Обозреватель - Observer
Военно-политические проблемы

Реорганизация вооруженных сил ВЕЛИКОБРИТАНИИ

М.ПОНОМАРЕВ

Военная политика и строительство вооруженных сил крупнейших государств мира переживают время карнинадьиых оеремея. Продолжается глубокая военная реформа в Российской Федерации, где в начале ноября 1993 года были приветы Основные положения новой военной доктрины. Соединенные Штаты Америки приступают к реализации так называемого "нового стратегического плана" и начали пересмотр концепции строительства и использования своих стратегических ядерных сил. Сходные процессы наблюдаются o во многих других странах.

Ветер перемен затронул военную политику я вооружениыесилы и Великобритании. Правительство страны и министерство обороны еще около двух лет назад выработали план коренной реорганизации британских вооруженных сил. Ее необходимость была вызвана рядом весьма серьезных обстоятельств.

Прежде всего, конечно, следует назвать радикальные изменения, которые превзошли в последние годы на международной арене. Ушла в прошлое былая политическая, идеологическая и военная конфронтация между Востоком и Западом, не раз ставившая мир на грань всеобщей войны. Отодвинута угроза ракетно-ядерного Аргадемона. Блоковое противостояние уступило место новой системе отношений - отношений сотрудничества и партнерства.

В этих условиях отпала необходимость во многих стратегических построениях, присущих периоду "холодной войны", и материальных средствах воплощения их в жизнь. Оказалось возможным, не подрывая основ обороноспособности страны и не нарушая принятых ею на себя союзнических обязательств в рамках НАТО и ЗЕС, пойти на определенные сокращения вооруженных сил и вооружений. 

Пересмотра плана строительства и оснащения вооруженных сил и некоторых прежних стратегических концепций потребовали, несомненно, и выводы, сделанные британским военным руководством из анализа хода и итогов боевых действий в Персидском заливе. Причем выводов, с одной стороны, политических: опасные районы в мире сохраняются, и вооруженным силам, возможно, прядется принимать участие как самостоятельво, так и в составе коалиционных сил - в локальных воинах и миротворческих акциях. А с другой - чисто военных: современные вооруженные силы должны быть высоко технически оснащенными, мобильными и гибкими в управлении и применении.

Наконец, немаловажным факторам, побудившим Лондон пойти вареоргвякзацяю своих вооруженных сил, стал фактор экономический. В течение многих лет Великобритания по уровню военных расходов находилась на втором после США месте в мире. Эти расходы поглощали в середине 80-х годов более пяти процентов валового национального продукта. Но если прежде непомерное бремя военного бюджета как-тооправдывалось ссылка ми на угрозу нападения со стороны стран Восточного блока, то в последнее время они утратили какой-либо смысл. А в условиях переживаемого Англией экономического спада и непомерного роста дефицита государственного бюджета, достигающего ныне 50 млрд. фунтов стерлингов, этобре-мя стало просто непереносимым. Понадобилось принимать различные, порой просто драконовские меры по его сокращению. А это наложило свой отпечаток и на военную политику, и на планы строительства вооруженных сил Великобритании.

Конечно, можно было бы выделить и некоторые другие обстоятельства, повлиявшие на выработку и форсированное осуществление ре-органнзаца и и перевооружения британских вооруженных сил. Но, думается, и сказанного достаточно для того, чтобы прийти к выводу, что эта реорганизация обусловливается весьма существенными факторами, имеющими объективный характер.

Военная политика Лондона

Проводя линию на реорганизацию своих вооруженных сил, Уаьтхолл - английское министерство обороны пошло прежде всего по линии сокращения их численности: со 156 до 119 тыс. военнослужащих. В то же время на недавней ежегодной конференции правящей в Великобритании консервативной партии подчеркивалась - и это нашло отражение в принятой конференцией резолюции - приверженность страны блоку НАТО и программе персоснащсння подводного флота новыми ядерными ракетами "Трайдент". Именно вэтом и состоит самая суть британской военной политики.

Ее более полное - и более дипломатичное- изложение было дано в тронной речи королевы, зачитанной ею при открытии парламента в ноябре 1993 года. В речи указывалось, что Лондон будет способствовать реализации Договора по обычным вооруженным силам в Европе и эффективному осуществлению Конвенции по химическому оружию, противодействовать распространению оружия массового уничтожения. В этой связи правительство намерено выступать за безусловное продление на неопределенный срок Договора о нерлслростра-нении ядерного оружия, будет конструктивно участвовать в переговорах о введении запрета на ядерные испытания, добиваться вступления в силу договора по "открытому небу".

И в этой речи - посущсству, программеде-ятельностн правительства на предстоящий период - подчеркивалось значен исСевероат^тан-тичсского блока, а также Западноевропейского союза для обеспечения безопасности на европейском континенте. Вообще участию в деятельности НАТО уделяется первостепенное внимание. Недаром заседания сессии Совета Североатлантического союза - высшего органа блока, на которой была принята новая на-товская стратегическая концепция, проходили именно в Лондоне.

Документы, о которых шла речь выше, - прежде всего общеполитические. Военной доктрины - единого документа, в котором излагаются взгляды политического н военного руководства страны на характер возможной войны, методы ее ведения, направления строительства, оснащения и подготовки вооруженных сил, - в Англии до сих пор нс было. Сейчас такой документ разрабатывается. Однако в целом виде его содержание остается неизвестным для общественности. Судить о нем можно лишь по отдельным, порой отрывочным, неполным данным. Тем не менее общие контуры доктрины даже по таким данным представить себе можно.

Начнем с вопроса о ядчрном сдерживании. В прежние годы ему уделялось приоритетное внимание. Великобритания накопила довольно крупный ядерный арсенал, в который входили: морской компонент - атомные подводные лодки с баллистическими ядерными ракетами "Поларис" и авиационный - самолеты различных типов, оснащенные для ядерных бомб свободного падения. Были также наземные тактич-схие ракеты с ядерными боеголовками и атомная артиллерия. Но от этих средств в связи с изменением обстановки в Европе в Англии уже отказались. Отказались и от аланов разработки я принятия на вооружение авиационной оперативно-стратегической ракеты, предназначавшейся для поражения объектов в глубине территории стран Варшавского Договора.

На основании анализа этих фактов кое-кто пришел к выводу, что ядерное сдерживание, оставаясь важным инструментом и военной, o особенно политической стратегии Великобритании, теряет, однако, приоритетное значение. С этим трудно согласиться. Внимание к оснащению вооруженных сил современнымя видами ядерного оружия - материальной основе курса на сдерживание - остается первостепенным. Не может поколебать это соображение и принятое недавно Уайтхоллом решение значительно сократить программу оснащения своего подводного флота американскими ракетами "Трайдент".

Всего предполагалось построить четыре атомных подводных ракетоносца типа "Вэа-гард" (головной корабль этой серии уже проходит ходовые испытания и должен войти в строи в 1995 году). На каждом из них намечалось разместить по 16 ракет с восемью боеголовками - всего 64 ракеты с 512 боегологкамн. Но теперь решено ограничиться 44 ракетами, ухе закупленными в Соединенных Штатах. Суммарная мощь установленных на них боеголовок не должна превышать мощи ядерного снаряжения устаревших ракет "Поларис", на смену которым приходят "Трайдситы". По мнению военных специалистов, этого будет достаточно для выполнения в современных условиях задач сдерживания.

Еще совсем недавно Лондон с порога отметал даже мысль о том, чтобы присоединиться к процессу ядерного разоружения, которому привержены ныне Россиян США. Теперь же и онвстает на тот же путь. Изменение планов оснащения подводного флота ракетами "Трав-лент" в значительной мере как раз и продиктовано стремлением устранить критику в адрес Великобритании. будто она продолжает гонку ядерных вооружений, когда другие от нее уже давно отказались. Сказалось на этом решении и желание Лондона хоть как-то умерять расходы на создание нового флота подводных ракетоносцев, которые определены в размере порядка 15 млрд. фунтов стерлингов. Отказ от закупки двух десятков "Трайдентов" позволит получить заметную экономию в дополнение к той, которую уже дал отказ от планов замены ядерных бомб свободного падения на вовейоше ракеты в авиации.

Разъясняя общественности эти планы, английский министр обороны Малькольм Рифкинд подчеркивал, что в результате их реализации ядерные арсеналы Великобритании по сравнению с уровнем 1990 года будут сокращены на 25%. Конечно, немало. Но ведь остаются еше 75%. И поэтому нет никаких особых оснований утверждать, будто ядерное сдерживание в английской политике отходит куда-то на второй план. Итак, членство в НАТО, активное участие в деятельности этого блока я приверженность политике ядерного сдерживания - вот две опоры, на которых зиждется военная политика Великобритании. Но опоры, какие бы мощные они ни были, еще не составляют весь фундамент. Его элементами служат также флот, авиация и сухопутные войска.

Перемены в Британских вооруженных силах

Давняя английская традиция на первое место среди других видов вооруженных сил ставит военно-морской флот. К настоящему временя он уже утратил былое значение, которое ему по праву принадлежало, когда Британия претендовала на роль "владычицы морей". Сегодня возлагаемые на ВМСзалачи куда скромнее. Однако и на перспективу он должен сохранить свою роль в охране морских коммуникаций, столь жизненно важных для Великобритании. На флот возлагается и такая крупная задача, как обеспечение противолодочной и протнвовочдушной обороны страны. Остается за ним и функция "демонстрации флага" в угрожаемый период.

Само собой разумеется, что для решения всех этих задач нужны крупныесилы. Вот почему наряду с выводом из состава флота устаревших вооружений и техники - к середине 90-х годов этот процесс затронет S эсминцев и фрегатов и 11 подводных лодок - в ВМС продолжают поступать новые корабли. Кроме уже упоминавшихся четырех подводных ракетоносцев типа "Вэнгард", на судоверфях стро-ятсяи пополняютвоенно-морскиесилыдизель-электряческне подводные лодки "Алхолдер", фрегаты УРО типа "Норфолк" и др. Общее число эсминцев и фрегатов в составе флота будет около 40.

Министерство обороны уделяет немалое внимание и совершенствованию системы базирования военно-морских сил. Недавно, например, вступил в строй новый комплекс по обслуживанию подводных лодок системы "Трайдент". Он размещен на территории военно-морской базы в заливе Ферт-оф-Клайд (северо-запад Великобрятявяи). Комплекс, сооружение которого обошлось в 1,7 млрд. фунтов стерлингов, оснащен на самый современный лад. Он имеет пирсы, склады для вооружений, лифт для подъема подводных лодок из воды в убежища и ремонтные помещения.

Не если военно-морские силы занимают приоритетное место среди других видов вооруженных сил скорее по традиции, то теперь, особенно после войны в Персидском заливе, на это место вполне могут претендовать военно-воздушные силы. Авиация, считают в Великобритании, наиболее полно отвечает требованиям современной войны. Программа реорганизации ВВС должна еще четче выделить их наиболее сильные стороны: скорость, гибкость и огневую мощь.

На военную авиацию возлагаются задачи защиты воздушного пространства, нанесения ударов в глубоком тылу противника и поддержания наступательных действий сухопутных войск, патрулирования над морем и борьбы с надводными и подводными кораблями, а также транспортные функции.

Сокращения коснулись и ВВС. Но они, пожалуй, в большей степени, чем на флоте, компенсируются поступлением новой техники. Снимаются с вооружения устаревшие самолеты "Фантом", "Бакканир", "Ягуар". Им на смену приходят " Торнадо" различных модификаций, модернизированных на основе опыта, полученного в ходе боевых действий в Персидском заливе. Две эскадрильи самолетов "Торнадо" оснащаются новыми противокорабельным ракетамм "Си игл". Самолеты укороченного взлета и посадки "Харриер" GR-7 с улучшенными характеристиками по дальности и грузоподъемности заменяют прежнюю модель GR-3.

На Британских островах предусматривается развернуть не менее четырех эскадрилий самолетов "Торнадо" к варианте нстребителя-пе-рехватчихз, семь эскадрилий - в варианте перехватчика ПВО и еще две - разведчика. Две эскадрильи прнжлекаются к решению задач противоракетной: обороны.

В то же время сокращаются наполовину силы и средства британских ВВС, размещенных в Германии. Здесь закрываются две английские авиабазы, а остающиеся четыре эскадрильи "Торнадо" GR-1 перемещаются на авиабазу в Брюгген. Пять авиабаз закрываются и на территории самой Великобритании. Планируется также на протяжении 3-4 лет сокрл-ить личный состав ВВС на 13-15 тыс. чел. Причем особенно глубокие сокрашсиих коснутся ве боевых частей, а органов управления. Из них, в том числе и из главного штаба, будет уволено o общей сложности 20% штатного состава.

Что касается сухопутных войск, то этот вид вооруженных сил подвергается наиболее, пожалуй, крупным переменам. Сокращается численность, идет интенсивное перевооружение.

Наблюдатели связывают реорганизацию сухопутных войск прежде всего с тем, что перед британской армией выдвигаются сегодня новые задачи, принципиально отличающиеся от прежних. Если до недавнего времени вместе с вооруженными силами других стран - членов Североатлантического блока она должна была участвовать o отражении массированного наступления войск Варшавского Договора и оснащалась и готовилась для этого, то теперь такой угрозы больше просто не существует. Зато теперь на первый план выдвигается участие в различного рода миротворческой деятельности - как самостоятельно, так я в рамках многонациональных сил под эгидой ООН или НАТО.

По мнению британских экспертов, миротворческая деятельность, к участию в которой может быть привлечена британская армия, отличается широким спектором задач. Это могут быть и акции по поддержанию относительно стабильной мирной ситуации, как, например, в Ольстере или на Кипре, и действия в полубоевой обстановке, аналогичной той, что сложилась сегодня в бывшей Югославии, и открытые боевые действия по насильственному "внедрению мира" в отдельных странах или регионах. К числу последних в Лондоне относят и региональный вооруженный конфликт в зоне Персидского залива в 1990-1991 годах, которых английские военные эксперты порой относят к категории субмировых, а попросто региональных воин.

Конечно, в такой миротворческой деятельности должны участвовать не только сухопутные войска, но и другие виды вооруженных сил. Более того, в некоторых случаях HJ них ляжет основная тяжесть боевых действий. Поэтому на армию приходится значительно больший процент сокращения численности личного состава - со 133 500 до 89 800 военнослужащих. Эти сокращения проводятся в несколько этапов. Второй был веемой 1993 гона, когда уведомления об увольнении получили 6460 офицеров и рядовых, в том числе проходивших службу в Боснии и Северной Ирландии. Прячем половина уволенных офицеров - более 6ОО человек - вынуждены были покинуть службу вопреки своему желанию. Третий этап сокращений намечен на 1994 год.

Новые задачи, которые встали перед вооруженными силами Великобритании в целом и ее сухопутными войсками в частности, особенно отчетливо проявляются в создании натовского корпуса быстрого реагирования. Именно английские войска составляют костяк этого корпуса. Британскими будут в этом корпусе командир, основной состав штаба. В него войдут 1-я бронетанковая дивизия, оснащенная современными танками "Челленджер-2", которая дислоцируется на территорин Германии, 3-я легкая бронетанковая дивизия, развернутая на Британских островах, аэромобильная бригада, другие соединения и части. В случае необходимости корпус может быть усилен резервистами из состава частей территориальной армии (до 35 тыс. чел.). Кстати сказать, на английских же полигонах идет слаживание и новой многонациональной аэромобильной дивизии НАТО.

Выполнение всех этих задач требует оснащения сухопутных войск новейшими видами вооружений и боевой техники. В войска поступают основные танки "Челленджер-2", сопоставимые по своим боевым возможностям с американскими Ml "Абраме", германским "Леопардам-2", французским "Леклеркам" и современным российским танкам. Идет переоснащенне частей на новые боевые бронированные машины MCV-80 "Уорриор", самоходные гаубицы AS-90, ракетные системы залпового огня MLRS н др. Важным средством поддержания высокой боевой мощи британских сухопутных войск, так же как и других видов вооруженных сил, при сокращении их численности являются и крупномасш табные программы модернизации вооружения и техники, имеющихся в соединениях и частях. Но все эти мероприятия требуют крупных расходов. Так как же они финансируются?

Военные расходы

В военном бюджете Великобритании, ее расходах на цели обороны, как, впрочем, и в военных расходах других государств, в обобщенном виде отражаются основы военной политики, строительства и оснащения вооруженных сил. Поэтому даже краткий анализ ассигнований на военные цели и их динамики представляет несомненный интерес.

Внедавнозаверщившсмся 1992/93 финансовом году военные расходы Великобритании составили 24,5 млрд. фунтов стерлингов (примерно 38,5 млрд. долл.). Причем в номинальном выражении эти расходы за пять последних лет возросли без малого на 30%.

Но инфляционные процессы, от которых не убереглась и Великобритания, искажают фактическую картину. Если взять уровень британских военных затрата постоянных, неизменных ценах, то ссе редины 80-х годов яаблюдастся их снижение (за исключением периода войны в Персидском заливе). Так, по некоторым данным, за 1985-1992 годы они уменьшились почти на 11 %. В результате их доля в валовом национальном продукте страны сократилась за это время с 5,1 до 4,1%. А по другим данным, в частности, приведенным в представленной правительством в июле 1993 года "Белой книге", расходы Великобритании на оборону в реальном исчислении сократились по сравнению с 1986 годом даже ка 25%. В 1993 году их доля составляла 3,8% национального дохода страны.

Эта разноголосица в цифрах не мешает выявить совершенно отчетливую тенденцию - неуклонное из года в год сокращение британских военных расходов. В предстоящие годы они еще больше уменьшатся. Запланировано, что в 1995/96 году они не будут превышать 3,2% национального дохода.

Хотя в правящих кругах и среди общественности страны раздаются голоса о необходимости дальнейшего снижения расходов на оборону, которые ложатся слишком тяжким бременем на отягощенную крупными неурядицами английскую экономику, считается, что новые сокращения военного бюджета уже недопустимы, ибо они отрицательно скажутся на боеготовности и боеспособности вооруженных сил. А британское правительство неоднократно подчеркивало, что их реорганизация, уменьшение ассш новаиий на военные цели, численности личного состава не должны причинить ущерб боевой мощи британской армии.

В чем же в Лондоне видят выход из складывающегося положения? Ставка делается на обеспечение более высокого качественного уровня вооруженных сил за счет укомплектования их хорошо обученным личным составом, привлечения и закрепления кадров действенной системой мотивации, оснащения войск самой современной боевой техникой и оружием. В печати, например,приводились данные о том, что в результате переоснащения 1-й бронетанковой дивизии ее боевые возможности к середине 90-х годов повысятся на четверть, а к 2000 году - более чем на треть.

Важный резерв британские военные эксперты видят в достижении максимальной эффективности расходов на оборону, в частности, в области производства и закупок вооружений и боевой техники. Упор сегодня делается нз военные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы НИОКР и закупки на основе конкурсов. Это позволяет министерству обороны добиваться сушественнoго снижения стоимости программ: оно порой достигает 50 и даже 70% посравнению с первоначально запрашиваемой ценой. В то же время такой подход стимулирует развитие производственной базы военной промышленности, повышение ее конкурентоспособности как на внутреннем рынке, так и на внешнем.

А это очень важно. В 1992 году объем экспорта британских вооружений составил рекордную сумму - 5,2 млрд. фунтов стерлингов. Примерно на том же уровне он сохранился и в 1993 году. По этому показателю Соединенное Королевство занимает второе место в мире после США. Причем значительную часть экспортированных вооружений составляют бывшие в употреблении танки, самолеты и корабли, включая фрегаты типа "Линдер", и дизельные подводные лодки типа "Оберон". Та же судьба и у снимаемых с вооружения самолетов "Фантом" и "Бакканир". А в недалеком будущем с молотка пойдут шесть эскадрилий самолетов "Торнадо", еше четыре эскадрильи "Фантомов", около 140 танков "Чифтен" и т.д. На продажу выставляются и крупные партии предметов снаряжения и обмундирования, например, кожаные ботинки, пролежавшие на складах 25-30 лет. Принято решение ликвидировать и стратегические запасы продовольствия, созданные в период "холодной войны", а их накоплено ни много ни мало 200 тыс. т. Распродаются или сдаются в аренду и стационарные объекты военного назначения, в том числе такие крупные, как бывшая ракетно ядерная база Гринэм-Коммои, где размешались американские "евро-стратегические" ракеты, с ее подземными стартовыми шахтами и взлетно-посадочной полосой длиной в 4 километра.

Все это свидетельствует о том, что, сокращая военные расходы, британское правительство и министерство обороны стремятся выбрать имеющиеся резервы. Они не рубят с плеча, а всячески рационализируют процессы военного производства, приобретения, использования и вывода из эксплуатации вооружений, боевой техники и снаряжения. Цель при этом сформулирована коротко и четко - при минимальных затратах в жесткой экономии на человеческих и материальных ресурсах придать вооруженным силам высокий качественный уровень.

Таковы некоторые наиболее, очевидно, существенные моменты, характеризующие военную политику Великобритании, направленность строительства ее вооруженных сил, их оснащения и подготовки. Здесь можно найти немало поучительного, что могло бы быть использовано в холе глубокой военной реформы, которую переживают сегодня Вооруженные Силы Российской Федерации. Остается только надеяться.что этот опыт обобщается в наших соответствующих государственных органах и органах военного управления и все ценное находит отражение в практике военного строительства России. 
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]