Военно-политические проблемы
Обозреватель - Observer



 ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ
И КОНТРОЛЬ ЗА ЕГО НЕРАСПРОСТРАНЕНИЕМ
 
Е.МАСЛИН,
генерал-полковник
 

Несмотря на то, что период "холодной войны" закончился и существенно снизилась вероятность глобальной ядерной катастрофы, остается острой проблема предотвращения дальнейшего распространения ядерного оружия, так как сегодня имеется достаточно большое количество так называемых около пороговых государств, для которых обладание ядерным оружием может стать не только политически желанным, но и технически реальным делом.

Признаки военной ядерной деятельности

В современных условиях, когда в мире существует ядерное оружие и государства им обладающие, политика неядерных стран в вопросах обеспечения собственной национальной безопасности может проводиться в следующих направлениях:

  • вступление в военный союз с ядерными государствами;
  • получение гарантий, что ядерное оружие не будет применяться против неядерных стран;
  • разработка, производство или приобретение собственного ядерного оружия.

Остановимся на третьем направлении. Подготовка государства к разработке и производству ядерного оружия начинается, естественно, с принятия соответствующего политического решения, а потом и привлечения значительных ресурсов промышленного и научного комплексов. Хотя это, безусловно, держится в секрете, но то, что такое решение принято, выдают следующие косвенные признаки:

  • неприсоединение к Договору о нераспространении ядерного оружия, отказ от участия в международных переговорах, касающихся проблем нераспространения ядерного оружия;
  • отказ ставить свою ядерную деятельность под контроль МАГАТЭ;
  • создание управленческих структур, непосредственно подчиняющихся высшему руководству страны и наделенных особыми полномочиями, при функциях, явно не соответствующих заявленным для этого органа;
  • создание во внешнеэкономических органах специальных структур с особыми правами и большими финансовыми возможностями для закупок за рубежом соответствующего сырья, оборудования, образцов техники.

Прямыми доказательствами проведения работ по созданию ядерного оружия можно считать:

  • создание комплекса промышленных предприятий, обеспечивающего получение материалов для ядерного оружия;
  • проведение газодинамических испытаний конструкции заряда;
  • осуществление ядерно-физических экспериментов и полномасштабных подземных испытаний;
  • появление специфических радиоактивных газоаэрозольных продуктов, благородных газов и трития, повышение гамма-нейтронного фона, концентрации радона, наличие наведенной радиоактивности.

Немаловажную роль в создании атомной промышленности играет опыт, приобретаемый неядерными странами вследствие распространения ядерных технологий, которыми владеют ученые. По оценкам специалистов, для создания ядерного оружия необходимо иметь примерно 1300 инженеров и 500 ученых, а доля атомщиков среди них должна составлять не менее 10%. Иными словами, для решения задачи стране необходимо иметь около 100 квалифицированных атомщиков различных специальностей.

В этом плане широкий общественный резонанс вызывает проблема "утечки мозгов". Учитывая ее глобальный характер, лишь широкое международное сотрудничество и взаимодействие государств могут обеспечить условия эффективного режима использования только в мирных целях ученых и специалистов-атомщиков. В качестве положительного примера можно привести создание Международного научно-технического центра, учредителями которого являются Российская Федерация, США, Япония, Европейское сообщество по атомной энергии и Европейское экономическое сообщество. Одна из основных задач Центра - предоставлять ученым и специалистам, связанным с оружием, в особенности тем из них, которые располагают знаниями и навыками в области оружия массового уничтожения и ракетных комплексов доставки, возможность для переориентирования на разработку невоенных программ.

Контроль за нераспространением ядерного оружия

Надежного и простого средства против опасности распространения ядерного оружия нет. Ни одна страна в одиночку не может решить эту проблему. Именно поэтому совершенствование контроля за нераспространением ядерного оружия в современных условиях является одним из наиболее важных направлений деятельности международного сообщества, обеспечивающих стабильность межгосударственных отношений.

В настоящее время, как известно, контрольные мероприятия такого рода осуществляются под эгидой МАГАТЭ. Их основным содержанием наряду с проверкой документации о производстве и перемещении ядерных материалов являются также проверки, инспекции, исследования и измерения с целью фактического подтверждения перемещения делящихся и ядерных материалов, используемых в мирных целях. Для сложившейся процедуры контроля характерна отлаженная и четкая система гарантий МАГАТЭ, обеспечивающих эффективный контроль за наличием и перемещением 95 % производимых в мире делящихся материалов.

Однако в настоящее время из сферы контрольных функций оказались исключенными государства, которые не подписали Договор о нераспространении ядерного оружия и располагают предприятиями, способными осуществлять работы, подпадающие под понятие "необъявленная ядерная деятельность". Кроме того, остаются неотработанными вопросы практической реализации контроля за рядом ядерных технологий, секретных производств и реакторов двойного назначения.

В связи с этим целесообразно создать методологии и системы технических средств, обеспечивающих наблюдение за всей совокупностью признаков, каждый из которых может указывать на проведение работ по созданию ядерного оружия или свидетельствовать о его наличии.

Эффективность такой системы определяется в основном способностью технических средств обнаруживать и идентифицировать продукты ядерной деятельности государства. К ним в первую очередь следует отнести аэрозольные продукты, состав которых позволяет определить характер ядерной деятельности. Способность аэрозольных продуктов распространяться на большие расстояния дает возможность их отбора далеко за пределами контролируемого объекта, а в ряде случаев и за пределами территории контролируемого государства.

Россия имеет многолетний опыт организации и проведения экспертных работ, связанных с оценкой характера деятельности на внутренних испытательных площадках промышленности и полигонах Министерства обороны.

Применяемые методики измерений адаптированы к существующим техническим средствам и имеют соответствующую метрологическую аттестацию компетентных (в области стандартизации и метрологии измерений) органов Российской Федерации.

Регистрируемые в настоящее время пределы обнаружения отдельных радионуклидов и тяжелых металлов в отобранных пробах, а также воспроизводимость результатов соответствуют показателям, достигнутым мировой аналитической практикой.

Имеющийся в России комплекс методов и средств отбора и анализа позволяет обнаруживать продукты деятельности, связанной с использованием ядерных материалов (урана, плутония, тория, лития, трития) и химических элементов, необходимых для производства ядерного оружия (бериллий и др.), а также идентифицировать такие их источники, как:

  • предприятия по добыче, обогащению и переработке ядерных материалов;
  • реакторы, ядерные энергетические установки;
  • предприятия по сборке и обслуживанию ядерного оружия;
  • ядерные боеприпасы при их транспортировке и хранении;
  • все виды испытаний ядерного оружия, в том числе и испытания, характерные для начальных этапов работ по его созданию;
  • аварии с попаданием в атмосферу ядерных материалов и продуктов их деления. При этом имеющиеся средства позволяют обнаруживать некоторые из перечисленных источников на расстоянии от 100 до 1000 км.

В качестве конкретного примера использования указанных технических средств можно привести российский самолет АН-30, специально оборудованный для целей контроля. По предложению спецкомиссии ООН, осуществляющей контроль за военной деятельностью Ирака, этот самолет предполагается использовать в контрольной деятельности ООН в этой стране. Полеты позволят выявить источники примесей, образующихся в результате военной деятельности Ирака, и идентифицировать характер этой деятельности.

В составе национальных систем контроля геофизических параметров окружающей среды ряда государств также имеется достаточно полный набор технических средств, позволяющих регистрировать упомянутые выше физические поля и продукты, связанные с ядерной деятельностью. Это обстоятельство делает принципиально возможным их использование в интересах контроля за нераспространением ядерного оружия на международном уровне.

Будущая всеобъемлющая система контроля необъявленной ядерной деятельности, по нашему представлению, может включать следующие основные элементы:

  • глобальную систему пробоотборного и радиационного контроля на базе стационарных автоматических (автоматизированных) пунктов;
  • мобильные средства пробоотборного и радиационного контроля;
  • глобальную систему сейсмического контроля (для определения координат испытательного ядерного взрыва или сомнительного сейсмического события);
  • средства контроля космического базирования;
  • средства инспекции на месте сомнительных событий.

В настоящее время эти элементы в разных странах находятся в различной степени готовности: от научно-исследовательских работ и макетных образцов до действующих комплексов. Создание на этой основе эффективной системы контроля необъявленной ядерной деятельности потребует объединения усилий стран мирового сообщества.

На наш взгляд, следовало бы организовать обмен научно-технической информацией для оценки технических характеристик средств контроля, их программно-математического обеспечения и возможности сопоставления результатов измерений контролируемых параметров; разработать систему информационного обеспечения контроля за нераспространением ядерного оружия, включая критерии и методы выявления скрытого производства ядерного оружия; создать методологию контроля и инспекций в зависимости от конкретных условий;

усовершенствовать средства и методы обнаружения ядерных материалов и устройств, а также выработать правовые нормы международного контроля.

Необходимо также разработать и принять соглашение о контроле за нераспространением ядерного оружия. Юридические, правовые, организационные и технические вопросы, связанные с сотрудничеством заинтересованных государств в области контроля за нераспространением ядерного оружия, можно было бы отразить в соответствующей совместной Программе применения национальных технических средств для геофизических наблюдений, которую целесообразно разработать в рамках международной системы контроля.

Проблемы нераспространения
ядерного оружия в СНГ

Важнейшими шагами в плане нераспространения ядерного оружия .являются мероприятия, проводимые США и Россией (правопреемницей СССР) по сокращению ядерных вооружений и выводу их с территорий других стран.

При этом важно отметить, что впервые провозглашено стремление США и России уничтожать именно ядерные боезаряды, а не только их носители и пусковые установки. Можно констатировать, что в настоящее время процесс разоружения и переход к эффективному сотрудничеству между государствами в мире приобрел необратимый характер.

В России разработана и практически выполняется программа ликвидации тактических ядерных боеприпасов (ЯБП), которые в настоящее время находятся только на территории РФ. По взаимным обязательствам с США в настоящее время снято все тактическое ядерное оружие с надводных кораблей и подводных лодок, а также авиации ВМФ наземного базирования и размещено в местах централизованного хранения.

В соответствии с соглашением между Украиной и Россией более 1000 тактических ЯБП, выведенных с Украины, уничтожено. До 1995 г. должно быть ликвидировано около трети ЯБП для тактических комплексов морского базирования и авиации ВМФ, до 1996 г. - 50% ядерных боеголовок для зенитных ракет и 50% ядерных авиабомб для тактической авиации, до 1998 г. - все ядерные мины. К 2000 г. будут уничтожены ядерные боеголовки для принятых на вооружение трех типов тактических ракет и шести типов артиллерийских снарядов для систем калибра 152, 203, 240 мм.

Кроме того, прекращены программы разработки и производства всех типов ЯБП тактических ракет наземного базирования, ядерных артиллерийских снарядов и ядерных мин, разработки модифицированной ядерной ракеты малой дальности для тяжелых бомбардировщиков, производство и разработка ядерных крылатых ракет морского базирования большой дальности, крылатых ракет воздушного базирования большой дальности.

В области сокращения стратегических ядерных вооружений в соответствии с рамочной договоренностью между Россией и США о дальнейших сокращениях стратегических наступательных вооружений от 17 июля 1992 г. Россия будет иметь через семь лет после вступления в силу Договора о СНВ суммарный уровень боезарядов 3800-4250 ед., а к 2003 г. будут ликвидированы все МБР с РГЧ индивидуального наведения и суммарный уровень боезарядов составит 3000-3500 ед.

В дальнейшем, видимо, предстоит решать задачу полной ликвидации ядерного оружия во всем мире.

В дополнение к шагам по ликвидации ядерного оружия следует добавить, что Россия прекратила производство оружейного урана и принимаются меры по переработке его запасов в топливо для атомных электростанций. Осуществляется также объявленная в 1989 г. программа закрытия промышленных реакторов для наработки оружейного плутония. В частности, досрочно, в 1993 г. вместо 1995 г. по плану, остановлены 2 реактора, а в 1995-2000 гг.будут остановлены оставшиеся 3 реактора.

Вместе с тем ситуация с ядерным оружием на территории бывших республик СССР остается сложной. При подписании соглашений о создании СНГ не было, к сожалению, принято конкретных решений относительно судьбы ядерного оружия бывшего Советского Союза. В этих соглашениях упомянут лишь единый контроль за ядерным оружием, но не нашел отражения вопрос о праве собственности на это оружие.

В мае 1992 г. в Лиссабоне министрами иностранных дел России, Белоруссии, Казахстана, Украины и госсекретарем США был подписан протокол к советско-американскому Договору по СНВ, по которому Белоруссия, Казахстан и Украина стали равноправными участниками Договора и взяли на себя обязательства о присоединении к Договору о нераспространении в качестве неядерных государств. И если Белоруссия и Казахстан выполнили свои обязательства, потому что СНВ, имеющиеся на их территориях, находятся под юрисдикцией и контролем Министерства обороны Российской Федерации, то Украина де-факто стала ядерным государством.

Действительно, на территории Украины дислоцируется группировка стратегических наступательных вооружений, входившая ранее в состав стратегических ядерных сил Советского Союза. В составе этой группировки стационарные ракетные комплексы стратегического назначения, оснащенные межконтинентальными баллистическими ракетами с разделяющимися головными частями (СС-19и СС-24), и стратегические бомбардировщики, имеющие на вооружении низколетящие крылатые ракеты большой дальности в ядерном снаряжении.

В апреле 1992 г. руководство Украины приняло решение о включении в боевой состав своих вооруженных сил частей и подразделений ракетной и воздушной армий. В мае 1992 г. личный состав двух ядерно-технических частей воздушной армии, в которых размещено более 600 ядерных боеприпасов, принял украинскую присягу, что уже тоща практически привело к установлению полного контроля за этими боеприпасами только со стороны Украины, которая не заявляла о своем ядерном статусе, хотя уже тогда приобрела принципиальную возможность (учитывая, что украинскую присягу принял и летный состав бомбардировщиков) применить ядерное оружие. Сейчас эти авиационные боеприпасы, образно говоря, могут уже "гулять по белу свету", так как Украина не присоединилась к Договору о нераспространении (а самый крупный недостаток Лиссабонского Протокола состоит в том, что он не определил сроков присоединения), не брала на себя обязательств этого Договора, и, что еще важно, в августе 1993 г. были переподчинены Украиной последние российские ядерно-технические подразделения, которые осуществляли техническое руководство и контроль за эксплуатацией ядерных боеприпасов.

Стремление к обладанию ядерным оружием подтверждается и созданием Украиной новых штатных структур, в частности, так называемого Центра административного управления войсками стратегических ядерных сил Министерства обороны Украины.

Очень часто, по крайней мере в России, задают вопрос: может ли Украина самостоятельно применить ядерное оружие. В настоящее время все ракетные комплексы, стоящие на боевом дежурстве на территории Украины, находятся в системе центрального боевого управления стратегическими ядерными силами, и если рассматривать только технический аспект, то системы, позволяющей приостановить централизованный пуск ракетных комплексов и провести автономный пуск, Украина на данный момент не имеет. Без проведения определенных работ применение Украиной ядерного оружия РВСН невозможно, однако для проведения таких работ Украина обладает необходимой производственной базой, техническим персоналом и технологиями.

Крылатые ракеты хранятся без полетных заданий, которые были в свое время изъяты. В авиационных ядерных боеприпасах установлены кодоблокируюшие устройства, поэтому без специальных доработок применение их невозможно, но научно-технический потенциал Украины позволяет провести требуемые работы, причем в короткие сроки, тем более что за этими боеприпасами какой-либо контроль со стороны России отсутствует.

Конечно, применение ядерного оружия в нынешних условиях потепления международного климата маловероятно, но состояние с контролем и эксплуатацией ядерных боеприпасов на Украине не может не вызывать большого беспокойства. И вот почему.

Необходимым условием нормальной эксплуатации ядерных боеприпасов является функционирование системы обеспечения ядерной безопасности государств. Основные функции такой системы: безусловное выполнение жестко установленных мер и правил обращения с ядерным оружием, контроль центрального органа, полностью несущего ответственность за ядерную безопасность, систематические инспекции, проверки состояния дел и подготовки персонала, выборочные периодические проверки фактического состояния боеприпасов в процессе их хранения для принятия в случае необходимости мер по их доработке и устранению выявленных предпосылок к снижению показателей надежности и безопасности.

Указанная система сохранена и совершенствуется в России, являющейся международно признанным преемником СССР в области ядерного оружия и обладающей всеми необходимыми для этого компонентами ядерного оружейного комплекса. Это единственно приемлемая гарантия для международного сообщества, требуемая от страны, за которой признаны ее ядерный статус, ответственность за нераспространение ядерного оружия и недопущение ядерных инцидентов.

Вместе с тем Россия ни юридически, ни физически не может гарантировать безопасность ядерного боезапаса на территории Украины, фактически изолированного от действующего российского государственного ядерного оружейного комплекса. Ядерные боеприпасы и комплексы ядерного оружия в целом всегда являются источником потенциальной опасности при нарушении норм и правил обращения с ними ввиду возможности проявлений определенных физико-химических эффектов в процессе хранения и эксплуатации, а также случайных или нештатных ситуаций, практически неизбежных в любой сложной организационно-технической системе. Есть также вероятность несанкционированных или злоумышленных воздействий, для предотвращения которых также предусматривается комплекс специальных мер.

Результаты последней проверки российскими специалистами ядерного оружия на Украине в 1993 г., когда это еще было возможно, вызывают большое беспокойство. Прекратился систематический надзор и контроль российских разработчиков и изготовителей ядерных боеприпасов. Допущено сверхнормативное (в 6-8 раз) заполнение хранилищ ядерными боеприпасами, снятыми с боевого дежурства, что уже привело к возрастанию температуры и радиационного фона (до 3000 мкР/ч) в хранилищах ракетной дивизии, дислоцированной около г.Первомайска.

У большого количества составных частей ядерных боеприпасов истекли гарантийные сроки, и их в обязательном порядке необходимо менять из-за возможных нарушений в системах и возникновения взрывоопасной ситуации.

Подготовка и переподготовка специалистов в учебных центрах не проводится. Из-за отсутствия действенного контроля теоретические знания и практические навыки персонала существенно утрачены, что вызывает большое сомнение в умении качественно осуществлять работы. Практически полностью утрачены системное изучение, анализ и оценка технического состояния ядерных боеприпасов за пределами гарантийных сроков. Специальные аварийные команды из-за технической неоснащенности и отсутствия полигонной практики практически не готовы к выполнению задач по ликвидации последствий возможных аварий ядерных боеприпасов.

Комиссия, которая по просьбе украинского руководства работала в Первомайске в сентябре 1993 г. и в составе которой были главные конструкторы из Арзамаса-16, сделала вывод, что сложившаяся ситуация является недопустимой и требует немедленного разрешения.

Осознавая кризисную ситуацию по безопасности ядерного оружия, сложившуюся на Украине, и непредсказуемость последствий в случае несанкционированных действий и возможных аварий, необходимо подчеркнуть, что ядерное оружие на Украине сейчас представляет угрозу в первую очередь для самой Украины и для соседних с нею стран.

Правда, в ходе визита Б.Клинтона в Москву Л.Кравчук подписал документы о ядерном разоружении Украины. Но что скажет та же Верховная Рада? Ратифицирует ли? Пока неизвестно.

Бытует мнение, что от объявления оружия своей собственностью до реального обладания им в качестве ядерной державы - дистанция большого размера, что в ближайшие годы ядерные боеприпасы станут непригодными для применения и т.п. Однако аналитические расчеты российских ученых подтверждают способность Украины обеспечить воспроизводство к 2000 г. нескольких сотен ядерных боеприпасов взамен выходящих из строя по гарантийному сроку (в настоящее время ядерный потенциал Украины примерно в 1,5 раза превышает ядерный потенциал Великобритании, Франции и Китая вместе взятых).

Таким образом, под угрозой оказывается эффективность режима нераспространения ядерного оружия. Ставится под вопрос вступление в силу договоров СНВ-1 и СНВ-2, т.е. процесс реального разоружения. От того, как будут решены возникшие проблемы, могут зависеть судьба Договора о нераспространении ядерного оружия и темпы его продвижения в девяностые годы. Разрушение Договора о нераспространении ядерного оружия может изменить представление о коллективной безопасности, и многие страны станут связывать представление о национальной безопасности с наличием ядерного оружия.

* * *

История отпустила совсем немного времени для переосмысления происходящих ныне процессов и выработки кардинальных и взаимоприемлемых решений. Если к 1995 г. - моменту проведения конференции по продлению действия Договора о нераспространении ядерного оружия - такие решения не будут предложены, то со всей очевидностью возникнет совершенно реальная опасность разрушения Договора. А значит, судьба мира на Земле может быть снова поставлена на карту.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]