Обозреватель - Observer
Ближнее зарубежье

РОССИЙСКИЕ НЕМЦЫ: новые проблемы в России и ближнем зарубежье

В.ЧЕБОТАРЕВА,
доктор исторических наук, профессор 

"Приказано выжить...

История немцев o России с XVIII в. развивалась в русле российско-германских отношении. Все перипетии дипломатических в военных конфронтации немедленно сказывалась на исторических судьбах немцев. В период первой и второй воин они были объектом чудовищной национальной дискриминации. Депортированные в 1941 г, на основе незаконных государственных актов в Сибирь, Среднюю Азию в Казахстан. они были обречены яа физическое уничтожение в лагерях Гулага и трудармвя. Их политическая и соцнадьно-эмжомическая реабили, ация стали одними из острейших проблем внутренней политики Советского государства в 60-80-х годах. К этому времени российские немцы были рассеяны практически по всем союзным республикам.

Российские немцы никогда не были однородным этносом. Они прибыли в XVIII ". из различных стран: Германии, Франции. Голландии, принесли с собой свои культурно-исторические и религиозные традиции и расселились на российской земле в многочисленных кантонах, сохраняя свои диалекты, специфические особенности национальных общин Гессена.Бадена, Эльзаса, Швабки. Пфальца, Баварии, Вюртенбсрга.

Географическая разобщенность различных этнических компонентов, принадлежность к разным конфессиям препятствовали формированию единого народа как нации. Сталинская политика репрессий лишь закрепила эту тенденцию. И в напш дни российские немцы, разбросанные на обширных пространствах бывшего СССР. не представляют единого целого в культурном отношении.

Этому способствовала и политика национальной дискриминация o области народного образования - засрытненемецкнх школ, техникумов, училищ и вузов в 1938 г. - привело к утрате родного - немецкого языка. Если к 1926 г. 95% немцев считали родным - немецкий. в 1959 г. - 75%, то в 1989 г. - 65%. Долгие годы перед российскими немками издвигались непреодолимые прегради из пути к высшему и среднему специальному образованию. В результате в 70-80-х годах они отставали от других народов по численности интеллигенции. Так, например, в Казахстане, гае проживало около 1 млн. немцев, по данным 1979 г., на 1 тыс. лиц приходилосьспешгалистов с высшим и средним образованием: среди русских - 82, казахов - 71, немцев - 32 чел.

Сегодня те. кто владеет немецким языком, говорят на различных диалектах, не имеющих ничего общего с немецким литературным языком современной Германии; у каждой отдельной немецкой обшности свой музыкальный я поэтический фольклор, своя хореография, обычаи в быту, ю многом детерминированные особенностями религии. Академик Б.Раушснбах заметил по этому поводу: "В селах говорят на саксонском языке XVIII в. На диалекте тон местности, откуда 200 лет назад уехали их предки. Знают пословицы, которые на этнической родине уже давно забыты... В Германии этот феномен вызывает всеобщее изумление".

Исторически немецкая культура развивалась на религиозной основе. Но поскольку религия была не в чести в тоталитарном государстве, она в значительной мере утратила свое влияние на формаоование культуры новых поколении. Справедливо мнение Б. Раушенбаха: 

"Ныне ухе ее религия определяет психологию нация, а чувство национальной обиды". Несмотря на все этяоразделителыше факторы.вароя за долгие годы бесправая нунижсния не утратил своего духовного потенциала, во был лишен воэмохвоств приобщаться к фундамеятальным ценностям цивилизации. Политика национальной дискриминации выталкивала российских немцев яз састсмы общемировой культуры; выявление и бережное воспитание талантов в области вауки, техники, искусств не было их привилегией; перед ними были наглухо закрыты двери театральных, художественных и музыкальных школ Запада, доступ к дипломатическому поприщу. Лишь отдельные самородки, такиекак гениальный А.Шшгпсе, выдающийся математический талант Б.Рвушенбвх, уникально одаренный Э.Гиледьс, смогли преодолеть все преграды и вырваться в космическое пространство мировой культуры. И теперь, когда ассимиляционные процессы среди немцев не ослабевают (около 70% мужчин и женщин состоят в смешанном браке), коща этнос идет по пути постепенного исчезновения, особо важное значение имеет проблема формирования интеллектуальной элиты, общей интеллектуал изапии нации.

С распадом СССР, образованием новых суверенных государств проблемы российских немцев резко обострились. Теперь речь идет не только о сохранении уникального немецкого этноса, развитии его в общецивилиаационном русле, но возникла проблема обеспечения элементарной безопасности, выживаемости немцев, оказавшихся в регионах существующих и потенциальных конфликтов. 

Прогресс или регресс?

Со сменой векторов политической ориентации Казахстана, Узбекистана, Кыргызстша, Туркменистана и Таджикистана национальная идея получает гипертрофированное, иногда лишенное здравого смысла, выражение. Доминантой политической жизни стал этноцент-рнзм, идея национальной, религиозной исключительности, усилились сепаратистские тенденции. Пришедшие к власти эгнократические режимы приняли законы, поставившие российских немцев, как и другие национальные меньшинства и некоренные национальности, я неравноправное положение. Форсированное внедрение языка титульной нации в качестве государственного, резкое сокращение ареала русскоязычной культуры радво, телевидение, периодические издания), сокращение курса немецкого языка в школе за счет введения национального свертывания старших классов во многих средних школах, русскоязычных групп в вузах и техникумах - все это обрекает и немцев на культурную деградацию.

Незнание языка титульной нации лишило немцев политического прецставительства в структурах власти, те сей и ранее не были представлены пропорционально населению. Их вытесняют из престижных профессий, с рынка труда и жилья. Подвергавшиеся последние десятилетия национальной дискриминации российские немцыиынеживутпсзд угнетающим прессингом националистических лозунгов типа: "Казахстан - для казахов!", " Кыргызстан - для киргизов!" В еще более тяжелом положении оказались немцы Таджикистана, вынужденные жить в условиях ожесточенной кровопролитной войны. Этому способствует и криз исное положение во внутриполитической жизни резкое ухудшение социально-экоиомических условий существования, неопределенность гражданского статуса, неразработанность правовых норм, регулирующих имущественные, трудовые отношения и социальное обеспечение, активная пропагандистская деятельность националистических организаций реакционного толка.

Интенсивность оттока русскоязычных из Средней Азии в 1990 г. был в 10 раз выше, чем в 1979-1988 гг. Немцы составляют 25% эмигрантов из Среднеазиатского региона. В 1989 г. в Германию выехали 20,6 тыс. немцев, в 1990г. - 33,1; 1991 г. - 33,9 тыс. чел. Напряженность в межнациональных отношениях нарастает с притоком представителей коренных национальностей из-за рубежа. В Казахстане в начале 1993 г. по сравнению с тем же периодом 1992 г. численность казахов за счет тех, кто вернулся на историческую родину, возросла на 224 тыс. чел. В целях воссоединения со своим народом в 1991-1992 гг. из Монголия прибыли 42,5 тыс. казахов, в 1992 г, из России - 20 тыс., Узбекистана - 14 тыс., других среднеазиатских республик - 11 тыс. Все они нуждаются в жилье и не понимают, почему на земле предков немцы и славянские меньшинства живут в благоустроенных квартирах, а они - казахи вынуждены ютиться в неприспособленных помещениях.

Нарастает кризисная ситуация и в Республике Кыргызсии, хотя презждент А.Акаев o проявил глубокое понимание немецкой проблемы. В целях обеспечения этнической, культурной, языковой в религиозной самобытности немцев он подписал Указ об образовании o местах компактного прохивамя немцев в ЧуйскоЙ области ненецких национальных культурных округов: Сокулукского o Чуйского. В округах предусматривалось организовать школы я детские дошкольные учреждения, дома культуры и религиозные учреждения, ассоциации фермеров и предпринимателей. Кабинет министров республики издал постановление об открытии в Бишкеке Кыргызско-немецкого торгового дома.

Вместе с тем начинания президента и правительства встретили резкую критику националистических лидеров. Так, видный деятель партии национального возрождения "Асаба" ("Знамя") ДхалилАиарбеков заявил: "Один из главных наших тезисов - мы защищаем в первую очередь права нации, а потом ухе права человека. Мы... представляем и защищаем права киргизского народа". Когда президент наложил вето на земельный калеке, в котором пункт - "земля принадлежит киргизскому народу" (национальные меньшинства во внимание не принимались), "Асаба" оценила это как "большую историческую ошибку" лидера республики. "Асаба" и ее сторонники не признают прав национальных меньшинств ни в политике, ни в экономике, ни в культуре. По поводу кулмуряих округов для немцев было заявлено; "Мы против создания немецких автономных округов. Вслед за ними автономии могут потребовать узбеки, дунгане, русские. Мы ие дадим растащить вашу землю по кускам!" ("Свободные горы", 11.02.92г.).

Радикализм националистических партий o движения растет вместе с ухудшением экономического положения республики, массового обнищания народа. Падение промышленного производства, приватизация в ближайшей перспективе превратит сотни тысяч людей в бесправных батраков. В республике созаано экономическое движение "Кожоюи ("Хозяин"), объединившее молодых предприимчивых людей. Один из лидеров так объяснил цель движения: "Мы видим, что кыргызам в будущем грозит опасность оказаться занятыми только покиевольиым трудом, так как в процессе приватизации активно участвует некоренное население, которое может скупить жилье, землю, торговые объекты. Киргизы в основной массе своей - бедные. У большинства нет средств для покупки магазина, кафе и т.д. Поэтому мы хотим помочь нашей киргизской молодежи приобрести землю и торговые объекты". Результатом заботы о национальных интересах и пренебрежение интересами национальных меньшинств явилась массовая эмиграция: немцев - в Германию, русских - в Россию, казахов и узбеков - в Казахстан и Узбекистан. 

Балтийский вариант в действии

Проблема беэтжагатеяьиого выезда встала перед всеми немцами, живущими в Центральной Азии и Закавказье. В этих условиях особую актуальность приобрели действия Правительства России по восстановлению исторической справедливости ("Закон о реабилитации репрессированных народов" от 26 апреля 1991 г., указы Президента РФ "О неотложных мерах по реабилитации российских немцев" от 21 февраля 1992 г.,"О создании в Поволжском регионе поселений российских немцев на базе агрокомплексов..." от 21 мая 1992 г.). Чрезвычайно важное значение имело подписание "Протокола о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии с целью поэтапного восстановления государственности российских немцев" от 20 октября 1992г. В соответствии с заковооатеяьннми актами РФ и на основе договоренностей с ФРГ созданы: Немецкий национальный район в Алтайском крае. Азовский наадоиальиый раяов в Омской области; в Ульяновской области в селе Богдаш-кнно- реализуется "Программа приглашения российских немцев в Ульяновскую область". Разработана и осуществляется совместная российско-германская "Государственная программа создания в Поволжском регионе поселений российских немцев ва базе фермерских агро-комплехсов", В Саратовской области, в Энгельском, Марксовском. Красвокутском. Ровней-ском районах возводятся жилые дома и малые предприятия в районах, перспективных для компактного расселения немцев из Средней Азии и Казахстана. Межправительственная российско-германская комиссия координирует эту важную работу. Однако решеиие Правительства России о поэтапном восстановлении немецкой национальной государственности на Волге не получило понимания волжан. В Саратовской области поднялось мощное движение против возрождения Немецкой Республики, В многочисленных резолюциях R петициях говорилось: пусть немцы приезжают и живут здесь, но восстановления автономвой республики ве допуспго! Общество российских немцев "Возрождение" было не менее радикальным: "Восстановить республику на Волге, иначе объявляем массовый выезд в Германию!" Сложнейшую проблему возрождения национальной государственности перевели из реальной жизни в мир митинговой стихии и утопических воззрений. В январе 1993 г. против ультимативных требовании выступил Г.Вормсбехер - председатель Межгосударственного союза российских немцев: "Сегодня ухе невостаточио мотива восстановления справедливости. Единственный реальный путь... в том, чтобы связать решение вацкоиальвой проблемы российских немцев с какой-либо крупной экономической проблемой России или ее регионов". После длительного периода конфронтации и жестких ультиматумов в Поволжье перешли к практическим дсдам:вцелях создания социально-экономических предпосылок для переезда немцев из "горячих точек" разработана специальная программа, создан Фонд восстановления республики немцев Поволжья "Республика", правят к исполнению российско-германский фермерский проект.

Страсти "по немецкому вопросу" на Волге побудила немецкую общественность искать другие пути решения проблемы. "Балтийский вариант" обосновал видный немецкий журналист Курт Видмайер:" Объеаиияющим и, пожалуй, едиясгвеяво реальным, перспективным местом для полнокровной автономии могла бы стать Калининградская область с приданием ей статуса зовы свободного предпринимательства". 

Действительно, в Калининградской области имеются хорошие экономические предпосылки для компактного расселения немцев из Кажахстаиа, Средней Азии, Закавказья. Здесь - густая сеть городских поселений, низкая плотяость сельского населения, развитая транспортная сеть - морской и железнодорожный транспорт, широкие возможности для занятия сельским хозяйством мясо-молочной специализации, отличные условия для развития овощеяоаства и птицеводства. Подъем экономики, писал К.Вивмайер, можно осуществить путем привлечения германского капитала и немецких работников из Средней Азии и Казахстана. Он указывал и на культурно-идеологическне предпосылки: Калининградская область - единственное место, где нет коренного населения, что практически исключает повод к межнациональным конфликтам; здесь легко реализовать языково-культурную программу национального воз рождения с помощью немецкоязычных стран. По мнениюавтора этой концепции, создание немецкой автономной республики в районе бывшего Кенигсберга "поглотило бы немецкую эмиграцию". К.Видмайер предостерегает от скоропалительных решений: Балтийская славяно-германская республика провозглашается целью, но ее строительство идет поэтапно.

Против "Балтийского варианта" выступили многие оппоненты. Суть возражений сводилась к следующему: регион Кенигсберга - Восточная Пруссия издавна был форпостом германской агрессии, прусского реваншизма; на протяжении всей истории область имела крупное политическое и стратегическое значение; в историческом аспекте область - "МалаяЛитва", известны литовские претензии на эту территорию; на область оказывает психологическое давление общество "Прусса" (ФРГ). Последний аргумент К.Видмайер парировал: ""Наши" готы, вандалы и др. обитали здесь сбронзового века, и лишь столетия спустя сюда переселились "ихние" пруссы... Предки десятков тысяч совет-скихнемце? голландского происхождения являются выходцами из Восточной Пруссии".

Но никакие исторические реминисценции, запугивания политической остротой вопроса не могли утопить идею Видмаяера - сотни семей потянулись в Калининградскую область. Сюда уже перебралось болсе 5 тыс. чел. При благожелательном отношении местной администрации они устраиваются в заброшенных селениях, ремонтируют полуразрушенные постройки, развивают земледелие. Разрозненный характер населения побуждает их к объединению я общественно-политические и культур-ныеорганизации. Создано землячество. Немецко-русский дом, общество немецкой культуры "Тильзит", "Рабочие самаритяне", калининградский областной координационный Центр адаптации и переселенцев "Берег".

Приоритетными направлениями Центра адаптации являются: содействие расселению, трудоустройству переселенцев, организация и развитие фермерских хозяйств, сельскохозяйственного производства, оказание информационнойи социальной помощи беженцам, защита интересов своих членов в государственных и общественных организацалх, помощь в поисках родственников в России и за рубежом. Как юридическое лицо Центр руководствуется законодательством России.

Проблемами переселенцев в области занимается и Международный союз российских немцев, заключивший соглашение с командованием Балтийского флота об организации на территории военного совхоза "Прибалтийский" компактного поселения из местных жителей н российских немцев, прибывших из зон межнациональных конфликтов СНГ. Соглашение предусматривает: создание инфраструктуры, строительство жилья и объектов культуры, развитие отраслей, обеспечивающих продовольствием не только местное население, но в воинских частей, я кораблей Балтийского флота.

Переселение немцев в Российскую Федерацию не ограничивается o "Балтийским вариантом". Тысячи семей из Средней Азии и Казахстана выразили желание переехать в Сибирь. В Омской области идет создание немецкого регионального объединения, куда дополнительно войдут 103 деревни. По прогнозам, в Западную Сибирь прибудут 50тыс. переселенцев вз Средней Азии. Прецусмотрело осуществление нескольких пнлотных проектов в регионе Санкт-Петербурга. Правительство ФРГ выделило на эти цели 121 млн. марок. 

Украина: возможности и препятствия

Немцы республик Средней Азии и Казахстана с большим воодушевлением встретили заявление президента Украины о приглашении немцев, проживавших до депортации o этой республике, вернуться в места традиционного расселения. К моменту насильственного изгнания в 1941 г. на Украине насчитывалось более 350 тыс. немцев. Они жили в девяти немецких национальных районах (254 сельских Совета) на территории Опсссхой, Николаевской, Херсонской н Запорожской областей. На Украине существовала развитая сеть народного образования: в 688 немецких. немецко-украинских. немецко-русских, немецко-еврейских школах обучались 65 тыс. детей на родном языке.

В настояшес время HJ Украине разрозненно проживают 38 тыс. немцев. В целях содействия политической, социальной и культурной реабилитации немецкого народа правительство Украины приняло решение о воссоздании и строительстве новых компактных поселений немцев на украинской земле. При этом оно учитывало доброжелательное отношение местного населения и местных властей к "немецкому вопросу". Для экономического обеспечения этих проектов был создан Украинско-немецкий фонд.

В 1992 г. идея возвращения немцев на Украину подучила конкретную разработку в протоколах о намерениях Общества немцев Украины и руководства Херсонской. Николаевской, Одесской и Запорожской областей. Документы были одобрены в специальных постановлениях областными Советами народных депутатов: соответствующее решение принял н Верховный Совет Республики Крым. В Протоколе, касающемся Херсонской области, указывается: целью партнеров является развитие экономического потенциала области через создание на ее территория зоиысвободиого предпринимательства на основе природных ресурсов и решения проблемы трудовых ресурсов с привлечением лиц немецкой национальности; обеспечение условия компактного проживания, развития национальной культуры, языка, обычаев, вероисповедания. Запланированы реконструкция агропромышленного комплекса, развитие научно-производственного потенциала, на базе достижений отечественной и зарубежной ваукн, современных технология. В качестве перспективных территорий определены северные o восточные районы, страдающие от дефицита трудовых ресурсов и нуждающиеся в дальнейшем освоении и развития.

На период 1992-2000 гг. предстоит переселение на территорию: шести районов Херсонской области (до 100 тыс. чел.): восьми районов Николаевской области, семи районов Одесской области, шести районов Запорожской области (по 20 тыс. чел.). Территории длясозданяя компактных поселений выделяются с учетом возможности воссоздания традиционных мест расселения немцев.

В соответствии с договоренностями между Украиной и Германией создан Межправительственный совет экономического сотрудничества. координирующий деятельность различных ведомств по переселению немцев на Украину. По поручению Кабинета министров республики разработана программа возвращения депортированных немцев на Украину. Германские фермы командируют экспертов для проектирования немецких сел, строительства жилых домов, производственных комплексов.

Первые переселенцы уже обосновались в 17 районах. Они размешаются временно в блоках-контейнерах. поставляемых из Гермавви ыа их приобретение федеральное правительство выделяло 12 млн. марош. Прибывшие немцы сформировали подрядные организации и бригады строителей. которые полностью обустроили уже семь поселков. В 1993 г. ведется строительство 850 усадеб. Для обеспечения материально-технической базы строительства поселений достигнута договоренность с Германией о создании двух строительно-монтажных организаций, возведении нескольких кирпичных заводов, мини-заводов по производству строительных материалов и перерабатывающих цехов. От немецких фирм поступили десятки предложений о разработке гомплексных программ DO созданию компактных поселений с оборудованием, новейшей технологией, обучением перестала.

Программа организованного возвращения немцев на Украину, однако, идет медленно из-за недостатка финансовых средств. В южных областях Украины побывали две экспертные комиссии, изучавшие потенциальные возможности вложения средств Германии. Комиссии пришли к выводу, что целенаправленное развитие поселений должно ориентироваться не только на земледелие, но и промышленные центры с полной инфраструктурой, которые стали бы ареалом возрождения национальной культуры. Часть кредитов планируется вложить в три образцовых поселения, создаваемые совместно с германскими строительными корпорациями.

Переселение немцев на Украину осуществляется медленными темпами еще и потому, что отсутствует Закон о полной реабилитации депортированных народов, в котором должен содержаться механизм переселения: условия переезда, вывоза имущества, оформления виз, льготы для нетрудоспособных и пенсионеров и тд. Проект закона передан на обсуждение в парламент Украины со. в апреле 1992г., но до сжх пор нe принят.

Эти факторы, сдерживающие миграционный поток из Средней Азии я Казахстана, побудили совещание председателей районных отделений общества "Возрождение" 15 мая 1993 г. обратиться к Верховному Совету Украины, Министерству Украины по делам национальностей и миграции, парламентскому статс-секретарю, уполномоченному правительства ФРГ по вопросам переселения Ваффеншмидту с письмом, в котором утверждалось: "Ряд ключевых вопросов... не решен Украинской стороной, а также Германией вследствие выжидательности позиции", что сдерживает реализацию Программы и "пракчически поставило прибывших переселенцев из стран СНГ в положение изгоев на грань нищенского существования". Характеризуя степень напряженности, возникшей в среде переселенцев и тех, кто желает им помочь, авторы указывают на драматическую коллизию: "Реализация Программы возвращения немцев в Украину... вступила в критический момент доверия: со стороны хозяйств регионов юга Украины, которые выразили готовность принять немцев и сделали определенные шаги по реализации этой Программы в надежде на инвесторов со стороны Германии...; деловых в политических кругов Германии, готовых к инвестициям...; и самих немцев СНГ, которые поверили заявлениям Украины и Германии и видели в этой Программе единственный реальный вариант, способный быть альтернативой выезду в Германию.

В письме указывается, что реализация Программы возвращения немцев возможна при условии: ратификации Украиной Бшпкскскогосо-глашенияот 09.10.92г. по вопросам,связанным с восстановлением прав депортированных народов и национальных меньшинств; утверждение парламентом Украины Закона реабилитации депортированных народов, что обеспечит принятие гражданства Украины переселяющимся немцам, а также компенсацию расходов по переезду; заключение украинско-германского соглашения по восстановлению немецких поселений на Украине.

Отбросив правила куртуазной дипломатии, лидеры украинского движения "Возрождение" заявили: если указанные условия не будут выполнены, общество немцев будет считать Программу возвращения немцев на Украину не более чем политическим демаршем определенных кругов Украины и Германии, пытающихся на проблемах российских немцев завоевать себе политический капитал.

Этот документ отражает тревожную тенденцию: мигранты, воодушевленные заявлениями официальных лиц Германии о поддержке Программы переселения, их обещаниями оказать всемерную помощь в организации переезда, создании рабочих мест и социальной инфраструктуры, начинают терять доверие ко всем декларациям. Из-за отсутствия постоянного жилья, сложностей с трудоустройством они вынуждены идти в колхозы, убыточные, нерентабельные государственные предприятия, что не позволяет заработать необходимые средства для обустройства и закрепления на новом месте. Некоторые переселенцы, утратив оптимистический настрой, покидают Украину.

Программа переселения реализуется медленными темпами потому, что не выполняются договоренности, достигнутые на совещании в Министерстве внутренних дел ФРГ в апреле 1992 г. по созданию строительно-монтажных баз, их оснащении машинами и механизмами, развитию предприятий по псчэизводству строительных материалов, переработке сельхозпродукции; намеченная широкомасштабная программа сорвана, осуществление лишь нескольких позиций не дает эффективного результата. В обращении немецкой общественности к парламентскому статс-секретарю Ваффеншмидту содержится пессимистический прогноз: "Дальнейшая неясность позиции Германии в оказании помощи процессу возвращения немцев в Украину... может свести на нет все те усилия, которые были предприняты обеими сторонами o деле возвращения..."

Обращениях Верховному Совету Украины я официальным лицам ФРГ были направлены в те дни, когда в Таджикистане развернулась гражданская война и живущие там немцы оказались под угрозой гибели. Общество немцев Украины получало письма из Таджикистана с мольбой о помощи. Жители таджикского города Курган-Тюбс писали: "Ситуация принимает все более критический характер... круглые сутки во всех районах города идет перестрелка, слышатся автоматные я пулеметные очереди. Во избежание человеческих жертв и будущего нашихдетей, мы - немцы, уставшие ждать годами решения Германией вопроса о принятии нас как переселенцев, вынуждены обратиться к Вам - настало время поставить вопрос перед правительством Украины, откуда были выселены каши предки в 1941 г. Для практического осуществления массового переезда оставшихся в республике немцев из г.Курган-Тюбе в ближайших районов... просим Вашего содействия...".

На Конференции по правам человека в Бонне весной 1993 г. распространялась листовка: "Немцы Таджикистана молят о помощи!" В документе содержались фрагменты писем немцев, ставших жертвами релииозного фанатизма и гражданской войны. В прессе Германии публиковались отклики немецкой общественности, возмущавшейся тем, что Украина отказывается размещать у себя немцев из Таджикистана. Посол Украины в ФРГ г-н Песковой вынужден был оправдывать позицию властей отсутствием базы, специального соглашения между Германией и Украиной.

Критика, вероятно, возымела действие. 1-2 июня 1993 г. в Киеве состоялось третье заседание Межправительственной украинско-немецкой комиссии. Были рассмотренм:

  • правовая осаова возврате - немцев на Украину (гражданство, сои.валшое обеспечение, аренда земля"; 
  • дсягелыюсть госуяарствеяяых органов управления по экономическому, финансовому и материально-техническому обеспечению переселенцев;
  • вопрос об утверждении Программы возвращения и расселения немцев (проект все еще находятся на рассмотрении в высших эшелонах власти ФРГ и Украины);
  • проблема повышения квалификации специалистов промышленности и сельского хозяйства.
На заседании было принято решение приступить к подготовке проекта Соглашения между Украиной и Германией о сотрудничестве по делам депортированных лиц немецкой национальности и взаимном обеспечении прав национальных меньшинств. Увеличены дотации на финансирование строительства компактных поселений в Николаевской, Херсонской, Запорожской, Одесской и Днепропетровской областей. Если в 1992г. Германия предоставила 20 млн. марок, то в 1993г. - предусмотрено выделить 32 млн. марок ; из госбюджета Украины на эти цели также отправлена определен ная сумма.

На сегодняшний день более 400 тыс. немцев, потеряв надежду на восстановление национальной государственности на территории бывшего СССР, эмигрировали в ФРГ. Но многие все-таки нетеряют надежд. Эти надежды поддерживаются и определенным прогрессом в решении проблемы сохранения немецкого этноса .обеспечения его безопасности. Конечно, эта проблема не может быть решена изолированно, вне контекста тех "бурныхиреобрадинд ний, которые протекают в Новых Независимых Государствах, в том числе и в сфере межнациональных отношений. Ее острота, несомненно, б^дет снижаться по мере преодоления экономического, социального, политического кризисов, повышения жизненного уровня народов, среди которых живут и немцы.

Однако сегодня имеется настоятельная необходимость оста нови тькатастрофу, надвигающуюся на все "нетитульные" этносы, проживающие в "горячих точках". Этому могла бы способствовать проработанная внешнеполитическая доктрина России на Востоке, которая в настоящее время фактически отсутствует, России - как преемнице бывшего СССР необходимо в качестве важнейшего приоритета во внутренней и внешней политике принять вопросы безопасности этнических россиян, включая и немцев в Центральной Азии. Важное значение в этом приобретает проблема издания надежных конституционных основ решевия межнациональных проблем.

Представляется, что помощь в этом могло бы оказать и все мировое сообщество, включая ФРГ, более последовательно поддерживая позиции России всем имеющимся дрсеналоч политических и экономических средств воздействия на те новые государства, где нарушаются права человека. 
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]