Преступность - угроза России
Обозреватель - Observer


 

 БОРЬБА С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ


Нельзя решить проблему борьбы с преступностью силами одних лишь правоохранительных органов. За последние несколько лет неоднократно реорганизовывались органы внутренних дел, значительно возросла их численность, созданы новые структурные подразделения, значительно улучшилось материально-техническое обеспечение сотрудников. И что же?

Преступность в 1992 году достигла небывалых масштабов. Совершено 2 млн. 760 тыс. преступлений. Такого еще не было в истории страны. Некоторые цифры просто невероятны: более чем на 40 % возросли умышленные убийства, более чем на 60 % - разбойные нападения, грабежи и т.д. Разумеется, ответственность правоохранительных органов за состояние борьбы с преступностью очевидна. Но очевидно и другое - преступность, как в зеркале, отражает общую атмосферу и обстановку в обществе, и прежде всего его основы - экономики.

Преступность возросла параллельно изменениям в экономике страны. При этом изменения особенно ярко сказались на активизации и развитии организованной преступности. С переходом к рыночным отношениям ее возможности возросли.

Первые же законы, направленные на переход к рынку, особенно о развитии кооперативов и предпринимательской деятельности, были использованы преступными группировками для отмывания средств "теневой" экономики, внедрения своих представителей в экономические, а затем и властные структуры. В России появился рэкет, консолидировались преступные группировки, происходит разделение сфер влияния. Организованная преступность активно привлекает в свои ряды молодое поколение. Дальнейшие общегосударственные меры по ускоренному переходу к рынку не могли не сказаться на деятельности организованных преступных формирований.

Легализовалась "теневая" экономика. Бездействие законов с одной стороны, отмена статей по спекуляции, введение свободной торговли и отмена государственной монополии на спиртные напитки, внешнюю торговлю привели к тому, что возник и "рынок" купли-продажи всего того, что мешало противоправной деятельности.

Расцвели взяточничество, хищения, коррупция во всех слоях общества. В итоге правоохранительные органы имеют сейчас дело не только с отдельными видами преступлений, но и социально-криминальными явлениями - коррупцией и организованной преступностью. Борьба с ними выходит за рамки деятельности одних лишь правоохранительных органов и становится национальной, общегосударственной задачей.

В 1992 году в России выявлено более 4 тыс. организованных преступных групп, в том числе более 1 тысячи имеющих международные и межрегиональные связи. Каждая четвертая группа имеет защиту со стороны коррумпированных чиновников в различных структурах. По экспертным оценкам в эти отношения вовлечены до 40 % предпринимателей и 2/3 всех коммерческих структур. В 1992 г. к уголовной ответственности привлечено около 3 тыс. участников организованных преступных групп, возбуждены уголовные дела более чем на 1500 коррумпированных лиц. У преступников изъято более 4500 единиц огнестрельного оружия, 3 тонны наркотиков и 3 млрд. рублей.

Все более наглыми и изощренными становятся методы и тактика действий преступников. Жестче стало вымогательство, в том числе в отношении предпринимателей, участились грабежи иностранцев, случаи захвата людей с целью получения выкупа. Ужесточилось противоборство группировок за сферы влияния, растет стремление преступников взять под свой контроль экономическую деятельность некоммерческих структур. Часто это ведет к использования преступниками крайних мер воздействия, росту террористических акций как криминального, так и политического характера. В 1992 году в преступных целях было совершено 240 взрывов, от которых погибло 34 чел. и 114 получили ранения.

Органами безопасности и внутренних дел установлены преступные сообщества и коррумпированные лица, специализирующиеся на незаконных сделках с нефтью и нефтепродуктами, контрабандном вывозе цветных и редкоземельных металлов, продукции химической промышленности, оружия и боеприпасов, продовольствия и медикаментов. Только по результатам совместной операции "Трал", проведенной органами МБ, МВД и таможенными службами, было возбуждено свыше 120 уголовных дел, предотвращен ущерб на сумму около 20 млрд. рублей.

Все активнее организованная преступность участвует в наркобизнесе. Если в недалеком прошлом в целом на территории бывшего СССР официально насчитывалось около 130 тыс. наркоманов, то сейчас на территории России число потребителей наркотиков превысило 1 млн. чел., а денежный оборот от наркобизнеса оценивается в 7-8 млрд. руб.

Это реальная опасность для здоровья и жизни молодого поколения. Россия уже приобрела репутацию государства с благоприятными условиями для наркоэкспансии как в плане поставки наркотиков, так и с точки зрения возможностей по "отмыванию" доходов от преступной деятельности.

Таким образом, даже обозначенная штрихами проблема организованной преступности и коррупции приобретает угрожающие масштабы. А что дальше? К сожалению, обстановка не способствует оптимистическим прогнозам.

Организованная преступность будет активно проникать в экономику, используя возможности приватизации, приобретения в собственность земли. В силу ряда причин формировании нового слоя собственников и предпринимателей и далее будет привлекать дельцов, нажившихся на незаконных операциях и стремящихся "отмыть" полученные таким образом средства. Все это несомненно будет использовано организованной преступностью.

Следует ожидать дальнейшего распространения коррупции, вымогательства взяток, сокрытия прибыли от налогообложения, нарушений антимонопольного законодательства, лжепредпринимательства, фиктивного банкротства и иной противоправной деятельности в сфере экономики. Получит развитие рэкет, похищение людей, жестокость и использование террора преступными организациями. Неизбежен рост наркобизнеса.

Скорее всего, более четко будут проявляться с одной стороны, грань между уголовным бандитизмом и "интеллектуальной" организованной преступностью, а с другой стороны, их тесное взаимодействие. Уголовные авторитеты, рэкетиры, боевики все более активно будут работать на "интеллектуалов" и хозяев предприятий и банков.

Вероятно, мы будем свидетелями определенного сращения общеуголовной преступности с властными структурами. Это важно для новых хозяев, и не случайно уже сейчас авторитеты преступного мира налаживают личные контакты со своими зарубежными коллегами, особенно в странах Европы и США. В дальнейшем - эти связи будут использованы в интересах как организованной преступности, так и предпринимателей.

Пока что наша организованная преступность еще не вышла по-настоящему на международную арену. Она не является копией той мафии, которая известна на Западе. Но уже имеющийся у правоохранительных органов опыт говорит о том, что организованная преступность может потрясти не только Россию, - она может стать более жесткой, наглой и страшной, чем ее западные аналоги.

Дело в том, что отечественная мафия, прообраз которой мы сейчас наблюдаем, - не просто организованная преступность, а действующая в тесном контакте с представителями властных структур, т.е. это преступность, могущая стать государственной. Она может полностью переориентироваться на накопление капитала, получение прибыли и организацию защиты противоправной деятельности на высших уровнях государственной власти, используя для этого официально существующие и разрешенные законом коммерческие, общественные и иные структуры. Сложившаяся в России политическая и экономическая обстановка существенно затрудняет борьбу с организованной преступностью.

В этих условиях вряд ли имеет смысл очередной призыв, лозунг борьбы или даже войны с преступностью. Нужна, наконец, планомерная, целеустремленная, серьезная работа. И прежде всего должен заработать закон. Заставить уважать закон, обеспечить его исполнение всеми структурами и прежде всего - самими правоохранительными органами - первоочередная задача. Если это необходимо, надо принять непопулярные внешне, но жесткие меры ради этого.

При бездействии закона бессмысленно вести речь о серьезной борьбе с преступностью. Народ поддержит любые меры против преступников, если увидит, что это не призывы-однодневки, а государственная политика, реально обеспечивающая безопасность общества и личности. Очевидно, проблема борьбы с преступностью и, прежде всего с организованными преступными сообществами, должна найти отражение и в Уставе СНГ.

Организованная преступность не имеет национальных границ. Разрыв экономических связей между бывшими республиками СССР никоим образом не отразился на связях и действиях преступного мира. Скорее это положение, введение границ между бывшими республиками лишь упрощает жизнь преступным сообществам. Организованная преступность все более становится не только межрегиональной, но и транснациональной. Вот почему нужны объединенные усилия всех государств СНГ для борьбы с этим явлением.

Очевидно, следует вернуться к разработке государственной программы по этим проблемам с учетом изменившейся обстановки в обществе. Меры правоохранительного сопровождения должны определяться во всех государственных программах по отдельным направлениям или отраслям экономики и общественной жизни.

Следовало бы рассмотреть на высшем уровне и определить ответственность правительства и парламента за координацию действий правоохранительных органов. Госкомитета по антимонопольной политике, Государственного таможенного комитета и Государственной налоговой службы в борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Несомненно, парламент обязан своевременно обеспечить законодательную базу, без которой призывы к борьбе с преступностью остаются лишь благими намерениями.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]