Обозреватель - Observer

Необходимость концепции идеологического воспитания личного состава ВС РФ

В основе всех национальных интересов России, равно как и в избранных средствах обеспечения их безопасности, стоит человек.

Прочность и устойчивость этих интересов определяются отношением к ним членов общества. Политические и правовые перемены в стране, ликвидация существовавших на протяжении десятилетий официально и неофициально закрепленных обязательств граждан, моральных притеснений оказали свое влияние и на такую конституционную обязанность, как защита Отечества. Реальные различия в мировоззренческих позициях воинов при неясности действительного соотношения этих позиций придают особую значимость консолидации духовной жизни граждан, одетых в военную форму, вокруг идей патриотизма, верности воинскому долгу, ответственность за безопасность России.

Потребность в критическом переосмыслении содержательной части идеологического воспитания обусловлена следующими факторами:

  1. Несоответствием методов прежней работы с людьми, ее сугубо идеологизированным односторонним характером - "преданность партии и правительству", требованиям теории и практики военного дела сегодняшнего дня.
  2. Изменениями геополитического положения России, военно-политической ситуации в мире, а также социально-экономической и внутриполитической обстановки в стране.
  3. Новыми тенденциями развития средств, сил и способов вооруженной борьбы, в том числе несмертоносного информационно-психологического характера.
Сущностная сторона рассматриваемой проблемы заключается в том, что морально-психологическое состояние личного состава войск, необходимое для успешного выполнения боевых задач на сегодняшний день (что подтверждает опыт деятельности в регионах ЧП), не отвечает требованиям времени.

Мировоззренческая свобода, присущая нашему обществу, обусловила формирование воинских коллективов из людей, имеющих противоречивые моральные установки, идеалы и принципы, самые различные политические, религиозные убеждения и взгляды, но которые обязаны силой закона выполнять единые боевые задачи. Это может привести и приводит к серьезным противоречиям и конфликтам в воинской среде, существенно затрудняет процесс управления морально-психологическим состоянием людей.

Быстро меняется мотивация воинской службы у всех категорий военнослужащих. Нарастает прагматизм, не подкрепленный патриотическими убеждениями. Он формирует у некоторой части воинов психологию наемников, цинизм, жестокость, поклонение культу насилия. На первое место выходят сугубо материальные мотивы, а осознание своей сопричастности к защите Отечества становится все менее актуальным, второстепенным в системе морально нравственных ценностей военнослужащих. Идет интенсивный процесс разрушения коллективистских основ воинской службы, исстари присущих русской, советской армии.

Происходит также утрата таких социальных и нравственных ценностей, как: чувство гордости за свою страну, принадлежность к ее Вооруженным Силам; убежденность в справедливости социально-экономических и духовных основ государства; приверженность таким морально-этическим убеждениям, как честь, воинский долг, самоотверженность, мужество и т.д.; совпадение личных интересов, общества, государства и армии.

Следовательно, осознанное отношение военнослужащих к воинской службе в мирное время и понимание ими необходимости защищать Отечество в бою во многом будет зависеть от знания ее государственной политики и национально-государственных интересов. В силу этого важную роль призвано сыграть политическое воспитание и образование, разъяснение личному составу внутренней и внешней политики государства.

Под предлогом департизации и деполитизации воспитательная работа в войсках постоянно свертывается и утрачивает системный характер. Отдельные воспитательные акции не дают необходимого эффекта. Отсутствие идейной основы воспитания лишает его ценности и целевой направленности. Воспитательный процесс сегодня лишен четких методологических ориентиров. Его можно сравнить с рекой, без определенного русла и фарватера.

В основу должна быть положена государственно-патриотическая идея. Она, единственная, сегодня объединяет все слои и социальные группы общества, против нее не выступает по крайней мере открыто ни одна партия, ни одно общественно-политическое движение.

Государственность и патриотизм тесно связаны между собой, они имеют глубокие корни, уходящие в глубь российской истории.

Государственно-патриотическая идеология может быть реализована в следующих конкретных целях и задачах воспитания:

  • привитие воинам уважения к Конституции РФ, законам, уставам Вооруженных Сил;
  • развитие у военнослужащих сознания необходимости вооруженной защиты государства как социально важного вида деятельности, призванного обеспечить безопасность Родины;
  • формирование позитивного отношения к воинскому труду;
  • развитие потребности в творческом и ответственном отношении к выполнению боевой задачи и служебных обязанностей;
  • приобщение воинов к культурным ценностям, истории и традициям страны, ее Вооруженных Сил;
  • утверждение норм гуманистической морали (честности, взаимовыручки, терпимости, доброты), культуры общения, уважения к воинам различных национальностей и вероисповеданий;
  • развитие чувства собственного достоинства, объективной самооценки, внутренней дисциплинированности и совести;
  • развитие физических качеств, необходимых для выполнения боевых задач и служебных обязанностей.
Необходима государственная программа идеологического воспитания молодежи, которая охватывала бы все звенья - семью, школу, институт, трудовые коллективы. Нужна коренная переориентация средств массовой информации в этой проблеме.

Очень важно добиться, чтобы в системе нравственных ориентиров не превалировали одни лишь материальные интересы. Иначе мы получим обыкновенного бездумного наемника, которому неважно кому служить, лишь бы платили больше.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]