Преступность - угроза России
Обозреватель - Observer


 

 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

В последние годы активно расширяется и углубляется международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Объясняется это и тем, что в мире происходит быстрое развитие интеграционных процессов, взаимно упростился порядок въезда и выезда, и тем, что проблема приобретает все более глобальный характер. Рост преступности характерен практически для всех развитых государств.

Идет и процесс интернационализации преступности, когда возрастает число преступных проявлений, имеющих международный характер. Например, совершение преступлений на территории других государств, перевод доходов от преступной деятельности за рубеж. Представляют международную опасность незаконный оборот наркотиков, культурных ценностей, оружия, радиоактивных материалов, нелегальная миграция людей. По имеющимся сведениям, из трех тысяч преступных формирований, действующих на территории Российской Федерации, каждое десятое имеет связи с зарубежной криминальной средой.

Борьба с такими видами преступлений может быть эффективной только при единстве действий правоохранительных органов большинства государств, выработке общего правового механизма, позволяющего реально осуществлять принципы международного сотрудничества в борьбе с преступностью, поддержании правопорядка, охране прав и законных интересов граждан.

Эти проблемы особенно важны для России в ее взаимоотношениях с другими государствами, ранее входившими в состав Советского Союза. Происшедший разрыв единого правового пространства, существовавшего на территории Союза ССР, крайне негативно отразился на результативности действий правоохранительных органов. Повсюду на территориях бывших республик преступность растет.

Преступники, пользуясь "прозрачностью" границ, скрываются от правосудия на территории другого государства - члена Содружества. В то же время, руководствуясь принципами уважения государственного суверенитета и независимости государств-членов СНГ, сотрудники правоохранительных органов во взаимоотношениях со своими коллегами действуют, исходя уже из принципов международного права, соблюдая установленные нормы и правила на территории другого государства.

В этих условиях МВД России предприняло энергичные шаги по усилению координации и взаимодействия органов внутренних дел суверенных республик.

Еще до распада СССР были заключены Соглашения о сотрудничестве с МВД Белоруссии (1990 г.), Армении и Молдовы (1991г.).

В 1992 году подписаны Соглашения с МВД Украины (28 февраля), Кыргызстана (25 апреля), Туркменистана (31 июля), в 1993 году с МВД Казахстана (10 января).

Учрежден новый консультативный орган - Совещание министров внутренних дел независимых государств, участие в котором принимают руководители органов внутренних дел практически всех республик, входивших в состав Союза ССР.

Именно на таких Совещаниях были приняты многосторонние, принципиально важные документы - соглашения о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в борьбе с преступностью, о сотрудничестве в области обеспечения материально-техническими средствами и специальной техникой Соглашение по обмену информацией, Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Важнейшим шагом к созданию общего правового пространства стало подписание 22 января с.г. в Минске главами государств - членов СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Сегодня необходимо наполнить конкретным практическим содержанием подписанные документы, обеспечить четкую работу созданных правовых механизмов. Безусловно, требуется организовать широкомасштабное противодействие в рамках бывшего Союза ССР организованной преступности, пресечь незаконное распространение оружия, оборот наркотиков.

Некоторые проблемы требуют решений на межправительственном уровне. Например, в настоящее время партнеры по СНГ разрабатывают совместную программу борьбы с организованной преступностью. Утверждать ее будет совет глав правительств стран Содружества. Совещание министров внутренних дел рассмотрит порядок провоза огнестрельного оружия, конвоирования и этапирования задержанных и осужденных и др.

Развивается международное сотрудничество российских органов внутренних дел с партнерами из "дальнего" зарубежья по следующим основным направлениям: 

  • договорно-правовая сфера;
  • борьба с организованной, в том числе экономической преступностью, наркобизнесом, с контрабандой и фальшивомонетничеством;
  • подготовка кадров и сотрудничество в научно-технической области.
Особое внимание уделяется расширению правовой базы, обеспечивающей возможности реального сотрудничества с органами полиции зарубежных стран в конкретных вопросах. К уже существовавшим и неплохо, надо сказать, "работавшим" соглашениям о сотрудничестве с МВД Германии, Венгрии, Австрии, Франции, Кипра - в истекшем году добавились новые. Российским министерством были подписаны соглашения соответствующими ведомствами Польши, Румынии, Турции, Китая, Монголии.

В целом МВД России на сегодняшний день имеет 12 двусторонних соглашений о сотрудничестве с полицейскими органами зарубежных государств. В проработке также находятся соглашения с Индией, северными странами. Не удается пока договориться о создании правовой базы сотрудничества с федеральными полицейскими органами США, но практическое взаимодействие по некоторым направлениям (например, в борьбе с наркобизнесом, в подготовке кадров) уже осуществляется.

Новой большой проблемой становится взаимодействие в борьбе с т.н. "русской мафией" за рубежом. Хотя зарубежные средства массовой информации намеренно завышают ее масштабы и возможности, тем не менее расширяющаяся преступная активность выходцев из России в других странах в последнее время беспокоит правоохранительные органы западноевропейских и некоторых азиатских стран.

В настоящее время для интеграции России в мировой процесс борьбы с преступностью сделано уже немало. Активно работает Национальное бюро Интерпола, которое ведет оперативный обмен информацией более чем с 80 государствами. Можно привести немало примеров высокой результативности международного сотрудничества оперативно-розыскных и других мероприятий.

Лишь один пример: в августе-сентябре 1992 года через Национальное бюро Интерпола нашими службами во взаимодействии с полицией Скандинавских стран были выявлены три организованные преступные группы, которые в прошлом году совершили кражи 27 автомобилей на территории России и ряда европейских государств. Следствием установлены факты подделки документов, подкупа должностных лиц. в том числе иностранных фирм, контрабанды наркотиков и оружия.

В то же время, сегодня ощущается немало пробелов в деятельности как наших правоохранительных органов, так и наших партнеров за рубежом. Неоперативно предоставляется необходимая информация, что зачастую не позволяет предупреждать совершение преступлений.

Развитию нашего участия в правоприменительной деятельности в Европе могло бы послужить присоединение к ряду конвенций Совета Европы и, в первую очередь, к Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам.

Активизация международного сотрудничества России в правоохранительной сфере потребует в перспективе и принятия некоторых новых законов, например, по оказанию правовой помощи, экстрадиции, передаче осужденных, продолжению расследования. начатого на территории другого государства. 

ЗАДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТОВ КОНТРАБАНДЫ
В ПАССАЖИРСКОМ СООБЩЕНИИ
1989-1992 (В млн.руб.) 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]