Обозреватель - Observer

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ФИНАНСОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ БУДУЩЕЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Как отмечалось выше, одной из задач реформы, наряду с социальными целями по более справедливому формированию условий и норм пенсионного обеспечения на основе последовательного проведения в нем принципов социального страхования, ставится предупреждение неоправданной обременительности для экономики страны, которая может привести к кризису самой государственной пенсионной системы.

Достижение этой цели возможно при осуществлении представленных выше мер в комплексе с улучшением механизма финансирования и организации административных структур.

В этих целях предусматривается осуществить следующий комплекс мер.
Во-первых, ввести солидарную материальную ответственность перед Пенсионным фондом и работодателя и работника, установив для них одинаковую норму страховых взносов в процентах к заработку работника. При этом, чтобы работник не страдал от такого решения, заработную плату надо увеличить на ту часть взносов, которую он вместо работодателя должен впредь уплачивать. В экономическом смысле результат не изменится. Однако, зная, что размер пенсии теперь будет зависеть от продолжительности уплаты страховых взносов, работник вынужден будет включиться в механизм контроля за своевременной уплатой взносов. Это позволит избежать или по крайней мере сократить количество случаев неуплаты взносов в Пенсионный фонд.

Во-вторых, чтобы упорядочить весь пенсионный процесс при переходе на новые принципы назначения пенсий в жесткой зависимости от уплаты страховых взносов, потребуется ввести персонифицированный учет страховых взносов на основе применения современных средств информатики. Такой учет не только укрепит дисциплину их уплаты, но и позволит существенно упростить и облегчить для трудящихся процедуру назначения пенсии, избавит их от необходимости сбора и представления в пенсионную службу многочисленных документов о стаже работы (страхования) и заработке. Все необходимые сведения будут у этой службы. Сократятся сроки оформления пенсий. Все это подтверждается практикой пенсионного страхования в других странах. Отпадет необходимость ведения трудовых книжек, с которыми в условиях перехода к рыночным отношениям связаны многочисленные злоупотребления.

В-третьих, объединить в одной структуре все функции по государственному пенсионному обеспечению от первичной уплаты страхового взноса за данного конкретного работника до назначения и выплаты ему пенсии в случае достижения пенсионного возраста или наступления инвалидности. Ныне эти функции рассредоточены в разных административных сферах.

Реализация указанных мер несовместима с децентрализованным управлением, связанным с двойным подчинением пенсионных служб и с вмешательством местных властей в использование средств Пенсионного фонда. Об этом свидетельствует весь международный опыт. Ни в одной стране мира нет децентрализованного управления общегосударственной системой пенсионного обеспечения. Поэтому в новом законе должен быть определен соответствующий статус пенсионной службы Российской Федерации, предусматривающий делегирование ей субъектами Федерации всех функций по управлению государственной пенсионной системой. Субъекты Федерации вправе будут создавать лишь региональные дополнительные системы пенсионного обеспечения и управлять ими.

В-четвертых, в целях повышения эффективности управления средствами, предназначенными для выплаты пенсий, и усиления контроля за их использованием в составе управления Пенсионным фондом целесообразно предусмотреть представителей министерств и ведомств, занятых вопросами социальной политики, а также представителей работодателей и застрахованных (по одному). Это позволит отслеживать состояние Пенсионного фонда и снимать вопросы, которые постоянно возникают в правительственных кругах и у общественности. Интересы законодателей по отношению Пенсионного фонда могут быть обеспечены, если в его статусе предусмотреть ежегодный отчет перед парламентом.

Кроме того, статус Пенсионного фонда не должен допускать использования его свободных ресурсов коммерческими структурами. Они должны использоваться в общенациональных интересах путем размещения их в государственные ценные бумаги.

По имеющимся оценкам, при реализации предлагаемых направлений пенсионной реформы будет обеспечена стабильность пенсионной системы и решены другие важные проблемы при условии сохранения финансирования из бюджета государства социальных пенсий (трансформируются в базовые) в части, касающейся лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, появятся возможности для пересмотра страхового тарифа в сторону уменьшения.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]