Обозреватель - Observer

КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО - СФЕРА СТОЛКНОВЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Основная угроза военной безопасности России в последние годы изменила свое содержание: она переместилась в значительной мере в воздушно-космическую сферу. Данная тенденция, видимо, объективно оценена военно-политическим руководством страны.

Фактически мир уже вступил в фазу борьбы за раздел сфер влияния в космосе. По геополитической значимости этот процесс можно сравнить с проходившей в начале XX века борьбой за господство в воздухе, а по влиянию на ход и исход современных военных операций - с появлением на поле боя первого танка или самолета.

Космические системы повышают эффективность действий вооруженных сил в 1,5-2 раза и способны совершить революцию в современном военном деле.

Космические системы разведки, раннего предупреждения, навигации, связи и боевого управления войсками и оружием, топогеодезического и гидрометеорологического обеспечения способны создать глобальное информационное поле, которое в равной степени эффективно может использоваться как высшими органами управления страной, так и командирами непосредственно на поле боя.

Исходя из геополитических интересов, для России объективно необходимо сохранить и упрочить свои ведущие позиции в освоении и использовании космоса в интересах национальной безопасности.

Космический потенциал - это богатейшее национальное достояние России. Россия должна проводить самостоятельную, независимую политику в области космоса, основанную на сохранении и укреплении созданного потенциала, равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве с другими странами, всемерном сдерживании милитаризации космоса.

Интересам национальной безопасности России отвечает приоритетное развитие космических систем, обеспечивающих эффективную поддержку действий войск и сил флота. Без космических систем невозможно достичь таких качественно новых возможностей Вооруженных Сил России, как мобильность, готовность к гибкому реагированию, ориентация на высокоточное оружие, компактность и экономичность.

Концепция мобильных Вооруженных Сил России может быть реализована только в том случае, если войска и силы флота будут ориентироваться не только на заблаговременно созданную наземную инфраструктуру связных, навигационных, разведывательных и других информационных сетей, но еще будут в массовом порядке оснащены малогабаритными средствами приема и передачи информации с использованием спутников.

В течение истекших трех-четырех лет развивается процесс сокращения наших возможностей по освоению космоса из-за того, что вне границ России оказались космодром Байконур и ряд наземных станций предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства, разрушены десятилетиями создаваемые радионавигационные системы, в частности, система навигационного обеспечения мореплавания на Балтике. Космические системы дают возможность решать эти задачи на высоком качественном уровне и полностью компенсировать понесенные потери.

В условиях изменения границ страны жизненно важное значение приобретает выявление и предотвращение угрозы внезапного нападения. Космические системы обеспечат эффективное осуществление глобального и непрерывного контроля за военными приготовлениями, своевременное выявление угрозы, оперативную передачу сигналов оповещения и управления войсками.

В условиях нового этапа сокращений стратегических вооружений космические системы наблюдения могут внести решающий вклад в выполнение задачи контроля за соблюдением международных договоров ii соглашений. Становится все более целесообразным использование космических систем в сфере управления оружием и войсками, которые позволят обеспечить значительное повышение точности стрельбы и оперативной оценки результатов воздействия. В частности, космические системы вносят существенный вклад в обеспечение эффективности применения высокоточного оружия. Они позволяют полностью автоматизировать весь боевой цикл - обнаружение стационарных целей, в том числе замаскированных и малоразмерных, выдача информации в системы оружия, навигационное обеспечение и управление средствами поражения в полете, контроль эффективности применения.

Таким образом, приоритетное развитие космических систем является жизненно важным фактором реализации основополагающих принципов новой Военной доктрины России.

Сегодня Россия не имеет утвержденной концепции национальной космической политики и системы законов, регламентирующих космическую деятельность. Однако уровень развития и значимость космических систем таковы, что космическую деятельность уже нельзя осуществлять без четко сформированных целей и задач, отражающих национальные интересы России в космосе, и без серьезной правовой основы этой деятельности.

Концепция национальной космической политики России и законодательство по космосу должны в порядке содержать комплекс мер, обеспечивающих эффективную защиту национальных интересов России, в том числе в случае развертывания США или другими странами систем космического оружия.

Необходимо также прекратить бесконтрольную распродажу космических технологий. В основу внешнеэкономической деятельности в данной области должны быть положены два основных принципа - соблюдение интересов национальной безопасности России и равноправное сотрудничество с зарубежными партнерами. Необходимо также поставить вопрос об отмене дискриминационных мер по отношению к России и предоставлении ей равных с другими странами возможностей на мировом космическом рынке.

Важным аспектом национальной безопасности является возможность реализации независимой от других государств космической политики при решении задач национальной безопасности. Сегодня в этой области существует зависимость от Республики Казахстан (космодром "Байконур") и Украины (производство ряда ракет-носителей) . Необходимо обеспечить поэтапное исключение такой зависимости.

Для этого требуется реализовать стратегию развития наземной космической инфраструктуры России, включающую всемерное расширение возможностей космодрома "Плесецк", создание нового космодрома "Свободный" в Амурской области, перевод производства ключевых элементов военно-космической техники на российские предприятия. Имеются и другие стороны обеспечения национальной безопасности в сфере космоса.

Отечественная космонавтика - одна из немногих отраслей в стране, достигших мирового уровня. В настоящее время с использованием космических средств руководство страны обеспечивается своевременной и достоверной информацией о положении в мире, космос играет одну из решающих ролей в сдерживании возможных противников от развязывания войны и применения ядерных сил. Развернутая группировка космических аппаратов обеспечивает возможность связи в любом районе земного шара, передачу телевизионных программ во всех точках России, в результате чего десятки миллионов жителей Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока получили возможность регулярно смотреть передачи из Москвы, ни один прогноз погоды не обходится без информации с метеорологических спутников. Материалы космических съемок используются для изучения недр, лесного фонда и агроресурсов, поисков нефти, газа, проектирования новых нефтегазопроводов и путей сообщений, освоения новых перспективных районов. Созданные в 1992 году Военно-космические силы решают широкий круг задач обеспечения действий Вооруженных Сил Российской Федерации. Без использования космических средств невозможно своевременное вскрытие ранних признаков военной угрозы, обеспечение надежного управления Вооруженными Силами применения современного высокоточного оружия. Именно космические технологии обеспечивают качественный прорыв в решении экономических и социальных задач, а широкомасштабная космическая деятельность в значительной степени способствовала приобретению и сохранению нашей страной статуса великой державы, определяли: ее ведущие позиции в мире.

Вместе с тем в настоящее время состояние работ по космической деятельности вызывает серьезную обеспокоенность.

Чем это объясняется?
Прежде всего тяжелым положением в ракетно-космической отрасли. Общий кризис в экономике особенно больно ударил по этой передовой отрасли. Снижение уровня государственного заказа на разработку и производство космических средств, низкий уровень финансирования, а их снижение к уровню 1989 года составляет соответственно 10-15 раз и 5-6 раз, выработка технического ресурса 60% основного производственного и испытательного оборудования предприятий промышленности требует технического перевооружения, отсутствия такового приведет ее к развалу.

Это также усугубляется низким уровнем средней заработной платы, которая на 30-40% ниже средней по России. Следует учитывать, что ракетно-космическая отрасль создавалась и развивалась на базе коллективного творчества и тесного взаимодействия большого количества предприятий. Так, например, в создании системы "Энергия - Буран" участвовало около 2000 предприятий. Их деятельность координировалась имеющим широкие полномочия Советом главных конструкторов. Однако в нынешних условиях ориентация предприятий определяет финансово-экономические соображения, что также сказывается на возможности прогрессивного развития космических производств и создания современных космических средств.

Не лучше обстоят дела и в Военно-космических силах. И хотя план этого года практически ими выполняется, но это делается за счет имеющихся ресурсов технических средств и ЗИП и интенсификации работ личного состава боевых расчетов. Однако главное здесь, что вызывает особую тревогу, - это выработка гарантийного срока активного существования 68 % находящихся на орбитах космических аппаратов и порядка 70-80% технологического оборудования систем управления, стартовых и технических комплексов космодромов.

Негативно на деятельности Военно-космических сил сказывается отсутствие в принятой Военной доктрине России определения космоса как новой сферы возможного противоборства и роли космических средств в обеспечении деятельности Вооруженных Сил, а также затягивание решения по централизации космической деятельности в МОРФ.

В настоящее время лидирующее положение по основным направлениям космической деятельности стали занимать Соединенные Штаты Америки, которые из года в год не только увеличивают уровень финансирования космических программ, но и придают им статус национальных интересов. По уровню финансирования, а следовательно, и внимания к космосу нас уже превосходят такие страны, как ФРГ, Китай, Япония, Индия.

В интересах обеспечения безопасности страны требуется в настоящее время серьезная государственная поддержка космической деятельности. Представляется необходимым разработать и утвердить на уровне Президента Российской Федерации основные цели космической деятельности на ближайшие 10-15 лет, а также Государственную программу поддержки предприятий и организаций, включающую поэтапное достижение целей развития космонавтики, порядок финансирования и государственного кредитования предприятий ракетно-космической отрасли, систему планирования центральных поставок комплектующих элементов, совершенствование основных фондов. По-видимому, следует вернуться и к вопросу создания единой комплексной Государственной программы развития космических средств, объединяющей "Федеральную программу космической деятельности" и "Программу вооружения космическими средствами", которая отражала бы национальные, общечеловеческие цели освоения и использования космических средств. Безусловно, для выполнения этих работ при Правительстве РФ должен быть создан орган, координирующий и отвечающий за космическую деятельность в России. Необходимость такого органа диктуется также соображениями контроля за ходом выполнения постановлений Правительства. Так, анализ хода реализации постановления Правительства РФ от 20 августа 1993 года № 5664-1 показывает, что процесс выработки нормативных актов в развитии закона "О космической деятельности" затянут. Из всех рекомендованных постановлением к разработке документов реально действующим на сегодняшний день является "Временное положение о выдаче лицензий на все виды деятельности по исследованию и использованию космического пространства и по предоставлению космических услуг в Российской Федерации", разработанное в РКА. 

Отсутствие основных правовых документов, регламентирующих космическую деятельность, также оказывает негативное влияние на развитие космонавтики и освоение космоса в интересах государства. Отсутствует и правовая база, регламентирующая военно-космическую деятельность, а это означает, что не оговорены многие действия в космосе, которые не вошли в соответствующие договоры, соглашения и законы международного права, запрещающие или разрешающие их проведение (например, создание и испытание противоспутникового оружия, проведение военно-космических экспериментов и исследований и т.д.).

Не определен порядок взаимодействия РКА и Минобороны (ВКС), Комитета по оборонным отраслям. А это значит, что не регламентирован порядок совместного планирования деятельности ВКС и РКА по созданию, отработке и использованию космических средств, вопросы взаимодействия и принятия в эксплуатацию космических систем и комплексов двойного назначения, организация финансирования космической деятельности.

Требуют своих нормативных актов вопросы страхования и лицензирования космической деятельности, порядок создания, серийного производства и эксплуатации космической техники, экономической ответственности предприятия за невыполнение планов и программ создания техники.

Этот перечень может быть продолжен необходимостью создания положения о международном сотрудничестве и прежде всего со странами СНГ. Для выполнения этих работ и создания системы законодательного обеспечения космической деятельности представляется необходимым образовать в Комитете Государственной Думы по вопросам геополитики подкомитет по космосу. Не решены вопросы и прежде всего в законодательном плане привлечения к космической деятельности внегосударственных структур, нет разработанного механизма страхования системы рисков, сохранения государственных военных экономических секретов.

Итак, нынешний этап развития мировой космонавтики определяется следующими характерными тенденциями, в той или иной мере затрагивающими национальные интересы страны и ее безопасность:

  • стремление США к роли единоличного мирового лидера в космосе, сдерживание развития космонавтики в других странах, прежде всего в России, активная милитаризация космоса, бурный рост космического потенциала стран Западной Европы и Японии, активизация космической деятельности во многих других государствах;
  • замедление темпов развития российской космонавтики, неопределенность роли и места космических средств в системе национальных интересов и приоритетов России.
Такое неблагоприятное сочетание тенденций предвещает уже в ближайшем будущем серьезную опасность для жизненно важных интересов России во всех ключевых областях.

Не остаточный принцип, а именно национальные интересы Российского государства и понимание опасности, которая может прийти из космоса, должны быть приоритетными при определении и реализации независимой космической политики России. 
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]