Обозреватель - Observer |
Военно-политические проблемы
|
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВОЕННОЙ
РЕФОРМЫ В РОССИИ
Л. ИВЛЕВ,
Военная реформа - сложный социальный процесс
по переводу военной системы страны в качественно новое состояние, определяемое
прежде всего качеством личного состава и военной техники. По своей глобальности
военная реформа представляет собой комплекс задач, которые решаются не
столько вооруженными силами, сколько государством и обществом в целом.
Системный подход к военной реформе позволяет выделить в ее содержании ряд
аспектов, проявляющихся в той или иной сфере общества. К числу наиболее
важных из них относятся и аспекты, действие которых связано с социальной
сферой общества.
полковник, кандидат философских наук СОКРАЩЕНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Проведение военной реформы в России идет одновременно с реорганизацией Вооруженных Сил бывшего СССР. Реально данные процесс стал осуществляться с мая 1992 г.
К настоящему времени создана минимальная правовая база для проведения военной реформы. Приняты законы Российской Федерации "О безопасности", 'Об обороне "О во-иской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей". Президент России утвердил Военную доктрину. Практические меры руководства России по обеспечению социальной и правовой защиты военнослужащих и лиц, уволенных в запас, в целом позитивно повлияли на морально-пси-хологический климат в воинских коллективах. Однако существующие социально-экономические и политические проблемы способствуют тому, что законы, регламентирующие жизнь и деятельность военнослужащих, реально работают "не в полную силу". Более 70% опрошенных офицеров и прапорщиков утверждают, что большинство льгот, предусмотренных для военнослужащих, до сих пор не девствует. По данным опросов, проведенных в июне 1993 г., социально защищенными ощущали себя только 13% военнослужащих, защищенными "на бумаге" - 51 %. По их мнению, главными виновниками в ущемлении прав военнослужащих являются органы местного самоуправления (39%), органы исполнительной власти it администрации Президента (37%), органы военного ведомства (36%), конкретные должностные лица (64%). В результате среди офицеров и прапорщиков в последнее время активно стало укрепляться мнение о том, что принятие "пакета военных законов" - временная пропагандистская кампания, имеющая своей целью сдержать рост социальной напряженности в армии, а не кардинальное решение проблем социальной защиты военнослужащих. ВОЗНИКНОВЕНИЕ БОЛЬШИХ ВОЕННО-МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ Осуществление военной реформы связано
также с возникновением больших миграционных потоков военнослужащих. Это
обусловлено тем фактом, что в бывшем Советском Союзе части и соединения
находились на территории рта стран. В настоящее время российские войска
дислоцируются на территория Германии, Латвии, Эстонии, Молдовы, Кубы и
других государств. Перемещение войск на территорию России создаст не только
оперативно-стратегические трудности. К 1995 г. все войска должны быть выведены
с территорий других государств.
Учитывая состав семей военнослужащих, представленные цифры необходимо увеличить в 3-4 раза. В результате, по сути дела, каждый раз происходит передислокация крупного областного центра типа Воронежа. Причем порой на неподготовленную базу, ори отсутствии электроэнергии, воды, развитой инфраструктуры: школ, больниц, детских садов. А иногда и при противодействии местных органов власти. Так, администрация Ульяновской области длительное время препятствовала перебазированию воздушно-десантной дивизии из Азербайджана. планируя создание коммерческих структур на предполагаемой базе дивизии. Потребовалось вмешательство высших органов власти России, для того чтобы вопрос был решен положительно. Служебная неустроенность, ухудшение материально-бытового обеспечения, транспортные и медицинские проблемы военнослужащих. и особенно членов их семей, вынуждают использовать значительную часть служебного времени на решение названных проблем, порой безуспешно, следствием чего часто бывают конфликты, возиикающие служебных отношениях как по горизонтали, так и по вертикали. ОБОСТРЕНИЕ ЖИЛИЩНОЙ ПРОБЛЕМЫ В 1992 г. в армии насчитывалось свыше 100 тыс. семей бесквартирных военнослужащих. Построено свыше 60 тыс. квартир, в том числе силами Министерства обороны более двух третей. Однако к ноябрю 1993 г. насчитывается ухе свыше 120 тыс. семей бесквартирных военнослужащих. И хотя планируется ввести около 80 тыс. квартир, рост количества бесквартирных, как видно, опережает строительство жилья. По прогнозам, к 1995 г. в армии и на флоте возможно около 400 тыс. бесквартирных военнослужащих. В чем причины? Главными представляются следующие обстоятельства:
Правительство Германии выделило значительные суммы для строительства жилья. Построены военные городки во Владикавказе, Шайковке (Калужская область), строятся дома в Ленинградском, Приволжском и других военных округах. Однако темпы строительства также отстают от темпов вывода. Так, к концу 1993г. из Германии выводится свыше 36 тыс. семей бесквартирных военнослужащих, а построено только 7 тыс. квартир. 64% опрошенных военнослужащих убеждены, что трудности в обеспечении жильем сказываются на воинской дисциплине и отношении к военной службе. Основная масса офицеров связывает продолжение своей службы в армии с получением квартиры. Следовательно, для обеспечения стабильности армии и флота, перспектив и привлекательности военной службы необходимо радикальное решение жилищной проблемы в Вооруженных Силах. Два раза в год, весной и осенью, юноши, которым исполнилось 18 лет, призываются на военную службу. И с каждым годом возрастает количество призывников, уклонившихся от военной службы или подучивших отсрочку. В результате укомплектованность воинских частей в различных военных округах составляет от 18 до 67%. Стали уже обычным делом офицерские караулы, снижается эффективность боевой учебы. По итогам весеннего призыва 1993 г. в Вооруженные Силы, войска МВД и МБ и другие воинские формирования направлено 170 тыс. юношей. План призыва выполнен, во потребность армии и флота в молодом пополнения удовлетворена лишь на 13%. Это произошло потону, что из 1 814 000 юношей призывного возраста, которые состоят на воинском учете (на 1 января 1993 г.), на военную службу можно призвать только 370 тыс. Все остальные согласно Закону РФ "О воинской обязанности и военной службе", не подлежат призыву или пользуются правом на отсрочку. Осенью 1993 г. ситуация не улучшилась, а ухудшилась. Призвать на военную службу можно только 200 тыс. чел., а из Вооруженных Сил уволится более 320 тыс. (два призыва - осень 1991 г. и весна 1992 г.). Восполнить недостающее количество будет практически некем. Как одна из мер выхода из создавшегося положения предусмотрена военная служба по контракту. Планировалось в 1993 г. принять на службу 100 тыс. контрактников (10% от общего количества), к 1995 г. - 30%, а в 2000 г. их должно быть в вооруженных силах 50%. К настоящему времени 109 тыс. молодых людей заключили контракт на прохождение военной службы. 44% из них - граждане, находившиеся в запасе, 39% - военнослужащие; 17% - женщины. У 8% принятых на военную службу по контракту высшее образование, у 86% - среднее специальное и среднее. Среди контрактников преобладают работавшие в промышленности, строительстве, на транспорте-70%, в сельском хозяйстве- 20%, обучались в учебных заведениях - 3%. нигде не работали и не учились - 7%. Женатых среди контрактников больше, чем холостых (60и 40% соответственно). Однако контрактники существенно не повлияли на укомплектованность Российской армии. Более того, усложнились жилищные проблемы, обусловленные необходимостью размещать их семьи. Как выход - пока Вооруженные Силы полностью
не перешли на профессиональную основу, служить в армии должны все. Тем
более в целях соблюдения социальной справедливости. Исключение составляют
больные, осужденные и те, кто не может служить из-за крайне сложных семейных
обстоятельств. Поэтому интересы государства требуют приостановления отсрочек
от призыва на военную службу студентам и учащимся учреждений профессионального
образования.
|
|