Внешняя политика
Обозреватель - Observer


 

РАДИКАЛЬНОЕ СОКРАЩЕНИЕ
СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ - ВЫБОР СДЕЛАН
(Итоги визита Ельцина)


В.НАЗАРЕНКО
Центр международных
и военно-политических исследований
РАУ-Корпорации 

 

Входе российско-американской встречи на высшем уровне в Вашингтоне (16-19 июня с.г.) президенты Б.Ельцин и Дж. Буш скрепили своими подписями более полутора десятков согласованных документов, касающихся политической, военной, экономической и иных сфер сотрудничества двух государств. Базисный документ "Хартия российско-американского партнерства и дружбы" призван стать, как свидетельствует его название, программой действий держав в целях закрепления партнерства на ближайшие годы. Хартию подкрепляет прежде всего так называемая "рамочная" договоренность - беспрецедентное двустороннее соглашение о радикальном сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Судя по откликам на вашингтонский "саммит" в целом и на новые договоренности по снижению уровня ядерного противостояния, в частности, можно сказать, что российскому и американскому лидерам удалось открыть зеленую улицу для движения навстречу друг другу и самого мощного наступления на горы ядерных боеголовок, которые были накоплены обеими странами в эпоху конфронтации. Колоссальный скачок вперед был сделан в области контроля над ядерными вооружениями, что составляет основу развивающегося нового политического партнерства. "Соглашение, подписанное Россией и США, - самое важное из когда-либо достигнутых в этой области", - заявил американский госсекретарь Дж.Бейкер. "Это хорошая договоренность для США, хорошая - для России и очень хорошая для мира, так как ликвидирует очень многие вооружения массового уничтожения", - подчеркнул он. Действительно, два-три года назад даже трудно это было представить.

В коммюнике брюссельской штаб-квартиры НАТО отмечалось, что достигнутое соглашение представляет собой обнадеживающий шаг в развитии новых отношений между Россией и Соединенными Штатами. Словом, общий лейтмотив откликов таков - в результате новых договоренностей безопасность не только России и США, но и государств Европы должно укрепиться. Однако оставим на время эмоции по поводу достигнутых соглашений и обратимся к цифрам, фактам и аргументам, отражающим истинное положение вещей. А оно таково.

К моменту подписания советско-американского Договора по СНВ (31 июля 1991 года) официально стороны располагали следующим количеством стратегических носителей и боезарядов (см. табл.1).

Таблица 1

Состав СНВ сторон
в условиях действия Договора по СНВ
Тип носителя
СССР
США
На дату
подписания Договора
После
сокраще-
ний по Договору
После
сокраще-
ний по Договору
На дату
подписания Договора
После
сокращений
по Договору
На дату
подписания Договора
Носители Боезаряды Носители Боезаряды Боезаряды  Носители Боезаряды Носители
МБР наземного базиров.
1398
6612
680
3200
1400
500
2450
1000
БРПЛ на подводн. лодках
940
2804
232
1688
3456
423
5760
672
Всего МБРи БРПЛ
2338
9416
912
4888
4856
932
8210
1672
ТБ
162
855
167
895
1105
268
2353
574
ИТОГО
2500
10271
1079
5783
5961
1200
10563
2246

Обозначения:
МБР - межконтинентальные баллистические ракеты;
БРПЛ - баллистические ракеты подводных лодок;
ТБ - тяжелые (стратегические) бомбардировщики.

В результате реализации московского Договора, через 7 лет после его ратификации, предусматривался выход на значительно пониженные уровни СН В - до 6000 боезарядов и 1600 носителей у каждой стороны (фактическое количество боезарядов и носителей указано в табл. 1). Уточним, что новое ядерное оружие бывшего Советского Союза оказалось размещенным на территории четырех независимых государств - России, Украины, Казахстана и Беларуси (см. табл.2).
 


Таблица 2

Размещение СНВ на территории стран Содружества
Страны Содружества
Тип носителей
Количество
Носителей
Боезарядов
Россия
МБР

БРПЛ

ТБ

1064

940

101

4278

2804

376

Украина
МБР

ТБ

176

21

1240

168

Казахстан
МБР

ТБ

104

40

1040

320

Беларусь
МБР
54
54

Поэтому в мае 1992 года в Лиссабоне был подписан дополнительный протокол к Договору по СНВ, в соответствии с которым участниками соглашения стали, кроме США и России, также Украина, Казахстан и Беларусь. Этим документом трем республикам бывшего СССР предписывается полностью ликвидировать находящиеся на их территории ядерные средства, которые в настоящее время превосходят по своим размерам арсеналы Франции, Великобритании и Китая, вместе взятые.

Широкомасштабный характер заключенного год назад Договора по СНВ, универсальность предусмотренных в нем мер контроля, стремление свести к минимуму стратегическую угрозу предопределили возможность дальнейших шагов по сокращению ядерных вооружений. В начале текущего года президент России Б. Ельцин предложил уменьшить число ядерных боеголовок на стратегических носителях для 2000-2500 единиц у каждой из сторон. Президент США Дж. Буш заявил, что он готов сократить свои арсеналы СНВ ниже уровня в 4700 боеголовок.

И все же 17 июня с.г. в Вашингтоне президенты подписали соглашение, согласно которому Россия и США в течение 7 лет после вступления в силу Договора по СНВ сократят стратегические триады до уровня, не превышающего суммарное количество боезарядов для каждой стороны между 3800 и 4250 единицами. При этом они условились, что на МБР с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН) не должно быть более 1200 боезарядов

(в том числе на тяжелых МРБ - не более 650), а на БРПЛ боезаряды ограничиваются 2160 единицами.

На втором этапе сокращений - к 2003 году или к концу 2000 года, если США внесут вклад в финансирование уничтожения СНВ России, - стороны уменьшат количество боезарядов до уровня между 3000 и 3500 единиц при условии, что МБР с РГЧ ИН будут полностью ликвидированы, а число боезарядов на БРПЛ не будет превышать 1700-1750 единиц.

Таким образом, если удастся реализовать вашингтонскую договоренность, Россия и США сократят свои стратегические ядерные арсеналы по сравнению с нынешними не менее чем в три раза, в то время как Договор по СНВ предусматривал их уменьшение не более чем в два раза.

Как отметил Б.Ельцин, российско-американское "рамочное" соглашение достигнуто без каких-либо попыток обмануть друг друга, сыграть на изменении структуры стратегических сил. Оно - результат доверия двух ядерных держав. И тем не менее, сторонникам вашингтонских договоренностей, похоже, придется выдержать немало "взрывов возмущения", которые по этому поводу уже следуют. Но что бы ни говорили критики данного соглашения, совершенно очевидно, что в его содержание заложены прежде всего безопасность сторон, отказ от уравнивания ядерного паритета, при котором экс-Союз стремился не допустить проигрыша Соединенным Штатам хотя бы на одну боеголовку.

Критике наверняка подвергнется согласие Б. Ельцина отказаться от самого мощного и опасного для противника оружия России - тяжелых МБР наземного базирования СС-18 с десятью боеголовками каждая. Договором по СИВ предусматривалось их 50-процентное сокращение (с 308 до 154 единиц). Заметим, что США тяжелых МБР не имеют. В настоящее время на их территории развернуто 50 МБР шахтного типа "MX", каждая из которых также оснащена десятью боеголовками. Но наши СС-18 по своему забрасываемому весу в два раза превосходят американские "MX". К 2003 или 2000 году эти ракеты (СС-18 и "MX") должны быть ликвидированы, С точки зрения количественного "размена", здесь, конечно же, ни о каком "равенстве действий" не может быть и речи. А вот с позиции укрепления баланса безопасности вырисовывается иная картина.

Дело в том, что ликвидация МБР с РГЧ ИН ведет к существенному повышению уровня стабильности. Ракетная система, основанная на носителях с многозарядными головными блоками, представляет наибольшую угрозу стабильности. С помощью этих ракет, конечно, легче всего обезоружить и обезглавить противника. Однако, представляя мощную угрозу для противника, они сами по себе являются первоочередной мишенью для упреждающего удара. В принципе, одной боеголовкой (моноблочной ракетой) можно уничтожить 10-зарядную цель (МБР) противника. Их очевидная уязвимость в силу стационарности создает стимул для нанесения удара по ним сразу же после предупреждения о нападении или в случае принятия решения на внезапный упреждающий удар. Чтобы не потерять эти ракеты в шахтных пусковых установках, их надо запускать либо сразу же после старта ракет противника, либо до этого. Словом, дилемма "применить или потерять" столь эффективное средство вынуждает стороны содержать МБР с РГЧ ИН в состоянии повышенной готовности к пуску. Вот почему такие ракетные системы вне зависимости от намерения сторон не способствуют укреплению стратегической стабильности.

Кстати, нельзя игнорировать и того факта, что ракеты СС-18 производятся в основном на заводах, находящихся на территории Украины. Так что же, нам налаживать их производство в России? Или, может быть, покупать их за валюту у Украины? Ведь рано или поздно нынешнее поколение тяжелых ракет отслужит свой срок. Гарантийный период эксплуатации многих из них закончится в ближайшие годы, значит, их надо снимать с боевого дежурства и уничтожать.

Иное дело - ракетные системы с моноблочным боезарядом. Они менее привлекательны в качестве целей первостепенной важности. Следовательно, системы, в которых с обеих сторон находятся ракеты с моноблочной боевой частью, более стабильны.

Однозарядные мобильные ракеты имеются только у России и Беларуси и обладают более высокой живучестью, в основном за счет возможности быстрого рассредоточения относятся к категории стабилизирующих обстановку средств.

Поражение мобильных ракет требует стрельбы по площадям, а, согласно "рамочному" соглашению США не останется достаточного количества боеголовок для такого варианта.

К тому же американцы фактически свернули свою программу строительства бомбардировщиков В-2 "Стеле", которые как раз и планировалось использовать для поиска и уничтожения мобильных ракетных комплексов.

Если ликвидировать многозарядные и сохранить однозарядные МБР наземного базирования, на смену обстановке, когда каждая из сторон держит палец на кнопке в готовности нажать на нее, придет гораздо более стабильная ситуация. Надо сказать, что

Соединенные Штаты намеревались развернуть новые мобильные ракеты, однако отказались от этой затеи, поскольку изменившиеся в лучшую сторону российско-американские отношения позволили им воздержаться от этого шага.

Между прочим, инициаторами оснащения баллистических ракет многозарядными боевыми частями выступили в свое время Соединенные Штаты. Мирвированные боеголовки (американская аббревиатура MIRV означает РГЧ ИН) впервые появились на МРБ шахтного типа "Минитмен-3" в 1970 году. В 1971 году их поставили на БРПЛ "Посейдон". Затем "Минитмен-3" прошла летные испытания с семью боеголовками, а "Посейдон" - с четырнадцатью. Иначе говоря, одна ракета подобного типа оказалась способной заменить несколько ракет, оснащенных моноблочной головной частью. В результате сторона, располагающая ракетами со "свободными ячейками" для боезарядов в РГЧ ИН, фактически получила определенные преимущества - могла быстро нарастить свой ядерный потенциал.

Понимая, что совершенствование многозарядных МБР означало бы новый виток гонки вооружений и, как следствие, нарушение стратегической стабильности, поскольку любой шаг по наращиванию ядерного потенциала - фактор дестабилизирующий, Советский Союз в 1974 году, когда еще таких ракет было мало, предложил Соединенным Штатам полностью запретить или хотя бы существенно ограничить их реальное развертывание. Однако эта инициатива не нашла отклика. Тогда СССР пошел на массовое производство мирвированных МБР К концу 80-х годов соотношение по боезарядам баллистических ракет, которое в 1975 году составляло 1 : 4 в пользу США, было не только выровнено, но даже стало с небольшим преимуществом в пользу СССР. Все это не могло не оказать дестабилизирующего воздействия на стратегическую обстановку.

Теперь о морском компоненте СНВ. В США он всегда был наиболее сильным. Для ракет морского базирования, как уже отмечалось, установлен предел в 1750 боезарядов. Американская сторона сохранит все свои 18 ПЛАРБ "Трайдент" с БРПЛ Д-5, Число боезарядов на ракетах будет сокращено. В настоящее время каждая ПЛАРБ "Трайдент" оснащена 24 БРПЛ с восемью боезарядами каждая.

Россия имеет только шесть ПЛАРБ подобного типа ("Тайфун"). Основная часть подводного флота России (общее число подлодок-ракетоносцев 62 единицы) представлена устаревшими кораблями, которые были спущены на воду 15-20 лет назад ("Навага", "Мурена", "Кальмар"). Поэтому большинство из них находится на базах, а на боевом дежурстве - примерно 20 процентов.

"Рамочное" соглашение затрагивает и воздушный компонент СНВ. Здесь также преимущество на стороне США. Американская стратегическая авиация сегодня - это 574 тяжелых бомбардировщика с 2353 ядерными зарядами (22,3 процентов от всех имеющихся в США) против 162 ТБ бывшего СССР с 855 ядерными зарядами (8,3 процента от общего количества). В январе этого года Россия отказалась от производства своих ТУ-160 и ТУ-95 МС. Более того, весь парк новейших ТБ ТУ-160 остался на территории Украины.

Согласно вашингтонской договоренности, тяжелые бомбардировщики, предназначенные для выполнения неядерных задач, будут базироваться отдельно от подобного типа машин, предназначенных для выполнения ядерных задач. Никакое ядерное оружие не будет размещаться на базах ТБ, выполняющих неядерные функции. Более того, такие самолеты и экипажи не будут участвовать в учениях или проходить подготовку для выполнения задач с применением ядерного оружия.

Теперь попытаемся подвести итоги и сделать некоторые выводы по московскому Договору и вашингтонскому соглашению.

Прежде всего, следует признать тот факт, что практически все стратегические программы, запущенные в начале 80-х годов в США, по существу, резко сокращены или вовсе приостановлены. Американцы развернули всего 50 шахтных "MX" (планировалось развернуть 200), которые будут ликвидированы. Программа по созданию 500 МБР "Миджитмен" аннулирована. Количество ПЛАРБ "Трайдент" уменьшено до 18 единиц (предусматривалось строительство 40 лодок-ракетоносцев). Число боеголовок на каждый БРПЛ Д-5не будет превышать четырех единиц. Прекращено производство мощной высокоточной боеголовки W-88, предназначавшейся для этой ракеты. Строительство ТБ В-2 ограничено 20 единицами. Программой предусматривалось создание 132 бомбардировщиков В-2, способных нести до 24 ядерных зарядов каждый. Теперь они будут оснащаться неядерным вооружением. Прекращено производство крылатых ракет воздушного базирования АСМ - планировалось иметь 1000 таких ракет. Программа создания нескольких сотен баллистических ракет малой дальности СРЭМ - аннулирована. Сняты с кораблей крылатые ракеты морского базирования с ядерными боеголовками (предусматривалось создание 800 таких ракет). Кроме того, уже четыре года США не производят расщепляющих материалов для ядерного оружия и не собираются возобновлять их производство.

Если российско-американская договоренность будет реализована, стратегическая триада США будет состоять из 500 моноблочных МБР наземного базирования "Минитмен-3" (принятие их на вооружение началось в 60-е годы),432 новых БРПЛ Д-5 с примерно 1750 боеголовками, около 80 бомбардировщиков В-1 (построены в 80-х годах) и 30-60 бомбардировщиков В-52 (производство конца 50-х годов). Всего у США останется не более 3500 стратегических боезарядов, из которых примерно четверть может быть использована для поражения высокозащищенных целей в упреждающем ударе.

Спрашивается, понизится ли уровень стратегической угрозы для России? Несомненно. Сохранится ли наша способность к ответному удару? Сохранится, и прежде всего за счет того, что Россия будет иметь мобильные моноблочные МБР, которых у США нет и уже не будет.

Да, нам придется пустить " под нож" 33 железнодорожно-мобильные МБР СС-24 с 10 РГЧ ИН каждая, уничтожить 308 тяжелых МБР СС-18 (всего 3080 боеголовок) и более половины устаревших ПЛАРБ. Но у нас есть новые моноблочные грунтово-мобильные МБР СС-25. Сейчас их насчитывается примерно 300 единиц. Можно довести их количество по крайней мере до 500 с тем, чтобы постепенно заменить ими устаревшие комплексы шахтного типа.

По-прежнему США будут иметь превосходство в авиационном компоненте триады, что связано в основном с геостратегическим фактором. Согласно Договору по СРВ, американцы могли иметь сверх 6000 боеголовок еще примерно 4000 так называемых "незасчитываемых", под которые и должны были быть построены 132 ТБ В-2. Согласие американцев на прекращение производства ТБ В-2 и приостановка строительства наших ТУ-160 и ТУ-95 МС - события взаимосвязанные. Теперь США согласились реально засчитывать ядерные заряды (вооружение) на ТБ, и их преимущество в авиационном компоненте будет сведено не более чем к 500 боеголовок. В принципе оно может быть компенсировано за счет наземного или морского компонента нашей стратегической триады, поскольку Россия и США договорились о суммарном равенстве стратегических боезарядов.

Надо прямо сказать, что "выравнивание" числа боеголовок и их носителей - дело дорогостоящее. Надо ли нашему государству, с кажем, строить новые подводные лодки-ракетоносцы, учитывая их дороговизну и преимущества США в силах противолодочной обороны? Может быть, проще развернуть какое-то количество мобильных ракетных комплексов? В любом случае нам предстоит осуществить структурную перестройку стратегической триады, что, конечно же, обойдется недешево. Результатом должна стать более высокая степень выживаемости всех компонентов стратегических сил, что позволит отказаться от упора на ответно-встречный удар и обеспечить ядерное сдерживание с помощью гарантированного ответного удара при любых обстоятельствах.

В своей военной политике Россия стремится поддержать военную мощь на том уровне, который обеспечивает сдерживание любого потенциального противника от применения военной силы и обеспечивает стратегическую стабильность. Россия отказалась от прежней концепции паритета с Соединенными Штатами, сводившейся к количественному равенству стратегических вооружений. и пошла по пути сближения взглядов по принципиальным проблемам безопасности и обеспечения стабильности в мире. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]