Преступность - угроза России
Обозреватель - Observer


 

 ПРЕДИСЛОВИЕ

А.В.РУЦКОЙ,
Вице-президент Российской Федерации

Сегодня, когда всех мучат вопросы, как жить дальше, что будет с Россией, прежде всего, требуется найти верные ориентиры для нового пути, для строительства нового государства. Мы должны сами, учитывая опыт и особенности российской истории, нашего народа, найти выход из кризиса, одним из следствий которого является сопоставимый лишь с нынешней инфляцией разгул преступности.

Здесь, как и в экономике, необходимо уйти от соблазна скопировать готовый опыт какой-то страны - будь то США, Япония или Польша, хотя и их опыт нужно учитывать.

Важно с самого начала сказать, что, кроме общих черт" и особенностей, присущих преступности в любой стране, нынешнее положение России и стран СНГ создает, может быть, уникальную ситуацию в истории человеческой цивилизации, характерную только республикам бывшего СССР, применительно к совершенно конкретным политическим, экономическим, финансовым, идеологическим особенностям.

Современный размах преступности в пределах бывшего СССР в последние годы уже угрожает существованию государства и его институтов, более того, - самого народа. Но тотальная криминальная угроза на самом деле лишь один из аспектов нынешнего переходного периода, когда произошло ослабление, если не фактическое прекращение ряда важных государственных функций, а целые государственные институты оказались недееспособны.

Следовательно и меры, которые предстоит разработать в области борьбы с преступностью, могут и должны стать частью более общих мер, направленных на укрепление государства. Вот почему нужна программа возрождения Российского государства, включающая немедленные и высокоэффективные меры в политической, экономической, идеологической и иных областях, где борьба с преступностью становится частью общей стратегии выживания государства, одной из общенациональных задач.

Неизбежно и другое: принятие таких исключительных мер потребует, возможно, ограничения той разнузданной анархии, которую у нас почему-то называют "демократией". На самом деле с подлинной демократией - народовластием наше нынешнее состояние имеет мало общего: демократия должна быть гарантом развития демократических процессов в государстве, которое на практике реализует программу развития общества и нации.

И не случайно Указом Президента создана Межведомственная комиссия по борьбе с преступностью и коррупцией - как орган Совета Безопасности, в чьи функции входит обеспечение всего комплекса интересов безопасности России: защита прав граждан и юридических лиц, обеспечение безопасности, усиление борьбы с преступностью, создание условий для стабилизации социально-политической обстановки в обществе. Думается, настало время сформулировать общенациональную программу возрождения России, указать четкие цели, средства их достижения, изменить, если необходимо, сам механизм государственных властных структур и институтов. Все мы - от Президента до каждого гражданина России - должны знать, какую державу мы созидаем, каковы ее интересы и как отстаивать и защищать. В национально-государственные интересы России входит и обуздание преступности, создание эффективных властных структур. Иными словами, нам необходимо безотлагательно разработать стратегию национальной безопасности, четко сформулировав национальные интересы России как на ее территории, так и за ее пределами.

Естественно, что специфическая деятельность по пресечению и предупреждению антиобщественных действий должна совершенствоваться параллельно со всеми мероприятиями по укреплению российской государственности, но должна осуществляться гораздо быстрее и эффективнее. Здесь, как никогда, важен курс на опережение, адекватную координацию всех ветвей государственной власти, более оперативное руководство. Основной критерий - эффективность мер по прекращению "беспредела". Это, кстати, подсказывает и опыт других, в том числе и "самых демократических" стран, которые, если того требовала ситуация, шли на чрезвычайные меры.

Мы обращаемся к гражданам России, ко всем политическим силам, всем властным структурам с призывом: безусловно поддержать такие меры! Они не должны иметь ничего общего с политиканством, соперничеством в борьбе за власть, амбициями некоторых политиков. Иными словами, они должны быть деполитизированы, сформулированы с учетом реалий сегодняшнего дня.

Во-вторых, эти меры должны быть легитимны - поддержаны авторитетом Верховного Совета, Правительства, т.е. теми правящими структурами, которые имеют законную власть для принятия подобных решений.

В-третьих, такие меры должны быть достаточно просты и универсальны, понятны и объяснимы гражданам, которые ждут их осуществления.

Наконец, наши действия должны быть неотложными. Недопустимо затягивать принятие решений из-за протокольной волокиты. Государство, если конечно, в нем не разрушен полностью механизм управления, должно уметь быстро и эффективно блокировать угрозы своему существованию и своим гражданам. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]