Преступность - угроза России
Обозреватель - Observer


 

 БОРЬБА С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ:
ЯПОНСКИЙ ВАРИАНТ

Сложилось устойчивое мнение, что Япония послевоенного периода, начавшегося с американской оккупации, последовательно воспринимала все черты американского образа жизни - от гамбургеров и жевательной резинки до организованной преступности. Однако корни последней в Японии более древние, чем у заокеанской.

Первое упоминание о "якудза" - преступниках, объединенных в кланы и промышляющих не только грабежами и убийствами на большой дороге, но и азартными играми, букмекерством и посредничеством при найме рабочей силы, относятся к ХУП веку. А в XIX веке японская мафия уже вела гангстерские войны, в ходе которых преступные синдикаты - "гуми", носящие имена первых "крестных отцов", делили территории, сферы влияния и объекты преступного бизнеса.

Помимо уже названных его видов, сегодня "якудза" занимаются торговлей наркотиками и оружием, производством и демонстрацией порнографических фильмов, рэкетом и т.д. Берутся они и за убийства, ограбления и похищения людей по заказу.

Результатом широкомасштабной деятельности мафии явилось то, что к 90-м годам XX века годовой доход японского преступного мира не уступал аналогичным показателям концернов типа "Тоёта" или "Сони".

Руководители крупнейших кланов, которых в Японии сейчас пять (и около пятисот более мелких), - известные люди, часто включаемые в справочники "Кто есть кто". Некоторые из них делают небезуспешные попытки баллотироваться в местные органы власти и даже в парламент. Но куда важнее то, что японская мафия глубоко проникла в политические структуры, подчиняет своему влиянию политических деятелей.

Степень проникновения организованной преступности во все сферы жизни современного японского общества столь велика, что эта структура получила наименование "Джапан инкорпорейтед".

Время от времени японская и мировая печать взрываются очередной серией разоблачений о подкупе "якудза" руководителей высокого ранга.

Традиционным каналом для взяток являются пожертвования на ведение предвыборной кампании. Это не может не способствовать формированию своеобразного "прогангстерского лобби" в высших эшелонах власти. Достаточно вспомнить нашумевшее в свое время "дело Локхид", окончившееся отставкой премьер-министра К.Танаки, что однако не помешало ему затем вернуться к парламентской деятельности.

Борьба с мощными мафиозными кланами, которые не обошли своими "благодеяниями" и правоохранительные органы, очень сложна. Достаточно сказать, что во время массовых облав главари и многие члены банд ускользают, будучи предупреждены своими агентами из среды полицейских.

Хотя проституция и подпольный игорный бизнес запрещены соответствующими законами, вести борьбу с ними практически невозможно, - порой они находятся под негласным покровительством властей. А рэкет, посредничество при найме рабочей силы или вмешательство в дела крупного бизнеса с помощью "сокайя" гангстеров, являющихся мелкими держателями акций, вообще мало поддаются контролю со стороны закона. Предприниматели любого ранга, от владельца лавочки до главы крупнейшей корпорации, не склонны в этих случаях сотрудничать с полицией.

Тем не менее, наступление на организованную преступность ведется. Широко и комплексно используется весь арсенал полицейских методов: большой штат осведомителей, контроль над криминогенными зонами, прослушивание телефонных разговоров. Однако рост в 60-70-е годы числа преступлений и усиление их жестокости потребовали радикальных мер.

В связи с этим в 80-е годы был взят курс на борьбу с особо тяжкими преступлениями, так называемый первый этап борьбы с организованной преступностью. Инструментом борьбы стало прежде всего ужесточение пенитенциарной системы. Была отменена практика смягчения наказания для лиц, совершивших тяжкие преступления. Расширилась категория преступлений, не подлежащих амнистии. Ужесточен режим содержания в тюрьмах.

Учитывая роль молодежи в преступных кланах, большое внимание было уделено борьбе с правонарушениями несовершеннолетних. Именно они оказываются в сфере внимания гангстерских группировок. Молодым людям обещают защиту и покровительство, а они становятся "сансита" - подручными главарей, и с азов постепенно включаются в активную преступную деятельность

В 80-е годы широко распространилась практика передачи дел несовершеннолетних в уголовные суды. Обычно в Японии преступления несовершеннолетних рассматриваются так называемыми семейными судами, цель которых - создать более гуманную обстановку, вынести условный приговор или назначить воспитательное наказание.

Результаты жесткого курса не замедлили сказаться. "Якудза" сконцентрировали свои основные интересы и усилия на извлечении доходов "опосредованными" методами в сферах бизнеса и политики, а не прямыми грабежами и убийствами. Пошла на убыль и преступность среди несовершеннолетних.

Курс на ужесточение наказаний сочетался с профилактикой правонарушений и преступлений, как первичных, так и повторных. Именно это направление стало основным на втором этапе борьбы с организованной преступностью, начавшемся в середине 80-х годов.

Главное внимание и здесь было уделено молодежи. Правоохранительные органы взяли на себя индивидуальную работу с трудными подростками, пропаганду в учебных заведениях законопослушания в духе национальных японских традиций и чувства долга "гири", были усилены контроль за местами, где собирается молодежь в свободное время, борьба с наркоманией в молодежной среде.

Поскольку организованная преступность очень часто связана с распространением наркотиков, то в ходе второго этапа была проведена кампания по борьбе с их ввозом и продажей. Ужесточился таможенный контроль, особенно в портовых городах, создана широкая сеть осведомителей, в ряды торговцев наркотиками в массовом порядке были внедрены агенты полиции.

Началось тотальное наступление на наркоманию в прессе, на телевидении, в учебных заведениях. Говоря о физиологическом вреде наркотиков, пропагандисты апеллировали к традициям японской этики, всегда запрещавшей их употребление. И это уже не первый пример использования национальных традиций в профилактике преступности.

Мероприятия, проведенные на первом и втором этапах, принесли свои плоды. Как свидетельствуют данные, опубликованные "Ежегодником Асахи", хотя за период с 1981 по 1991 гг. общее число преступлений и выросло с 1,46 млн. до 1,67 млн. в год, но число убийств за это же время сократилось с 1,8 тыс. до 1,3 тыс. в год, изнасилований - с 2,6 до 1,3 тыс., грабежей - с 52 тыс. до 44 тыс. в год ("Асахи нынкан", 1991. Токио, с.603).

Одновременно с мерами по укреплению правопорядка, в 80-е годы шел процесс "чистки" и реорганизации самих правоохранительных органов. В целях ^усиления воспитательной работы с персоналом, был принят "Этический кодекс полицейского", выдержанный в духе самурайского кодекса чести "Бусидо". Были предусмотрены суровые меры к его нарушениям, особенно взяточниками и лицами, сотрудничающими с мафией.

Главная роль отводилась низовым полицейским подразделениям - это "полицейские будки" и "полицейские посты". Они расположены соответственно в центре района или квартала и часто являются просто комнатой в доме, где живут полицейский и его семья. Они максимально приближены к населению, служат местом сбора информации обращения граждан.

Работа правоохранительных органов Японии была поставлена под контроль Национальной комиссии общественной безопасности. Все случаи коррупции в полиции и прокуратуре, помимо официального расследования, проходят экспертизу в данной комиссии. По результатам расследований публикуются отчеты.

Власти резонно усмотрели прямое влияние на масштабы преступности иммиграционной политики государства. Жесткое ограничение въезда в страну иностранных граждан на постоянное жительство препятствует возникновению в Японии многочисленных иностранных землячеств.

В других странах такие этнические структуры часто становятся базой и источником пополнения рядов "национальных мафий", служат росту международной преступности. Благодаря такой политике, ограничено расширение криминогенной среды, и японскому обществу пока не угрожает "импорт преступности". 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]