Экономика
Обозреватель - Observer


 

Конверсия
 
 

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР:
ДВИГАТЕЛЬ И ТОРМОЗ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ


В.СИДОРОВИЧ
Российско-Американский Университет
(Россия, Москва)
БЕТТЕРИМАРЧ
Файненшл Менеджмент
(США, Бостон)

 
    Доклад был представлен на ежегодном заседании Международного института новых рынков капитала 25 марта 1992 года в Вашингтоне, США.
Рыночная экономика имеет черты, общие для всех стран, независимо от их географического положения, исторических, религиозных и политических особенностей. В то же время, переход к рыночной экономике коренным образом зависит от специфических условий конкретной страны. Важная отличительная черта России - это ее хорошо развитый военно-промышленный сектор. В свое время много слов было сказано о милитаризации нашей экономики, однако сейчас эта тема перестала быть актуальной для профессиональных дискуссий на международном уровне. Моя цель - привлечь Ваше внимание к военно-промышленному сектору как к реальности, которую мы должны учитывать в наших усилиях создать рыночную экономику.

Военно-промышленный сектор характеризуется крупными предприятиями с высокой степенью вертикальной интеграции, квалифицированным менеджментом и большим потенциалом выполнения НИОКР. На макроуровне характерным является объединение предприятий в технологически взаимосвязанные группы вместе с НИИ и КБ.

Ради строгости изложения необходимо пояснить, что термин "военно-промышленный сектор" не следует понимать буквально, так как:

    предприятия, которые исторически входили в этот сектор, десятками лет выпускали и гражданскую, и военную продукцию, причем сейчас доля гражданской продукции превышает 70%;

    в настоящее время отсутствует единое централизованное управление военно-промышленным сектором, которое ранее осуществлялось Государственной военно-промышленной комиссией.

Позвольте мне рассмотреть взаимосвязь особенностей военно-промышленного сектора и основных процессов создания рыночной экономики: приватизации, образования рынка капитала, формирования законодательной базы.

Приватизация


Приватизация является исходным пунктом в переходе к,рыночной экономике. Здесь мы сталкиваемся с двумя проблемами: создание стимулов для частных лиц стать собственниками предприятий и обеспечение необходимых источников финансирования для этих лиц. Крупные предприятия, включая оборонные, отличаются низкой рентабельностью и существенной балансовой стоимостью своих активов. Недостаток мотивации и источников финансирования приводят к тому, что предприятия военно-промышленного сектора до настоящего момента не приватизированы.

Формальная трансформация этих предприятий в акционерные компании не разрешит упомянутые проблемы. Дело сведется к передаче функций управления предприятием от Министерства промышленности РФ к Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом (ГКИ), которому будут принадлежать 75% акций. Остальные 25% собственности при этом бесплатно передаются трудовому коллективу предприятия в форме привилегированных акций. После осуществления таких преобразований ГКИ столкнется с тем же самым отсутствием мотивации и источников финансирования.

Трудящиеся и администрация некоторых крупных предприятий разработали более эффективную, на мой взгляд, процедуру приватизации. Эта процедура предполагает реорганизацию структуры предприятия: предприятие делится на части с независимым бухгалтерским учетом и собственными банковскими счетами. Неприбыльные подразделения не выживут и будут вынуждены уйти из бизнеса, а прибыльные получат дополнительные ресурсы. После этого создание группы акционерных компаний может быть реализовано естественным образом.

Для создания акционерной компании на основе подразделения предприятия это предприятие вносит в уставный фонд компании право аренды активов подразделения, трудящиеся вносят деньги и интеллектуальную собственность. В случае успешного функционирования акционерная компания сможет впоследствии выкупить основные фонды, первоначально переданные ей в пользование.

Положительную роль в создании акционерных компаний могут сыграть также иностранные инвесторы. Потенциально высокую норму отдачи на вложенный ими капитал обеспечивают следующие факторы: относительно дешевый и в то же время высококвалифицированный труд, обилие материальных ресурсов, передовые технологии, которыми владеют некоторые оборонные предприятия.

На мой взгляд, поиск объектов инвестиций, потенциально привлекательных для иностранных инвесторов, должен сосредоточиться в следующих областях:

Производство продукции со значительной долей высококвалифицированного труда, не поддающегося автоматизации (прецизионная оптика, вакуумные электронные приборы, авиационная и космическая техника, судостроение, точная механика, интегральные схемы частного применения и т.д.). В этом случае отдача гарантируется высоким уровнем квалификации и многолетним опытом российских инженеров и рабочих. Снижение риска должно обеспечиваться выбором продукции, требующей минимального числа поставщиков комплектующих изделий и материалов.

Производство изделий на основе уникальных технологий, не имеющих аналогов в мире (жидкостные ракетные двигатели, некоторые виды атомной техники, изделия из композитных материалов, уникальные неорганические материалы и т.д.). В этом случае требуется преодолеть опасение ведущих индустриальных стран, в первую очередь США, усилить конкурентов для своих производителей подобной продукции.

Производство изделий на основе опасных технологий (изделий из бериллия, приборы, содержащие радиоактивные материалы, и т. д.). В этом случае основным критерием отбора должно являться наличие очистных сооружений и всего комплекса природоохранного оборудования и оборудования для охраны труда, отвечающего стандартам.

Осуществление уникальных разработок в рамках международных программ. С этой точки зрения перспективной представляется инициатива России по созданию глобальной системы защиты мирового сообщества от ракетного нападения.

Российские предприятия будут вкладывать в уставный фонд создаваемых акционерных компаний активы соответствующих подразделений, иностранные инвесторы - валюту и обеспечивают доступ на мировой рынок. Для стимулирования указанного процесса часть акций вновь создаваемой акционерной компании следует бесплатно передавать трудящимся родительского предприятия.

Эта концепция уже реализуется американской инвестиционной компанией, "Беттеримарч Файненшл Менеджмент", в тесном сотрудничестве с конверсируемыми оборонными предприятиями. Причем "Беттеримарч" дополнила этот подход идеей создания Фонда советских компаний" (ФСК), инвестиционного фонда, который будет привлекать капитал институциональных инвесторов для осуществления капиталовложений в акционерные компании.

Среди потенциальных инвесторов ФСК - пенсионные фонды крупных промышленных корпораций США, общественные пенсионные фонды и страховые компании. ФСК должен обеспечить диверсификацию инвестиций и высокопрофессиональное управление вновь созданными акционерными компаниями с учетом значительного опыта работы фирмы "Беттеримарч" в России и на Украине.

Концепция проекта "Баттеримарч" предполагает наличие третьей стороны в создании каждой акционерной компании помимо российского учредителя и ФСК. Этой третьей стороной будет глобальный промышленный партнер, т.е. западная многонациональная корпорация, которая привнесет необходимый опыт в маркетинге, управлении, доступ к глобальной сети распределения продукции. В настоящее время ряд крупных корпораций участвует в переговорах относительно их потенциального участия, наряду с российскими учредителями и ФСК, в создании акционерных компаний.

В этой связи я хотел бы поделиться некоторыми соображениями по поводу возможного влияния проекта "Беттеримарч" на развитие рыночных реформ в России. Принципиальное преимущество концепции состоит в том, что предполагается создавать акционерные компании на основе подразделений российского предприятия, но не на основе целого предприятия. Как результат, у правление вновь созданной акционерной компанией будет в значительной мере оставаться в руках компетентного и заинтересованного родительского предприятия. Кроме того, это позволит российскому предприятию определить и выбрать те подразделения, которые имеют достаточный потенциал, чтобы стать конкурентоспособными на мировом рынке в обозримом будущем. И наконец, это умерит масштабы создаваемых акционерных компаний до уровня, обеспечивающего управляемость, и уменьшит исходные трудности, связанные с началом деятельности компаний.

Я думаю, что высокотехнологичные акционерные компании, создаваемые конверсируемыми оборонными предприятиями, будут двигателем в переходе к рыночной экономике, а иностранные инвестиции обеспечат "топливо" для этого двигателя. Оценивая настоящий момент, справедливо было бы сказать, что двигатель все еще слаб. В то же время подразделения оборонных предприятий, пригодные только для военных целей, являются тормозами в движении к рынку, и эти тормоза все еще сильны. Это обстоятельство осознается как администрацией предприятий, так и российскими властями. По-видимому, 1992 год будет отмечен существенным сокращением числа таких тормозов.

В то же время мы не должны забывать о способности некоторых высокотехнологичных предприятий и научно-исследовательских институтов стимулировать переход к рыночной экономике путем продолжения разработок и производства военной техники. Они могут зарабатывать валюту для инвестирования в гражданский сектор за счет продажи оружия, а также привлечения развитых стран, включая США, в качестве заказчиков НИОКР.

Еще одна важная проблема состоит в оценке активов предприятия. Очевидно, что любая сделка в рамках приватизации невозможна без такой оценки. В случае приватизации предприятия как единого целого, в принципе возможно начинать с остаточной балансовой стоимости, которая будет затем увеличена в процессе торгов.

Гораздо более сложной представляется задача оценки части активов, которые вносятся предприятием в уставной фонд вновь создаваемой акционерной компании. Проблема в этом случае в том, что мы должны оценить рыночную стоимость производственных мощностей, не имея в стране рыночной экономики. Это ведет к необходимости теоретической оценки стоимости на основе более или менее надежных гипотез.

Алгоритм оценки должен начинаться с разработки бизнес-плана, включающего разумные предположения относительно будущей деятельности и прибыльности акционерной компании. Затем рассчитанная прибыль капитализируется в соответствии с разумной процентной ставкой, что позволяет вычислить рыночную стоимость акционерной компании. Разница между рыночной стоимостью акционерной компании и суммой, внесенной инвесторами, будет служить оценкой стоимости активов, вносимых родительским предприятием. Я понимаю, что этот алгоритм переоценивает стоимость вносимых активов, но он может служить основой для дальнейшего совершенствования.

Финансовые рынки


Важным фактором, стимулирующим формирование рынков капитала, является накопление капитала, которое в настоящее время происходит в России и других бывших советских республиках. Процесс накопления берет свое начало в сфере обращения, освобождение цен еще более ускоряет его. Накопленные индивидуальные капиталы имеют преимущественно спекулятивную природу. Процесс их инвестирования в крупную промышленность протекает вяло. Такая же ситуация с коммерческими банками, инвестирующими менее 1% своих активов в промышленные акции. Однако, создание прибыльных акционерных компаний и ожидаемое снижение уровня инфляции должно стимулировать инвестиции в производство.

Рынок капитала должен создать адекватную среду для притока капитала в промышленное производство и сформировать потенциальных держателей акций крупных предприятий. В свою очередь создание акционерных компаний приведет к расширению инфраструктуры рынка капитала за счет привлечения большего числа участников, результатом чего будет достижение "критической массы" активности рынка капитала. Эффективный рынок капитала ослабит те тормоза, о которых я говорил ранее, и добавит больше топлива в двигатели с меньшими посредническими затратами. Но для достижения этих целей мы должны сдержать инфляцию.

Правовая основа


Правовая процедура трансформации целого предприятия в совместную акционерную компанию уже разработана в нашей стране. В то же время законодательство, регулирующее трансформацию части предприятия в совместную акционерную компанию, имеет белые пятна.

Статья 12 Закона об иностранных инвестициях в РФ указывает, что предприятия с иностранными инвестициями могут создаваться и действовать в форме акционерных обществ. Статья 13 этого Закона содержит положение о том, что предприятия с иностранными инвестициями учреждаются в соответствии с Законом РФ о предприятиях и предпринимательской деятельности. Третий пункт статьи 32 этого Закона содержит положение о том, что трудовой коллектив принимает решение об отделении структурных предприятий для создания новой компании. Однако ни этот Закон, ни другие законодательные акты не содержат положения о том, кто является собственником вновь созданной компании и кто уполномочен подписывать учредительные документы.

Это обстоятельство потребовало анализа законодательных актов и обсуждения выводов с соответствующими представителями государственных структур. Во-первых, очевидно, что инженеры, рабочие и служащие предприятия имеют право быть владельцами части активов предприятия. Это право может быть реализовано посредством создания акционерной компании. Проблема состоит в том, чтобы установить долю работников в активах предприятия. Доля может быть различной в каждом отдельном случае, и, по моему мнению, ее практически невозможно оценить. Однако эта доля может быть определена волевым решением. Фактически это было сделано в Указе Президента РФ об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий. Пункт 1 главы VI содержит положение о том, что работники имеют право на бесплатное получение 25% акций приватизируемого предприятия в форме привилегированных акций.

Однако указанный пункт не предполагает права инженеров, рабочих и служащих предприятия выбирать, какая именно часть активов составит эти 25%. Я думаю, было бы полезно сформулировать законодательное положение о том, что в процессе подготовки к приватизации государственные предприятия могут создавать акционерные компании, вкладывая часть основных фондов и других активов в уставной капитал компании. В ходе этого процесса администрация и трудовой коллектив в целом имели бы право на бесплатное получение акций вновь созданной акционерной компании. Общая стоимость акций, бесплатно передаваемых трудовому коллективу, могла бы составить 25% от общей стоимости всех активов предприятия. Остальные акции должны передаваться ГКИ для публичной продажи.

Для упрощения процедуры желательно законодательное положение о том, что роль учредителя акционерной компании, создаваемой на основе части предприятия, играет само предприятие. При этом следовало бы уполномочить администрацию предприятия представлять интересы работников предприятия в управлении указанной акционерной компанией.

Кроме того, для привлечения иностранных инвесторов и развития рыночной экономики должно быть усовершенствовано законодательство в части процедур принудительного исполнения деловых обязательств, принятых на себя российскими предприятиями. Такие процедуры должны быть разработаны с участием международных экспертов.

* * *


В заключение я хотел бы кратко перечислить основные проблемы, которые желательно решить в этом году:

Снизить уровень инфляции. С этой целью российские власти уже осуществляют рестрикционную политику в области денежной эмиссии и существенно снизили расходы бюджета.

Обеспечить заинтересованность менеджеров и других работников крупных предприятий в приватизации путем бесплатной передачи им части акций создаваемых акционерных компаний. Распределение передаваемых акций может быть неравномерным для того, чтобы способствовать возникновению отечественных "стратегических инвесторов".

Создать благоприятную среду для иностранных инвесторов путем усовершенствования законодательства, предоставления налоговых льгот и укрепления доверия западных деловых кругов.

Необходимы впечатляющие примеры приватизации вообще и создания акционерных компаний с иностранными инвестициями в частности. Это необходимо для формирования общественного мнения как внутри, так и вне страны. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]