные решения на местах должны стимулировать руководителей предприятий к созданию новых рабочих мест. Это гораздо важнее при формировании принципов налоговой политики и льготного кредитования, чем поощрения за одноразовые благотворительные акции или меценатство.

В каком направлении организовывать переподготовку трудовых контингентов в масштабах области и на местах, у каждого города и поселка, разумеется, своя специфика. Важно учитывать и существующие сегодня наиболее распространенные стереотипы сознания. Они являются важным фактором формирования соответствующей мотивации.

Каждый второй (49,5%) опрошенный считает, что понятие "жить лучше" связано с деятельностью предпринимателя или кооператора. Неплохо также, считают 27,1% опрошенных, еще в торговле и в сфере обслуживания. Но отнюдь не в роли высококвалифицированных рабочих (1,7%), управленца (4,7%), а тем более работника науки или культуры (0,7%). С этим явно придется столкнуться в процессе переобучения и создания рабочих мест. Уже сегодня переподготовка кадров плохо увязана с учетом создания потенциальных рабочих мест. К примеру, в Туле платные курсы бухгалтеров в начале года давали лишь дополнительную массу безработных.

* * *


Массовая безработица может создать не только ситуацию социального взрыва, но и мощные миграционные потоки. Незримо они, в свою очередь, могут усилить неблагоприятные социальные последствия.

Состояние массового сознания на сегодня таково, что пока большая часть граждан (65,5%) в случае потери работы никуда уезжать не хочет. Уехать поработать на год-два в другой город, район области склонны также немногие - 3,5%. Еще меньше - 2,9% - в другую область. Тем более в другую республику бывшего СССР - 1,9%. Однако положение отнюдь не однозначно: 10% опрошенных сказали, что хотят уехать, но не могут; 7,б% - затруднились ответить, 5,9% - не дали ответа. Как видим, потенциал в масштабах области может оказаться немалый.

Человеку, ежедневно двигающемуся исключительно по маршруту: дом - работа - дом, видящему мир лишь в "окошко" телеэкрана, трудно заметить, как в разливающееся море безработицы тронулись, нарастая, миграционные потоки. Они нарастают в силу откровенно дискриминационной политики "демократических" правительств государств СНГ, бывших республик СССР. Приемы давления многообразны. Они обнаруживают себя, в частности, и в том, что безработными оказываются в первую очередь так называемые "некоренные" национальности. К примеру, в Эстонии среди безработных "русскоязычные" составляют 70%. По данным 1991 года, из республик Средней Азии намеревалось выехать 37,4% русских, из Прибалтики, Молдавии, Грузии и Армении - 17,9%, из Украины и Белоруссии - 10,5%. Особенно драматичны массовые миграционные "выбросы" взрывного характера, провоцирующиеся стихийными или организованными эксцессами вроде тех, что были в Фергане, Оше, Новом Узене, на Северном Кавказе и в Закавказье, Молдове, Прибалтике. Если же дойдет до массовых захватов квартир, как это уже имело место при прямом попустительстве властей на местах, число "желающих" уехать может возрасти еще резче.

Усилиями Верховного Совета России 1992 год, после длительного невнимания к бедствиям русских в бывших республиках СССР, ознаменовался Постановлением правительства № 327 "О республиканской долговременной программе "Миграция"". Она предусматривает комплекс правовых, организационных, финансовых мероприятий, призванных создать условия расселения и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев. Для решения их проблем на 1992 год правительство выделило 3 миллиарда рублей и намерено установить годовые квоты приема мигрантов. В ней есть примечательная фраза: "Негативная оценка вынужденной миграции населения для Российской Федерации была бы неверна. Прирост трудоспособного населения, в том числе высококвалифицированных кадров может повлиять на улучшение демографической ситуации в России, и активизировать хозяйственное развитие ряда трудодефицитных территорий". Хочется верить, что не это было причиной пассивности правительства Гайдара, когда дело касалось защиты прав человека в бывших республиках СССР. Улучшение же демографической ситуации в России прежде всего зависит от рождаемости, которую сегодня из-за нищенского уровня жизни превышает смертность, а не от притока людей, у которых нет ни жилья, ни работы.

Особый интерес вызывает заявление о желании прироста трудоспособного населения. Статистика показывает, что из 222 тысяч зарегистрированных беженцев из республик бывшего СССР (по другим данным 315 тысяч) русские составляют лишь 23%, то есть один из четырех-пяти прибывших. Включая и осетин, которые остаются в основном в Северной Осетии. Что стоит за этим? С одной стороны, это показатель "русского гегемонизма", он означает право на самоотверженность ради других народов. В то же время тревожит, что, по утверждению руководителей общества помощи русским беженцам, со стороны миграционных служб проявляется опасная практика давления на русских с целью их возвращения на те места, откуда они были вынуждены бежать, несмотря на запрет, предусмотренный международными нормами права. Более того, в проекте закона о статусе беженцев, подготовленном М.Арутюновым, "ведающим" беженцами в России, эта норма международного права из-за некомпетентности или других соображений, исключена. Зато в том же проекте имеется статья, предоставляющая право беженцам и вынужденным мигрантам беспрепятственно, по своему усмотрению менять фамилию, имя, отчество и национальность. Последствия такого решения также требуют осмысления. К примеру, в Санкт-Петербурге среди лиц, совершивших тяжкие преступления, 70% составляют преступники нерусской национальности. Налицо тенценция к криминализации общества - не так ли? Нормы такого рода, закладываемые в российские законы, немало способствуют тому, что в итоге на июнь 1992 года преступность в России повысилась на 32%. Не способствует это и здоровым межнациональным отношениям, ибо известна готовность массового сознания неправомерно переносить особенности этих криминальных групп на оценку данного этноса в целом. Отчасти по этой причине, возможно, не складываются отношения миграционных служб, руководителей Комитета по делам миграции населения Т. Регент и председателя подкомитета Верховного Совета России по делам беженцев М. Арутюнова с общественными организациями, взявшими на себя благородное дело обустройства беженцев. Реальную помощь, как заявили они на конференции, им оказывают только три общественные организации: "Гражданское согласие" Лидии Графовой из "Литературной газеты", давшей только в прошлом году свыше десятка статей в защиту беженцев из Закавказья, которых никак не могут расселить из сорока с лишним подмосковных пансионатов и домов отдыха: "Орден милосердия и социальной защиты" Поплавской и фонд "Соотечественник".

Нарастает число требований: Россия должна вступиться за соотечественников вплоть до применения вооруженной силы, это прямое следствие беспомощности политиков и соответствующих государственных служб, взявшихся отвечать за это серьезнейшее дело. На фоне растущей безработицы эти отчаявшиеся люди могут сыграть роль детонатора такого взрыва, который не нужен ни одному здравомыслящему человеку. Все знают, что Штирлиц (он же "Юстас" и полковник Исаев) приехал из Прибалтики. Не все знают, что следствием миграционной политики в отношении немцев из Прибалтики в Германию стал приезд и Розенберга. Они и создали тот ударный отряд гитлеровских штурмовиков, вознесших фюрера на престол мировой политики. Розенберг же оставил свой кровавый след в истории как автор идеологии превосходства "суперкоренной" нации. Правда, двинувшись на Россию, они забыли предупреждение собственного "железного канцлера" Бисмарка, объединившего Германию: "Русские долго запрягают, но быстро ездят!" Помнить об этом необходимо и в самой России. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]