Экономика
Обозреватель - Observer


 

Финансы
 
 

Налоговая политика:
проблемы взаимоотношений Восток - Запад


И.РУСАКОВА,
доктор экономических наук

 

События последних лет в Центральной и Восточной Европе оказали огромное влияние на все сферы международных отношений и связей. Очевидно, что происходящие изменения во внутреннем налоговом законодательстве стран делают необходимым пересмотр имеющихся налоговых соглашений этих стран. Это особенно важно в связи с привлечением иностранного капитала.

Среди бывших социалистических стран Восточной Европы Польша имела большое число двусторонних соглашений - более 22. Советский Союз занимал второе место по числу налоговых соглашений. Приведенная таблица дает представление о налоговых соглашениях, которые были заключены СССР.

Налоговые соглашения СССР с другими странами

Подписание
Вступление в силу
Австрия
10/04/81
01.10.82
Бельгия
17/12/87
08.01.91
Канада
13/06/85
01.10.86
Дания
21/10/86
28.08.87
Финляндия
6/10/87
18.06.88
Франция
4/10/85
28.03.87
Германия
24/11/81
15.06.83
Италия
25/02/85
31.07.89
Япония
18/01/86
27.11.86
Нидерланды
21/11/86
27.09.87
Норвегия
15/02/80
29.03.81
Испания
1/03/85
07.08.86
Швеция
13/10/81
08.12.82
Швейцария
5/09/86
14.03.88
Великобритания
31/07/85
30.01.86
США
20/06/73
28.01.76
Кипр
20/10/82
26.08.83
Малайзия
31/07/87
04.07.88
Индия
20/11/88
05.06.89

С такими странами, как Китай, Республика Корея, Турция и Греция соглашения были подписаны, но не вступили еще в силу. С США была согласована новая Конвенция об избежании двойного налогообложения Page 4 доходов и имущества, однако неопределенность налогового законодательства на тот момент не дала завершить процесс до конца. Такая же судьба постигла соглашение с Люксембургом. В целом все переговоры по соглашениям об избежании двойного налогообложения доходов и имущества в начале 1990 г. были приостановлены в связи с налоговой реформой, а также интенсивными процессами перераспределения налоговых компетенции различных уровней власти в России.

Что касается бывших республик, то Прибалтийские государства заявили о своем отказе от применения соглашений, заключенных СССР, намерения же остальных пока неизвестны.

Российское правительство согласно ноте МИДа от 13 января 1992 г., разосланной посольствам на территории России, взяло на себя обязательства по выполнению всех прав и обязательств, вытекающих из налоговых соглашений СССР. Вместе с тем следует отметить, что старые соглашения вряд ли будут соответствовать новым налоговым условиям. На дискуссии в рамках Комитета по финансовым вопросам ОЭСР некоторые страны отметили, что они не смогут использовать прежние соглашения. Однако некоторые страны будут по-прежнему придерживаться льгот, предусмотренных соглашениями, до тех пор, пока те официально не будут денонсированы.

Все страны-участники СНГ признают роль налоговых соглашений в привлечении прямых иностранных инвестиций. Важнейшая проблема, с которой сталкиваются в настоящее время все вновь образовавшиеся государства - это отсутствие квалифицированных кадров, знакомых с международными налоговыми проблемами. Лишь небольшой круг государств имеет опыт заключения налоговых соглашений. Новое Page 5 министерство финансов России было образовано на базе бывшего союзного министерства, которое вело всю работу по выработке и заключению соглашений. Балтийские государства предпринимали шаги к урегулированию взаимных налоговых вопросов с Бельгией, Данией, Финляндией, Германией и Нидерландами. Эстония и Финляндия обменялись официальными письмами в отношении временного использования соглашения СССР - Финляндия. Казахстан и Беларусь пытаются вступить в переговоры с другими государствами. Однако отсутствие опыта в этих вопросах делает необходимыми консультации с Министерством финансов России.

Учитывая проблемы, связанные с международными налоговыми вопросами, которые стояли перед странами СНГ, Комиссия по финансовым вопросам ОЭСР разработала программу технической помощи в подготовке специалистов для переговоров по налоговым соглашениям.

Остановимся вкратце на проблемах с которыми сталкивается в настоящее время Россия. Очевидно, что она - прямая наследница соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных СССР. В течение длительного периода советская налоговая система была ориентирована на внутренние экономические цели. Расширение международных связей стимулировало изменения во внутренней налоговой политике. Первой ступенью в ряду мероприятий по формированию новой налоговой политики СССР явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 мая 1978 г. "О подоходном налоге с иностранных юридических и физических лиц". Как правило, налоговые проблемы СССР с другими государствами регулировались на взаимной основе: ни в одном из государств с представителей Page 6 страны-партнера налоги не взимались. Такое положение вещей до поры до времени устраивало обе стороны.

Однако упомянутый выше Указ заставил зарубежные государства пересмотреть свой подход к налоговым взаимоотношениям с СССР. Большинство зарубежных партнеров обратилось к властям с просьбой начать переговоры о заключении соглашения об избежании двойного налогообложения.

Отметим, что до введения упомянутого закона в отношении доходов иностранных юридических и физических лиц уже действовала Конвенция с США, соглашение с Финляндией и многосторонние соглашения между странами-членами СЭВ. Однако эти соглашения оказались недостаточно разработанными. Поэтому Министерство финансов СССР провело ряд переговоров по пересмотру текстов этих соглашений. В настоящее время возобновлены переговоры о доведении новой Конвенции США - Россия до конца. Представляется, что этот документ будет первой налоговой Конвенцией, которую подпишет Россия.

Вступая в переговоры со странами, советская сторона, как правило, преследовала цель добиться максимальных налоговых льгот для граждан и организаций обеих сторон. Такая позиция часто не находила понимания у партнеров, которые мало пекутся о налоговом положении своих граждан, потерявших статус резидентства в этой стране. Партнеры обычно исходят из того, что эти лица должны уплатить налог, хотя бы раз, а в бюджет какой страны поступят эти средства, не имеет значения. В связи с этим, если российская сторона будет представлять этим лицам налоговые льготы, то они окажутся в неоправданно более выгодном положении, чем другие их соотечественники, находящиеся в какой-либо другой стране.

В целом переговоры проходили весьма затруднительно. Обе стороны сталкивались со множеством проблем, которые возникали ввиду различий экономических систем. Сегодня, согласно новому законодательству Российской Федерации и, в частности, в соответствии с Указом Президента России "О государственной налоговой инспекции Российской Федерации", Налоговая Администрация совместно с Министерством финансов готовят и исполняют межправительственные соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Эти соглашения подлежат ратификации Верховным Советом.

Министерство финансов ведет эту работу в следующих направлениях.

Во-первых, существующие соглашения анализируются на предмет соответствия новому законодательству. В настоящее время происходит активный обмен письмами между Россией и другими государствами, Например, с Францией и Швейцарией уже согласованы позиции в отношении ранее подписанных соглашений. Запланированы переговоры с делегациями Люксембурга, Китая, Греции и Турции.

Министерством финансов разработана модель будущих соглашений. Она близка к модели ОЭСР 1977 г., а также в большей степени отражает налоговую ситуацию сегодняшнего дня в России. Кроме того, модель была распространена среди бывших республик СССР. Десять из них согласились использовать ее в качестве основы в своих налоговых взаимоотношениях не только с другими странами, но и между собой.

Процесс повторного заключения соглашений займет длительный срок по ряду причин: отсутствие квалифицированных кадров, штата специалистов. Интенсивность переговоров велика, что повлияет на качество новых соглашений.

Кроме того, по-прежнему нет уверенности в стабильности налогового законодательства. Налоговые законы вступили в силу, но ситуация не улучшилась в значительной степени. Примером может служить подоходный налог с предприятий. В настоящее время приняты два закона: "Налог на прибыль предприятий" и "Налог на доходы предприятий". Эти два закона не могут существовать одновременно. Поэтому в ближайшее время необходимы существенные коррективы в налоговом законодательстве. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]