Внешняя политика
Обозреватель - Observer


 

Ближнее зарубежье
 
 

Внутриполитическое положение в Литве
(июль 1992 г.)


1. Непосредственные участники конфликта


В последние три года развитие внутриполитического процесса в Литве, стержнем которого была борьба за независимость, определяется столкновением социально-экономических интересов и подходов, выражающих эти интересы политических организаций трех основных групп населения - двух групп литовцев: западных и восточных и нелитовского (польского и русскоязычного). Нелитовское население (20% от 3,8 млн. человек) компактно проживает в основном в четырех районах Литвы - Вильнюсском, Шальчининском (польскоговорящие районы).

Игналинском (центр - город Снечкус, в котором проживают обслуживающие Игналинскую АЭС русские), а также Тракайском. Из крупных городов русскоязычное население составляет значительную прослойку в Вильнюсе и Клайпеде, в меньшей степени - в Каунасе. Однако эти территории не представляют из себя единого целого, вследствие чего конфликт литовского и нелитовского населения вряд ли приобретет вид конфликта между различными территориальными частями Литвы.

Для населения Западной Литвы (центр - Каунас, в числе крупных городов - Алитус) характерна этническая чистота. Это районы традиционного проживания литовского этноса, не имеющие не только славянского (русских или белорусских), но и польских анклавов. Именно Западная Литва оказала наиболее сильное сопротивление вхождению Литвы в состав СССР и была основным районом партизанского движения "лесных братьев" в 1945 - 1950 гг.

Восточные районы Литвы (центр - Вильнюс) - места совместного проживания литовского и нелитовского населения с большим количеством смешанных браков. В отдельные периоды истории эти земли отторгались от Литвы и входили в состав Польши и Белоруссии. Среди восточных литовцев в значительной степени характерным является осознание себя как полиэтноса, сложившегося на стыке католической и православной Европы на диагонали Балтийского и Черного морей, давшего начало наполовину - балтоскандинавской, наполовину - центрально-европейской стране.

2. Экономические интересы сторон


Экономические приоритеты трех основных групп населения Литвы в настоящее время определяются как особенностями экономического развития республики в составе СССР, так и спецификой территориального размещения производительных сил. Главная особенность литовской экономики - полная зависимость от ввоза, в основном из России, топливно-энергетических ресурсов, а также зависимость местной промышленности от привозного сырья. В связи с этим все группы населения, будучи заинтересованными в структурной перестройке литовской экономики, существенно расходятся в подходах к ее направлениям.

До вхождения в СССР Литва была преимущественно сельскохозяйственной страной. И в настоящее время республика практически полностью обеспечивает свое население сельскохозяйственной продукцией. Основными районами высокорентабельного хозяйствования является Западная Литва. Легкая и пищевая промышленность данного региона работает на внутрилитовский рынок и не заинтересована в широких связях с бывшими республиками СССР. Экономические интересы населения этих районов, по мнению западнолитовских лидеров, состоят в приоритетном развитии перерабатывающей промышленности с целью последующего выхода с литовской сельскохозяйственной продукцией на рынки Западной Европы как основной источник экспортных валютных поступлений.

Восточная Литва является промышленно более развитым районом, чем Западная. Особое значение имеет сам Вильнюс с его хорошо отлаженной производственной инфраструктурой, являющийся одновременно и главным железнодорожным узлом. Промышленность работает преимущественно на привозном сырье и была ориентирована в основном на советский рынок, на который поставлялось до 60% производимой в этих районах продукции (на экспорт за пределы СССР - 5%). Поскольку промышленное развитие Литвы началось сравнительно недавно и благодаря советской технической помощи осуществлялось быстрыми темпами, то оборудование на расположенных в Литве предприятиях более современное, чем в других бывших республиках, и, следовательно, литовская промышленная продукция может оказаться более конкурентоспособной на западноевропейских рынках по сравнению с российской или украинской. В связи с этим свой основной интерес политические деятели Восточной Литвы видят в сохранении существующего промышленного потенциала, в его модернизации за счет прямых иностранных инвестиций и в переориентации с России на Запад с целью выхода на западноевропейские рынки.

Нелитовское население составляет основную часть потенциала квалифицированной рабочей силы крупных промышленных предприятий. Основной источник пополнения данного потенциала до последнего времени - иммиграция из других республик СССР по мере развития литовской промышленности. В значительной степени нелитовское население контролирует также и электроэнергетику Литвы, в частности, весь обслуживающий персонал Игналинской АЭС составляют русские. Учитывая, что именно эти отрасли в наибольшей степени ориентированы на бывшие союзные республики, нелитовское население экономически заинтересовано в ориентации Литвы на Восток. Для оказания нажима в этом вопросе у данной группы населения имеются достаточные

средства: блокирование контролируемых ею экономических объектов в состоянии полностью парализовать жизнь всей Литвы.

3. Политические позиции сторон


Трем основным группам населения Литвы соответствуют и политические организации, которые условно разбиваются также на три группы: правые, центр и левые.

Правые. Наиболее четко экономические интересы населения Западной Литвы выражают политические организации, именуемые в Литве правыми. В их числе, прежде всего, движение "Саюдис", или так называемый "третий Саюдис", образовавшийся в результате двух выходов из движения некоторых центристских организаций. Характерно, что в последних массовых акциях саюдистов участие принимают в основном представители двух региональных отделений - Каунаса и Алитуса. К правым организациям относятся также Лига свободной Литвы (Антанас Терляцкас), партия независимости, христианско-демократическая партия и Союз либералов, который, однако, в последнее время занял более центристскую позицию.

К данным центристским организациям примыкает и ряд общественных - союзы ветеранов литовского сопротивления, бывших партизан ("лесных братьев"), бывших политических ссыльных и др. В Верховном Совете позиции правых организаций защищает фракция "За демократическую Литву" (из членов "третьего Саюдиса") во главе с Председателем ВС В. Ландсбергисом. В правительстве выдвиженцем и всех правых сил, и "каунасской команды", в частности, был непосредственно до его отставки в июле с.г. премьер-министр Гедиминас Вагнорюс (уроженец Жемайтии, исторической земли в Западной Литве, он получил прозвище "упрямый жемайтиец"), а также вице-премьер В. Пакальнишкис и еще ряд министров. Новый премьер-министр Александрас Абишала - также ставленник западнолитовцев (из семьи политических ссыльных, работал в Каунасе, в Верховный Совет избран по спискам каунасского "Саюдиса").

Экономическая программа правых: только за счет сельскохозяйственной специализации Литва может участвовать в европейском разделении труда, что даст достаточные валютные доходы. Для восточных районов предлагается свертывание экологически грязных, работающих на привозном сырье производств и отправка высвобождающейся рабочей силы (русскоязычной) в другие бывшие союзные республики. По мнению правых, западные страны не заинтересованы в сохранении отсталого промышленного потенциала Литвы в восточных районах и не пойдут на прямые инвестиции. В то же время Запад, по их убеждению, окажет экономическую и техническую помощь Литве, прежде всего по политическим и геостратегическим соображениям, в связи с чем именно правые политические организации наиболее активны в нагнетании напряженности вокруг проблемы сроков вывода российских войск с литовской территории (требуют до конца 1992 г.).

Центр. Ведущей политической организацией, защищающей обобщенные интересы жителей Восточной Литвы, является Социал-демократческая партия. Она опирается на поддержку большинства представителей крупнейших в Литве промышленных и предпринимательских объединений и ассоциаций, конфедерации свободных профсоюзов, творческих союзов. В парламенте центристы действуют через фракции "Национальный прогресс" и "Центр". Наиболее видными центристскими лидерами являются заместитель Председателя Верховного Совета Казимерас Мотека, бывший вице-премьер (в кабинете К. Прунскене) Ромуальдас Озолас, один из создателей "первого Саюдиса" Арвидас Юозайтис, а также несколько растерявшая свою репутацию после начала разоблачений в Литве бывших агентов КГБ СССР премьер-министр Казимера Прунскене.

Основополагающий принцип центристов: Литве уготована роль моста между Востоком и Западом. В частности, имея основные сырьевые рынки на Востоке и не располагая пока рынками сбыта на Западе, Литва должна продуманнее строить свою восточную политику, по мере возможностей сохранять устоявшиеся взаимовыгодные связи.

Левые. После прекращения в конце 1991 г. деятельности коммунистической партии Литвы (в составе КПСС), у нелитовского населения нет сколько-нибудь значимых собственных политических организаций. Определенным образом данный недостаток компенсируется фактом присутствия в Литве российских войск. Под защитой Армии быстрыми темпами политизируются ассоциации и другие объединения национальных меньшинств, но реально они смогут выступить на политическую арену не ранее осени, в преддверии назначенных на 25 октября выборов в Верховный Совет. В то же время, в парламенте интересы нелитовского населения представляют Польская фракция и фракция либералов (в отличие от союза либералов).

В этих условиях наиболее близкой для интересов нелитовского населения оказалась Демократическая партия труда Литвы (бывшая независимая компартия Литвы), которую возглавляет бывший секретарь ЦК компартии Литвы, бывший Председатель Президиума Верховного Совета Литвы, бывший заместитель премьер-министра Литовской республики (в кабинете К.Прунскене) А.Бразаускас. В период 1990-1991 г. - это была типичная центристская организация, однако в 1992 г. под давлением правых и нового Центра она все более смещается на левый фланг политического спектра.

Со своей стороны, ДПТЛ, по большинству вопросов выступая совместно с центристскими организациями, старается замкнуть на себя политическую поддержку со стороны нелитовского населения, и ей это все более и более удается. В частности, ДПТЛ довольно активно стала выступать за сближение с СНГ, особенно в экономических вопросах, за достижение более приемлемых для России сроков вывода российских войск из Литвы.

4. Развертывание конфликтной спирали


В 1989-1990 гг. политическое противостояние шло между правоцентристским блоком и левыми организациями нелитовского населения, выступавшими против выхода Литвы из СССР. Противостояние развивалось на фоне относительно стабильного (по сравнению с другими республиками бывшего СССР) положения в литовской экономике.

Правоцентристский блок сложился вокруг предложенной рядом литовских лидеров идеи экономического сепаратизма, удержания экономических преимуществ политическими средствами. Введенные литовским руководством под давлением правых сил меры по административно-политической защите внутреннего потребительского рынка (несоблюдение союзных законов под видом регионального хозрасчета, административное повышение цен в сочетании с введением талонной системы на большинство реализуемых в розницу промышленных товаров и запретом на вывоз за пределы республики товаров и продукции) нашли поддержку основной части населения и во многом сбили остроту выступлений не литовцев против роста национализма. Результатом этого была победа правых в начале 1990 г. в парламент и провозглашение независимости Литвы 11 марта.

Ответной реакцией нелитовского населения во второй половине 1990 - первой половине 1991 г. был рост процесса регионализации. Прежде всего в двух районах с преобладающим польским населением - Вильнюсском и Шальчининкском. Руководство последнего даже объявило о выходе из состава Литвы и потребовало для себя права напрямую подписать новый союзный договор в августе 1991 г. в качестве субъекта федерации и остаться тем самым в составе СССР.

В сентябре 1991 г. правоцентристское большинство в литовском парламенте распустило законно избранные Вильнюсский и Шальчининский районные и Снечкусский городской советы под предлогом поддержки этими советами Государственного комитета по чрезвычайному положению в Москве 19-21 августа 1991 г. Силовой вариант решения противостояния с нелитовским населением предотвратил дальнейшее развитие процесса регионализации.

В конце 1991 - первой половине 1992 г. экономическое положение Литвы резко ухудшилось. Если в 1991 г. промышленное производство снизилось на 2%, то в январе - мае 1992 г. под влиянием свертывания связей с СНГ - на 42,6%. В 1991 г. сельскохозяйственное производство снизилось на 5% (продукция животноводства - на 19%). В 1992 г. под влиянием засухи падение производства ожидается на уровне 40-50%. Уже к июню с.г. розничный товарооборот, в котором основную долю - 56% (в январе 1991 г. - 49%) составляют продукты питания, снизился на 48%.

Неконкурентоспособность литовской промышленной и сельскохозяйственной продукции на западноевропейских рынках не позволила Литве создать достаточные валютные накоплениями в 1991 г. на 12,8% сократился импорт машин и оборудования из стран Запада. Уменьшение возможностей замены физически и морально изношенного оборудования на новое, импортное объективно потребовало восстановления связей Литвы с СНГ, усилив тем самым позиции центристов и левых. В частности, стала резко расти часть промышленной продукции, реализуемой в бывших союзных республиках: в апреле - 38% по сравнению с 28,7% в январе. Специфической формой развития отношений с СНГ стал также реэкспорт российских топливно-энергетических ресурсов, металлов, минерального и другого сырья, доля которого составила 43,1% всего экспорта по сравнению с машинами и оборудованием (15%), промтоварами ширпотреба (13,8%), продовольственными товарами (13,7%).

В этих условиях центристские организации выступили против дальнейшего отхода от Востока и правоцентристское большинство распалось. Более того, те, кто считали необходимым упрочить связи с Россией и СНГ, чтобы преодолеть экономический кризис, образовали левоцентристский блок. В парламенте даже сложилось левоцентристское большинство (примерно 60 депутатов против 50 у правых). Противостояние, таким образом, весной 1992 г. приобрело во многом форму борьбы законодательной (преобладают левые над центристами) властей Далее конфликтная спираль приобрела следующий вид. В апреле премьер-министр Г. Вагнорюс предпринял попытку отправить в отставку активных центристов министра энергетики А.Ашмонтаса и Председателя правления Литовского банка В.Бальдишиса, однако парламент заблокировал их отставку. В знак протеста против действий парламента под предлогом невозможности работы в условиях такого противодействия со стороны законодательной власти в отставку подали три правых лидера - вице-премьер В.Пакальнишкис, министр финансов Э.Кунявичене, секретарь кабинета министров К.Чилинскас.

Другая часть правых в правительстве посчитала, что Г.Вагнорюс уже сыграл свою роль и его необходимо заменить на другого лидера, который смог бы восстановить коалицию с центристами. По этой причине в конце апреля 10 министров кабинета выступили с открытым письмом к В.Ландсбергису, в котором подвергли действия премьер-министра острой критике. Среди подписавших письмо - ближайший сподвижник Г.Вагнорюса вице-премьер З.Вайшвилла, министр иностранных дел А.Саударгас, министр охраны края А.Буткявичюс и др.

18 мая Г.Вагнорюс подал в отставку, которая должна была вступить в силу 28 мая, после референдума 23 мая о восстановлении президентства. Однако несмотря на полное поражение правых на референдуме (приняло участие 57,7% имеющих право голоса, из них за - 69,4%, против - 25,3%, всего за президентство - 40% всех избирателей, до принятия не хватило 11%), в намеченное время премьер-министр в отставку не ушел в надежде на результаты второго референдума 14 июня - о сроках вывода российских войск из Литвы. Расчет строился на то, что совпадающие подходы правых и центристов к этой проблеме позволят восстановить их блок и тем самым предотвратить дальнейший кризис исполнительной власти.

Однако итоги референдума также оказались недостаточно выгодными для правых: хотя и было принято решение о выводе войск уже до конца с.г. (участвовало 75,8%, проголосовали "за" - 90,8%, всего"за"от общего числа избирателей - 68,7%, в Игналинском, Вильнюсском, Шальчининкском и Тракайском районах требование о немедленном выводе не было поддержано (за проголосовало менее 50% имеющих право голоса). Более того, свидетельством падения эффективности давления правых на нелитовское население стал и тот факт, что к 1 июля, к моменту окончания регистрации граждан Литвы, 340 тыс. чел., или более 45% всего нелитовского населения, добровольно отказались от литовского гражданства.

В этих условиях В.Ландсбергис предпринял последнюю попытку спасти своего премьер-министра: инициировал принятие парламентом акта о невхождении Литвы в любые военные, политические и экономические организации, создаваемые на базе СНГ, Однако, по существу,этот акт только повторил ранее имеющиеся нормативные документы и серьезного влияния на укрепление позиций Г.Вагнорюса не оказал. В июле, когда против Г.Вагнорюса выступило большинство промышленников и предпринимателей Литвы, на пост премьер-министра по инициативе В.Ландсбергиса парламент утвердил А.Абишалу, одного из лидеров правых в Верховном Совете. По расчетам В.Ландсбергиса, именно А.Абишала, деятельность которого не ассоциируется с крайне правыми радикалами, сможет восстановить блок с центристами.

5. Сценарии развития обстановки


Таким образом, центристские силы в настоящее время в состоянии в решающей степени управлять развитием внутриполитического процесса в Литве. По всем опросам общественного мнения (в том числе и проводимым крайне правыми печатными органами), центристская Социал-демократическая партия неизменно опережает и правый "третий Саюдис, и левую ДПТЛ. Таким образом, до 25 октября, когда состоятся выборы в Верховный Совет, который в свою очередь выберет главу государства, события могут развиваться по одному из двух следующих сценариев.

Приход центристов к власти в результате выдвижения ими собственного кандидата на пост главы государства. В настоящее время считается, что основная борьба за этот пост могла бы идти между правым В.Ландсбергисом и левым А.Бразаускасом. Однако при нынешней расстановке сил и экономическом положение Литвы один из лидеров центристов (например, К.Мотека или Р.Озолас) мог бы получить достаточную для избрания поддержку и обойти данных двух наиболее возможных претендентов на этот пост.

Сохранение В.Ландсбергиса у власти возможно только в случае перехода его на более центристские позиции. Нельзя исключать, что в случае дальнейшей потери правыми своих позиций под влиянием провала их политики разрыва связей с СНГ В.Ландсбергис для укрепления социальной и политической базы правящего режима пойдет на определенные уступки как в вопросе о темпах структурной перестройки промышленности Восточной Литвы, так и сроках вывода российских войск и развитии отношений с СНГ. Возможно, что пойдя на выдвижение ряда представителей центристов на министерские посты в правительстве, В.Ландсбергис попробует заручиться поддержкой центристов после 25 октября на выборах главы государства Верховным Советом нового состава.
 


Программа "Конфликты и политический риск" 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]