Преступность - угроза России
Обозреватель - Observer


 

 БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ПОЛЬШЕ

Польшу, как и большинство стран Восточной Европы, в последние годы захлестнула волна коррупции и экономической преступности. Как свидетельствует статистика, рост такого рода преступлений наблюдался на протяжении 1990-1992 гг.

В 1991 г. по сравнению с 1990 г. число экономических преступлений увеличилось на 8% (с 78337 до 84590). Уменьшилась доля таких преступлений, как присвоение общественного имущества, нелегальная торговля валютой, а возросло число преступлений, связанных с бесхозяйственностью с 87 до 142, фискальных преступлений с 14123 до 24836 (увеличение на 75,9%), в том числе налоговых преступлений с 7089 до 10279 (рост на 85,1 %).

Приблизительно на том же уровне остается число преступлений, связанных с коррумпированностью государственных чиновников: в 1990 г. было обличено 652 случая взяток, в 1991 г. - 655.

Эти явления - следствие распада командно-административной системы, незрелости рыночных отношений, ослабления государственных структур, серьезных недостатков в правовой системе.

В небывалых масштабах активизировалась предпринимательская деятельность в условиях жесткой конкуренции на рынке, в нее включились криминальные элементы. Коррупция и экономическая преступность уже угрожают процессу реформ, подрывают финансовую систему государства, деморализуют общество.

Коррупция разлагает государство, а разложение государства усиливает коррупцию. Поскольку государственные чиновники наделены разрешительным правом на предоставление концессий, налоговых и таможенных льгот, а полномочия и статус работников государственной администрации определены нечетко, то на нынешнем этапе коррупцию во всех ее проявлениях можно выявить только через анализ различных экономических преступлений и прямое обличение подозреваемого.

В Польше нет мафии в российском понимании, зато распространены так называемые преступления "в белых перчатках". Они основаны на тесных связях некоторых депутатов парламента, работников аппарата президента и Совета Министров, министерств с предпринимателями и коммерческими структурами. Благодаря этим связям происходит утечка служебной и секретной информации, бизнесмены вовремя получают предупреждения о том, что они оказались в поле зрения органов внутренних дел и национальной безопасности, а также о возможном аресте.

Большинство экономических преступлений состоит в обходе права, уклонении от его соблюдения и вызвано несовершенством действующего законодательства - финансового, налогового, таможенного и валютного.

К особо опасным преступлениям относятся хозяйственные аферы. В 1991 г. было начато следствие по нескольким десяткам случаев. Хозяйственные аферы определяются как преступления группового характера, имеющие значительный размер. В них прослеживается связь бизнеса с политикой и политиками.

В последнее время нашумевшими хозяйственными аферами в Польше были преступления, связанные с деятельностью компании Арт "Б", Фонда обслуживания внешней задолженности, с большим импортом алкоголя и др.

Так, владельцы фирмы Арт "Б", используя банковские гарантии, выданные с нарушениями, чеки без покрытия и возможности многократного начисления процентов на те же самые деньги при перемещении капитала, "перевели эти средства в размере 200 млн. долларов не на счет компании, а за границу. Это стало возможно в связи с нарушением правил банковских операций, подкупа чиновников в банках. Один из работников аппарата президента предупредил владельцев фирмы о предстоящем аресте, и они скрылись за границей.

Директор и заместитель директора Фонда обслуживания внешней задолженности, злоупотребляя служебным положением, использовали деньга Фонда, находящиеся в иностранных банках, для личного пользования. Потери государственной казны составили несколько сот миллионов долларов.

Алкогольная афера была связана с ошибками в принятии решений на уровне министерства финансов, обусловлена слабостью налоговой и таможенной системы в переходный период. Продажа алкоголя оформлялась на физических лиц, что позволяло им не платить налог с оборота и пользоваться более низкими ставками таможенных пошлин. В результате государственная казна недополучила несколько триллионов злотых,

Можно выделить несколько видов - хозяйственных преступлений в Польше. В сфере банков и других учреждений, занимающихся финансами, - это предоставление фиктивных банковских гарантий, нарушение права и порядка проведения банковских операций, использование фальшивых виз и чеков без покрытия, вывоз за границу средств на основе фиктивных контрактов и договоров, открытие за рубежом именных счетов без разрешения властей, фиктивное страхование сделок и др.

В области приватизации типичными являются занижение стоимости предприятий, продажа предприятия полностью или части его имущества по цене меньшей, чем предлагают другие покупатели, поручение оценки предприятий тем консалтинговым фирмам, которые берут за это большие суммы, чем конкуренты и т.д.

В области налогов - это сокрытие оборота и доходов, создание фирм для одной или нескольких сделок, фиктивных фирм и др. Характерно, что в Польше предприниматели в последние годы освоили полулегальный и нелегальный бизнес, продолжают эту практику в условиях свободного рынка. Вот почему частный сектор, который производит 45 процентов валового национального дохода и в котором занято 54 процента трудоспособного населения, дает только 20% поступлений в государственный бюджет.

Хозяйственные преступления особенно распространены на стыке государственного и частного секторов. Происходит перелив финансовых средств и имущества государственных предприятий в коммерческие структуры в форме продажи, аренды или найма, часто по заниженной стоимости или оплате.

Растет число преступлений, связанных с контрабандой, отмыванием "грязных" денег. В Польше предметами контрабанды чаще всего являются сигареты, алкоголь, наркотики, телевизоры. Так, в 1991 г. воеводские прокуратуры в Зеленой Гуре и Белостоке вели следствие по делу контрабанды 800 тыс. пачек сигарет "Мальборо" и транзита (реэкспорта) 5 млн. пачек этих сигарет.

Практикуется и прямой обман потребителей, клиентов частных фирм в сфере услуг. Например, фирма "ВИС" в Валбжихе обманула более 10 тыс. человек, которые заплатили за монтаж оборудования кабельного телевидения, но так и не дождались реализации этой услуги.

Преступления, связанные с внешнеторговой деятельностью: занижение стоимости и цен экспортируемых и импортируемых товаров, фиктивный экспорт и импорт. Например, компания "Акумен" в Кельце заключила контракт на закупку в Болгарии бензина по очень низкой цене - 37 долл. за тонну. На самом деле цена составила 230 долл., и скрытая разница преследовала цель уменьшить размер таможенной пошлины и налогообложения.

Борьба с коррупцией и экономическими преступлениями направлена на защиту имущества и финансовых интересов государства. Она включает в себя принятие новых законов, внесение изменений и дополнений в уже принятые законы, чтобы предупреждать возможные злоупотребления.

Ликвидируются различного рода налоговые и таможенные льготы. Укрепляются органы государственного, финансового, налогового и таможенного контроля, прокуратуры и внутренних дел. Проводится реформа банковской системы, более четко определен статус чиновников государственной администрации, их компетенция.

Министерство юстиции более точно определило такие преступления, как бесхозяйственность, присвоение государственного имущества, хозяйственные аферы вместе с подходами, гарантирующими уголовное преследование. Усилен контроль со стороны председателя Национального банка Польши за проведением финансовых расчетов, в том числе оборота с иностранными валютами.

Вносятся изменения в законодательство, препятствующие хозяйственной деятельности тех физических лиц, которые совершили налоговые преступления; а также нарушению авторских прав, в том числе в области компьютерных программ. Имущественную ответственность за совершение преступлений теперь несут и юридические лица, например, компании, деятельность которых привела к преступлению. Восстановлена табачная и винная монополия государства.

Органам государственного контроля даны полномочия вести по поручению прокуратуры полный контроль деятельности хозяйственных субъектов, независимо от их правового статуса. Выделены средства, ведется обучение кадров прокуратуры и полиции методам борьбы с коррупцией и экономической преступностью.

Принимаются меры по укреплению судов, их авторитета с целью исполнения их решений. Серьезные изъяны в этой области способствуют совершению преступлений, усиливают криминогенную атмосферу.

Польские таможенные службы на границе теперь исчисляют таможенную пошлину и налог с оборота уже не на основе суммы, указанной в фактуре, а ориентируясь на международные цены. Некоторые предприниматели заявляют на таможне, будто товар следует транзитом в третью страну, а на самом деле продают его на территории Польши. Теперь они вынуждены оставлять в таможенном управлении высокий залог, который потеряют, если товар не пересечет границу. Недавно создана таможенная инспекция для пресечения коррупции в таможенных управлениях.

Несомненно, польские власти отдают себе отчет в том, что борьба с коррупцией не может быть кампанией, а требует длительной и упорной работы. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]